Автор: Паневина Светлана Васильевна Должность: тренер - преподаватель Учебное заведение: МАУДО "ДЮСШ им. О. Рахматулиной" Населённый пункт: г. Колпашево, Томская область Наименование материала: статья Тема: Стратегия и тактика Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеская спортивная школа имени Оксаны Рахматулиной»
«
Стратегия и тактика»
Раздел образования:
дополнительное образование
Автор : Паневина Светлана Васильевна
Должность : тренер-преподаватель, высшая квалификационная категория, Заслуженный
тренер РФ
Учебное заведение : МАУДО «ДЮСШ им. О. Рахматулиной»
Населенный пункт : г. Колпашево, Томская область
Наименование материала : статья
Тема : «Тактика и стратегия»
Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для неё
характерны
разнообразные
движения:
ходьба,
бег,
остановки,
повороты,
прыжки,
ловля,
броски
и
ведение
мяча
-
всё
это
осуществляется
в
единоборстве
с
соперником.
Занятие
баскетболом
помогает
формировать
настойчивость,
смелось,
решительность,
честность,
уверенность
в
себе,
чувство коллективизма. Но эффект воспитания зависит прежде всего от того,
насколько
целеустремлённо
в
педагогическом
процессе
осуществляется
взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Тренер,
который
верит,
что
он
постоянно
может
перехитрить
противника, обманывает сам себя. Нельзя найти замены трем таким основам,
как правильная техника, хорошая кондиция и высокий командный дух.
Многие тренеры верят, что смогут заставить противника принять вашу
манеру игры, а может быть сделать то, чего не хочется противнику и всегда
быть готовым к встрече к неожиданностям. Правы те, кто всегда готов к этим
неожиданностям. Техника игры должна идти на первом месте, за ней –
совершенствование
командных
действий
в
избранной
вами
схеме
игры,
которая
должна
быть
достаточно
гибкой.
Все
это
будет
содействовать
успешной подготовке к разным неожиданностям. Игроки должны знать, как
нападать или защищаться в различных ситуациях, которые могут встретиться
в игре, для того, чтобы сохранить спокойствие и предотвратить панику.
Закономерности
ведения
спортивной
борьбы
в
соответствии
с
её
масштабами разделяют игру баскетбол на стратегию и тактику.
Стратегия- это основная теоретическая направленность всей работы
команды,
определяющая
средства
методы
подготовки
к
главным
соревнованиям.
Стратегия
представляет
собой
систему
знаний
о
закономерностях соревновательной борьбы. Эти знания позволяют тренеру
определить
характер
и
условия
предстоящих
соревнований
и
руководить
командой.
На основе изучения закономерностей развития процесса игры, опыта
подготовки
и
участия
в
соревнованиях,
потенциальных
возможностей
команды, новых средств и способов подготовки и ведения соревновательной
борьбы,
взглядов
и
возможностей
основных
соперников
составляется
стратегический план. Стратегия исследует условия и характер предстоящих
соревнований, способы и формы подготовки к ним, средства борьбы, а так же
основы
управления
командой
в
процессе
соревнований.
Вместе
с
тем
стратегия- это область практической деятельности тренера. Тренер должен
постоянно
практиковаться
в
её
применении,
чтобы
возникла
“интуиция”
принятия
правильных
решений
в
ходе
игры.
Стратегия
относится
как
к
искусству, так и к науке руководства баскетбольной командой, в которой
тренер маневрирует своими игроками в соответствии с правилами, против
команды соперников.
Самый
важный
фактор
командной
стратегии
-
играть
в
свою
собственную игру. Поэтому соперника надо заставить играть в рамках вашего
игрового мышления. Команда должна иметь на вооружении одну или две
вспомогательные защиты в дополнении к одной основной, поскольку игровая
ситуация
может
потребовать
смены
защитных
построений.
Обычная
стратегия предусматривает соблюдение ряда правил при выборе той или иной
системы, или тех или иных действий в защите и нападении.
