Автор: Сутягина Ирина Викторовна
Должность: тренер-преподаватель по настольному теннису
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ№1"
Населённый пункт: г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: реферат
Тема: "Оздоровительные технологии физического воспитания"
Раздел: дополнительное образование
АНО ДПО
«Институт управления и права»
ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации (ПК__ДОД)
«
Педагогические технологии
в дополнительном образовании детей
»
Тема:
«
Оздоровительные технологии физического воспитания
»
Реферат подготовил:
Сутягина Ирина Викторовна
Должность:
_
тренер-преподаватель
Место работы:
МБУДО «ДЮСШ№1
Номер и дата договора:
№ ИУП2017/03-105-02, от 22.02.2017
10 марта 2017 г.
г.Усолье-Сибирское, Иркутская область
Российская Федерация
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………………….3
2.
Основная часть……………………..………………………………………4
3.
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………14
2
Оздоровительные технологии физического воспитания.
11.1. Компоненты здорового образа жизни.
Введение
Здоровый
образ
жизни
—
это
индивидуальная
система
поведения
человека,
обеспечивающая
ему
физическое,
душевное
и
социальное
благополучие
в
реальной
окружающей
среде
(природной,
техногенной
и
социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального
течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность
различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи,
успешно
реализовывать
свои
планы,
справляться
с
трудностями,
а
если
придётся,
то
и
с
колоссальными
перегрузками.
Крепкое
здоровье,
поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить
долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого
человека в отдельности, и всего общества в целом. В нашей стране от ОРВИ
и
сезонного
вируса
страдает
более
30
миллионов
человек
ежегодно.
Причиной
этому
является
то,
что
более
чем
у
80%
населения
слабый
иммунитет.
Чтобы
иммунная
система
работала,
как
часы,
её
надо
поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же
зарядить свой иммунитет? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.
Само понятие «здоровье» имеет много определений: здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов;
здоровье – один
из важнейших компонентов человеческого счастья,
одно
из
неотъемлемых
прав
человеческой
личности
одно
из
условий
успешного социального и экономического развития;
3
здоровье
–
это
такое
состояние
организма,
при
котором
он
биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и
систем
уравновешены,
отсутствуют
болезненные
проявления.
Основным
признаком
здоровья
является
уровень
адаптации
организма
к
условиям
внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Сохранение
и укрепление здоровья человека является важнейшим условием высокого
уровня физического и психического здоровья человека.
Основная часть
- Режим дня и здоровье человека
Вся
жизнь
человека
проходит
в
режиме
распределения
времени,
частично
вынужденного,
связанного
с
общественно
необходимой
деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим
дня
студента
определен
учебным
планом
занятий
в
учебном
заведении,
режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром
воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего
дня.
Таким
образом,
режим
—
это
установленный
распорядок
жизни
человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является
его
труд,
который
представляет
целесообразную
деятельность
человека,
направленную
на
создание
материальных
и
духовных
ценностей.
Режим
жизнедеятельности
человека
должен
быть
подчинен,
прежде
всего,
его
эффективной
трудовой
деятельности.
Работающий
человек
живет
в
определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять
свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все
процессы
в
природе
подчинены
в
той
или
иной
мере
строгому
ритму:
чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену
ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из
основ любого труда.
4
Рациональное
сочетание
элементов
режима
жизнедеятельности
обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его
здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как
целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы
организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ,
усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие
часы,
дни,
когда
нагрузка
снижается,
наступает
отдых
после
утомления,
восстанавливаются
силы
и
энергия.
Правильное
чередование
нагрузки
и
отдыха является основой высокой работоспособности человека.
- Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к
восстановлению сил и работоспособности.
Наиболее
эффективным
в
деле
восстановления
работоспособности
является
активный
отдых,
который
позволяет
рационально
использовать
свободное
время.
Чередование
видов
работы,
гармоничное
сочетание
умственного
и
физического
труда,
физическая
культура
обеспечивают
эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется
ежедневно, еженедельно в выходные дни, ежегодно во время очередного
отпуска, используя свободное время для укрепления физического и духовного
здоровья.
