Автор: Малашихина Мария Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №69
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Экологического воспитание в развитии детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Экологического воспитание в развитии детей
дошкольного возраста.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно,
Для тебя и для меня.
Дошкольный возраст
-
самоценный этап в развитии экологической культуры
человека
.
В этот период закладываются основы личности
,
в том числе
,
позитивное отношение к природе
,
окружающему миру
.
В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды
,
развивается
эмоционально
-
ценностное отношение к окружающему
,
формируются
основы нравственно
-
экологических позиций личности
,
которые проявляются
во взаимодействии ребенка с природой
,
в осознании неразрывностисней
.
Цель экологического воспитания дошкольников
–
формирование начал
экологической культуры
–
базисных компонентов личности
,
позволяющих в
дальнейшем
,
в соответствии с Концепцией общего среднего экологического
образования
,
успешно присваивать в совокупности практический и
духовный опыт взаимодействия человечества с природой
,
который
обеспечит его выживание и развитие
.
Эта цель согласуется с Концепцией
дошкольного воспитания
,
которая
,
ориентируясь на обще гуманистические
ценности
,
ставит задачу личностного развития ребенка
:
заложить в
дошкольном детстве фундамент личностной культуры
–
базисные качества
человеческого начала в человеке
.
Красота
,
добро
,
истина в четырех
ведущих сферах действительности
-
природе
, «
рукотворном мире
»,
окружающих людях и себе самом
–
это те ценности
,
на которые
ориентируется дошкольная педагогика нашего времени
.
Природа планеты
–
уникальная ценность для всего человечества
:
материальная и духовная
.
Материальная
,
потому что в комплексе все эти
компоненты составляют среду обитания человека и основу его
производственной деятельности
.
Духовная
,
потому что является средством
вдохновения и стимулятором творческой деятельности
.
Природа
,
отраженная в различных произведениях искусства
,
составляет ценности
рукотворного мира
.
Формирование начал экологической культуры
–
это становление осознанно
-
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее
многообразии
,
к людям
,
охраняющими созидающимее
,
а так же к людям
,
создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности
.
Это так же отношение к себе
,
как части природы
,
понимание ценности жизни
здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды
.
Это осознание
своих умений созидательно взаимодействовать с природой
.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на
основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно
-
п
риродным миром
,
который их окружает
:
растениями
,
животными
(
сообществами живых организмов
),
их средой обитания
,
предметами
,
изготовленными людьми из материалов природного происхождения
.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта
:
передачу
экологических знаний и их трансформацию в отношение
.
Знания являются
обязательным компонентом процесса формирования начал экологической
культуры
,
а отношение
–
конечным его продуктом
.
Истинно экологические
знания формируют осознанный характер отношения и дают начало
экологическому сознанию
.
Изучение законно в природы может быть начато в дошкольном детстве в
рамках экологического воспитания
.
Возможность и успешность этого
процесса доказанным многочисленными психолого
-
педагогическими
отечественными исследованиями
.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий
круг
:
•
связь растительных и животных организмов со средой обитания
,
морфофункциональная приспособленность к ней
;
связь со средой в
процессы роста и развития
;
•
многообразие живых организмов
,
их экологическое единство
;
сообщества
живых организмов
;
•
человек как живое существо
,
среда его обитания
,
обеспечивающая
здоровье и нормальную жизнедеятельность
;
•
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности
человека
,
загрязнение окружающей среды
;
охрана и восстановление
природных богатств
.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение
для воспитательной работы
.
Все выдающиеся мыслители и педагоги
прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания
детей
:
Я
.
А
.
Коменский видел в природе источник знаний
,
средство для
развития ума
,
чувств и воли
.
К
.
Д
.
Ушинский был зато
,
чтобы
"
вести детей в
природу
",
чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного
и словесного развития
.
Идеи ознакомления дошкольников с природой
получили дальнейшее развитие в теории и практике советского
дошкольного воспитания
.
В современных условиях
,
когда сфера воспитательного воздействия
значительно расширяется
,
проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность
.
С принятием
законов Российской Федерации
"
Об охране окружающей природной среды
"
и
"
Об образовании
"
созданы предпосылки правовой базы для
формирования системы экологического образования населения
. "
Указ
президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития
" (
с учетом Декларации Конференции
ООН по окружающей среде и развитию
,
подписанной Россией
).
Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое
образование в разряд первостепенных государственных проблем
.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы
непрерывного экологического образования
,
первым звеном которого
является дошкольное
.
В связи с этим
,
в
90-
е годы было создано
значительное количество программ
,
направленных на экологическое
воспитание дошкольников
.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям
:
они оказывают положительное воздействие на детей
,
способствуют их
интенсивному интеллектуальному и личностному развитию
,
планомерного
готовят их к обучению в школе
.
Важно так же вовлекать детей в
практическую деятельность
:
во дворе детского сада и всего помещениях
,
дома
,
во время экскурсий
.
Главные аспекты работы педагога с детьми
–
разнообразие видов
деятельности
,
интегрированный подход в обучении
,
способствующий
формированию не только экологически грамотного
,
но и все сторонне
развитого человека
.
Экологическое воспитание строится на усвоении
детьми системы знаний о природе и формировании элементарных
экологических представлений о животных и растениях как живых существах
,
о сущности во взаимодействия человека и природы
.
Литература
1.
Ашиков В
.
И
.,
АшиковаС
.
Г
.
Семицветик
:
Программаируководствопокультурно
-
экологическомувоспитаниюиразвитиюдетейдошкольноговозраста
.
М
., 1997.
2.
ЗерщиковаТ
.,.
ЯрошевичТ
.
Экологическоеразвитиевпроцессеознакомлениясокружающим
//
Дошкольноевоспитание
. 2005. N 7.
С
. 3-9 /
3.
КоломинаН
.
В
.
Воспитаниеосновэкологическойкультурывдетскомсаду
:
Сценариизанятий
. -
М
.:
ТЦСфера
, 2004. - 144
с
.
4. "
Мы
" -
Программаэкологическогообразованиядетей
/
Н
.
Н
.
Кондратьеваидр
. -
СПб
:
Детство
-
пресс
, 2003. - 240
с
.
5.
НиколаеваС
.
Н
.
Теорияиметодикаэкологическогообразованиядетей
:
Учеб
.
Пособиедлястуд
.
высш
.
пед
.
учеб
.
Заведений
. -
М
.:
Издат
.
центр
"
Академия
",
2002. - 336
с
.