Автор: Победа Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №40
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: проектная деятельность
Тема: "Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад общеразвивающего вида № 40 городского округа г.Салават Республики
Башкортостан»
«Формирование у детей речевых навыков и
умений в процессе словесных (дидактических)
игр
Логопед – воспитатель
Победа Н.А.
Содержание
1.
Введение
2.
Изучение теоретического материала
3.
Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных
(дидактических) игр
3.1.Теоретические сведения о словесных играх
3.2. Игры во второй младшей группе
3.3. Методика проведения дидактических игр
4. Вывод
Родное слово-основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский
Введение
1.) Давайте подумаем, большое ли внимание уделяем мы развитию речи ребенка?
Да и нужно ли это? Чаще всего особое волнение вызывает этот вопрос до тех пор,
пока малышу не исполниться 2-3 года. До этого времени мы, как правило, ловим
каждое его новое слово, показываем, как надо правильно произносить тот или
иной звук. Но вот ребенок «заговорил» и мы успокаиваемся, считаем, что все в
порядке и дальнейшее наше влияние на развитие речи ребенка заключается, как
правило, в исправлении его явных речевых ошибок. На первый взгляд может
показаться,
что
этого
вполне
достаточно,
что
ребенок,
находящийся
среди
говорящих
взрослых,
самостоятельно
овладевает
всеми
сложностями
родного
языка.
К.
И.
Чуковский
писал:
«если
бы
потребовалось
наиболее
наглядное,
внятное
для
всех
доказательство,
что
каждый
малолетний
ребенок
есть
величайший
умственный
труженик
нашей
планеты,
достаточно
было
бы
приглядеться,
возможно,
внимательней
к
сложной
системе
тех
методов,
при
помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим
родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его
суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение, речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из
величайших чудес детской психической жизни».
Но
тут
возникает
вопрос:
почему,
же
паша
речь,
речь
взрослых
людей,
так
различна, если все дети могут сами овладеть родным языком? Почему одни люди
могут с трудом связано выражать свои мысли, а для других каждое слово имеет
свою огромную ценность, и мы слушаем таких людей или читаем их книги затаив
дыхание?
Все
мы
наверняка
нередко
испытывали
затруднения
в
том,
чтобы
последовательно и четко изложить свои мысли, пересказать прочитанную книгу и
увидеть иной фильм, внимательно выслушать собеседника, правильно его понять
и
поддержать
начатый
разговор.
Поэтому,
даже
когда
ребенок
научился
разговаривать,
нельзя
надеяться,
что
дальше
он
сам
овладеет
всем
речевым
богатством. Необходима постоянная специальная работа по развитию речи, для
того чтобы малыш мог оценить и использовать всю сокровищницу родного языка.
Глава 1 Формирование речи у дошкольников
Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и
общения. К.Паустовский писал: «нет ничего такого в окружающей нас жизни и в
нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание
музыки, и ...блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое
громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую
радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению не каждому
дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21000
тысяча слов, а многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а, то
и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления,
культурой общения.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. И
снова обратимся к В.А. Сухомлинскому. Он писал: «чем глубже человек познает
тонкости
родного
языка,
тем
тоньше
его
восприимчивость
к
игре
оттенков
родного слова, тем больше подготовлен его ум к овладению языка других народов,
тем
активнее
воспринимает
сердце
красоту
слова».
С
самого
младенческого
возраста в жизнь ребенка включается речь. И естественно, ее развитие всегда
очень волнует родителей. Как правило, их в основном интересует накопление
словаря, овладение грамматическим строем речи, произношение. Бесспорно, все
это чрезвычайно важно, но, однако, совсем не исчерпывает проблема развития
речи.
Речь выполняет в жизни человека самые различные функции - общения, передачи
накопленного
человечеством
опыта
«знаний,
умений,
навыков»,
регуляции
действий.
Чтобы
эти
функции
речи
своевременно
появлялись
и
полноценно
реализовались, нужны соответствующие условия. Когда ребенок только начинает
говорить, он зачастую с трудом использует свою речь, для организации общения.
