Напоминание

Совершенствование физического воспитания школьников на основе традиционных игр и праздников эвенков Южной Якутии


Автор: Мартынова Валентина Егоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: РС(Якутия) п.Хатастыр
Наименование материала: физическая культура
Тема: Совершенствование физического воспитания школьников на основе традиционных игр и праздников эвенков Южной Якутии
Раздел: полное образование





Назад




Совершенствование физического воспитания школьников на основе

традиционных игр и праздников эвенков Южной Якутии

Автор Мартынова Валентина Егоровна

преподаватель физического воспитания

МБОУ СОШ №20 с.Хатыстыр Алданского района

Республики Саха (Якутия)

Тел 89627338393

Адрес: 678930, РС (Я), Алданский район, с.Хатыстыр, ул. И.Т . Марфусалова, д.9, тел/ факс 8(41145)

61 – 402, email: tatkit ramler

Наши предки - эвенки большое внимание уделяли физическому развитию детей.

Этнические подвижные игры и состязания являются незаменимым средством воспитания.

В каждом

возрастном периоде развития детей имеют свою психолого-педагогическую

направленность.

Игры

детей

3

до

7

лет)

носит

подражательный

характер,

у

них

развиваются

навыки

ходьбы,

бега,

лазанья,

метания.

В

этот

период

воспитанием

занимается мать. Она изготовляла игрушки для игр, учила детей правилам игры с ними. С

помощью игр с самодельными игрушками дети не только развивались физически, но и

познавали семейный быт. С 7 лет происходило разделение детей на девочек и мальчиков. С

девочками занималась мать домашним хозяйством, а воспитание мальчиков переходило к

отцу семейства. У мальчиков

игры

становятся более разнообразными. Они играли в

стрельбу из лука, бегали, прыгали, подражая повадкам различных животных. С 12-14 лет

дети

самостоятельно

охотились

на

водоплавающую

дичь,

помогали

старшим

в

изготовлении

охотничьего

снаряжения,

в

связи

с

тем

их

игры

все

чаще

имеют

промысловую направленность. Родители устраивали с детьми игры и состязания, которые

были

нацелены

на

развитие

жизненно

важных

физических

качеств,

обучение

двигательным

навыкам

и

этике

поведения,

а

также

воспитание

нравственности,

сплоченности,

толерантности,

Обычно

весной

эвенки

проводили

родовые

сборы,

проводили игры и состязания по борьбе, стрельбе из лука, прыжкам в высоту через

натянутые

ременные

арканы.

По

сведениям

все

игры

и

состязания

начинались

и

заканчивались традиционными обрядами. Основу любой игры составляют жизненные

взгляды, народная мудрость, которые передаются из поколения в поколение.

Эвенками накоплен бесценный опыт выживания для существования в экстремальных

климатических

условиях.

Особое

место

в

нем

занимает

практика

национального

физического воспитания и, в частности, традиционные игры и состязания.

Национальные игры эвенков были основным средством приобщения детей к будущей

трудовой деятельности - охоте, оленеводству, рыболовству, ведению домашнего очага. В

настоящее

время

в

жизнь

эвенков

внедрились

современные

виды

спорта,

которые

способствуют сохранению ритмов жизнедеятельности народа, соответствует воспитанию

жизнестойкого промысловика и оленевода. Но стоит проблема приобщения и сохранения

традиционной

национальной

культуры.

Познавая

национальные

традиции,

обряды,

обычаи

и

национальные

игры

ребенок

становится

хранителем

самобытности.

Неподдельный интерес к прошлому не только расширяет круг познаний в этой области, но

и развивает с малых лет чувство ответственности.

Целью данной работы является приобщение детей к систематическим занятиям

физической

культурой

и

спортом,

через

организацию

национального

спортивного

праздника «Нэлкини Эмэрэн», который основан на традиционных играх и состязаниях.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Укрепление здоровья средствами физического воспитания

Развитие двигательных качеств и навыков

Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни

Формирование знаний об играх народов Якутии

Применение

национальных

игр

в

учебно-воспитательном

процессе

позволяют

реализовать:

подготовку здоровых и устойчивых к суровым климатическим условиям людей;

систему организации и правил проведения занятий;

воспитание

подрастающего

поколения

в

соответствии

с

дидактическими

принципами.