Отдых - условие сохранения здоровья, поскольку благодаря отдыху
человек
получает
возможность
снять
напряжение,
накапливающееся
в
процессе трудовой деятельности. К слову, в течение рабочего дня имеет
смысл каждые полтора-два часа устраивать «пятиминутки», т. е. небольшие
перерывы,
во
время
которых
нужно
расслабить
мышцы
глаз,
подвигать
руками
и
сделать
несколько
наклонов
корпусом
вправо-влево,
чтобы
разгрузить спинные мышцы. Выходные дни необходимы каждому человеку,
поскольку
заложенный
в
нас
природой
биоритм
рассчитан
на
5-6
дней
плодотворной деятельности. Уже на шестой день производительность труда
резко
падает,
а
на
седьмой
становится
ничтожно
малой.
Когда
человек
работает
всю
неделю
без
отдыха
и
при
этом
стремится
поддерживать
5
одинаковый уровень отдачи, он подвергает себя колоссальным нагрузкам,
изнашивающим организм и расшатывающим нервную систему.
Немаловажен
для
полноценного
восстановления
сил
и
вид
отдыха.
Отдых бывает активный и пассивный. Активный связан со спортивными
играми, прогулками, танцами и т. д. Пассивный ограничивается релаксацией
(посещение
сауны,
массажного
кабинета,
кафе
и
т.
д.)
и
культурными
развлечениями
(посещение
театров
и
музеев
или
домашний
просмотр
фильмов).
Уже давно известно, что люди, которым приходится в течение рабочего
дня выдерживать преимущественно физические нагрузки, большую часть
времени должны отдыхать пассивно. И наоборот, лицам, занятым главным
образом интеллектуальным трудом, для восстановления сил и укрепления
здоровья следует больше свободного времени посвящать активному отдыху.
К
важнейшему
виду
ежедневного
отдыха
относится
сон.
Без
достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность
во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека.
Сон,
прежде
всего,
способствует
нормальной
деятельности
центральной
нервной
системы.
Недосыпание,
особенно
систематическое,
ведет
к
переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон
нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима
сна
—
основа
здорового
образа
жизни.
Чтобы
быть
здоровым
и
работоспособным,
необходимо
выработать
привычку
ложиться
спать
и
вставать в одно и то же время, научиться быстро, засыпать и крепко спать.
- Режим питания.
Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его
работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит
получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении
необходимые
организму
вещества:
белки,
жиры,
углеводы,
минеральные
вещества,
витамины
и
воду.
Существует
несколько
теорий
правильного
питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления:
6
ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и
образа жизни каждого человека.
Извечное
стремление
людей
быть
здоровыми
и
работоспособными
привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться
рациональному
питанию
как
одному
из
важных
компонентов
здорового
образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее
условие здоровья, работоспособности и долголетия человека.
С
пищей
человек
получает
все
необходимые
элементы,
которые
обеспечивают организм энергией, необходимой для роста и поддержания
жизнедеятельности тканей.
Необходимые
организму
питательные
вещества
подразделяются
на
шесть
основных
типов:
углеводы,
белки,
жиры,
витамины,
минеральные
элементы и вода. Правильно питаться — это значит получать с пищей в
достаточном
количестве
и
в
правильном
сочетании
все,
что
требуется
организму.
Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с
учетом
генетических
особенностей
человека,
его
возраста,
физических
нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно
позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал,
однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не
было организовано питание.
Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами
по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или
иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой
идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда
едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.
Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека
(труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем
работоспособности,
здоровья,
долголетия
будет
обладать
тот,
кто
придерживается
требований
здорового
образа
жизни.
Правильно
спланированный
режим
дня
с
учетом
возраста,
физиологических
и
7
психических
особенностей
является
основой
для
сохранения
здоровья
и
главной составной частью здорового образа жизни.
Интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость,
так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом
учебной
нагрузки
следует
корректировать
режим
дня:
он
должен
обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок,
отдыха,
сна
и
правильного
питания,
значит
обеспечивать
гармоничное
развитие духовного и физического здоровья человека.
-
Двигательная
активность
—
это
любая
мышечная
активность,
позволяющая
поддерживать
хорошую
физическую
форму,
улучшать
самочувствие,
обеспечивать
прилив
энергии,
дающей
дополнительный
стимул жизни.
Общеизвестно, что в процессе эволюции человека изменения функций
организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека.
Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы
ее
воздействия
на
регуляторы
жизненных
функций
организма.
Научно-
технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал
объем
необходимой
информации,
т.е.