Передать ему какие-либо знания или умения с помощью слова, без наглядной или
действенной
опоры
просто
невозможно.
Речь
в
это
время
лишь
весьма
ограниченна (в приделах «можно, нельзя, не плачь, иди ко мне») регулируют его
действия. И это касается не только тех детей, которые «плохо говорят», но и тех,
которые как считают родители, говорят все, могут наизусть, или очень близко к
тексту пересказать знакомую книжечку, сказку, стихотворение. В чем же дело? В
том,
что,
для
того
чтобы
выполнять
эти
функции,
речь
должна
пройти
еще
большой путь развития тесно связанный со всем психическим
становлением.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на
вопрос
о
том,
когда
и
каким
образом
малыш
овладевает
умением
говорить
-правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в
роде,
числе,
падежи,
строить
разной
сложности
предложения,
связно,
последовательно
излагать
свои
мысли.
Овладение
речью
—
это
сложный,
многосторонний
психический
процесс;
ее
появление
и
дальнейшие
развитие
зависят от многих факторов. Речь начинает, формироваться лишь тогда, когда
головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного
уровня
развития.
Но
имея
даже
достаточно
развитый
речевой
аппарат,
сформированный
мозг,
хороший
физический
слух,
ребенок
без
речевого
окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, нужна речевая
среда.
Однако
и
этого
не
достаточно.
Важно,
чтобы
у
ребенка
появилась
потребность
пользоваться
речью
как
основным
способом
общения
со
сверстниками, близкими.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития
подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое
умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него
формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как
и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не
смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речи
важна языковая способность ребенка. В процессе овладения речью у ребенка
вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила
и
законы
грамматики:
изменяет
слова;
строит
различные
конструкции
высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Овладение
речью
и
дальнейшие
ее
формирование
находится
в
тесной
зависимости
от
физического
и
психического
развития
ребенка,
от
состояния
и
особенности
развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие
нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В
зависимости
от
степени
умственной
отсталости,
нарушения
речи
могут
выражаться
в
неправильном
произношении
звуков,
в
недоразвитии
фонематического
восприятия,
в
бедности
словарного
запаса,
нарушениях
грамматического
строя
речи.
Дети
физически
ослабленные,
часто
болеющие
различными
инфекционными
болезнями,
так
же
не
редко
отстают
речевом
развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве об
общего развития ребенка.
Развитие
речи,
обучение
дошкольников
родному
языку
становится
особенно
актуальной проблемой в связи, с целенаправленной углубленной подготовкой их к
школе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей; на
занятиях
по
ознакомлению
с
художественной
литературой,
явлениями
окружающей
действительности,
по
обучению
грамоте,
на
всех
остальных
занятиях, а также вне их - в игровой, трудовой деятельности, повседневной жизни.
Обучение родному языку и развитию речи детей должно стать главной задачей.
Одной из основных задач умственного развития детей дошкольного возраста
является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой
психических
процесса
формируются,
развиваются
при
познании
ребенком
окружающего мира. Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять
как
можно
больше
вниманий
развитию
умственной
деятельности
детей,
приучению их самостоятельности мышления, к использованию полученных ими
знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей.
«Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями. Это
значит
-отбирать
из
своего
умственного
багажа
в
каждом
случае
те
знания,
которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть
методом
умственной
работы:
умением
думать,
правильно
анализировать
и
синтезировать.
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача,
стоящая перед педагогом. К. Д Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но
думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего
встречаемся с леностью мысли. Мальчик, скорее готов проработать физически
целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько
часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут.
Мало того, серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее,
чем самый сильный труд физический.... Но если не нужно надрывать сил человека
в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать
их к этой работе».
3 . ) Чтобы
приучить
ребенка
к
умственному
труду
необходимо
сделать
его
интересным,
занимательным.
Занимательность
умственного
труда
достигается
разными
методами,
среди
которых
на
особом
месте
стоит словесная
дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития
умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их
мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее,
так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок
преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В
зависимости
от
образовательной
задачи
воспитатель
может
сам
варьировать
условия игры.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в
данное
время
непосредственно
воспринимают.
