Напоминание

Система работы с одарёнными детьми в начальных классах гимназии


Автор: Кузнецова Светлана Ни Колаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан, Магаданская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы с одарёнными детьми в начальных классах гимназии
Раздел: начальное образование





Назад




Российская Федерация

Управление образования мэрии города Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия (английская)»

685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 44 А, тел. (4132) 62-47-80, e-mail:

enggym@mail

Кузнецова С.Н.,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Гимназия (английская)»

Система работы с одаренными детьми

в начальных классах гимназии

В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на

выпускников, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и

решать новые задачи.

Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески

одаренных личностей, который получил свое отражение в президентской

программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети». В этом

документе

развитие

способностей

одаренных

детей

ставится

в

качестве

приоритетной

задачи.

В

соответствии

с

целевыми

установками

государственной программы, определяющей ключевые позиции стратегии

развития страны до 2020 года, поиск, поддержка и сопровождение одаренных

детей является одним из приоритетных направлений в сфере образования.

Однако решение этой задачи наталкивается на ряд вопросов, пока не

нашедших

единства

взглядов

среди

ученых,

и

один

из

них

касается

частотности проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «одаренные дети встречаются

крайне редко» и «все дети являются одаренными».

Сторонники первой точки зрения считают явление одаренности

уникальным, и в этом смысле внимание должно быть уделено их поиску.

Другие полагают, что одаренность можно развить, если создать для этого

необходимые условия.

В этой связи наиболее ценным является мнение кандидата

психологических наук Н. И. Ильичевой, которое заключается в том, что все

дети одарены от природы и задача педагога заключается в том, чтобы как

можно раньше увидеть этот дар и развить его. На его развитие оказывают

влияние

много

факторов,

основными

среди

которых

являются

биогенетические,

социально-экономические,

педагогические

и

их

диалектическое

единство.

При

этом

при

прочих

равных

условиях

доминирующим фактором признается педагогический.

Под «одарённым ребёнком» мы понимаем ребенка, который «выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями

(или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких

достижений)

в

том

или

ином

виде

деятельности».

Деятельность по развитию одаренности детей должна быть тщательно

выстроена, строго индивидуализирована и её реализация должна приходиться

на достаточно благоприятный возрастной период, которым является младший

школьный

возраст

период

развития

способностей,

личности

и

бурных

интегративных процессов в психике.

В настоящее время в начальных классах гимназии ведется работа с

детьми,

уже

проявившими

некоторые

признаки

одаренности.

Это

дети,

имеющие более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные

способности,

восприимчивость

к

учению,

творческие

возможности.

Как

правило, они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда,

активно

участвуют

в

предметных

олимпиадах,

творческих

конкурсах,

соревнованиях,

занимаются

проектно-исследовательской

деятельностью.

Такие дети бывают замечены с первых дней обучения. Их достижения весьма

значительны.

Процесс выделения одарённости многогранен. В школе более всего

обращают внимание на академическую одарённость как особую склонность в

какой-то

области

научного

знания.

Но

независимо

от

того,

насколько

подготовленным пришёл ребёнок в школу, необходима диагностика степени

его

одарённости,

для

того,

чтобы

наиболее

эффективно

построить

в

дальнейшем программу его развития.

Учителями начальных классов гимназии обучающиеся диагностируются

по следующим направлениям:

1.творческое мышление;

2.

уровень самооценки;

3.

толерантность;

4.

предпочтительные виды деятельности;

5.

сила интуиции;

6.

карта интересов (что вам нравится);

7.

диагностика задатков и склонностей личности;

8.

поведенческие характеристики детей.

Все педагоги начальной школы провели анкетирование детей своего

класса, выявили способности ребёнка и организуют работу по развитию

данных способностей через работу с родителями, включённость детей в

интеллектуально

творческие

мероприятия,

урочную

и

внеурочную

деятельность.

В

начальных

классах

гимназии

имеется

база

данных

одарённых

детей.

По

окончании

начальной

школы

педагоги

выпускных

классов готовят пакет материалов о классе, где находит отражение в том

числе и работа учителя с группой одарённых детей.

Реализуя направления инновационной деятельности в гимназии,

учителя

начальных

классов

строили

свою

работу

в

соответствии

с

комплексно - целевой программой «Одарённые дети гимназии».

Ежегодно

развивая

индивидуальные

творческие

способности

гимназистов

младшего

школьного

возраста,

каждый

учитель

начальных

классов организовывал творческую детскую деятельность.

