Напоминание

"Роль семьи в формировании положительной самооценки у дошкольника"


Автор: Суханова Юлия Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ Д/С комбинированного вида №6 "Ласточка",
Населённый пункт: г. Подольск, Московская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в формировании положительной самооценки у дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема по самообразованию:

«Роль семьи в формировании

положительной самооценки у

дошкольника».

Педагог-психолог:

Ю. Н. Суханова

2007-2008г.

Самооценка и ее роль в развитии личности.

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих личностных

качеств,

возможностей

и

места

(роли)

среди

других

людей.

Самооценка

относится к ядерным (основным) образованиям личности, потому что она

является

важным

регулятором

поведения.

От

самооценки

зависят

взаимоотношения человека с окружающими, от того, насколько он критичен

и требователен к себе, как относится к успехам и неудачам и как все это

проявляется

по

отношению

к

другим

людям

(оценки

возможностей

и

качеств).

Неадекватная самооценка характеризуется либо завышенностью, либо

заниженностью,

что

происходит

в

результате

расхождения

между

притязаниями человека и его реальными возможностями.

Человек с завышенной самооценкой не может объективно, критично

оценивать

свои

реальные

возможности

(профессиональные,

деловые,

личностные) и осознать как свои преимущества, так и недостатки. Сам себе

он кажется успешным во всем. Это очень уверенный, точнее самоуверенный

человек.

Человек

с

заниженной

самооценкой

это

излишне

критически

относящийся к себе, к своим возможностям человек. При этом он опирается,

прежде всего, на свои недостатки и практически игнорирует свои реально

существующие преимущества. Он всегда излишне осторожен, и поэтому

выглядит

неуверенным,

хотя

очень

часто

именно

эти

люди

отличаются

большой

глубиной

знаний

и

большой,

может

быть

излишней,

мерой

ответственности.

И

то,

и

другое

приводит

к

эмоциональным

срывам,

повышенной

тревожности, излишней подозрительности и не позволяет человеку жить в

ладу

ни

с

собой,

ни

с

другими

людьми.

И,

как

показывают

все

психологические данные, для того, чтобы и карьера человека, и его личная

2

жизнь

состоялись,

очень

важно

создавать

условия

для

формирования

адекватной самооценки.

Какова же самооценка у дошкольника?

У

ребенка

самооценка,

как

правило,

завышена,

и

это

хорошо,

поскольку она является определенным механизмом защиты своего желания

быть

хорошим,

успешным,

любимым

(«А

зато

я

умею…»,

«Ну

и

что,

подумаешь, а я могу…». И это связано с противостоянием взрослым, которые

из благих побуждений научить хорошему (норме), оценивая то, что сделал

малыш, как он себя вел, прежде всего обращают внимание на его промахи,

недостатки, которые для него естественны. Но эти оценки взрослого он

относит к самому себе («Я плохой»), а не к тому, что он плохо вытер ноги,

неровно закрасил рисунок и т.д.

И

очень

важно,

воспитывая

маленького

ребенка,

опираться

на

сохранение

завышенной

самооценки.

Для

этого

необходима

постоянная

поддержка ребенка во всех его проявлениях, основанная на подчеркивании

положительного.

Например, предвосхищая отрицательную с точки зрения взрослого

реакцию, важно сказать, что в прошлый раз он боялся что-то попросить (или

сделать сам), но поступил как взрослый, справился со своим страхом, и все

получилось. Или в момент проявления категорического отказа от чего-то,

опять: «Вспомни, как ты сначала не хотел…, а потом тебе понравилось, и как

все получилось здорово, все тебя хвалили, были рады за тебя. Ведь ты все

можешь!»

Каков путь приближения самооценки ребенка к более адекватной?

Главное, это создание условий для самопознания (познания самого

себя) через организацию правильного общения между ребенком и взрослыми,

между ребенком и другими детьми.

Общение между ребенком и взрослыми, что особенно значимо для

семейного

воспитания,

поскольку

такое

общение

начинается

в

семье

с

первых дней жизни ребенка, должно строится с учетом потребностей ребенка

3

в общении. Эти потребности меняются на протяжении дошкольного возраста.

Так

от

рождения

до

года

у

ребенка

возникает

потребность

в

доброжелательном

внимании

взрослого

как

источника

активной

ласки,

тактильных контактов, обращенной к нему ласковой речи. От года до трех –

потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослыми

как организаторе и участнике совместной предметной деятельности и первых

игр, как образце для подражания (как брать предмет, как собирать его, как

слезать

со

стула,

с

дивана,

как

качать

куклу

и

т.п.);

три-четыре

года

потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении со

стороны

взрослого

как

источника

познания,

партнера

по

обсуждению

явлений

окружающего

и

т.п.;

пять-шесть

лет

потребность

в

доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении, сопереживании и

взаимопонимания взрослого как источника знаний, обладателя социально-

нравственных норм, требовательного и доброго друга (М. И. Лисина, А. Г.

Рузская и др.)