формирование

народной

методики

физического

воспитания

и

занятий

традиционными физическими упражнениями

подготовку спортсменов высокого класса по северному многоборью

Спортивный праздник «Нэлкини эмэрэн», что в переводе с эвенкийского языка

означает встреча весны, стал одной из форм внеклассной работы

В нашей школе с 1992 года проводится спортивный праздник «НЭЛКИНИ ЭМЭРЭН»,

с 2000 года к нам присоединились пять команд национальных школ Южно – Якутского

района: МБОУ СОШ № 37 – с.Угоян, МБОУ СОШ № 7 – с. Кутана (школы из Алданского

района). Государственная экспериментальная школа – интернат «Арктика» (г. Нерюнгри) и

школа

имени

Василевич

с.Иенгра

(школы

из

Нерюнгринского

района).

Открытие

праздника

«Нэлкини

Эмэрэн»

начинается

с

презентаций

школ

и

визиток

команд,

концертом

художественной

самодеятельности,

с

оформлением

выставок

прикладного

искусства, фотомонтажа, вывешиваются рисунки и сочинения на тему: «Я и мой мир», с

обряда «очищение огнём» участников и гостей соревнований, также с завязыванием

«салама» для удачи и здоровья. Во время спортивных состязаний спортсмены показывают

физические

качества

в

метании

маута,

прыжках

через

нарты,

«тыевун»,

борьбе

«Хапсагай», стрельбе из пневматического оружья, северном тройном прыжке, «вертушке»,

таёжной эстафете и в беге на охотничьих лыжах. Также проводится конкурс «Дэвелчэн»

где

участники

показывают

знание

родного

языка

и

знание

«Би

агини

бэен»

-

в

определении следов зверей и видов шкур зверя, а также демонстрируют

ловкость и

сноровку в резании стружек для разжигания костра, где закладываются основы здоровья,

развиваются физические качества, совершенствуются двигательные умения и навыки,

формируются морально-волевые качества.

Для того, чтобы эффективно использовать национальные игры в традиционном

физическом

воспитании,

созданы

этнопедагогические

условия:

Первое

условие

использование национальных игр – это реализация в педагогическом процессе носителей

традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к

другому.

Традиция

как

бы

организует

связь

поколений,

на

них

держится

духовно

нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно

на традициях. Чем многообразии традиции, тем духовно богаче народ. У нас в Хатыстыре,

традиционно,

проводится

слет

оленеводов,

неотъемлемой

частью,

которых

являются:

гонки на оленьих упряжках, гонки верхом на оленях, гонки на охотничьих лыжах, лазанье

по обледеневшему столбу с доставанием унтов,

борьба (хапсагай) на снегу. В этих

состязаниях

активное

участие

принимают

и

школьники.

Для

них

специально

разыгрываются призы по национальным видам спорта. Второе условие – применение

адекватной

традиционной

символики,

атрибутики

(игрушек,

инвентаря,

спортивного

оборудования для игр и состязаний), сопровождающих проведение игр и соблюдение

традиционных обрядов. Инвентарь для игр изготовляется детьми (нарты, палки, макеты

зверей, рисунки - следы зверей и т. д.).

Благодаря представителям старшего поколения – носителей народных традиций, описаны

и включены в программу школьного спортивного праздника «Нэлкини Эмэрэн»: такие

новые эвенкийские упражнения, которые применяются в соревнованиях по северному

многоборью:

Перетягивание палки по-эвенкийски

«Тыевун»

Установка охотничьей палатки

Разжигание костра

Три по три

Стружка лучинок

Под звуки парадного марша колонны юных спортсменов выходят на торжественную

линейку.

Начинается

церемония

открытия

праздника

«Нэлкини

Эмэрэн».

Из

каждой

команды выходят те участники, кому доверено нести спортивный флаг – синее полотнище,

на котором нарисована «девочка севера» – символ северной красоты.

Парад,

подъем

флага,

вся

торжественная

обстановка

способствуют

нравственному

становлению

участников,

возмужанию,

осознанию

сопричастности

к

спортивному

движению. С приветственным словом к участникам обращаются директор школы, гости,

родители и учителя. Затем наступает самый волнующий и красочный момент открытия

игр – обряд «очищения духа». Все участники проходят через ворота. Каждого очищают

дымом подожженного багульника и желают самого крепкого здоровья, успехов в учебе,

высоких результатов в спортивных состязаниях и победы в предстоящих играх.

После обряда заводят хороводы. На этом заканчивается церемония открытия праздника.

Дается старт и начинаются состязания. Спор на играх разгорается по-настоящему жаркий

и на состязаниях царят одновременно и дух соперничества, и дружбы.

