Напоминание

Формирование универсальных учебных действий как условие самореализации личности обучающихся начальных классов МАОУ "Гимназия (английская)"


Автор: Кузнецова Светлана Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан, Магаданская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий как условие самореализации личности обучающихся начальных классов МАОУ "Гимназия (английская)"
Раздел: начальное образование





Назад




Российская Федерация

Управление образования мэрии города Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (английская)»

685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 44 А, тел. (4132) 62-47-80, e-mail: enggym@mail

Кузнецова С.Н.,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Гимназия (английская)»

«Формирование универсальных учебных действий

как условие самореализации личности

обучающихся начальных классов

МАОУ «Гимназия (английская)»

Развитие человеческого фактора, формирование творчески активной

личности

выступает

как

одно

из

условий

дальнейшего

общественного

прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится

задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно

оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с

интересами окружающих его людей.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является

воспитание

в

детях

самостоятельности

в

принятии

решений,

целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности

к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Учебный

процесс

должен

максимально

спо собствовать

самореализации

личности

школьника,

поэтому

основной

задачей

внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является

формирование

универсальных

учебных

действий

как

условия

самореализации личности обучающихся.

В

структуре

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

(далее

ООП)

предусмотрена

междисциплинарная

программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у

обучающихся,

реализация

которой

должна

обеспечить

достижение

планируемых личностных и метапредметных результатов. Требования к

результатам

сформулированы

в

федеральном

го сударственном

образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС

НОО), утвержденном приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования».

У У Д

с п о с о б н о с т ь

с у б ъ е к т а

к

с а м о р а з в и т и ю

и

самосовершенствованию

путём

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта;

совокупность

действий

учащегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

компетентность,

толерантность,

способность

к

самостоятельному

усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Как уже было сказано ранее, основной задачей внедрения новых

образовательных стандартов в начальной школе является формирование

универсальных учебных действий. Наиболее эффективно осуществление

этого

процесса

происходит

с

использованием

инновационных

педагогических технологий.

Четвёртый год наше образовательное учреждение работает по ФГОС

НОО. Мы не были первопроходцами в этом вопросе, однако надеемся, что

опыт

учителей

начальной

школы

гимназии

(по

использованию

инновационных

педагогических

технологий)

будет

полезен

и

вам,

уважаемые коллеги.

В начальных классах гимназии работает 9 педагогов, у каждого из

которых есть свой почерк, свои профессиональные пристрастия. У кого –

то лучше получается применение технологии проблемного обучения, у

кого – то технологии уровневой дифференциации и.т.д.

Остановлюсь на педагогических технологиях и подходах в учебно –

воспитательном процессе, которые активно применяют учителя начальных

классов

в

своей

работе

для

успешного

формирования

готовности

к

совместному

творческому

интеллектуальному

труду

и

самореализации

личности

обучающихся.

Это

технология

развивающего

обучения,

технология

постановки

проблемной

ситуации,

проектная

технология,

игровая

технология,

групповая

технология,

деятельностный

подход,

компетентностный

подход,

технология

уровневой

дифференциации

и

многие другие.

Так, учитель Кононенко Н.С. успешно применяет в своей практике

технологию проблемного обучения, когда создание проблемной ситуации

побуждает учащихся находить новые способы объяснения того или другого

явления,

понятия.

Проблемная

ситуация

помогает

педагогу

вызвать

познавательную

потребность

учащегося,

дать

ему

необходимую

направленность

мысли

и

тем

самым

создать

внутренние

условия

для

усвоения

нового

материала

и

формирования

таких

УУД,

как

познавательные, личностные, регулятивные УУД.

Мастером

в

использовании

технологии

интеграции

предметов

является учитель начальных классов Вронская О.Ю., которая использует

этот приём для расширения кругозора учащихся и создания условий для

самореализации личности учащихся.

У

неё

удачно

получается

интеграция

таких

предметов,

как,

например, урок литературного чтения и изобразительного искусства, тема:

«Осень

в

лесу.