Эта
игра
учит
опираться
в
решении
задачи
на
представление
о
ранее
воспринятых
предметах,
а
«представление - это все равно, что обобщенная воспоминания. Этот переход к
мышлению
в
общих
представлениях
есть
первый
отрыв
ребенка
от
чисто
наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных
ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок
должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать
предметы,
отгадывать
по
описанию,
по
признакам
сходства
и
различия,
группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы
в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике,
как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры - потешки
«Ладушки», «Сорока - ворона», «Коза рогатая» и другие. Они являются первыми и
любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших
народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например «Каравай»,
«Гуси
-
лебеди»,
«Краски»,
«Фанты»,
в
которых
дети,
играя
со
словом,
упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.
Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления
детей придавали лучшие педагоги стран мира. Немецкий педагог Б. Базедов
писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые
понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые. «Какое
это удовольствие для детей, которое соревнуется в такой игре! Какая возможность
для друзей детей соединять познаний вещей с познанием слов и упражнять своих
любимцев в сравнении и различении предметов, что является половиной работы
по развитию разума».
Подчеркивая значение игр в развитии умственных способностей детей,
итальянский
педагог
Д.
А.
Колоцца
писал:
«Суждения
и
умозаключения,
пополняемые
ребенком
при
правильной
избранной
и
правильно
руководимой
игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что
они вытекают - это надо постоянно повторять - из его собственного опыта. Во
время игры ребенок деятеля во всех отношениях - в поступках, как и суждениях и
умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именного
его собственную свободную деятельность, это можно сказать почти обо всех
играх. Далее, есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению
ума
и
развитию
суждения;
таковы
игры
со
сравнениями,
игры
с
вопросами
«почему?»... Игра с прерванными предложениями т.д. Ничего не может быть
вреднее, чем давать ребенку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в
готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики,
чем придания главной ценности числу механических повторяемых суждений, а не
способности и навыку к самостоятельному составлению суждений». В советской
дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей
дошкольного возраста выступала Н.К. Крупская. Она неоднократно говорила о
значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников:
«...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма
воспитания». Мысли о большой роли словесной игры встречаются на многих
страницах ее педагогических сочинений. Называя народные игры, Н. К. Крупская
отмечала
их
большое
значение
в
воспитании
у
детей
целого
ряда
качеств:
находчивости,
дисциплинированности,
наблюдательности,
чувство
юмора.
«Много есть старых игр, приучавших владеть собой, - писала она. - Были игры,
которые
учили
удерживаться
от
смеха,
от
употребления
запретных
слов.
Например, была игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и
«нет» не говорите, белого и черного не покупайте», - сколько веселья, смеха было
около этих игр».
Н.
К.
Крупская
рекомендовала,
сохранив
педагогическую
направленность
народных игр, изменить их названия, придумать для них новые слова, приблизить
их содержание к современности: «Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти
те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой».
Сначала в практике детских садов словесные дидактические игры заимствовались
из сокровищницы народной педагогики: «У медведя во бору» (Прилагается),
«Черного и белого не называть, «да» и «нет» не говорить», «Море волнуется»,
«Свети
-
свети
ясно»,
«Краски»
и
пр.
Затем
словесные
игры
появляются
в
различных сборниках дидактических игр, созданных для воспитателей детских
садов.
3.1.) Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в
основном
направлены
на
развитие
речи,
уточнение
и
закрепление
словаря,
воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в
пространстве.
Лишь
незначительная
часть
игр
направлена
на
развитие
мыслительной способности детей.
В
старшем
же
дошкольном
возрасте,
когда
у
детей
начинает
формироваться
словесно - логическое мышление, необходимо больше использовать словесные
игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования
мыслительной деятельности. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т,
е. наиболее благоприятные сроки, - писал советский психолог Л. С. Выготский.
-Отход от них вверх и вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки
обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно
отражающимися
на
ходе
умственного
развития
ребенка....