В программу праздника «Нэлкини эмэрэн» включены следующие виды:

- северное многоборье: северный тройной прыжок, бег с шестом, метание аркана, метание

топора, прыжки через нарты;

- игры единоборства: перетягивание замкнутой веревки, вертушка, тыевун, водопой. Здесь

выявляется самый сильный и ему присваивается звание «Мистер Сонинг»;

- массовые игры: перетягивание палки по-эвенкийски, установка палатки, разжигание

костра, таежная эстафета;

- культурные мероприятия: концерты, конкурсы, хороводные песни, выставки спортивных

достижений и прикладного искусства;

- виды спорта: бег по глубокому снегу, бег на охотничьих лыжах, мас-рестлинг, хапсагай.

Наиболее

красочным

украшением

праздника

являются

таежная

эстафета

и

конкурс

«Мистер Сонинг».

Таежная эстафета состоит из семи этапов. Состав команды: 8 юношей. У всех на ногах

обута эвенкийские унты -(емчюра)

Эстафетная палочка – «Нээмэ»

I этап – у первого участника на спине нээмэ, выполняет метание аркана в цель (попавший

в цель бежит до следующего этапа, а непопавший бежит до стойки, оббегает, затем

продолжает свой этап – передает нээмэ)

II этап – бег на охотничьих лыжах – передача нээмэ

III этап – бег с шестом – передача нээмэ

IV этап -2 участника везут на охотничьих санках груз (мешок со льдом 50 кг) – передача

нээмэ

V этап – бег с мешком на спине, где имеется 25 кг. снега – передача нээмэ

VI этап – бег держа в руках охотничьи лыжи, затем на лыжах - передача нээмэ

VII этап – бег на спине нээмэ, рюкзак (в рюкзаке – спички, полено и охотничий нож в

ножнах) бежит до финиша и стругает с полена стружки и

разжигает костёр. Здесь

участники борются за каждый метр, за каждую долю секунды. Одним словом сражаются

за победу до конца, стремясь не только к чемпионскому званию, но и к новому рекорду.

Команда-победитель определяется по сумме очков, набранных членами команды. Она

награждается переходящим кубком и специальным призом. Также принято награждать

активистов, организаторов праздника, физоргов, капитанов команд.

Такие праздники надолго запоминаются детям, потому что их тематика и содержание

способствуют

не

только

физическому,

но

и

всестороннему

гармоничному

развитию

подрастающего поколения.

Заключение:

В системе работы в приобщении детей к процессу развития национальной культуры

прочное место занимают уроки физического воспитания, внеклассные тренировочные

занятия и традиционные спортивные праздники.

Спортивные праздники основанные на традициях предков привлекают детей своим

содержанием. Результатом работы являются:

1) систематические занятия физической культурой,

2) расширение круга двигательных умений и навыков

3) проявление большей активности, самостоятельности, инициативности.

4) подготовка мест проведения соревнований, атрибутов и спортинвентаря

4) подведение итогов деятельности учителей, родительского комитета.

5) за годы проведения «Нэлкини Эмэрэн» добились отличных результатов следующие

школьники:

Константинов Николай выпускник – 2009 года, выполнил норматив мастера спорта по

северному многоборью (2010г.).

Авелов Артур ученик 11 класса. к.м.с. (2017г.), чемпион Игр Манчары в беге на 3000м. (г.

Вилюйск, июнь 2017г. г Якутск, сентябрь 2017г. ).

Павлова Диана ученица 9 класса – к.м.с. (г. Вилюйск, июнь 2017г. г Якутск, сентябрь

2017г. )

Таким образом внедрение в учебно-воспитательный процесс традиционных игр народов,

состязаний и национальных видов спорта способствуют повышению физической

подготовленности учеников, совершенствованию двигательных умений и навыков,

формированию здорового образа жизни.

Список литературы

Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры малых народностей Севера//Сборник музея антропологии

и этнографии АН СССР. - М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. II, с. 237 - 254.

Василевич Г. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927, № 1, с. 31 - 34.

Анисимов А. Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л., 1936.

Кочнев В. П. Традиционные игры и национальные виды спорта коренных народов Якутии

в современной системе физического воспитания: Дис. … д-ра пед. наук. Якутск, 1998.

Максимова О.А., Эвенкийские игры и состязания для учащихся национальной школы

коренных народов Республики Саха (Якутия): учебное пособие/О.А. Максимова. – Якутск:

Изд-во ЯГУ, 2007. – 76 с.

О себе

Нас зовут Оскар Павлов и Витя Яковлев. Родились мы в селе Хатыстыр, который

расположен на большой и красивой реке Алдан. Учимся в одиннадцатом классе средней

школы №20.