Показательным

является

участие

начальной

школы

в

мероприятиях

Международного,

всероссийского,

регионального,

муниципального

уровней

(по

итогам

2014

2015

учебного

года

включённость обучающихся составила 75 – 80 %)

Младшие школьники принимали участие в следующих мероприятиях:

литературных

и

творче ских

конкурс ах,

худ ож е с т в е н н о -

изобразительных конкурсах-выставках, конкурсах чтецов, конкурсах поделок

и т. п.

XIV Гимназиаде «Этот удивительный мир открытий!»

в

феврале

2014

года

приняли

участие

в VI

городской

научной

конференции «Мы открываем мир»

во Всероссийском математическом чемпионате

во Всероссийском заочном проекте «Интеллект – экспресс»

в ноябре 2014 года приняли участие в Международном конкурсе

по языкознанию «Русский медвежонок – 2014»

в

марте

2015

года

приняли

участие

в

Международном

математическом конкурсе - игре «Кенгуру – математика для всех»

в

Международном

конкурсе

игре

по

английскому

языку

«Британский бульдог»

в

феврале

2015

года

приняли

участие

в

Международном

игровом

конкурсе по литературе «Пегас – 2015»

в

феврале

2015

года

в XIII Международном

конкурсе

по

истории

мировой художественной культуры «Золотое Руно - 2015»

в апреле 2015 года в Международном конкурсе по естествознанию

«Человек и природа»

в

марте

-

апреле

2015

года

в

региональном

этапе

Всероссийского

экологического форума «Зелёная планета – 2015»

в

апреле

2015

года

во

Всероссийском

детском

конкурсе

научно-

исследовательских

и

творческих

работ

«Первые

шаги

в

науке»

с

выездом в г. Москва

На

слайде

информация

(по

участию

детей

в

различного

рода

мероприятиях).

Традиционно, в конце марта, проходил в гимназии праздник науки и

открытий XIV

Гимназиада

«Этот

удивительный

мир

открытий!»,

в

которой приняли участие 37 учеников начальных классов.

Были представлены исследовательские проекты в самых различных

областях

науки

(лингвистика,

математика

и

экономика,

социология

и

психология, естествознание, биология, зоология и многие другие).

Из 37 представленных работ были признаны лучшими

исследовательские

проекты

22

учеников.

Это

свидетельство

серьёзной

и

качественной подготовки детей как со стороны учителей, так и со стороны

родителей. Именно совместная работа с родителями учащихся и даёт такой

результат. (На слайде информация по параллелям – прочитать по несколько

тем)

В феврале 2015 года команда учащихся начальных классов приняла

участие

в VI

городской

научной

конференции

младших

школьников

общеобразовательных учреждений города Магадана «Мы открываем мир».

По

условиям

участия

в

данной

конференции

каждое

образовательное

учреждение может заявить к участию только 4 ученика 3-4 классов. Из 4

участников нашей гимназии 3 работы (в секциях социология и биология –

экология) признаны лучшими, одна отмечена в номинации.

Итоги представлены в таблице (на слайде):

пп

Ф.И.

учащегося,

руководитель

проекта

Класс

Секция

Тема доклада

Результат

1.

Лапковский

Владимир

(Кононенко Н.С.)

Социология

«Игровые приоритеты трёх

поколений: современных

детей, их родителей,

бабушек и дедушек»

Лучший

проект

2.

Тарабрина

Диана

(Алтынбаева Э.Р.)

Биология и

экология

«Воздействие различных

жидкостей на металл и

способы защиты от

коррозии»

Лучший

проект

3.

Крипаков

Леонид

(Военкова И.А.)

Биология и

экология

«Большой вред от

маленькой батарейки»

Лучший

проект

4.

Дикарева

Алина

(

Кузнецова С.Н.)

Социология

«Напиток Монтесумы»

Отмечена в

номинации

В апреле 2015 года в городе Москва в учебном центре Президента

РФ

«Непецино»

(ФГБУ

ДДО

«Непецино»

УД

Президента

РФ)

проходил

Всероссийский

детский

конкурс

научно-исследовательских

и

творческих

работ «Первые шаги в науке», на который с помощью Попечительского

совета гимназии были отправлены 4 ученика начальных классов гимназии,

победители

городской

научной

конференции

младших

школьников

общеобразовательных учреждений города Магадана «Мы открываем мир».

Результат говорит сам за себя:

1. 1 место – ученик 3Б класса, руководитель проекта Кононенко Н.С.

2.

2

место

два

ученика,

из

и

классов,

руководители

проектов

Кононенко Н.С. и Алтынбаева Э.Р.

3. 3 место – ученица 3В класса, руководитель проекта Алтынбаева Э.Р.

В начальных классах ежегодно проводятся предметные олимпиады

по русскому языку и математике среди учащихся 1-4 классов.