Заметим,

что

при

расширении

поля

общения

потребность

в

доброжелательном

внимании

остается

ведущей

на

протяжении

всего

дошкольного возраста (это потому, что мы говорим именно про этот возраст, а

вообще

эта

потребность

остается

с

человеком

на

протяжении

всей

его

жизни).

Такая

линия

развития

общения

с

ребенком

спо собствует

формированию у него доброжелательности, открытости и доверительности.

Однако

для

развития

у

ребенка

самооценки,

приближенной

к

адекватной,

необходимо

и

детское

сообщество,

принципиально

отличающееся стилем общения. Для того, чтобы влиться в него, ребенок

должен наряду с положительным опытом, полученным в результате общения

со взрослым, уметь понимать других детей, уметь быть интересным для них,

знать их особенности и возможности, соотносить их со своими. Умение быть

интересным для других особо значимо в выстраивании общения в детском

сообществе: это много знать и уметь, владеть игровыми способами общения,

4

быть интересным партнером по игре, уметь придумать интересный поворот

игрового

сюжета

и

др.

Опыт

детского

сообщества

очень

важен

для

полноценной

социализации

ребенка,

формирования

положительной

самооценки.

Толерантность в дошкольном возрасте.

Уважающий себя и других, имеющий положительную самооценку

ребенок

это

и

есть

толерантный

ребенок.

Однако

формирование

толерантности

у

дошкольника

связано

с

развитием,

с

одной

стороны,

определенной

терпимости

к

другому,

отличному

от

него,

проявлением

уважения

к

его

чувствам,

интересам,

а

с

другой

с

овладением

цивилизованными

способами

выражения

несогласия,

нежелания

что-либо

принимать и т.д. А это требует воспитания ребенка в духе любви и уважения

как к своим культурным традициям, так и другим.

Как помочь ребенку научится понимать других детей?

Важно обсуждать с детьми:

прочитанное и увиденное не только с позиции сюжета, развития

событий, но и кто и как себя проявил, что понравилось в том

или другом герое, почему они все вместе смогли это сделать и

т.п.;

реальные отношения (как конфликтные, так и положительные

проявления), возникающие в играх детей и другой совместной

деятельности, включая варианты «проигрывания» одной и той

же ситуации по принципу: «Что было бы если бы…».

Полезно так же участвовать с ребенком в деле, результат которого

нужен

для

других,

их

благодарность

способствует

повышению

статуса

ребенка и, прежде всего, в его собственных глазах. Это и совместная с

другими

родителями

подготовка

костюмов

для

театра,

и

участие

в

праздниках, спортивных соревнованиях.

Маленький ребенок чувствует себя более уверенным и защищенным в

традиционных,

уже

сложившихся

условиях.

Включение

его

в

разные

5

взаимодействия

с

другими

детьми

и

взрослыми

существенно

расширяет

общение

и

в

какой-то

степени

нарушает

сложившиеся

традиции,

что

способствует адаптации личности ребенка к меняющимся условиям. А это

приводит, в свою очередь, к закреплению уверенности в себе, к снижению

тревожности,

к

возникновению

чувства

определенной

свободы.

Все

это

позволяет ребенку как бы начать «обнаруживать себя», кто я (что я умею,

могу и не могу), как ко мне относятся другие, почему, что могут другие, т.е. в

процессе

совместного

взаимодействия

и

сравнения

себя

с

другими

происходит подлинное познание себя. Часто это порождает у детей здоровые

амбиции, желание что-то сделать лучше других.

Одновременно

ребенок

познает

обще

принятые

правила

и

нормы

поведения.

Их

присвоение

в

процессе

взаимодействия

отличается

осмысленностью,

естественностью

и

необходимостью.

И

это

гораздо

эффективнее по сравнению с вербальным морализированием взрослых (это

плохо, так никто не поступает, надо так и т.п.).

Однако

важно,

чтобы

индивидуальность

ребенка,

его

«стилевые

черты» должны придерживаться и получать свое развитие. При этом формула

«Надо так (как общепринятая версия), а я хочу по-другому» должна быть

заменена на «Надо так, и я сделаю это вот так» (свой вариант общего

достижения цели).

Взрослые члены семьи, старшие братья и сестры должны быть сами

более

открытыми

для

общения

с

другими

людьми.

И

это

важно

демонстрировать более младшим (в магазине, в аптеке, в поликлинике, на

детской площадке и т.п.).

Как правило, родители, сами обладающие заниженной самооценкой,

отличающиеся зажатостью в общении, некоторой недоброжелательностью,

излишней осторожностью, невольно сеют это и в своих маленьких детях.

Часто такие взрослые отличаются авторитарностью: «Я так сказала». Боязнь

взрослых, что их не поймут, не услышат, толкает их к обособленности, к

оправданию своего нежелания преодолеть это в себе. В таком случае трудно

6

надеяться

на

успех

в

воспитании

открытости

в

детях

и

в

общении

с

незнакомыми взрослыми и детьми. И это может обернуться в дальнейшем

личностной трагедией.

7



В раздел образования