Напоминание

"Приёмы обучения, как средство формирования познавательной активности обучающихся на уроках истории"


Автор: Мурзина Екатерина Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 им. Н.А. Заболоцкого"
Населённый пункт: п.Сернур Республика Марий Эл
Наименование материала: выступление, статья
Тема: "Приёмы обучения, как средство формирования познавательной активности обучающихся на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сернурская

средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.А. Заболоцкого"

Тема выступления: «Приёмы обучения, как средство

формирования познавательной активности обучающихся на уроках

истории»

Выполнила учитель истории и обществознания

Мурзина Екатерина Евгеньевна

Главным

в

обучении

является

учебная

деятельность

учащихся.

Обучение

-

это

процесс

взаимодействия

учителя

и

учащихся,

процесс

познания.

Познавательная

активность

означает

интеллектуально-

эмоциональный

отклик

на

процесс

познания,

стремление

учащегося

к

учению,

к

выполнению

индивидуальных

и

общих

заданий,

интерес

к

деятельности преподавателя и других учащихся.

Познавая

исторический

материал,

учащиеся

усваивают

его

фактологический,

теоретический

и

воспитательный

потенциалы:

главные

исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие

идеи,

вырабатывают

у

себя

в

ходе

познания

личностное

отношение

к

прошлым и текущим современным событиям общественной жизни.

Главное в процессе познавательной деятельности это научение

ученика,

в

частности, стремлению

и

умению

самостоятельно

мыслить,

способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к

решению

задачи,

желанию

не

только

понять

усваиваемую

учебную

информацию, но и способы добывания знаний; критическому подходу к

суждениям других, независимости собственных мнений.

В наше время преподаватели свободны в выборе приёмов обучения.

Выбор ориентирует на знание разнообразных приёмов обучения.

Приём обучения – это конкретная операция взаимодействия учителя и

учащегося в процессе реализации метода обучения.

1

И сегодня я, опираясь на свой небольшой опыт, хотела бы рассказать

вам о тех приёмах, которые я использую на различных этапах урока истории

для формирования познавательной активности обучающихся.

На этапе организации начала урока важно привлечь внимание учащихся

к

учителю,

заинтересовать

учащихся,

включить

детей

в

активную

мыслительную

деятельность

с

первых

минут

занятия.

В

этом

случае

я

использую

приём

«что

впереди?»

При

объявлении

темы

учащимся

предлагается сделать прогноз. Например, объявив в 5 классе тему урока

«Походы

Александра

Македонского

на

Восток»,

я

предлагаю

им

спрогнозировать

результат

и

итог

похода.

Обучающиеся,

как

правило,

предлагают такие варианты как поражение или победа и завоевание новых

территорий. Правильность предположений учащихся предлагаю выяснить в

конце урока, после изучения темы.

На этапе актуализации знаний учитель активизирует полученные ранее

знания. В этом случае я прибегаю к приёму “Жокей и лошадь”. Класс делится

на

две

группы:

«жокеев»

и

«лошадей».

Первые

получают

карточки

с

вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен

найти свою «лошадь». Самая неприятная его черта – необходимость всему

коллективу

учащихся

одновременно

ходить

по

классу,

это

требует

определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия

Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами

древнегреческих

богов:

Зевс,

Аид,

Посейдон,

а

другой

-

карточки

с

указанием, чему эти боги покровительствуют: покровитель неба, покровитель

морей, покровитель «царства мёртвых», и каждый «жокей» должен найти

свою «лошадь».

Зевс

покровитель неба

Аид

покровитель «царства мёртвых»

Посейдон

покровитель морей

2

На этапе изучения нового материала учитель организует изучение

нового материала через учебную деятельность школьников. На данном этапе

я часто использую приём «Лови ошибку» Описание: учитель предлагает

учащимся

информацию,

содержащую

известное

количество

ошибок.

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает

результаты учителю или оглашает результат его решения перед всем классом.

Возьмём, к примеру, урок истории в 5 классе « Государство на берегах Нила».

Я заранее готовлю листы с тексом, в котором есть ошибки: «В Северо-

Восточной Америке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт

свои воды одна из самых больших рек в мире – Волга. По берегам реки росли

финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростиник – камыш. Из него

делают похожий на бумагу писчий материал. Пройдя пороги, река спокойно

текла на север. Впадая в Каспийское море, она разделялась на несколько

рукавов , образующих огромный треугольник –оазис.» К тексту предлагается

5

слов,

которые

нужно

расставить

вместо

ошибок.

