Автор: Мурзина Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 им. Н.А. Заболоцкого"
Населённый пункт: п.Сернур Республика Марий Эл
Наименование материала: выступление, статья
Тема: "Приёмы обучения, как средство формирования познавательной активности обучающихся на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сернурская
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.А. Заболоцкого"
Тема выступления: «Приёмы обучения, как средство
формирования познавательной активности обучающихся на уроках
истории»
Выполнила учитель истории и обществознания
Мурзина Екатерина Евгеньевна
Главным
в
обучении
является
учебная
деятельность
учащихся.
Обучение
-
это
процесс
взаимодействия
учителя
и
учащихся,
процесс
познания.
Познавательная
активность
означает
интеллектуально-
эмоциональный
отклик
на
процесс
познания,
стремление
учащегося
к
учению,
к
выполнению
индивидуальных
и
общих
заданий,
интерес
к
деятельности преподавателя и других учащихся.
Познавая
исторический
материал,
учащиеся
усваивают
его
фактологический,
теоретический
и
воспитательный
потенциалы:
главные
исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие
идеи,
вырабатывают
у
себя
в
ходе
познания
личностное
отношение
к
прошлым и текущим современным событиям общественной жизни.
Главное в процессе познавательной деятельности это научение
ученика,
в
частности, стремлению
и
умению
самостоятельно
мыслить,
способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к
решению
задачи,
желанию
не
только
понять
усваиваемую
учебную
информацию, но и способы добывания знаний; критическому подходу к
суждениям других, независимости собственных мнений.
В наше время преподаватели свободны в выборе приёмов обучения.
Выбор ориентирует на знание разнообразных приёмов обучения.
Приём обучения – это конкретная операция взаимодействия учителя и
учащегося в процессе реализации метода обучения.
1
И сегодня я, опираясь на свой небольшой опыт, хотела бы рассказать
вам о тех приёмах, которые я использую на различных этапах урока истории
для формирования познавательной активности обучающихся.
На этапе организации начала урока важно привлечь внимание учащихся
к
учителю,
заинтересовать
учащихся,
включить
детей
в
активную
мыслительную
деятельность
с
первых
минут
занятия.
В
этом
случае
я
использую
приём
«что
впереди?»
При
объявлении
темы
учащимся
предлагается сделать прогноз. Например, объявив в 5 классе тему урока
«Походы
Александра
Македонского
на
Восток»,
я
предлагаю
им
спрогнозировать
результат
и
итог
похода.
Обучающиеся,
как
правило,
предлагают такие варианты как поражение или победа и завоевание новых
территорий. Правильность предположений учащихся предлагаю выяснить в
конце урока, после изучения темы.
На этапе актуализации знаний учитель активизирует полученные ранее
знания. В этом случае я прибегаю к приёму “Жокей и лошадь”. Класс делится
на
две
группы:
«жокеев»
и
«лошадей».
Первые
получают
карточки
с
вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен
найти свою «лошадь». Самая неприятная его черта – необходимость всему
коллективу
учащихся
одновременно
ходить
по
классу,
это
требует
определённой сформированности культуры поведения.
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия
Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами
древнегреческих
богов:
Зевс,
Аид,
Посейдон,
а
другой
-
карточки
с
указанием, чему эти боги покровительствуют: покровитель неба, покровитель
морей, покровитель «царства мёртвых», и каждый «жокей» должен найти
свою «лошадь».
Зевс
покровитель неба
Аид
покровитель «царства мёртвых»
Посейдон
покровитель морей
2
На этапе изучения нового материала учитель организует изучение
нового материала через учебную деятельность школьников. На данном этапе
я часто использую приём «Лови ошибку» Описание: учитель предлагает
учащимся
информацию,
содержащую
известное
количество
ошибок.
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает
результаты учителю или оглашает результат его решения перед всем классом.
Возьмём, к примеру, урок истории в 5 классе « Государство на берегах Нила».
Я заранее готовлю листы с тексом, в котором есть ошибки: «В Северо-
Восточной Америке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт
свои воды одна из самых больших рек в мире – Волга. По берегам реки росли
финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростиник – камыш. Из него
делают похожий на бумагу писчий материал. Пройдя пороги, река спокойно
текла на север. Впадая в Каспийское море, она разделялась на несколько
рукавов , образующих огромный треугольник –оазис.» К тексту предлагается
5
слов,
которые
нужно
расставить
вместо
ошибок.
