Автор: Бакотина Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Дубнево Московская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Лаборатория Почемучек"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
проведения
исследовательской
деятельности в старшей группе детского сада, тема:
«Лаборатория
«Почемучек».
Исследуем
растения»
Автор занятия Бакотина Елена Дмитриевна
Цели:
В результате опытов и наблюдений показать детям: как
растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как
красители, применяться в приготовлении косметических средств.
Учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные
связи, связно и четко высказывать результаты увиденного и
собственные выводы.
Словарь: пористый, косметика.
Развивать мышление, любознательность, мелкую моторику.
Оборудование:
Лупы. Песочные часы. Пипетки. Салфетки.
Срезанные стебли растений, две емкости с водой, листы белой
бумаги, кубики, деревянные бруски, губки.
Шампунь, мыло, крем для рук, крем для лица.
Нарезанные кружочками огурцы.
Емкости со свекольным соком, блюдца, лоскуты белой ткани.
Картинки с изображением микроскопа, пипетки, глобуса, песочных
часов.
Предварительная
работа:
Выжать сок из натертой на мелкую терку свеклы.
Ход
занятия:
- Сегодня нам снова предстоит немало удивительных
открытий в нашей «Лаборатории «Почемучек». А исследовать в
нашей лаборатории мы сегодня будем растения. Нам предстоит
выяснить, как растения впитывают воду, как растения могут быть
красителями, могут ухаживать за кожей человека.
Вы готовы? Начнем с нашей разминки.
Игра-приветствие
«Наши
умные
головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Глазки — внимательно смотреть,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Исследование
«Запасливые
стебли»
- В стебле накапливается вода, которую впитывает растение.
Эти стебли были срезаны, но даже в них еще осталась вода.
Рассмотрите место среза через лупу. Положите стебель на белую
бумагу и разотрите его твердым кубиком. Что вы заметили? Бумага
окрасилась в зеленый цвет. Что окрасило бумагу? Вода,
накопленная внутри стебля.
Разные растения по-разному впитывают воду: одним растениям
нужно много воды, другим — мало.
- Возьмите в руки деревянный брусок и губку. Что вы можете
о них сказать, какие они? Можете использовать для
рассматривания лупу. Деревянный брусок твердый, плотный. А
губка мягкая, пористая. Поры — это отверстия, пористым называют
предмет с множеством отверстий. Рассмотрите губку
повнимательнее. Видите множество пор-отверстий. Это благодаря
им губка такая мягкая.
Перед вами две емкости с водой. В одну из них положите
деревянный брусок, а в другую — губку. Что происходит с
бруском? Пока ничего. А что происходит с губкой? Выделяются
пузырьки. Как вы думаете, что это за пузырьки? Это воздух.
Откуда он взялся? Он был в порах-отверстиях губки.
Вернемся к нашему опыту через пять минут, когда в песочных
часах весь песок окажется внизу.
- Что мы можем наблюдать в емкостях для воды? Деревянный
брусок по-прежнему лежит в воде, он лишь слегка намок. А где
вода у губки? Вода внутри — пористая губка впитала в себя почти
всю воду.
Так и у растений — есть стебли плотные, как деревянный брусок, а
есть пористые, как губка. Какие стебли смогут впитать больше
воды, а какие меньше?
Вывод
: Чем плотнее стебель тем меньше и дольше он впитывает
воду. Чем более пористый стебель —тем больше и быстрее он
впитывает воду.
- Как вы думаете, какой стебель нужен растениям в
засушливых местах? Пористый стебель. А почему? Что бы растения
могло запастись как можно большим количеством воды и не
засохнуть.
«Растения-красители»
- У нас с вами уже готов сок из свеклы — свекольный сок.
Давайте опустим в свекольный сок лоскутки белой ткани. Дадим
ткани полностью намокнуть, пропитаться соком. Теперь достаньте
лоскуты ткани и положите на блюдца — пусть ткань высохнет.
Динамическая
пауза
с
элементами
гимнастики
для
глаз
«Сыщики»
Дети находят глазами картинку с изображенным предметом,
подвешенную под потолком в углах комнаты и шагают по
направлению к этому углу, соответственно тексту.
Сыщики идите — микроскоп ищите.
Сыщики идите — глобус нам найдите.
Сыщики идите — пипетку отыщите.
Сыщики идите — песочные часы ищите.
«Растительная
косметика»
- Посмотрите, знаете ли вы что это? Это шампунь, вот мыло,а
это - крем для лица, а вот крем для рук. Одним словом это все
называется «косметика». Для чего нужна косметика? Для ухода за
телом человека.
Крем
для
лица
«Огуречный»
- Давайте нарежем огурец кружочками и потрем этими
кружочками свои щечки. Потрогайте щечки. Огурец сделал кожу на
ваших щечках влажной и мягкой. Вот почему в крем для лица
добавляют выжатые из огурца полезные соки. А еще огурец умеет
очищать кожу. Наберите в пипетку немного свекольного сока и
капните на руку. Теперь возьмите салфетку и сотрите. Что вы
видите? На коже осталось пятно. Возьмите огурец и потрите это
пятно. Что вы наблюдаете? Пятно стало бледнее, его почти не
видно. Что сделал огурец? Огурец очистил нашу кожу.
- Вот на упаковке мыла нарисован цветок. Узнаете его? Это
ромашка. Ромашка умеет уничтожать вредных микробов.
А на баночке шампуня нарисован лопух — это растение делает
волосы сильными и помогает им быстрее расти.
- Ученые знают о свойствах некоторых растений очищать,
укреплять организм человека, поэтому используют эти растения
для изготовления шампуня, мыла, крема. Как все это можно
назвать одним словом? Косметика.
- Наше занятие в «Лаборатории «Почемучек» подходит к
концу. Осталось только рассмотреть тканевые лоскутки. Что
произошло с ними, после того, как мы окунули их в свекольный
сок? Они окрасились. Какого цвета теперь лоскутки? Какой вывод
можно сделать? Некоторые растения, например, свекла, могут быть
красителями.
- Благодарю вас за отличную работу.