1)Северо-Восточная

Африка;

2)

Нил;

3)

папирус;4)

Средиземное

море;

5)

дельта.

Дети

зачеркивают

ошибки

и

сверху

ставят

номер

правильного

слова.

Работа

ведётся в парах, затем совместно проверяется.

На этапе решения учебных задач используется индивидуальная форма

работы:

учащиеся

самостоятельно

выполняют

задания

нового

типа

и

осуществляют

их

самопроверку,

пошагово

сравнивая

с

эталоном.

Я

применяю прием

"Исследовательский

фартук".

У

детей

имеется

лист

в

тетради , на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана

тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты,

имена; дети выступают в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все

самое важное. Возможен вариант оценки данной работы. Возьмём, к примеру,

урок истории «Природа и люди Древней Индии» в 5 классе. Я выделила 4

«кармана» фартука: 1) Где расположена Древняя Индия; 2) Крупные реки

Древней

Индии;

3)

Что

выращивали

древние

индийцы;4)Боги

Древней

3

Индии. Какие-то кармашки заполняются по ходу моего рассказа, остальные

после прочтения текста учебника. В конце урока на слайд или на доску

выводится

эталон

правильный

образец

выполнения.

На

его

основе

осуществляется самопроверка.

1)Где расположена Древняя Индия.

Индия

расположена

в

Южной

Азии,

между

горами

Гималаи

и

Индийским океаном.

2)Крупные реки Индии.

Инд и Ганг

3)Что выращивали древние индийцы.

Рис, сахарный тростник, хлопчатник

4)Боги Древней Индии.

Мудрый Ганеша с головой слона, Брахма.

На этапе контроля знаний

учитель подбирает задания, в которых

закрепляется изученный ранее материал. Я использую приём «Толстый и

тонкий

вопросы»

Он

известен

и

используется

при

организации

взаимоопроса. После изучения темы в качестве домашнего задания учащимся

предлагается

сформулировать

три

«тонких»

и

три

«толстых»

вопроса,

связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга,

используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». К примеру, на уроке

истории «Олимпийские игры в древности» в 5 классе обучающие составляли

следующие вопросы:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько

дней

проводились

Олимпийские игры?

Дайте объяснение, почему праздник

объединял эллинов?

Кто мог участвовать в играх?

Почему

вы

думаете,

что

это

был

чисто мужской праздник?

Что входило в пятиборье?

Предположите, что будет, если между

враждующими греческими полисами будет

4

война?

На

этапе

рефлексии фиксируется

новое

содержание,

изученное

на

уроке,

и

организуется

самооценка

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Для фиксации нового материала, я использую приём «чистая доска».

Суть приёма заключается в том, что перед началом урока на доске или

интерактивной доске

размещаются определённые карточки с ключевыми

словами

изучаемой

темы

(даты,

понятия,

личности).

И

в

конце

урока

ученикам предлагается ответить на поставленные вопросы, раскрыть суть

слова,

назвать

события

даты,

рассказать

о

личности.

После

раскрытия

карточки она удаляется с доски, таким образом, к концу остаётся чистая

доска.

Возьмём,

к

примеру,

урок

«Победа

греков

над

персами

в

Марафонской

битве». На доске могут быть размещены следующие блоки: 490 год д.н.э.;

Стратег; Мильтиад; Марафон; фаланга. Учащиеся должны раскрыть суть

каждого блока.

Также на этом этапе, для самооценки учениками собственной учебной

деятельности, я использую приём «я научился…» «я узнал…» « я понял…»

Суть приёма: в конце каждого урока учащиеся в своих тетрадях записывают

итоги и результаты своей работы на уроке, продолжая данные фразы. Плакат

с этими фразами всегда висит в кабинете над доской.

Также между этапами урока в 5 классе я включаю физкультминутку.

Она

также

направлена

на

активизацию

познавательной

деятельности

обучающихся.

Физкультминутка «да/нет».

Отвечая на утверждения учителя «да» или

«нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения

(например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»—

приседания).

5

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних

греков»

Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине

горы Олимп. (Да)

Зевс

был

верховным

богом

и

владыкой

подземного

царства

мертвых. (Нет)

Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера.

(Да)

Гера,

Афина,

Афродита

не

поделили

между

собой

золотую

оливку. (Нет.)

Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были

сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Таким

образом,

я

считаю,

что

представленные

мною

приёмы

помогают

активизировать

познавательную

активность

обучающихся

на

уроках истории.

6



В раздел образования