Напоминание

"Лаборатория Почемучек"


Автор: Бакотина Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Дубнево Московская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Лаборатория Почемучек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

проведения

исследовательской

деятельности в старшей группе детского сада, тема:

«Лаборатория

«Почемучек».

Исследуем

растения»

Автор занятия Бакотина Елена Дмитриевна

Цели:

В результате опытов и наблюдений показать детям: как

растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как

красители, применяться в приготовлении косметических средств.

Учить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные

связи, связно и четко высказывать результаты увиденного и

собственные выводы.

Словарь: пористый, косметика.

Развивать мышление, любознательность, мелкую моторику.

Оборудование:

Лупы. Песочные часы. Пипетки. Салфетки.

Срезанные стебли растений, две емкости с водой, листы белой

бумаги, кубики, деревянные бруски, губки.

Шампунь, мыло, крем для рук, крем для лица.

Нарезанные кружочками огурцы.

Емкости со свекольным соком, блюдца, лоскуты белой ткани.

Картинки с изображением микроскопа, пипетки, глобуса, песочных

часов.

Предварительная

работа:

Выжать сок из натертой на мелкую терку свеклы.

Ход

занятия:

- Сегодня нам снова предстоит немало удивительных

открытий в нашей «Лаборатории «Почемучек». А исследовать в

нашей лаборатории мы сегодня будем растения. Нам предстоит

выяснить, как растения впитывают воду, как растения могут быть

красителями, могут ухаживать за кожей человека.

Вы готовы? Начнем с нашей разминки.

Игра-приветствие

«Наши

умные

головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Глазки — внимательно смотреть,

Ротик четко говорить.

Ручки поработают,

Ножки потопают.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Исследование

«Запасливые

стебли»

- В стебле накапливается вода, которую впитывает растение.

Эти стебли были срезаны, но даже в них еще осталась вода.

Рассмотрите место среза через лупу. Положите стебель на белую

бумагу и разотрите его твердым кубиком. Что вы заметили? Бумага

окрасилась в зеленый цвет. Что окрасило бумагу? Вода,

накопленная внутри стебля.

Разные растения по-разному впитывают воду: одним растениям

нужно много воды, другим — мало.

- Возьмите в руки деревянный брусок и губку. Что вы можете

о них сказать, какие они? Можете использовать для

рассматривания лупу. Деревянный брусок твердый, плотный. А

губка мягкая, пористая. Поры — это отверстия, пористым называют

предмет с множеством отверстий. Рассмотрите губку

повнимательнее. Видите множество пор-отверстий. Это благодаря

им губка такая мягкая.

Перед вами две емкости с водой. В одну из них положите

деревянный брусок, а в другую — губку. Что происходит с

бруском? Пока ничего. А что происходит с губкой? Выделяются

пузырьки. Как вы думаете, что это за пузырьки? Это воздух.

Откуда он взялся? Он был в порах-отверстиях губки.

Вернемся к нашему опыту через пять минут, когда в песочных

часах весь песок окажется внизу.

- Что мы можем наблюдать в емкостях для воды? Деревянный

брусок по-прежнему лежит в воде, он лишь слегка намок. А где

вода у губки? Вода внутри — пористая губка впитала в себя почти

всю воду.

Так и у растений — есть стебли плотные, как деревянный брусок, а

есть пористые, как губка. Какие стебли смогут впитать больше

воды, а какие меньше?

Вывод

: Чем плотнее стебель тем меньше и дольше он впитывает

воду. Чем более пористый стебель —тем больше и быстрее он

впитывает воду.

- Как вы думаете, какой стебель нужен растениям в

засушливых местах? Пористый стебель. А почему? Что бы растения

могло запастись как можно большим количеством воды и не

засохнуть.

«Растения-красители»

- У нас с вами уже готов сок из свеклы — свекольный сок.

Давайте опустим в свекольный сок лоскутки белой ткани. Дадим

ткани полностью намокнуть, пропитаться соком. Теперь достаньте

лоскуты ткани и положите на блюдца — пусть ткань высохнет.

Динамическая

пауза

с

элементами

гимнастики

для

глаз

«Сыщики»

Дети находят глазами картинку с изображенным предметом,

подвешенную под потолком в углах комнаты и шагают по

направлению к этому углу, соответственно тексту.

Сыщики идите — микроскоп ищите.

Сыщики идите — глобус нам найдите.

Сыщики идите — пипетку отыщите.

Сыщики идите — песочные часы ищите.

«Растительная

косметика»

- Посмотрите, знаете ли вы что это? Это шампунь, вот мыло,а

это - крем для лица, а вот крем для рук. Одним словом это все

называется «косметика». Для чего нужна косметика? Для ухода за

телом человека.

Крем

для

лица

«Огуречный»

- Давайте нарежем огурец кружочками и потрем этими

кружочками свои щечки. Потрогайте щечки. Огурец сделал кожу на

ваших щечках влажной и мягкой. Вот почему в крем для лица

добавляют выжатые из огурца полезные соки. А еще огурец умеет

очищать кожу. Наберите в пипетку немного свекольного сока и

капните на руку. Теперь возьмите салфетку и сотрите. Что вы

видите? На коже осталось пятно. Возьмите огурец и потрите это

пятно. Что вы наблюдаете? Пятно стало бледнее, его почти не

видно. Что сделал огурец? Огурец очистил нашу кожу.

- Вот на упаковке мыла нарисован цветок. Узнаете его? Это

ромашка. Ромашка умеет уничтожать вредных микробов.

А на баночке шампуня нарисован лопух — это растение делает

волосы сильными и помогает им быстрее расти.

- Ученые знают о свойствах некоторых растений очищать,

укреплять организм человека, поэтому используют эти растения

для изготовления шампуня, мыла, крема. Как все это можно

назвать одним словом? Косметика.

- Наше занятие в «Лаборатории «Почемучек» подходит к

концу. Осталось только рассмотреть тканевые лоскутки. Что

произошло с ними, после того, как мы окунули их в свекольный

сок? Они окрасились. Какого цвета теперь лоскутки? Какой вывод

можно сделать? Некоторые растения, например, свекла, могут быть

красителями.

- Благодарю вас за отличную работу.



В раздел образования