В начале марта 2015 года был проведён третий тур олимпиад по

русскому

языку

и

математике

в

1

-

4

классах

с

целью

расширить

индивидуальный интеллектуальный опыт учащихся, поставив их в условия

необходимости

принятия

правильного

решения

нестандартных

задач,

творческих заданий по предметам.

Олимпиады проводятся по параллелям. Ученики, которые прошли

первый

и

второй

отборочные

туры

и

набрали

наибольшее

количество

баллов допускаются к участию в 3 заключительном этапе олимпиады.

При подведении итогов определяется личное и командное первенство.

Результаты олимпиады среди учащихся 1 – 4 классов представлены

на слайде.

Анализ результативности предметных олимпиад в начальных классах

гимназии показал лучшее качество подготовки к олимпиаде по математике

учащихся вторых классов, по русскому языку учащихся первых и четвёртых

классов.

Отмечена достаточно качественная подготовка учащихся к олимпиадам

во всех 1-4 классах гимназии; серьёзная, целенаправленная работа учителей

начальных

классов,

подготовивших

победителей

по

русскому

языку

и

математике: Вронской О.Ю., Казаковой Л.А., Кононенко Н.С., Алтынбаевой

Э.Р., Военковой И.А., Трифоненко В.А.

Однако нужно признать, что к сожалению, ни один ученик не набрал

максимально возможное количество баллов. Это стало серьёзным поводом

для обсуждения на методическом объединении учителей начальных классов.

Было проанализировано как содержание олимпиадных работ, так и качество

выполнения заданий.

Анализируя данное направление можно сделать выводы:

-

активное участие в творческих делах принимали учащиеся всех 1 - 4

классов;

- увеличилось количество участников Международных конкурсов;

- остается стабильным количество исследовательских работ и участников

научной

конференции

младших

школьников,

повысилось

качество

подготовки исследовательских работ учащихся;

- отмечается стабильность работы учителей по выявлению способных и

одаренных учащихся.

Так,

в

1

полугодии

2015-2016

учебного

года

младшие

школьники

принимали участие в следующих мероприятиях:

литературных

и

творче ских

конкурс ах,

худ ож е с т в е н н о -

изобразительных конкурсах-выставках, конкурсах чтецов, конкурсах поделок

и т. п., организованных в гимназии

в

октябре

2015

года

приняли

участие

во

Всеро ссийском

математическом чемпионате

во Всероссийском заочном проекте «Интеллект – экспресс»

в ноябре 2015 года приняли участие в Международном конкурсе по

языкознанию «Русский медвежонок – 2015»

в Международной олимпиаде по окружающему миру «Лисёнок»

во

Всероссийском

интеллектуальном

конкурсе

по

основам

наук

«Классики»

Всероссийском математическом турнире «Зелёная математика»

Всероссийском конкурсе «Вопросита»

Международном конкуре по информатике «КИТ»

Всероссийских конкурсах творческих работ «Мир моими глазами» и

«Дары осени»

Всероссийских

литературных

конкурсах

сочинений

«Яркие

впечатления лета» и «Жили-были…»

Во всех этих конкурсах учащиеся начальных классов гимназии

являются если не победителями, а в большей части мы ими и являемся, то

призёрами данных конкурсов.

Учителями начальных классов гимназии также ведётся учёт детей,

проявляющих

неординарные

способности

в

спорте,

имеющих

серьёзные

спортивные достижения, среди которых:

победы в городских и областных соревнованиях по художественной

гимнастике,

греко-римской

борьбе,

плаванию,

лыжным

гонкам,

Чемпионатах по прыжкам на батуте;

2 место во Всероссийских соревнованиях по футболу «Мяч на краешке

земли» (проходившем в Петропавловске-Камчатском);

1

места

в

Чемпионате

области

по

брейк-дансу,

прыжкам

на

минитрампе, по боксу;

победы в Чемпионате и первенстве города и области по северному

многоборью среди девочек;

1 места в Чемпионате города в тройном прыжке;

1 места в Чемпионате города и области по спортивным бальным танцам

и многие другие.

Несмотря на значительные достижения гимназистов, очевидно, что

потенциал их используется не в полной мере, что имеется ряд проблем по

работе с одарёнными детьми, которые и были обозначены на методическом

объединении учителей начальных классов, состоявшемся 30 декабря 2015

года.

Методическим объединением было отмечено, что необходима

организация работы по диагностике одаренности детей в гимназии на

разных

возрастных

этапах;

организация

работы

по

выявлению

учителей, готовых к работе с одаренными детьми.

Считаю, что диагностику на склонность (готовность) работать с

одарёнными детьми необходимо проходить и учителям. Определённо, что

не все учителя готовы к работе с детьми, проявляющими неординарные

способности в той или иной предметной области. При этом среди прочих

качеств особое место отводится таким, как:

1.