Буквы

О,

о.

Рисунок

«Осеннее

дерево»

(рисование

акварелью,

ватными

палочками)».

Урок

окружающего

мира

и

художественного труда, тема: «Аквариумные рыбки. Оригами «Рыбка».

Создание

комплексной

работы

«Аквариум».

Математика

и

технология,

тема: «Сантиметр. Разноцветные полоски из бумаги. Создание проекта

«Разноцветный заборчик». Это копилка ярких творческих находок учителя.

Несколько лет учитель английского языка – Иванова Н.Ю., и учитель

начальных

классов

Вронская

О.Ю.,

работают

над

созданием

и

воплощением

интегрированных

уроков

как

условия

самореализации

личности

обучающихся.

У

учителей

имеется

опыт

интеграции

уроков

английского языка с такими предметами, как математика, русский язык,

чтение,

окружающий

мир,

технология.

07.10.2014

г.

в

рамках

практического семинара по теме «Современный урок в рамках нового

образовательного стандарта» учителя обобщили опыт работы по данному

направлению на городском уровне.

Инновационный

поиск

новых

технологий

обучения

приводит

педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые,

игровые, ролевые, практико – ориентированные, проблемные, личностно –

ориентированные, рефлексивные и прочие технологии и методы обучения.

Ведущее

место

среди

таких

методов

принадлежит

сегодня

методу

проектов, который активно используют все учителя начальных классов

гимназии. Так, в 2013 – 2014 учебном году, учителями были реализованы

различные

проекты.

Достаточно

перечислить

некоторые

из

них:

«Моя

малая

Родина»,

«Моя

семья»,

«Моя

любимая

игрушка»,

«Числа

в

пословицах», «О чём может рассказать библиотека», «Заглянем в кладовые

земли», «Праздничный стол», «Азбука зверей», «Математические сказки»,

«Богатства, отданные людям», «Жила – была упрямая задача», «Жизнь и

творчество

великих

художников»,

«Сочиняем

волшебную

сказку»,

«Дорожная

азбука»,

«Берегите

природу»,

«Животные

и

растения

Магаданской области». Это лишь малый перечень проектов, реализуемых

учителями

начальной

школы

гимназии.

Есть

долгосрочные

проекты,

к

реализации которых привлекаются родители учащихся. Совместная работа

подобного

рода

сближает

учителей

и

родительскую

общественность,

вносит разнообразие в сотрудничество гимназии и семьи. Такого рода

уроки

нравятся

детям,

потому

что

проектная

деятельность

приносит

удовлетворение

результатом

проекта,

вызывает

у

них

стойкий

познавательный интерес, имеет воспитательную направленность, создаёт

условия для самореализации личности учащихся, формирует такие УУД,

как познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Говоря

о

методе

проектов,

который

реализуют

все

участники

образовательного процесса,

не могу не сказать о творческом проекте авторского коллектива

учителей начальных классов. Так, учителя начальных классов разработали

авторскую программу факультативного курса «С чего начинается Родина».

В мае 2014 года программа была признана лучшей на I региональном этапе

Всероссийского

конкурса

«За

нравственный

подвиг

учителя»,

стала

победителем

в

номинации

«За

организацию

духовно

нравственного

во спитания

в

рамках

образовательного

учреждения»

на

I I

межрегиональном этапе конкурса и направлена на Всероссийский этап.

Мы не можем останавливаться на достигнутом. Нам надо видеть каким

образом наш проект будет востребован педагогической общественностью

города, и сейчас мы готовим материал к публикации на областном уровне

на базе ИПК ПК.

Также

методическое

объединение

учителей

начальных

классов

приступило к разработке сборника задач по математике для учащихся 1 – 4

классов

по

региональной

тематике,

что

тоже

является

проектной

деятельностью.