Слишком
позднее
обучение,
которое
уже
минует
срок
созревания,
теряет
возможность
воздействовать
на
эти
еще
не
созревшие
процессы,
теряет
возможность
их
организовать, поправить известным образом и т. д.
Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как
человек рождается с готовым ориентировочно - исследовательским рефлексом,
названным
И.
П.
Павловым
«рефлексом
что
такое?»,
т.е.
со
стремлением
познавать, удивляться. Маленькие дети задают бесконечные вопросы взрослому:
«Это
что?
Откуда?
Как?
и
др.
Эта
врожденная
сторона
самостоятельности
мышления
требует
от
взрослого
поддержки,
внимания.
Развитие
же
второй
стороны этого качества мышления, а именно умения самому найти ответ на
вопрос, всецело зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства
направлять мышление ребенка. Взрослому хочется на вопрос ребенка сразу же
ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, интересно,
но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности детского
мышления.
Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить догадаться, сделать
правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, - вот основное
направление в решении этой задачи, «почему висят сосульки, а на той стороне их
нет?» - спрашивает ребенок. Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона,
где
солнечная.
Другой
педагог
поступит
иначе.
Он
скажет:
«Догадайся
сам,
почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам
ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда
можно
подвести
ребенка
к
самостоятельному
решению
вопроса,
и
в
своей
практике он должен чаще использовать эти моменты.
Самостоятельность мышления в большой мере зависит от жизненного опыта
человека, от богатства накопленных знаний, поэтому педагог, заботясь о развитии
самостоятельности
мышления
ребенка,
должен
помочь
ему
приобрести
разнообразные знания и использовать их в соответствии с поставленными
задачами.
Самостоятельность
и
активность
мышления
детей
воспитывается
с
самого
раннего
возраста,
с
того
момента,
как
начинает
развиваться
сам
процесс
мышления. «Воспитатель должен с самого начала предоставить питомцу как
можно
более
самостоятельности
в
деле
его
умственных
приобретений»,
-утверждал
К.
Д.
Ушинский.
Говоря
о
«воспитании
рассудка»,
он
не
раз
подчеркивал, что воспитатель должен «с благосклонным вниманием и одобрением
относиться к тем продуктам детского мышления, которые, как бы несовершенны
они ни были, выражают, однако же самостоятельность ребенка». Одновременно с
этим
утверждением
К,
Д.
Ушинский
предлагал
и
методы
развития
самостоятельности мышления; «Предметы естественных наук уже наполовину
знакомы ребенку, если он на них посмотрел; заставьте смотреть его внимательнее,
вводите его вопросами в существенные подробности предмета, и вам останется
только сказать несколько слов, выразить одну мысль, уже шевелящуюся в голове
ученика, и вы дадите прочное основание его знаниям о предмете и подымите
мышление воспитанника на одну ступень выше. При такой методике учения
возбуждается та самостоятельная работа головы учащегося, которая составляет
единственно прочное основание всякого плодовитого учения».
Идеи
воспитания
у
детей
самостоятельности
и
активности
нашли
свое
воплощение
и
развитие
в
педагогических
взглядах
выдающегося
советского
педагога А. В. Сухомлинского.
Вся
его
педагогическая
деятельность,
его
система
обучения
и
воспитания
шестилетних
детей
была
направлена
на
развитие
их
творче ского,
самостоятельного мышления. Для реализации этой задачи он предлагал самые
разнообразные
методы
работы:
и
проведение
экскурсий
в
природу,
и
самостоятельное
придумывание
детьми
рассказов,
сказок,
и
упражнения,
пробуждающие
внутреннюю
энергию
мозга,
стимулирующие
игру
сил
«умственных мускулов».
«Очень важно, - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы способ мышления учащихся
основывался
на
исследовании,
поисках,
чтобы
осознанию
научной
истины
предшествовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов...Опыт
подтвердил,
что
мышление
детей,
читающих
«книгу
природы»,
отличается
замечательной
особенностью:
оперируя
абстрактными
понятиями,
ребенок
мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе
которых эти понятия сформировались».