высокий

уровень

развития

познавательной

и

внут ренней

профессиональной мотивации, эмпатии;

2.

внутренний локус контроля;

3.

высокая и адекватная самооценка;

4.

стремление к личному росту.

Предлагаем

диагностику

учителей

осуществлять

один

раз

в

год

конце года), а учащихся – два раза в год (в начале и конце учебного года).

На

сегодняшний

день

существуют

различные

диагностические

методики,

которые

позволяют

с

максимальной

объективностью

оценить

склонность учителя к работе с одарёнными детьми.

Для педагогов, работающих с одарёнными детьми, важным является

изменение стереотипа восприятия ученика как субъекта образовательного

процесса со своими уже сложившимися особенностями.

Кроме того, для работы с одарёнными детьми педагог должен иметь

высокий

уровень

компетентности

в

информативно-коммуникативной,

мотивационно-ценно стной,

операционально-деятельно стной

и

инновационно-творческой областях.

Их совокупность позволяет обеспечить эффективную деятельность в

обучении

и

развитии

одарённых

школьников

и

их

психологическую

поддержку.

Также методическим объединением учителей начальных классов была

определена

необходимость

создания

программы

работы

с

одарёнными

детьми,

которая

станет

частью

общегимназической

комплексно-целевой

программы «Одарённые дети гимназии». Целью создания программы работы

с одаренными детьми является попытка создать устойчивую систему работы

по

выявлению

одарённых

детей

в

рамках

общеобразовательного

пространства начальных классов гимназии на основе современных методик и

организации обучения, воспитания и развития личности ребёнка, а также их

психологической поддержки на протяжении всего периода обучения.

Все учителя начальных классов были единодушны в том, что в основе

программы

должно

лежать

убеждение,

что

только

тщательно

спланированная, системная, логически обоснованная работа может привести

к успеху.

Программа не ограничивает учителей в выборе форм работы с

учащимися, но предпочтение отдаётся:

1.

гибкому

и

мобильному

учебному

плану

в

случае

организаций

индивидуальной учебы или учебы в мобильных группах;

2.

независимому продвижению при изучении отдельных предметов;

3.

планированию и принятию решений самими учениками;

4.

конструированию учебного плана с максимальным учётом интересов

учащегося или мобильной группы;

5.

возможностью изменения концепции внеурочной деятельности.

По содержанию учебные программы для одарённых детей должны

выходить за рамки общепринятых программ, учитывать специфику интересов

детей и не ограничивать их стремление глубоко вникать в сущность той или

иной

изучаемой

темы.

Помимо

всего

они

должны

отличаться

новизной,

арсеналом стимулирования исследовательской деятельности.

На стадии реализации программы работы с одаренными детьми с учетом

целесообразности предполагается создавать специальные группы, в которых

будут работать учителя, добившиеся наиболее значительных успехов в той

или

иной

предметной

области,

обладающие

высоким

уровнем

развития

познавательной

и

внутренней

профессиональной

мотивации,

эмпатии,

стремлением к личному росту.

Оценка достижений образовательного учреждения позволяет

утверждать,

что

контингент

учащихся

начальных

классов

гимназии

и

педагогический

коллектив

обладают

достаточным

потенциалом

для

успешной

работы

с

одаренными

детьми.

Однако

увеличить

ее

результативность можно за счет использования имеющихся ресурсов:

1.

увеличения

числа

активно

развивающихся

гимназистов

за

счет

выявления одаренных детей дошкольного возраста;

2.

организации

про ектно-исследовательской

д е я т е л ь н о с т и ,

способствующей интеллектуальному развитию гимназистов;

3.

использовании внеурочной деятельности учащихся для подготовки к

предметным олимпиадам, конкурсам, соревнованиям;

4.

организации учебы педагогов для работы с одаренными детьми;

5.

организации

деятельности

педагога-психолога

по

выявлению,

поддержке и развитию одаренных детей.

Для оценки результативности системы работы целесообразно

использовать следующие показатели:

1.

результаты

участия

учащихся

начальных

классов

гимназии

в

предметных

олимпиадах,

научно-исследовательских

конференциях,

творческих конкурсах, соревнованиях;

2.

количество учащихся и педагогов, победивших в конкурсах различного

уровня;

3.

результаты ВПР, мониторинговых исследований качества обучения.

В заключении хотелось бы отметить, что нам конечно же необходимо

организовать сотрудничество с учителями среднего звена.

Считаю, что продуманная система работы с одарёнными детьми

приведёт

к

ещё

более

высоким

результатам,

позволяющим

максимально

раскрыть таланты маленьких гимназистов.

Спасибо за внимание!



В раздел образования