Наряду с традиционными задачами учителей начальной школы -

научить читать, писать, существует не менее важная - обучить способам

учебной деятельности, т.е. научить ребёнка работать с информацией, уметь

самостоятельно,

активно

действовать,

принимать

решения,

гибко

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для реализации этих

целей возникает необходимость применения в практике работы учителя

начальных

классов

информационно

коммуникационных

технологий.

Учителя начальных классов гимназии все, без исключения, используют

средства ИКТ.

В начальной школе гимназии 7 кабинетов, которые укомплектованы

всем

необходимым

оборудованием

для

осуществления

учебно

воспитательного процесса в соответствии с ФГОС.

Во всех кабинетах

начальных

классов

имеется

мультимедийное

оборудование,

ксероксы,

сканеры, принтеры, телевизоры, музыкальные центры. Во всех кабинетах,

кроме двух, установлены интерактивные доски. В отдельных кабинетах

компьютеры

оснащены

документ

камерами,

имеются

цифровые

микроскопы, есть комплект ноутбуков на класс. Внедрение ИКТ в практику

работы

учителей

начальных

классов

стало

повсеместным

и

осуществляется по следующим направлениям:

1.Создание презентаций к урокам. Так, учитель Кононенко Н.С.

разработала презентации ко всем предметам за 1 – 2 классы. Все учителя

систематически

разрабатывают

интересные

презентации

к

урокам

и

внеклассным мероприятиям.

2. Работа с ресурсами Интернет (учителя активно используют

ресурсы Интернет для подготовки к урочной и внеурочной деятельности,

для

проведения

Онлайн

олимпиад,

Всероссийских

Интернет

конкурсов).

Например:

«Зелёная

математика»,

«Эрудиты

планеты»,

«Познание и творчество», «Снейл», «Интеллект – экспресс», в которых

ученики

начальных

классов

гимназии

принимают

участие

с

большим

интересом,

занимая

призовые

места

(результаты

вы

можете

видеть

на

экране).

Результаты участия детей начальных классов в Интернет – конкурсах

2013 – 2014 учебного года:

п/п

Название

конкурса

Количество

участников

Результат

участия

(указаны

только 1 места)

Ф.И.О. педагога,

организовавшего участие

1.

«Зелёная

математика»

76

1 место по РФ –

1 ученик,

1 место по

региону – 4

ученика,

1 место по

гимназии – 15

учеников

Алтынбаева Эльмира

Рафкатовна

Казакова Людмила

Алексеевна

Фёдорова Анастасия

Геннадьевна

2.

«Эрудиты

планеты»

60

1 место по РФ –

4 ученика,

1 место по

региону – 12

учеников,

1 место по

гимназии – 22

ученика

Алтынбаева Эльмира

Рафкатовна

Вронская Оксана Юрьевна

Кононенко Наталия

Сергеевна

Трифоненко Вита Алексеевна

3.

«Познание и

творчество»

24

1 место по РФ –

2 ученика,

1 место по

региону – 8

учеников,

1 место по

гимназии – 11

учеников

Кононенко Наталия

Сергеевна

Алтынбаева Эльмира

Рафкатовна

Вронская Оксана Юрьевна

Военкова Ирина Анатольевна

4.

«Снейл»

37

1 место по РФ –

6 учеников,

1 место по

региону – 12

учеников,

1 место по

гимназии – 15

Вронская Оксана Юрьевна

Кононенко Наталия

Сергеевна

Алтынбаева Эльмира

Рафкатовна

Трифоненко Вита Алексеевна

учеников

5.

«Интеллект –

экспресс»

68

1 место по РФ –

6 учеников,

1 место по

региону – 12

учеников,

1 место по

гимназии – 15

учеников

Казакова Людмила

Алексеевна

Кононенко Наталия

Сергеевна

Вронская Оксана Юрьевна

Ткаченко Валентина

Алексеевна

3.

