Эффективные методы взаимодействия с родителями воспитанников в развитии у детей культуры нравственности и духовности.
Автор: Шагаева Наталья Зотиковна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ ЦО"Каразей" ДОУ"Земляничка" Населённый пункт: Иркутская область,Куйтунский район,село Каразей Наименование материала: Статья Тема: Эффективные методы взаимодействия с родителями воспитанников в развитии у детей культуры нравственности и духовности. Раздел: дошкольное образование
культуры нравственности и духовности.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было
беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали
им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или
оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны
детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием, минутами счастья и горя.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои
поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности
закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их
окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям,
надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать
свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей
природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные
качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться
сегодня.
Духовно-нравственное воспитание это не вопрос одного дня, а
ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье,
родному селу, краю.
К нам приходят дети, которые по-разному понимают нравственные нормы и
понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности,
нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и
справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому мы продумываем работу
по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм
детей, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться
мировозрение ребёнка.
Важно, чтоб у ребёнка была комфортная психологическая обстановка,
оптимистический настрой. Ребёнок должен иметь тёплые доверительные
отношения у своих родителей и воспитателей.
Родители, так же как и воспитатели, подают детям первый пример
нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном
развитии и воспитании личности.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания наших
воспитанников осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к
родителям, честность, щедрость, забота о старших и младших, представление
о культуре и этике.
- Воспитание трудолюбия.
Ценности: уважение к труду, целеустремленность, бережливость, трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля, экологическое сознание.
- Воспитание к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах.
Ценности: красота, духовный мир человека, эстетическое развитие.
- Воспитание патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к Родине, своему народу, закон и правопорядок, доверие к
людям.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны,
дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных,
нравственных и культурных традиций.
Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности
огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.
Мы используем такие формы совместной деятельности с родителями:
-Тематические родительские собрания на духовно-нравственные темы,
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и
коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
-Приглашение родителей на праздники (масленица, 23 февраля, 9 мая, 8
марта), смотры-конкурсы (Я- талантлив, новогодняя сказка, загляните в
мамины глаза)
-Организация экскурсий на производственные предприятия, с
привлечением родителей (больница, мельница, школа)
- Работа по внедрению здоровье сберегающих технологий.
-Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных
культурных традиций.
Необходимость, обращенная к истокам народного искусства, традициям,
обычаям народа не случайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые
связывали старшие и младшие поколения. Сейчас к нам постепенно
возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к
старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из
своих культурных достижений. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры наиболее актуально. Народная культура, как отец и мать,
должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим
личность.
В своей работе мы используем различные методы и приемы знакомства с
культурой нашего народа:
Беседы (Знакомьтесь – Детство, Уроки вежливости, В каждом доме свои
традиции)
Консультации
(Воспитание
ребёнка
средствами
родного
языка
и
народного творчества)
Памятки (Защита прав и достоинств маленького ребёнка, откуда берутся
болезни, Закаливание в домашних условиях)
Для ознакомления воспитанников с русскими народными традициями и
обрядами проводятся праздники.
При проведении праздников используется детский календарный фольклор
- это заклички, игровые припевы, приговоры.
Дети знают и любят эти праздники, с удовольствием принимают участие
в их организации, вместе со взрослыми поют песни, водят хороводы.
Здесь
огромный
выбор
для
творческой
деятельности
наших
воспитанников. Особенность нашего творчества состоит в том, что в процессе
воспитания
накопленные
духовные
богатства
не
только
передаются
из
поколения
в
поколение,
но
и
перерабатываются,
совершенствуются,
развиваются и обогащаются. Все наши
мероприятия по народной культуре
направлены на расширение кругозора детей, которые позволяют приобщить их
к
активному
усвоению
общечеловеческих,
нравственных
и
культурных
ценностей.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо их уберечь от
всего, что дурно.