Напоминание

"Формы детских объединений в учреждениях дополнительного образования"


Автор: Кокшарова Светлана Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО "Красноармейский Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: село Миасское Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы детских объединений в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кокшарова Светлана Владимировна

МУ ДО «Красноармейский Центр дополнительного образования детей»

методист

«Формы детских объединений в учреждениях

дополнительного образования»

Основным способом организации детей в любом объединении является их

включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной

программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать

в работе одной или нескольких групп.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного

образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по

интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция,

кружок, театр и др.

Что такое группа?

Группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами

управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования

объектами управления являются - группы или относительно устойчивые

объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и

закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в

общении и совместной деятельности.

Учебные группы подразделяются на следующие виды:

1.Однопрофильные;

2.Двухпрофильные;

3.Комплексные (многопрофильные);

4.Переменного состава;

5.Сквозные;

6.Совместных занятий детей и родителей;

7.Учебно-исследовательские.

Рассмотрим приведенные выше виды групп.

1.Однопрофильные группы

Учащиеся в этих группах обучаются одному виду деятельности. Занятие ведет

один педагог.

Например, группа первого (второго, третьего и более) года обучения объединения

«Канзаши».

2.Двухпрофильные учебные группы

Учащиеся обучаются одновременно двум видам деятельности, где второй

является дополнением к основному.

Занятия в таких группах могут проводить:

а) два педагога, каждый по своему направлению деятельности;

б) один педагог, являющийся специалистом по двум видам деятельности.

Если занятия проводят 2 педагога то, необходима совместная разработка учебных

программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий,

анализ результатов совместной работы.

3.Комплексные учебные группы

В таких группах учащиеся обучаются одновременно трем и более видам

деятельности.

Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимо совместное

программирование и подведение итогов образовательного процесса.

Комплексные группы могут быть однопрофильными или многопрофильными.

Например, однопрофильные группы по изобразительному искусству: живопись,

графика, роспись по ткани, скульптура. И многопрофильные группы:

предшкольное образование: развитие речи, математика, движение под музыку,

декоративно-прикладное творчество и т.д.

Работа комплексной учебной группы может быть организована следующим

образом:

а) занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое – по одному из видов деятельности;

б) 2 раза в неделю проводятся комплексные занятия: 1-ая часть – по одному виду

деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья часть – по третьему. Перерыв между

частями 10-15 минут.

4.Учебные группы переменного состава

Организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: учебную

четверть, на один месяц, на неделю.

Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся,

приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду

деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам;

организация полезного и познавательного досуга.

Например, творческие группы на период школьных каникул (осенних, зимних,

весенних), группы летних оздоровительных лагерей, группы на базе детского

отделения больницы и т.д.

5.Сквозные учебные группы

В них наряду с основным составом учащихся проходят обучение воспитанники

других коллективов учреждения.

Цель создания таких групп – способствование более глубокому и прочному

овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности.

Занятия в таких группах могут проводиться как в разовом порядке, так и с

определенной периодичностью (1-2 раза в месяц).

Например, группы ДПИ посещают занятия групп по ИЗО; учащиеся

туристического объединения – занятия по экологии.

6.Группы совместных занятий детей и родителей

Родители принимают участие в работе учебных групп без включения в

списочный состав, по согласованию с педагогом.

Цель создания групп – укрепление семьи, формирование общих интересов детей и

родителей, организация семейного досуга; развитие детей, требующих

повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении.

Например, объединения «Моделирование одежды», «Вязание», «Спортивная

семья», «Туристическая семья», «Русский фольклор».

7.Учебно-исследовательские группы

Могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими

институтами, предприятиями, творческими организациями. Учащиеся выполняют

поисковые, исследовательские, опытные и экспериментальные работы.

Деятельность таких групп осуществляется под руководством научных

руководителей (консультантов). В составе групп – средние и старшие подростки.

Цель создания таких групп – углубленное изучение различных областей науки,

техники, искусства, физической культуры; привлечения детей к изобретательской

деятельности; профессионального самоопределения учащихся.

Рассмотрим формы (виды) детских объединений в УДОд

Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних

отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся

система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-

либо.

Основными формами детских объединений являются:

объединение, клуб, студия, ансамбль, театр, мастерская, школа, лаборатория,

класс, секция, оркестр.

Объединение

Объединение является наиболее распространенной, традиционной, базовой

формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного

образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование

знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному

предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет

активности педагога .

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия

воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки

детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб

Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач:

- организация досуга детей;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие навыков самоуправления и самостоятельности;

- освоение содержания той или иной предметной области.

Отличительные признаки:

1.Наличие органов детского самоуправления.

2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба.

3. Символика и атрибутика.

4. Наличие Устава или Положения о клубе.

5. «Ступени роста» для членов клуба.

6. Особые условия приема в клуб.

