Автор: Багманова Найля Фаиловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: Доклад
Тема: Джаз. От простого к сложному
Раздел: дополнительное образование
Детская школа искусств
поселка Серебряный Бор
(филиал) Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
Детская школа искусств г. Нерюнгри
ПЛАН-КОНСПЕКТ
доклада
«Джаз. От простого к сложному.»
Выполнила:
Багманова Н.Ф.,
концертмейстер
2016 год
Джаз. От простого к сложному
Цель доклада: познакомиться с истоками джазовой музыки, выявить ее особенности
-Познакомиться с основными стилями джазовой музыки;
-Познакомиться с известными джазовыми музыкантами.
Джаз(англ.Jass)-форма музыкального искусства возникшая в конце XIX (19)-начале XX
века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая в
последствии повсеместное распространение.
В основе джаза-жанры афроамериканской музыки: спиричуэлс и блюз.
Спиричуэл-духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся не библейские сюжеты и тексты,
это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами
ладонями, притопыванием, непринужденными телодвижениями.
Блюз-сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубокие личные переживания.
Как в фольклорном жанре музыка и текст-импровизируются, подчиняются таким
особенностями изложения ,как полиритмия, синкопирование ,специфическая тембровая
окраска звучания голоса или инструмента.
Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали: импровизация;
политритмия , основанная на синкопированных ритмах; уникальный комплекс приемов
исполнения ритмической фактуры-свинг.
Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых и гормональных моделей.
Колыбелью джаза был американский Юг, новый Орлеан. Особенность стиля джаз-
неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Вечная молодость джаза-
это импровизация.
После появления гениального исполнителя, который всю жизнь прожил в стиле джаза и
до сих пор остается легендой- Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело
новые для себя необычные горизонты:
Вокальное или инструментальное исполнение – соло становится центром всего
выступления, меняя полностью представление о джазе.
Джаз-это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая
жизнерадостная эпоха.
Основные стили джазовой музыки:
1.
Бибоп
2.
Буги-вуги
3.
Стиль Канзас- сити
4.
Культурный джаз
5.
Прогрессивный джаз
6.
Хард-боп
7.
Свинг
Бибоп-джазовый стиль, сложившийся в начале – середины 40-х годов XX века и
характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными
на обыгрывании гармонии, а не мелодии .
Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о
том, что такое музыка. Основателями бибопа стали саксофонист Чарли Паркер,
трубач Диззи Гиллесни, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк,барабанщик
Макс Роуч. Этап бибопа стал значительным смещением акцентов джаза от
танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной « музыке
для музыкантов» более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали
сложные импровизации, основанные на обыгрывании последовательностей
аккордов, вместо варьирования мелодии. Боп был быстр, резок ,был жесток со
слушателем.
Буги-вуги-это в основном ,фортепианный стиль оказавшийся весьма доступным
для широкой аудитории. Он появился в начале 20-века,когда возникла
необходимость нанимать пианистов вместо оркестров. Композиции построены
на блюзовой последовательности аккордов, а напряженность в стиле
достигается путем сочетания остинантных фигур левой руки
(раскатывающийся бас) и синхронной мелодии в пр.р. Форма буги-вуги
предлагает целую палитру ритмических и мелодических приемов, которые
меняются меняются от простого к сложному.
Канзас-сити. Процветал в Канзас-сити 1920-х и 1930-х годах. Характерны
проникновенные пьесы с блюзовой окраской. Основой стиля стала
своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз».
Кул-джаз (прохладный джаз) стиль современного джаза получивший
распространение преимущественно среды, белых музыкантов-боперов, достиг
наибольшего рассвета в 1960-е г.
По способу звукоизвлечения гармониями у кул-джаза много общего с
модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью,
тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли
композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры),введением
инструментов силеф-го оркестра.
Представители из пианистов Билл Эванс, Дэйв Юрубек. Композиции: «Ro»
Прогрессивный джаз:
Параллельно с возникновением бибопа , в джазе развивается новый жанр-прогрессивный
джаз или просто прогрессив.
Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-
бендов и устаревших, затертых приемов симфоджаза, введенных в 1920-е г.
Полоцайтменом . Творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых
традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и
усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние
достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии.
Хард-боп- джазовый стиль, развившийся из бибопа и кул-джаза, вобрав в себя элементы
соула, церковной музыки (госпел) и блюза.
Пик популярности – 1950-60-е годы XX века. В последствии последователя бибопа-хард-
бопа добавили в него еще немного стиля в виде модального джаза, в котором
гармоничность структуры отдельных частей стала еще более свободной, но обычно
проявлялась это только при аккордной игре на фортепианно (в том числе и низких тонов).
Благодаря этому джазовому периоду инструменталисты получили возможность
импровизировать с разными ладами гаммы.
Свинг: В начале 30-х г. Экономический кризис в США привел и к распаду большого числа
джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдо джазовую
коммерческую, танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была
эволюция джаза в новое вычищенное и приглашенное направление, называющееся свинг
(качание ). Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне
сложного аккомпанемента.
Известные исполнители:
Симфоджаз-стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфоджазовой музыки.
Яркий представитель этого направления Гершвин. Одно из лучших сочинений « Рапсодил
в стиле блюз»
Джаз России. Зарождается в СССР в 20-е годы. одновременно с расцветом джаз-сцены в
США. День рождения 1 октября 1922 г. когда состоялся первый концерт коллектива джаз-
бонд Валентина Парнаха. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим
в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора
Александра Цфаслеана (Москва). Ранее советские джаз-банды специализировались на
исполнении модным танцев , фокстрот, чарльстон.
Широкая популярность этого стиля в 30-е годы. обрела благодаря ленинградскому
ансамблю под руководством актера и певца Л. Утесова и Трубачева Я.Б. Скоморовского.
Популярная кинокомедия с его участием «Веселая работа» 1934 была посвящена истории
джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек ( И.Дунаевский) Утесов и Ском
сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз) основанный на смеси
музыки с театром, опереттой. Большую роль в нем играли вокальные номера и элемент
представления.
С чего же начать. Прежде всего, что бы стать настоящим джазовым пианистом, надо
слушать до бесконечности упражняться импровизировать, создавать новые или
обрабатывать существующие темы.
1)
Для наилучшего понимания синкопированных ритмов при игре упражнений
полезно считать вслух. Чтобы добиться результатов мы должны просчитывать все
доли такта – как главные , так и второстепенные (раз-и, два-и…). В не джазовом
тексте предполагается, что 1 и 3 доли такта сильные , а 2 и 4- слабые. Суть
простого синкопированная заключается в акцентировании обычно слабой доли или
в лишении обычно сильной доли акцента. Этого можно добиться несколькими
путями , в том числе путем опережения.
2)
Простое синкопирование, получаемое за счет объединения слабой доли с
последующей сильной.
3)
Синкопирование за счет запаздывания доли.
4)
Простое синкопирование, образующееся за счет динамических акцентов
( смещение акцентов)
5)
Простое синкопирование путем гармонизации.
6)
Полиметрическое синкопирование- разновидность импровизационной ритмической
полифонии, в основе которой лежит свободное сочетание различных ритмов. При
этом сильные доли сочетаемых ритмов не совпадают.