1)Северо-Восточная
Африка;
2)
Нил;
3)
папирус;4)
Средиземное
море;
5)
дельта.
Дети
зачеркивают
ошибки
и
сверху
ставят
номер
правильного
слова.
Работа
ведётся в парах, затем совместно проверяется.
На этапе решения учебных задач используется индивидуальная форма
работы:
учащиеся
самостоятельно
выполняют
задания
нового
типа
и
осуществляют
их
самопроверку,
пошагово
сравнивая
с
эталоном.
Я
применяю прием
"Исследовательский
фартук".
У
детей
имеется
лист
в
тетради , на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана
тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты,
имена; дети выступают в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все
самое важное. Возможен вариант оценки данной работы. Возьмём, к примеру,
урок истории «Природа и люди Древней Индии» в 5 классе. Я выделила 4
«кармана» фартука: 1) Где расположена Древняя Индия; 2) Крупные реки
Древней
Индии;
3)
Что
выращивали
древние
индийцы;4)Боги
Древней
3
Индии. Какие-то кармашки заполняются по ходу моего рассказа, остальные
после прочтения текста учебника. В конце урока на слайд или на доску
выводится
эталон
–
правильный
образец
выполнения.
На
его
основе
осуществляется самопроверка.
1)Где расположена Древняя Индия.
Индия
расположена
в
Южной
Азии,
между
горами
Гималаи
и
Индийским океаном.
2)Крупные реки Индии.
Инд и Ганг
3)Что выращивали древние индийцы.
Рис, сахарный тростник, хлопчатник
4)Боги Древней Индии.
Мудрый Ганеша с головой слона, Брахма.
На этапе контроля знаний
учитель подбирает задания, в которых
закрепляется изученный ранее материал. Я использую приём «Толстый и
тонкий
вопросы»
Он
известен
и
используется
при
организации
взаимоопроса. После изучения темы в качестве домашнего задания учащимся
предлагается
сформулировать
три
«тонких»
и
три
«толстых»
вопроса,
связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга,
используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». К примеру, на уроке
истории «Олимпийские игры в древности» в 5 классе обучающие составляли
следующие вопросы:
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Сколько
дней
проводились
Олимпийские игры?
Дайте объяснение, почему праздник
объединял эллинов?
Кто мог участвовать в играх?
Почему
вы
думаете,
что
это
был
чисто мужской праздник?
Что входило в пятиборье?
Предположите, что будет, если между
враждующими греческими полисами будет
4
война?
На
этапе
рефлексии фиксируется
новое
содержание,
изученное
на
уроке,
и
организуется
самооценка
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Для фиксации нового материала, я использую приём «чистая доска».
Суть приёма заключается в том, что перед началом урока на доске или
интерактивной доске
размещаются определённые карточки с ключевыми
словами
изучаемой
темы
(даты,
понятия,
личности).
И
в
конце
урока
ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы, раскрыть суть
слова,
назвать
события
даты,
рассказать
о
личности.
После
раскрытия
карточки она удаляется с доски, таким образом, к концу остаётся чистая
доска.
Возьмём,
к
примеру,
урок
«Победа
греков
над
персами
в
Марафонской
битве». На доске могут быть размещены следующие блоки: 490 год д.н.э.;
Стратег; Мильтиад; Марафон; фаланга. Учащиеся должны раскрыть суть
каждого блока.
Также на этом этапе, для самооценки учениками собственной учебной
деятельности, я использую приём «я научился…» «я узнал…» « я понял…»
Суть приёма: в конце каждого урока учащиеся в своих тетрадях записывают
итоги и результаты своей работы на уроке, продолжая данные фразы. Плакат
с этими фразами всегда висит в кабинете над доской.
Также между этапами урока в 5 классе я включаю физкультминутку.
Она
также
направлена
на
активизацию
познавательной
деятельности
обучающихся.
Физкультминутка «да/нет».
Отвечая на утверждения учителя «да» или
«нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения
(например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»—
приседания).
5
Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних
греков»
Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине
горы Олимп. (Да)
Зевс
был
верховным
богом
и
владыкой
подземного
царства
мертвых. (Нет)
Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера.
(Да)
Гера,
Афина,
Афродита
не
поделили
между
собой
золотую
оливку. (Нет.)
Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были
сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)
Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)
Таким
образом,
я
считаю,
что
представленные
мною
приёмы
помогают
активизировать
познавательную
активность
обучающихся
на
уроках истории.
6