Признавая окружающий мир, красоту природы мышления и речи детей, В. А.
Сухомлинский
считал,
что
было
бы
ошибкой
утверждать,
сам
по
себе
окружающий мир научит ребенка думать. Без своеобразного «исследовательского»
мышления вещи по - прежнему будут скрытыми от детей непроницаемой стеной.
Природа становится школой умственного труда лишь при условии, что ребенок
отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует.
Особенно
серьезное
внимание
воспитанию
самостоятельности
и
активности
мышления
детей
следует
уделять
в
старших
группах
детского
сада.
Перед
воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей
видеть
предметы
как
бы
со
всех
сторон
(его
форму,
цвет,
расположение
в
пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и
различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; приучать рассуждать, делать
правильные
выводы,
умозаключения,
высказывать
самостоятельно
суждения;
приучать
применять
знания
в
соответствии
с
обстоятельствами;
развивать
находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и
той
же
задачи.
Для
выполнения
этих
задач
используются
разнообразные
приемы .и методы, одним из которых является словесная игра.
Словесная дидактическая игра, как мы уже говорили, - доступный, полезный,
эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не
требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания
воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые
игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том
случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием
необходимой методики.
3.3) Методика проведения игр
1 . Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней.
Выбор
игры
определяется
как
уровнем
умственного
развития
детей,
так
и
задачами воспитателя.
При подборе игры следует всегда помнить о том, что она не должна быть ни
слишком трудной, ни слишком легкой. Только в этом случае игра принесет
детям пользу и радость.
2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего,
на игровой лад настраивается сам воспитатель. Если надо играющих разделить на
две группы, по считалке выбирают двух вожаков.
Считалка
используется
и
при
распределении
ролей
(диктор
в
игре
«Радио»,
продавец в игре «Магазин» и др.): она вводит детей в игру, воспитывает выдержку,
слуховое внимание, помогает соблюдать справедливость.
Иногда
по
ходу
игры
нужно
провести
сговор:
игроки
сходятся
парами
и
сговариваются между собой, как им называться. Один говорит, например: «Я буду
иголочкой».
Дети
придумывают
не
только
отдельные
слова,
но
иногда
и
рифмованные фразы, например: «Я травка - муравка», «А я - золотая булавка».
Или: «Что берешь: яблочко в саду или рыбку в пруду?» Уже в самом сговоре есть
благоприятные
условия
для
развития
сообразительности,
находчивости.
Дети
радуются подобранному слову.
Во многих играх есть условие: кто не выполнит, правили, ошибется, тот платит
фант.
Фант
-
любая
вещь,
которая
отдается
ребенком
водящему,
а
затем
«выкупается». Само разыгрывание фантов - веселая игра. Дети любят и ждет ее,
поэтому воспитатель должен оставить на это часть времени или провести фантов
на прогулке.
Дети
при
разыгрывании
фантов
предлагают
разные
задания:
произнести
несколько раз скороговорку, пропеть по - петушиному, попрыгать по - заячьи, без
помощи
рук
сесть
на
пол
и
подняться
с
пола
и
др.
Любимыми
заданиями
становятся
такие:
«Превратитесь
в
дедушку»,
«Стань
пчелой».
Игра
в
«превращения»
особенно
нравится
детям.
Воспитатель
поддерживает
шутки
детей, подбадривает застенчивых.
Если же в игре есть элементы соревнования (кто быстрее, кто больше), можно
ввести
значок
победителю:
звездочку,
флажок.
Иногда
бывает
достаточно
поощрения воспитателя, который говорит: «Вова выиграл, он назвал больше всех
грибов».
3.
Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы
игру
от
занятий
и
дидактических
упражнений.
Занимательность
должна
заключаться как в правилах, заставляющих ребенка думать, «ломать голову», так и
в
широком
использовании
игровых
элементов,
о
которых
говорилось
выше:
считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов и т.д.
4.