Использование

готовых

обучающих

программ

(всеми

учителями

начальных

классов

используется

коллекция

электронных

приложений к урокам русского языка, математики, окружающего мира,

литературного чтения, технологии, изобразительного искусства). Уроки с

использованием

ИКТ

являются

одним

из

самых

важных

результатов

инновационной работы в школе.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в

области

коммуникации:

умение

собирать

факты,

их

сопоставлять,

организовывать,

выражать

свои

мысли

на

бумаге

и

устно,

логически

рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что – то новое,

делать выбор и принимать решения.

Можно

сделать

вывод,

что

внедрение

новых

информационных

технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной

форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся,

развивает

их

индивидуальные

способности,

создаёт

условия

для

самореализации личности учащихся.

Анализ

концепции

формирования

УУД

(А.Г.

Асмолов,

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская,

О.А.

Карабанова,

Н.Г.

Салмина

и

С.В.

Молчанов)

и

практики

учителей

начальной

школы

гимназии

позволил

выявить условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования

УУД у обучающихся начальной школы.

Педагогические

условия

формирования

УУД

у

обучающихся

начальной школы – это совокупность необходимых и достаточных мер,

обеспечивающих эффективность процесса формирования УУД у младших

школьников.

Данные

условия

должны

реализовываться

системно,

комплексно, т.к. они взаимозависимы, между ними неразрывные связи.

Со следующего года учащиеся и учителя основной школы переходят

на

ФГОС

второго

поколения

и

у

учителей

помимо

формирования

предметных знаний, умений и навыков будет стоять первостепенная задача

формирования УУД. И каждый учитель, работающий в основной школе,

при создании рабочих программ может в полной мере рассчитывать на тот

опыт, который накоплен учителями начальной школы.

Комплекс

педагогических

условий

для

формирования

УУД

у

обучающихся включает в себя:

ценностную

ориентацию

обучающихся

на

достижение

результатов учебной деятельности, ориентацию на достижение успеха;

организацию

учебных

ситуаций

по

решению

учебно

познавательных и учебно – практических задач;

использование

дидактических

ресурсов,

оптимизирующих

процесс формирования УУД и способствующих его эффективности.

И

об

эффективности

деятельности

учителя

можно

судить

по

наличию и использованию на учебных занятиях данного комплекса. А

показателем

результативности

деятельности

педагога

выступает

положительная

динамика

сформированности

УУД

у

обучающихся.

Необходимо не только знать, но и максимально использовать возможности

современных

развивающих

технологий

обучения,

что

обеспечит

формирование таких базовых компетентностей современного школьника,

как:

-

информационной

(умение

искать,

преобразовывать,

применять

информацию для решения проблем).

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими

людьми).

-

компетенцию

самоорганизации

(умение

ставить

ц е л и ,

планировать,

ответственно

относиться

к

своему

здоровью,

полноценно

использовать личностные ресурсы).

- и самообразования (готовность конструировать и осуществлять

собственную

образовательную

траекторию

на

протяжении

всей

жизни,

обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Если

мы

говорим

об информационной компетенции, то следует

отметить,

что

показателем

успешности

развития

данной

базовой

компетенции являются:

победа

гимназистов

7

февраля

2014

года

в

V

городской

научной

конференции

учащихся

начальных

классов

общеобразовательных

учреждений

города

Магадана

(из

четырёх возможных участников от ОУ работы всех четырёх

признаны лучшими). Это работы следующих ребят:

-

Попова

Андрея,

класс,

секция

«Психология»,

тема

исследования «Что скрывается за строчками», руководитель

проекта Кононенко Наталия Сергеевна;

- Цепелева Александра, 3Б класс, секция «Математика», тема

исследования

«Сколько

весит

здоровье

школьника?»,

руководитель проекта Кононенко Наталия Сергеевна;

- Колчакова Захара, 4А класс, секция «Биология и экология»,

тема

исследования

«Исследование

снега

на

общую

химическую

биотоксичность

методом

биотестирования»,

руководитель проекта Фёдорова Анастасия Геннадьевна;