7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады,

экипажи, советы и т. д.)

Возможные подходы к классификации клубов

1. Образовательные, досуговые.

2. Предметные, профильные, многопрофильные.

3. Возрастные, разновозрастные.

4. Временные, постоянно действующие.

5.С постоянным и переменным составом учащихся.

Студия

Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства,

называется студия.

С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского

- «изучение, комната для занятий».

Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.

Отличительные признаки:

1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей

детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка.

2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий

предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.

3.Сочетание экспериментальных и практических педагогических задач и

форм работы.

4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Специальные условия набора детей в студию.

6.Высокое качество творческого «продукта» детей.

7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени.

8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих

достижений (худ. совет).

Возможные подходы к классификации студий

1. Однопредметные и полипредметные.

2. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей

отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических),

выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном

процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца,

вокально-инструментальный ансамбль.

Театр

Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности

определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться

успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в

комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития

творческого потенциала личности и его актуализации.

Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр

моды» и др.

Мастерская

Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность

содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества,

ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение

уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении

специальных технологий.

Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-

педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы.

Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и

усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения

которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.

Отличительные признаки:

1. Преобладают практические задачи, ориентация на достижение высокого

уровня мастерства в определенном направлении.

2. В основе обр. процесса – изготовление чего-либо, формирование и

оттачивание прикладных умений, овладение спец. технологиями.

3. Наличие собственного помещения.

4. Система д-ти по демонстрации детских практических достижений.

Возможные подходы к классификации мастерских

1. Конкретного педагога.

2. Профильные.

Например, гончарная мастерская, мастерская хореографии, мастерская Аллы

Духовой.

Школа

Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение

нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного

профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Отличительные признаки:

1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач.

2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х).

3.Наличие пед. коллектива.

4.Ступенчато-преемственный характер обучения.

5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов.

6.Четкие условия набора и обучения в школе.

7.Вручение сертификата по окончании школы.

8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Возможные подходы к классификации школ

1. Профильные, непрофильные и многопрофильные.

2. Образовательные, общей ориентации, воспитательного характера,

социальной направленности.

3. Для одаренных детей, для детей с ослабленным здоровьем.

4. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Лаборатория

Цель лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей

подростков.

Отличительные признаки:

1.Поисковый, изобретательский компонент, опытно-экспериментальная работа

учащихся.

2.В основе деятельности – конкретная область научных знаний или проблема

межпредметного характера.

3.Максимальная самостоятельность детей, педагог – консультант, помощник,

координатор исследования.

4. В составе – старшие подростки.

Возможные подходы к классификации лабораторий

1. Временные и постоянные.

2. Тематические, проблемные, проблемно-тематические.

Класс

Группа учащихся (обычно одного возраста), занимающихся под руководством

определенного педагога по одной образовательной программе, или учебный

коллектив, изучающий определенный предмет.

Например, класс вокала, рояля, балета, живописи, композиции, экономический

класс.

Секция

Детское объединение, имеющее спортивную специализацию.

Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Оркестр

Группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных

произведений на различных инструментах.

Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных

инструментов

Варианты выбора формы детского объединения

1. Инновационное проектирование: выбор формы, а затем отбор содержания

и педагогических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми

формой.

2. Традиционное проектирование: поиск необходимой формы на основе

анализа состояния образовательного процесса в д/о, с учетом условий работы и

возможностей педагога.

Для форм детских объединений характерно:

1) определение обязательных признаков объединений, по

которым они отличаются одно от другого;

2) выделение сущностных признаков форм образовательных объединений, что

будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в учреждении.

Основания дифференциации различных форм:

- уровень и приоритет задач;

- количество предметов, профилей; степень их интегративности;

- приоритет направлений деятельности;

- особенности организации образовательного процесса: принципы набора и

комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение

года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа

самоуправления;

- система учета и контроля знаний, умений, навыков;

- уровень образовательных результатов;

- обеспечение образовательного процесса: нормативное,

программное, кадровое, методическое и т. д.

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

1.

Общие положения

1.1Полное название объединения, его статус.

1.2Его назначение.

1.3Цели и задачи деятельности.

2. Организационные основы деятельности

2.1Правила приема в объединение.

2.2Сроки и этапы обучения.

2.3Количество учебных часов в неделю (основных и дополнительных), других

форм учебной работы.

2.4Требования к форме, оснащению ребенка на занятии.

2.5Правила для воспитанников, родителей.

2.6Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности.

2.7Правила выдачи сертификата по окончании обучения.

3. Организация учебно-воспитательного процесса

3.1Учебная деятельность:

содержание учебной работы;

3.2Основные формы обучения;

3.3Формы и сроки итоговых занятий.

3.4Воспитательная деятельность:

основные подходы к содержанию (чему отдается приоритет);

3.5Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.



В раздел образования