Нашу учительницу по физкультуре зовут Валентина Егоровна. Она целеустремленная и

доброжелательная. Валентина Егоровна научила нас не только бегать, прыгать и метать, но

дорожить друзьями, помогать тем, которые нуждаются в помощи и добиваться в спорте

поставленной цели. Многими своими

успехами мы благодарны своей учительнице и

нашим родителям!

У нас есть хобби, которыми мы хотим поделиться с вами: учимся мы на «хорошо»,

занимаемся секции баскетбол и Северное многоборье. За 2010 – 2011 и 2011 – 2012

учебные годы наша школьная команда по баскетболу становилась чемпионом Алданского

района. По северному многоборью по региональной Спартакиаде школьников Южной

Якутии наша школа занимает последние два года II место, где мы принимаем активное

участие. Любим осенью

собирать грибы, бруснику, а также порыбачить, поохотиться.

Любим зимой кататься на лыжах, а летом купаться в реке. Мы живем по соседству, с

малых лет дружим и вместе решили провести исследовательскую работу и поучаствовать в

конкурсе.

Наш жизненный девиз: “Гореть, а не тлеть...

Да здравствует пламя жизни!”.

Мы провели исследование – анкетирование и опрос среди учащихся нашего класса и

группы студентов, недавних учащихся нашей школы. Контингент опрашиваемых

подразделялся на две группы, нас - 22 человека, студентов – 9 человек, предложили им 2

проблемы, которые считаем важными. Требовалось ответить на 2 вопроса:

1. Как сделать так, чтобы расти здоровым?

2.Нравится ли проведение спортивного национального праздника, «Нэлкини эмэрэн»?

По первому вопросу анкеты приоритет отдан в ведении здорового образа жизни. 100%

учащихся выбрали проблему сохранения своего здоровья. В наше время очень мало

внимания уделяется здоровью. В рекламе по телевидению говорят о медицинских

препаратах, но это лекарства. А как сделать так, чтобы лекарства не понадобились? Чтобы

ответить на этот вопрос, мы собрали материалы, как важно вести закаливание организма

и соблюдать личную гигиену. Каждый должен беречь и заботиться о своем здоровье.

Чтобы расти здоровым, надо систематически заниматься физической культурой и

спортом. Единодушно проявилось в предпочтении ответа «Нравится ли проведение

спортивного национального праздника, «Нэлкини эмэрэн»? У всех выразилось желание

традиционно провести этот праздник, как всегда, ежегодно.

Проводимые спортивный праздник «Нэлкини эмэрэн» основанные на традиционных

играх и северного многоборья нас очень волнует, поэтому для исследования мы выбрали

именно его.

История наших предков

Общение с

природой

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Закаливание и личная гигиена

Праздники «Нэлкини Эмэрэн», «Бултлон»

Несколько слов о закаливании

Человек, пользующийся благами цивилизации, становится все более утонченным, его

естественные

защитные механизмы

работают

все

слабее

и

слабее.

Комфортабельное

жилище,

теплая

одежда

снижают

приспособляемость

организма

к

изменениям

температуры и влажности. Избежать этого можно только с помощью систематического

закаливания,

благодаря

которому

нервная

система

начинает

быстрее

реагировать

на

изменения

окружающей среды.

Закаленные

люди

более

устойчивы

не

только

к

так

называемым простудным заболеваниям, но и к различным инфекционным болезням, так

как

закаливание

способствует

развитию

защитных

сил

организма.

Закаливание

необходимо

проводить

регулярно.

Люди

по-разному

реагируют

на

различные

раздражители,

такие,

как

ветер,

солнце,

холодная

вода.

По

мере

систематически

проводимых

процедур

закаливания

организм постепенно

перестраивается

и

приспосабливается

к

сильным

раздражителям.

Однако

устойчивую

реакцию

можно

сохранить, только продолжая закаливание. Начинать следует со слабых раздражителей,

постепенно увеличивая интенсивность процедур до тех пор, пока организм достаточно

хорошо их переносит. Особенно осторожными следует быть людям старшего возраста или

восстанавливающим

свои

силы

после

болезни.

Они

перед

началом

закаливания

обязательно должны посоветоваться с врачом. Закаливание лучше всего начинать летом с

воздушных ванн при теплой погоде. Затем постепенно можно переходить к воздушным

ваннам при более низких температурах. Воздушные ванны целесообразно совмещать с

гимнастическими упражнениями, пробежками и спортивными играми. Холодные души и

обтирания надо начинать с воды комнатной температуры, постепенно снижая ее. Через 3

—4 дня предварительной подготовки, в зависимости от индивидуальных особенностей,

состояния здоровья и возраста, можно приступать к солнечным ваннам и купанию в море,

озере или бассейне. При купании в открытых водоемах необходимо помнить, что нельзя

входить в воду сильно разгоряченным,

вначале нужно остыть. Резкая смена температуры

уменьшает сопротивляемость организма действию болезнетворных бактерий. Особенно

она опасна для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того,

резкая

смена

температуры

способствует

возникновению

вирусных

заболеваний,

проявляющихся в виде высыпаний на губах и лице. Вспомните, как часто на взморье или

н а реке встречаются люди, обсыпанные «лихорадка - ми».