Например,
I. прессинг используется:
а) против высокой, медленной или механически действующей команды,
б) против плохо подготовленной команды в физическом плане,
в) против команды, часто прибегающей к ведению мяча,
г) против команды, в которой отсутствуют сильные разыгрывающие
игроки;
II. оттянутая защита используется:
а) против команды, которая строит игру на передачах мяча в центр,
б) против команды, которая строит игру на проходах;
III. заслоны используются:
а) против команды, играющей плотную личную защиту;
IV. неторопливый розыгрыш мяча используется:
а) против команды успешно играющей быстрым прорывом;
б) против команды, в которой много высоких игроков.
Тактика
это
часть
стратегии,
которая
решает
три
главные
задачи
подготовки с учётом конкретных возможности ресурсов команды. Тактика -
это раздел теории и практики, изучающий закономерности развития игры,
средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное
применение против конкретного соперника.
Тактика игры базируется на всесторонней оценки возможностей своей
команды и соперника (составы команд, уровень подготовленности игроков,
их моральное состояние, техническая и тактическая оснащённость и другое)
всё это определяет тактические и комбинационный багаж команды.
При выборе тактики игры (нападении) следует исходить, во-первых, из
реальных
возможностей
игроков,
учитывая,
прежде
всего
их
сильные
стороны, для раскрытия которых строятся, разучиваются комбинации, во-
вторых, тактику нападения определяют силу и слабость реального соперника
в матче.
К
средствам
ведения
игры
относятся
приёмы
техники.
Не
владея
техникой,
играть,
по
существу,
невозможно.
Однако,
если
техническая
подготовка направлена на изучение структуры движения того или иного
приёма,
то
тактическая
подготовка
вооружает
баскетболиста
знаниями
и
умениями
целесообразного
применения
изученных
приёмов
в
условиях
борьбы двух команд.
Тактическая
подготовка
предполагает,
прежде
всего,
изучение
различных
игровых
ситуаций.
В
ходе
проведения
заранее
разученной
комбинации
предполагается
логическое
её
развитие
и
завершение
в
зависимости сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут
применяться,
как
в
динамике
матча,
так
и
в
статистические
моменты,
владения или вбрасывания мяча в игру, при начальном и спорном броске, при
вбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске.
Формы
ведения
игры
вызывают
внешние
проявления
действий
команды, связанных с решением определённых тактических задач. Они могут
быть активными и пассивными.
В зависимости от применения активных и пассивных форм тактика
носит
наступательный
или
оборонительный
характер.
Причём,
оборонительная
тактика
может
быть
и
пассивной,
и
активно-
оборонительной. Та или иная форма игры выбирается тренером, исходя из
обстановки соревнования и реальных возможностей команды.
В соответствии с основным содержанием игры, тактика делится на
тактику нападения и тактику защиты. Каждый раздел её разделяется на
группы
в
зависимости
от
принципа
организации
действия
игроков:
индивидуальные, групповые, командные. В свою очередь, каждая группа
исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные
действия в нападения могут быть действиями игрока без мяча и действиями
игрока
с
мячом).
В
зависимости
от
конкретного
содержания
игровых
действий виды подразделяются на способы. Способы, имеющиеся различные
особенности выполнения, обуславливают появление вариантов. Правильная
организация игры даёт тренерам отличные возможности контролировать игру
и вносить в неё различные изменения, увеличивающие шансы на победу.
«Тренер стратег, если он готовится к предстоящим играм во время
тренировок, и тренер тактик, если полагается только на спонтанные решения
в ходе своего сражения. Стратегия, таким образом, может быть осмысленная,
как игровое полководческое искусство», - сказал Е.Р. Яхонтов.
Используемая литература.
1.
А.Я.
Гомельский,
Баскетбол
–
секреты
мастера,
Агентство
«ФАИР», 1997.
2.
Джон
Вуден,
Современный
баскетбол,
журнал
«Физкультура
и
спорт» 1987 год.
3.
Б.Ю.
Лосин,
С.Н.
Елевич,
Е.Р.Яхонтов,
Баскетбол,
научно-
методический
вестник,
высшая
школа
тренеров
по
баскетболу
университета Лесгафта, выпуск № 8, 9.
4.
Ю.М.
Портнова,
Баскетбол,
учебник
для
институтов
физической
культуры, г. Москва, Физкультура и спорт, 1988 год.
5.
Ю.Л.Хаминин, Психология общения в спорте, Москва, 1980.