Нужно создавать условия для умственной активности всех детей. Игры
следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут
своей очереди. Отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого - то
одного, в этом случае используют брошенный мяч, считалку, переданный
предмет. Почти все народные словесные игры построены по этому принципу. Так,
в
игре
«Что
это
за
птица?»
дети,
описывая
характерные
признаки
птицы,
показывают, как она ходит, имитируют полет, бег. Отгадывает не тот, кто хочет, а
тот,
на
кого
укажет
водящий.
Очень
хорошо,
когда
умственная
активность
сочетается с двигательной. Это особенно важно для развития детей младшего и
среднего возраста. Если в игре используется стихотворение, то она
сопровождается в ритме стихотворения.
5.
В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети,
усвоив
тот
или
иной
способ
решения,
могли
бы
применить
его
при
другом
содержании, в других условиях. В данном сборнике предполагаются варианты
многих игр. Однако воспитатель, зная, какие у детей сформированы
представления, умения, может сам придумывать различные варианты.
6.
Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с
детьми
данной
группы,
поэтому
она
может
занимать
различное
место
в
педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож -не
похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно
использовать как часть занятия. Например, воспитатель познакомил детей со
средствами передвижения людей. После беседы «На чем ездят люди?» хорошо
проходит
игра
«А
если
бы».
Или:
рассказав
детям
об
овощах,
воспитатель
заканчивает беседу игрой «Вершки - корешки». В таких играх принимают участие
все дети. Но целесообразнее проводить словесные игры с небольшой группой
детей, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка, и он имел большую
возможность поупражняться в решении игровых задач. В такие группы следует
объединять детей активных с менее активными. Последние стараются подражать
своим товарищам и успешнее справляются С Задачами.
Можно
использовать
словесные
игры
и
в
часы
развлечений,
например
игра
-соревнования «Кто быстрее?», «Охотник», «Отвечай быстро» и др.
Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр.
7 .
Роль
воспитателя
в
процессе
словесных
игр
меняется
в
зависимости
от
возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как
инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и
заканчивающий
игру,
то
со
старшими
детьми
он
в
большей
мере
советчик,
помощник, справедливый судья.
8.
При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть
уделено правилами.
Любая
дидактическая
игра
строится
по
определенным
правилам,
которые
направляют игру, организуют поведение детей. Следует помнить, что, чем строже
правила, тем напряжение, интереснее игра.
Объяснение правил - первый этап в обучении детей с помощью дидактической
игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит ее успех. В
начале игры воспитатель наблюдает, как дети усвоили правила, и напоминает, что
если они не будут выполняться, игра прервется.
Объяснение правил в разных возрастных группах проводится по-разному.
Детям младшей группы воспитатель объясняет правила в процессе самой игры.
Например, в игре «Коза рогатая», рассмотрев с детьми картину с изображением
козы, он говорит: «Я буду козой, а вы - малыми ребятами».
Прочитав стихотворение, после слов «забодает» он предлагает: «Убегайте скорее,
а то вас коза забодает!» малыши убегают.
Дети средней группы могут запомнить правила, если воспитатель разъяснит их до
игры. Например, предложив детям игру «Воробушки и автомобиль», он заранее
объяснит, по какому сигналу, что они должны делать (прыгать, убегать, садиться в
гнездышки). Воспитатель следит за тем, чтобы правила выполнялись всеми.
В
старших
и
подготовительных
к
школе
группам
правила
становятся
более
сложными:
не
смотрев
в
сторону
описываемого
предмета,
пе
повторять
сказанного,
называть
только
существенные
признаки
предмета,
объединять
несколько предметов одним словом и др. В играх, предназначенных для детей
старших групп, увеличивается и количество правил. Воспитатель и в
этих
группах на первых порах следит за их выполнением. Например, в игре «Отгадай»
надо описывать только те предметы, которые находятся в комнате. Ребенок же
описал предмет, который он видел на участке. Воспитатель отмечает, что предмет
описан хорошо, но не все правила игры выполнены. Обращаясь к детям, он
уточняет эти правила и спрашивает: «Какое правило игры не выполнил Вова?»