нагрузку
на
разум,
в
то
же
время
обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению
системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше
миллиона лет назад.
Человеческое
тело
в
течение
тысячелетий
выработало
способность
встречать
внешний
раздражитель
(угрозу)
мобилизацией
физических
резервов.
В
настоящее
время
сила
раздражителей
постоянно
возрастает,
физические
силы
(мышцы)
приводятся
в
готовность
к
действию,
а
реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической
нагрузки
выполняют
за
человека
механизмы.
Мы
как
бы
пребываем
в
ситуации
постоянной
готовности
к
действию,
которое
нам
не
позволено
выполнить,
и
тело,
в
конце
концов,
начинает
испытывать
негативные
последствия такого состояния.
8
Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации
постоянно
растет),
а
физические
нагрузки
постоянно
сокращаются
(механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на
необходимом
уровне
нужна
физическая
культура.
Человек
должен
сам
выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой,
чтобы
обеспечить
гармоничное
равновесие
между
умственными
и
физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной
системы здорового образа жизни.
Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст,
когда
еще
нет
больших
жизненных
проблем,
и
для
воспитания
в
себе
необходимых
физических
качеств
практически
нет
объективных
препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной
цели.
Физическая
культура
всегда
занимала
ведущее
место
в
подготовке
человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может
решить
проблему
нарушенного
равновесия
между
силой
эмоциональных
раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный
путь к укреплению духовного и физического здоровья.
Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека
приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям.
Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует
постоянной
тренировки
и
упражнений.
Мышечные
движения
создают
громадный
поток
нервных
импульсов,
направляющихся
в
мозг,
поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией,
снимают
эмоциональную
перегрузку.
Кроме
того,
люди,
постоянно
занимающиеся
физической
культурой,
внешне
выглядят
более
привлекательными.
Занятия
физической
культурой
—
лучшая
мера
профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.
Тренированность
придает
человеку
уверенность
в
себе.
Люди,
постоянно
занимающиеся
физической
культурой,
меньше
подвержены
стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью,
9
гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют
снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений.
Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче
вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы
выспаться.
Некоторые
физиологи
считают,
что
каждый
час
физической
активности продлевает жизнь человека на два-три часа.
-
Закаливание
—
это
повышение
устойчивости
организма
к
неблагоприятному
воздействию
ряда
факторов
окружающей
среды
(например,
низкой
или
высокой
температуры)
путем
систематического
воздействия на организм этих факторов.
Современные
жилища,
одежда,
транспорт
и
т.
п.
уменьшают
воздействие
на
организм
человека
атмосферных
влияний,
таких,
как
температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш
организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Легче
переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой
организм,
приучал
его
к
колебаниям
температуры.
Следовательно,
закаливание это комплекс приемов, которые систематически используют для
тренировки
устойчивости
организма
к
температурным
колебаниям
окружающей среды. Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его
помощью можно избежать многих болезней и на долгие голы сохранить
трудоспособность,
умение
радоваться
жизни.
Особенно
велика
роль
закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их
число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе
избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на
организм,
повышает
тонус
центральной
нервной
системы,
улучшает
кровообращение, нормализует обмен веществ.
Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании
организма являются систематическое использование закаливающих процедур
и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3
10
месяца
после
прекращения
закаливания
достигнутый
ранее
уровень
устойчивости организма начинает снижаться.
Наиболее
распространенной
формой
закаливания
является
использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года
хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с
открытым окном.
Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение 1
минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту.
В
холодное
время
года
прогулки
пешком
хорошо
дополнять
ходьбой
на
лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной
одежде.
Повышению
устойчивости
к
низким
температурам
способствует
также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно
проветриваемом помещении.
Более
сильный
закаливающий
фактор-вода.
Кроме
температурного,
вода
оказывает
механическое
воздействие
на
кожу,
что
является
своеобразным массажем, улучшающем кровоснабжение.
Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой.
Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 градусов и
дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на один градус. Если со
стороны
организма
не
возникает
никаких
изменений,
температуру
воды
можно довести до температуры водопроводной (10-12 градусов).
Большим
закаливающим
действием
обладают
купания
в
открытых
водоемах. При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха.
При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время
плавания.
Вначале
продолжительность
купания
оставляет
4-5
минут,
постепенно ее увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого
купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не
может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате
вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.
Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно
вызывает
расширение
сосудов,
усиливает
деятельность
кроветворных
11
органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно
важно для предупреждения у детей рахита.
Продолжительность
пребывания
на
солнце
вначале
не
должна
превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более.
При
этом
надо
помнить,
что
неумеренное
пребывание
на
солнце
может
привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам.
- Правила личной гигиены и здоровья
Гигиена — это область медицины, изучающая влияние условий жизни
и
труда
на
здоровье
человека
и
разрабатывающая
меры
профилактики
различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования,
сохранения здоровья и продления жизни. Она относится к наиболее древним
отраслям медицинских знаний.
Для изучения санитарного состояния окружающей среды и ее влияния
на
организм
человека
гигиена
использует
физические,
химические,
физиологические, токсикологические и другие методы. Она включает в себя
ряд
самостоятельных
разделов:
коммунальная
гигиена,
гигиена
труда,
гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.
Личная
гигиена
—
это
совокупность
гигиенических
правил,
выполнение
которых
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья
человека. Она включает в себя ряд общих гигиенических правил для людей
любого возраста:
-правильное чередование умственного и физического труда;
-занятия физической культурой и закаливанием;
-рациональное питание;
-чередование труда и активного отдыха;
-полноценный сон.
К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей,
зубами, волосами, по содержанию одежды, обуви и жилища.
Следует
особо
подчеркнуть
значение
соблюдения
правил
личной
гигиены в системе здорового образа жизни. В этом плане важное значение
имеют основные требования по уходу за кожей, зубами и волосами.
12
Заключение
Здоровье
—
нормальное
психосоматическое
состояние
человека,
отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие
и
обеспечивающее
полноценное
выполнение
трудовых,
социальных
и
биологических функций.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом
образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек.
Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в
здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его
компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире,
чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания,
различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит
система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также
осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для
творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и
болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на
различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную
и
духовную),
овладение
оздоровительными,
общеукрепляющими,
природосообразными методами и технологиями, формирование установки на
здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те
ценные
качества
личности,
которые
столь
необходимы
в
условиях
современного
динамического
развития.
Это,
прежде
всего
высокая
умственная
и
физическая
работоспособность,
социальная
активность,
творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью
как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения
всех
людей.
Повсеместное
утверждение
здорового
образа
жизни
-
дело
общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается
каждого из нас.
13
В своей работе при планировании и проведении учебно-тренировочных
занятий учитываю возрастные особенности воспитанников;
с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный
психологический фон на занятиях;
распределяю физическую нагрузку с учетом физических возможностей
воспитанников; применяю методы и приемы, которые способствуют, которые
способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям
настольным теннисом у каждого воспитанника; обязательный врачебный
контроль за воспитанниками не реже 2 раз в год, для спортсменов высокой
квалификации – обязательная диспансеризация;
организация каникулярного отдыха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности
травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной
деятельности, способствует снижению усталости после значительной
физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию
стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
14
Список литературы:
1.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.:
Физкультура и спорт, 2007
2.
Лях В.И. Силовые способности школьников / Физическая культура в
школе. -2005.-№ 1.-С. 6.
3.
Методика физического воспитания школьников/ под ред. Г.Б.Мейксона,
Л.Е.Любомирского.- М.: Просвещение, 2007
4.
Минбулатов В.М. Физическая культура в школе: Очерки дидактических
основ. - Махачкала: Дагучпедгиз, 2005
5.
Настольная
книга
учителя
физической
культуры
/
под
ред.
проф.
Л.Б.Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2005
6.
Основы
теории
и
методики
физической
культуры:
Учебник
для
техникумов физ.: Учебник для учащихся X-XI классов общеобразовательных
учреждений. / Под ред. В.И.Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.- М.:
Просвещение, 2006
7.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной
активности.
-
М.:
Физкультура
и
спорт,
2006культ.
/
Под
ред.
А.А.Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2006
8.
Столяров В.И., И.М.Быховская, Л.И.Лубышева. Концепция физической
культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и
практика физической культуры. - 2004.- № 5.- С. 11.
9.
Ю.Соловьёв
Г.М.
Основы
здорового
образа
жизни
и
методика
оздоровительной
физической
культуры:
Учебное
пособие.
Ч.
1
и
2.
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007
15