Напоминание

"Экологического воспитание в развитии детей дошкольного возраста."


Автор: Малашихина Мария Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №69
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Экологического воспитание в развитии детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологического воспитание в развитии детей

дошкольного возраста.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно,

Для тебя и для меня.

Дошкольный возраст

-

самоценный этап в развитии экологической культуры

человека

.

В этот период закладываются основы личности

,

в том числе

,

позитивное отношение к природе

,

окружающему миру

.

В этом возрасте

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды

,

развивается

эмоционально

-

ценностное отношение к окружающему

,

формируются

основы нравственно

-

экологических позиций личности

,

которые проявляются

во взаимодействии ребенка с природой

,

в осознании неразрывностисней

.

Цель экологического воспитания дошкольников

формирование начал

экологической культуры

базисных компонентов личности

,

позволяющих в

дальнейшем

,

в соответствии с Концепцией общего среднего экологического

образования

,

успешно присваивать в совокупности практический и

духовный опыт взаимодействия человечества с природой

,

который

обеспечит его выживание и развитие

.

Эта цель согласуется с Концепцией

дошкольного воспитания

,

которая

,

ориентируясь на обще гуманистические

ценности

,

ставит задачу личностного развития ребенка

:

заложить в

дошкольном детстве фундамент личностной культуры

базисные качества

человеческого начала в человеке

.

Красота

,

добро

,

истина в четырех

ведущих сферах действительности

-

природе

, «

рукотворном мире

»,

окружающих людях и себе самом

это те ценности

,

на которые

ориентируется дошкольная педагогика нашего времени

.

Природа планеты

уникальная ценность для всего человечества

:

материальная и духовная

.

Материальная

,

потому что в комплексе все эти

компоненты составляют среду обитания человека и основу его

производственной деятельности

.

Духовная

,

потому что является средством

вдохновения и стимулятором творческой деятельности

.

Природа

,

отраженная в различных произведениях искусства

,

составляет ценности

рукотворного мира

.

Формирование начал экологической культуры

это становление осознанно

-

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее

многообразии

,

к людям

,

охраняющими созидающимее

,

а так же к людям

,

создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности

.

Это так же отношение к себе

,

как части природы

,

понимание ценности жизни

здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды

.

Это осознание

своих умений созидательно взаимодействовать с природой

.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на

основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно

-

п

риродным миром

,

который их окружает

:

растениями

,

животными

(

сообществами живых организмов

),

их средой обитания

,

предметами

,

изготовленными людьми из материалов природного происхождения

.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта

:

передачу

экологических знаний и их трансформацию в отношение

.

Знания являются

обязательным компонентом процесса формирования начал экологической

культуры

,

а отношение

конечным его продуктом

.

Истинно экологические

знания формируют осознанный характер отношения и дают начало

экологическому сознанию

.

Изучение законно в природы может быть начато в дошкольном детстве в

рамках экологического воспитания

.

Возможность и успешность этого

процесса доказанным многочисленными психолого

-

педагогическими

отечественными исследованиями

.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий

круг

:

связь растительных и животных организмов со средой обитания

,

морфофункциональная приспособленность к ней

;

связь со средой в

процессы роста и развития

;

многообразие живых организмов

,

их экологическое единство

;

сообщества

живых организмов

;

человек как живое существо

,

среда его обитания

,

обеспечивающая

здоровье и нормальную жизнедеятельность

;

использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности

человека

,

загрязнение окружающей среды

;

охрана и восстановление

природных богатств

.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу

коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение

для воспитательной работы

.

Все выдающиеся мыслители и педагоги

прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания

детей

:

Я

.

А

.

Коменский видел в природе источник знаний

,

средство для

развития ума

,

чувств и воли

.

К

.

Д

.

Ушинский был зато

,

чтобы

"

вести детей в

природу

",

чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного

и словесного развития

.

Идеи ознакомления дошкольников с природой

получили дальнейшее развитие в теории и практике советского

дошкольного воспитания

.

В современных условиях

,

когда сфера воспитательного воздействия

значительно расширяется

,

проблема экологического воспитания

дошкольников приобретает особую остроту и актуальность

.

С принятием

законов Российской Федерации

"

Об охране окружающей природной среды

"

и

"

Об образовании

"

созданы предпосылки правовой базы для

формирования системы экологического образования населения

. "

Указ

президента Российской Федерации по охране окружающей среды и

обеспечению устойчивого развития

" (

с учетом Декларации Конференции

ООН по окружающей среде и развитию

,

подписанной Россией

).

Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое

образование в разряд первостепенных государственных проблем

.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы

непрерывного экологического образования

,

первым звеном которого

является дошкольное

.

В связи с этим

,

в

90-

е годы было создано

значительное количество программ

,

направленных на экологическое

воспитание дошкольников

.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям

:

они оказывают положительное воздействие на детей

,

способствуют их

интенсивному интеллектуальному и личностному развитию

,

планомерного

готовят их к обучению в школе

.

Важно так же вовлекать детей в

практическую деятельность

:

во дворе детского сада и всего помещениях

,

дома

,

во время экскурсий

.

Главные аспекты работы педагога с детьми

разнообразие видов

деятельности

,

интегрированный подход в обучении

,

способствующий

формированию не только экологически грамотного

,

но и все сторонне

развитого человека

.

Экологическое воспитание строится на усвоении

детьми системы знаний о природе и формировании элементарных

экологических представлений о животных и растениях как живых существах

,

о сущности во взаимодействия человека и природы

.

Литература

1.

Ашиков В

.

И

.,

АшиковаС

.

Г

.

Семицветик

:

Программаируководствопокультурно

-

экологическомувоспитаниюиразвитиюдетейдошкольноговозраста

.

М

., 1997.

2.

ЗерщиковаТ

.,.

ЯрошевичТ

.

Экологическоеразвитиевпроцессеознакомлениясокружающим

//

Дошкольноевоспитание

. 2005. N 7.

С

. 3-9 /

3.

КоломинаН

.

В

.

Воспитаниеосновэкологическойкультурывдетскомсаду

:

Сценариизанятий

. -

М

.:

ТЦСфера

, 2004. - 144

с

.

4. "

Мы

" -

Программаэкологическогообразованиядетей

/

Н

.

Н

.

Кондратьеваидр

. -

СПб

:

Детство

-

пресс

, 2003. - 240

с

.

5.

НиколаеваС

.

Н

.

Теорияиметодикаэкологическогообразованиядетей

:

Учеб

.

Пособиедлястуд

.

высш

.

пед

.

учеб

.

Заведений

. -

М

.:

Издат

.

центр

"

Академия

",

2002. - 336

с

.



В раздел образования