Перед купанием в бассейне

следует ополоснуться под душем, лучше всего с головой, вначале теплой, а затем более

холодной водой (регулируя, таким образом, кровоток). После бассейна также необходимо

ополоснуться под душем, чтобы смыть с тела хлорированную воду и тем самым избежать

ее раздражающего действия на кожу. Купание в море или реке нужно начинать с посте-

пенного погружения в воду, ополоснув вначале руки, ноги и туловище. Время купания

зависит от температуры воды и индивидуальных особенностей организма. Пребывание в

холодной воде (16—19°С) следует ограничить 3—5 минутами. При появлении ощущения

холода, дрожжи и посинения кожи необходимо быстро выйти из воды, сильно растереться

полотенцем, надеть пляжный халат или укрыться простыней и немного побегать. Люди,

хорошо

плавающие

и

закаленные,

могут

продлить

время

пребывания

в

воде,

предварительно смазав тело жирным кремом, который в какой-то мере предохраняет от

воздействия холода. Морские купания характеризуются целым комплексом факторов,

положительно

влияющих

на

организм

человека.

Среди

них

следует

отметить

растворенные

в

воде

соли,

волны,

действующие

на

кожу

и

мышцы

как

массаж,

распыленную в воздухе морскую воду, в виде аэрозоля воздействующую на дыхательные

пути.

Незаменимым лекарством при таких заболеваниям кожи, как угри, нарывы или

себорея, является солнце.

После летней подготовки необходимо продолжить закаливание осенью. Среди дальнейших

закаливающих мероприятий следует отметить обтирание тела холодной водой или холодный

душ, сон и гимнастику при открытых окнах. Очень полезны также ежедневные прогулки,

невзирая на погоду.

Зимой, так же как и осенью, продолжают холодные обтирания или душ. Гимнастику

необходимо делать при открытом окне. Длительность прогулок и пребывание на свежем

воздухе колеблется в зависимости от погоды.

Если

вы

выдержите

эту

программу

до

весны,

то

наверняка почувствуете результаты

закаливания: улучшился сон, исчезли головные боли, повысилась работоспособность.

Стоит вспомнить о частых жалобах на «весеннюю утомляемость». Чем же она вызывается?

Плохое

самочувствие,

усталость,

сонливость,

возникающие

в

весенний

период,

в

значительной

степени

определяются

динамикой

атмосферных

явлений,

резкими

из-

менениями давления и колебаниями температуры. Определенную роль в этом может также

сыграть некоторая кислородная недостаточность, связанная с длительным пребыванием в

плохо проветренном или прокуренном помещении.

Утверждение, что единственной причиной утомляемости является недостаток витаминов, не

совсем справедливо, если питание организовано правильно. Естественно, что полноценное

питание имеет очень большое значение, но для того чтобы хорошо себя чувствовать весной,

не следует забывать и о регулярных длительных прогулках, а также об отдыхе в течение

дня. Помимо этого, нужно строго соблюдать режим сна.

В весеннее межсезонье очень неплохо «попить травки». Для всех полезен отвар шиповника,

содержащий много витаминов (С, А и Р) и минеральных солей. К нему можно добавлять

отвар плодов боярышника, это благотворно влияет на сердечную деятельность.

При отеках ног, вызванных длительным стоянием, полезен березовый сок либо отвар из

листьев березы, имеющие выраженное тонизирующее действие. Излишнюю ферментативную

активность желудочно-кишечного тракта (вздутие живота) понижает отвар ромашки или

мяты, а при повышенной кислотности рекомендуем отвар алтейного корня.

При

легких

расстройствах

желудка

очень

хорошо

помогает

отвар

или

сок

зверобоя,

смешанный с настоем ромашки.

Помимо

указанных

выше

лечебных

чаев,

можно

еще

рекомендовать

бурачный,

л е к а р с т в е н н ы й ,

б о г а т ы й

м а гн и е м

и

м а р г а н ц е м .

Очень важно вести здоровый образ жизни, беречь и заботиться о своем здоровье через

движения и спорт. Всегда одеваться по погоде.



В раздел образования