- Глазыриной Анны, 4Б класс, секция «Социология», тема

исследования

«Взаимосвязь

имени,

профессии

и

сферы

деятельности

человека»,

руководитель

проекта

Вронская

Оксана Юрьевна;

22 - 23 мая 2014 года ученики начальных классов, в количестве

10

участников,

принимали

участие

в

конкурсе

выставке

научных работ школьников Магаданской области «Будущее

нач ина е т с я

с е год ня »

в

ра мка х V

межрегиональной

конференции молодых учёных «Научная молодёжь Северо –

Востоку России». Результатом участия стала победа ученика

класса

Бидоленко

Богдана,

тема

исследования

«Исследование

качества

молока,

поступающего

в

торговые

сети города Магадана, в домашних условиях», руководитель

проекта Алтынбаева Эльмира Рафкатовна.

Говоря о формировании коммуникативной компетенции, следует

отметить, что мы эффективно работаем в этом направлении. Периодически

на

базе

нашей

гимназии

проходят

конкурсы

«Педагог

года»,

«Самый

классный

классный»,

городские

и

областные

семинары,

стажёрские

площадки и др. Все участники перечисленных мероприятий единодушны

в оценке работы наших ребят, говоря, что наши дети отлично работают на

открытых уроках, дают полные, развёрнутые ответы, коммуникабельны,

открыты, грамотно ведут дискуссию. В плане развития коммуникативной

компетенции

показательны

и

результаты

участия

детей

в

конкурсе

«Лучший ученик начальных классов гимназии

- 2014 года». В финал

конкурса вышли по 5 – 6 учащихся от класса, что составило 65 учащихся

начальных классов гимназии, среди которых были определены победители

и

призёры.

Если

говорить

о

конкурсе

в

двух

словах,

то

хотелось

бы

отметить огромную работу педагогов, подготовивших финалистов. Ребятам

нужно было пройти сложнейшие испытания в 1 и 2 туре конкурса, прежде

чем

выйти

в

финал

и

достойно

представить

себя,

презентовав

компетентному

жюри

интерактивные

проекты

на

тему

«Мир

моих

увлечений». Все члены жюри отметили высокий уровень выступлений

младших школьников.

Говоря

о

формировании

компетенции

самоорганизации,

следует

отметить, что на протяжении нескольких лет в гимназии нет ни одного

случая пропуска урока физической культуры без уважительной причины.

Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время показал высокий

процент посещаемости детьми

секций различных направлений (больше

всего ученики начальных классов заняты в спортивных секциях различного

уровня).

Говоря о формировании компетенции самообразования, следует

отметить, что более 70 % учащихся начальной школы активно принимают

участие в конкурсах, как муниципального, так и международного уровня.

Показательны

и

результаты

Гимназиады

«Этот

удивительный

мир

открытий» 2014 года, в которой приняли участие 46 учеников начальных

классов,

представив

на

суд

компетентного

жюри

исследовательские

проекты в самых различных областях науки: лингвистика, математика и

экономика, социология и психология, естествознание, биология, зоология и

многие другие.

Назову темы некоторых из них:

«Выгонка луковиц гиацинта в домашних условиях»,

«Звери и птицы Северо – Востока в ребусах»,

«Бабуля он – лайн, или обучение использованию современных технологий

пожилых людей» (на примере телефона),

«Выращивание плесневых грибов на различных продуктах питания»,

«Игровые приоритеты трёх поколений: современных детей, их родителей,

бабушек и дедушек»,

«Воздействие

различных

жидкостей

на

металл

и

способы

защиты

от

коррозии»,

«Большой вред от маленькой батарейки»,

«Леворукий ребёнок в праворуком мире» и многие другие.

Таким образом, внедрение и реализация новых образовательных

стандартов

позволяет

нам

через

применение

инновационных

педагогических

технологий

эффективно

формировать

УУД,

что

является

основой

для

самореализации

личности

и

главной

задачей

ФГОС НОО.

Спасибо за внимание!



В раздел образования