Дети отвечают: «Вова описал предмет, которого в групповой комнате нет». После
того как воспитатель убедится в том, что все дети усвоили правила игры, он может
предложить им играть самостоятельно.
4.) Вывод: Словесная (дидактическая) игра широко используется педагогами, как
средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений,
закреплению
и
применению
знаний,
полученных
на
занятии,
а
также
непосредственном опыте детей. Словесная (дидактическая) игра делает процесс
обучения
более
легким,
занимательным:
та
или
иная
умственная
задача,
заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей
деятельности.
Словесная
игра
создается
в
целях
обучения
и
умственного
развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей
мере она доставляет радость детям.
«Поиграй со мной» как часто мы слышим эту просьбу от детей!? И сколько
радости они получают, когда, взрослые играем с ними. Однако игра - это не только
удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью
можно
развивать
внимание,
намять,
мышление,
воображение
малыша,
т.е.
те
качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может
приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способность, подчас не
догадываясь об этом.
Выдающийся русский педагог Ушинский К.Д. писал: «в игре дитя живет, и следы
этой жизни глубже остаются в нем, чем следы, действительной жизни, в которой
он не мог еще войти по сложности ее интересов и явлений. В действительной
жизни
дитя
не
более
как
дитя,
существо
не
имеющие
еще
ни
какой
самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же
дитя уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается
своими
же
созданиями».
Сами
можем
наблюдать,
как
игра
на
наших
глазах
перестраивают поведение ребенка, как он радостно меняется, едва мы только
произнесем магическую формулу: «Давай поиграем».
У медведя во бору
Цель
игры: Развивать
речевую
активность
детей,
умение
соотносить
свои
действия
со
словом,
быстро
реагировать
на
словесный
сигнал,
упражнять
в
произношении звука р.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит:
«Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору».
Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь
в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», - рычит
медведь.
Послушайте стишок про этого медведя:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Как
рычит
медведь?
Давайте
поиграем.
Сейчас
мы
выберем
медведя.
(При
помощи
считалки
выбирают
медведя.
Считалки
должны
быть
всегда
очень
короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка -медведя
шапочку - маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р», -
рычит медведь.
«Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в строну). Мы
пойдем в лес, и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы
сразу же побежим домой», - объясняет правила игры воспитатель.
Слова: Движения
У медведя во бору Дети и воспитатель имитируют
Грибы, ягоды беру, сбор грибов и ягод, медленно
приближаясь к лесу, где живет
медведь.
А медведь сидит, Дети и воспитатель убегают
И на нас рычит: медведь их догоняет.
«Р-р-р!»
Игры на развитие умственных способностей детей в
младшей группе
-Придумай сам
-Зверюшки на дорожках
-Посади огород
-Маленькие и большие ножки
-Солнышко и дождик
-Через ручеек
-Наседка и цыплята
-Лохматый пес
-Поезд
-Кукла Маша купила мебель
-Что это такое?
-Камушки на берегу
-гномы с мешочками
-Ударь в бубен
-Цветные картинки
-Мышеловка
-Зайцы и волк
-Где мишка?
-Куда спрятался жучок?
-Три медведя
-Воробушки и автомобиль
-Елка с подарками
-На что это похоже?
-Поможем художнику
-Волшебные картинки
Литература «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольною
возраста»
Москва «Просвещение» 1989 г. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Поворотова Р.И., Цеханская Л.И.
Литература
1. «Дидактические игры» в начальный период обучения Карпова Е.П. 1997г.
2 .
«Развитие
речи
детей»
популярное
пособие
для
родителей,
педагогов
НовоторцоваН.В. 1997г.
3. «Как хорошо уметь читать» Шумаева Д.Г. 1997 г.
4 .
«Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада» Гербова В.В.
1984г.
5 .
«Психическое развитие дошкольников» Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М.
1984г.
6. «По дороге к азбуке» методические рекомендации Кислова Т.Р.
7. «Правильно ли говорит ваш ребенок» Максаков А.И.
8. «Воспитание у детей правильного произношения» Фимичева Н.Ф.
9. «Дошкольная педагогика» Козлова.