Автор: Терехова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Южноуральский энергетический техникум"
Населённый пункт: г. Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сущность телекоммуникационных технологий, его роль, значение и место в процессе обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Сущность телекоммуникационных технологий, его роль, значение и
место в процессе обучения
Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и
вслед за собой открывают новые возможности, и новые взгляды на образовательный
процесс.
Они
могут
рассматриваться
в
качестве
систематизирующей,
связующей,
практической составляющей учебного процесса в образовательной среде.
Информационная
среда
-
это
часть
образовательного
пространства
учебного
заведения,
функционирующего
на
основе
компьютерных
коммуникаций,
включающая
электронные образовательные ресурсы, новые формы организации учебной и внеучебной
деятельности
учащихся
с
использованием
информационных
и
коммуникационных
технологий,
в
том
числе
дист анционные
формы
обучения
и
у ч е б н ы е
телекоммуникационные проекты (УТП).
Средства
информационных
технологий
позволяют
студентам
расширить
свой
кругозор
за
счет
современных
телекоммуникационных
сред,
научиться
отбирать
информацию,
систематизировать
ее,
представлять
эту
информацию
в
Сети,
преобразовывая ее в соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость
представленного
информационного
ресурса.
Роль
телекоммуникационной
среды
в
образовании,
безусловно,
огромна.
Преподаватель
перестает
быть
единственной
инстанцией несения истины, а дидактические возможности телекоммуникационное среды
в
образование
с
использованием
компьютерных
технологий
уже
становится
вполне
конкурентоспособным
на
рынке
образовательных
услуг.
Практика
показывает,
что
с
помощью
телекоммуникационной
среды
обучающиеся
часто
и
охотно
занимаются
самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди
сетевых
образовательных
проектов
можно
выделить
конкурсные,
обучающие
и
смешанные. Именно дидактические возможности позволяют конкурсным, обучающим и
смешанным образовательным проектам в телекоммуникационной среде влиять на качества
знаний учащихся.
В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется
процесс модернизации образования, смещаются акценты в целях образования, начался
практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к
образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится
«открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру»
Совершенно
новые
возможности
для
учащихся
и
преподавателей
открыли
телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в
компьютерных
сетях
актуализирует
потребность
учащихся
быть
членами
социальной
общности.
Отмечаются
улучшение
грамотности
и
развитие
речи
детей
через
телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий
рост
успеваемости.
Получают
все
большее
распространение
международные
телекоммуникационные проекты.
УТП
способствуют
поиску
нового
содержания
образования,
изменению
организационных методов и форм обучения.
В сфере образования телекоммуникации получили развитие и в методе проектов.
Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети
может стать телекоммуникационный проект.
Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.
По
своим
потенциальным
возможностям,
обусловленным
и
дидактическими
свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными
и перспективными для использования в сфере образования.
В
современном
интегрированном
сообществе
нельзя
учиться
изолированно,
ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учитель, друзья, семья.
Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Телекоммуникации (электронная
почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд
на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных
точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только
совместными
усилиями.
Это
-
элементы
глобального
мышления.
Огромное
море
информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого
материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый
способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух
периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на
компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к
своему
«почтовому
ящику»
и
прочтет
пришедшую
ему
почту.
Если
первый
период
времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от
нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени
полностью зависит от получателя.
Телеконференця - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу
тех
или
иных
тем,
проводимый
с
привлечением
одного
или
нескольких
средств
телекоммуникации
(телефона,
телевидения,
видеотелефона,
компьютерной
телекоммуникации и т. п.).
Каждый пользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего
их несколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые в
соответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение или
ответить на чей-то вопрос.
Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:
- "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;
- отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными
к о н ф е р е н ц и я м и ,
и л и
т е л е к о н ф е р е н ц и я м и .
Электронные
конференции
-
это
разновидность
электронной
доски
объявлений,
на
которой
все
заинтересовавшиеся
определенной
темой
обсуждения
могут
читать
сообщения,
отправленные
другим
пользователям
или
отвечать
на
них.
Каждая
конференция обычно имеет несколько "сюжетных линий", объединенных одной темой.
Конференции бывают "открытыми" - доступными для любого пользователя сети - или
"закрытыми", доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего
конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников.
Электронные конференции используются для того, чтобы:
а) задавать вопросы;
б) отвечать на вопросы других;
в) участвовать в дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый
имеет право выступить и высказать свое мнение);
г) читать сообщения, пришедшие на конференцию;
д)рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех
заинтересованных пользователей;
е) для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);
ж)
для
целей
"паблик
рилейшнз"
(общественных
связей),
когда,
принимая
активное
участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях,
открытиях.
Существуют и специальные устройства для передачи на расстояние статичных
изображений
как
самого
партнера,
так
и
всевозможных
фотоизображений,
рисунков,
графиков
и
пр.,
называемые
люмофонами.
Они
могут
быть,
также
включены
в
телеконференцию.
Тогда
это
будет
люмофонная
телеконференция,
обеспечиваемая
телефонными линиями.
Студенты
получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и
возможность работать совместно над интересующим их проектом учащимися из других
стран, например, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем
миром.
Подобная
перспектива
сотрудничества
и
кооперации
создает
сильнейшую
мотивацию
для
их
самостоятельной
познавательной
деятельности
в
группах
и
индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными
точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке
получаемых
собственных
результатов.
Учитель
становится
руководителем,
координатором,
консультантом,
к
которому
обращаются
не
по
должности,
а
как
к
авторитетному
источнику
информации,
как
к
эксперту.
Обсуждение
промежуточных
результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное
качество,
поскольку
они
содержат
не
только
материал
учебников
и
официальных
справочников,
но
и
точки
зрения
партнеров
по
проекту
из
других
регионов
мира,
полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.
Рассматривая
компьютерные
телекоммуникации
через
призму
вышеназванных
тенденций
в
развитии
образования,
определим
дидактические
функции
телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их
помощью.
Под
дидактическими
функциями
мы
понимаем
внешнее
проявление
свойств
средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными
целями. Это - их назначение, роль и место в учебном процессе.
Итак,
что
дают
телекоммуникации
для
решения
поставленных
выше
педагогических
проблем?
Каковы
их
дидактические
функции?
Конечно,
простое
установление
связи
между двумя компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии (что при
наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) - еще не решение
педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь
когда
технические
возможности
телекоммуникации
удалось
соединить
с
проектной
деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах, дело не только
пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда телеконференции были
интегрированы
в
программу
педагогической
практики
студентов
(особенно
видеоконференции),
в
практику
повышения
квалификации
учителей,
дела
стали
развиваться еще успешнее. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт
применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид
информационных технологий позволяет:
·
организовывать
различного
рода
совместные
исследовательские
работы
учащихся,
учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров
одного либо разных регионов или даже разных стран;
· обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из
научно-методических центров;
· оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников
вопросам, темам совместных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая
свой культурный уровень;
· возможность передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями,
объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах
связи (“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);
· возможность использования программных продуктов учебного назначения
Педагогическое
взаимодействие
средствами
телекоммуникационных
технологий
определяется
как
процесс
совместной
деятельности,
в
котором
использование
участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов
и
технологий
взаимодействия
в
телекоммуникационной
среде
становится
нормой
общения,
имеющего
определенную
педагогическую
цель,
опирающегося
на
установленные
ценности,
следствием
которого
является
изменение
понимания
и
отношения
к
электронной
сетевой
телекоммуникационной
среде
как
части
информационного образовательного пространства.
Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат
электронные
библиотеки
учебных
материалов,
представляющие
собой
программные
комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления
пользователям
через
телекоммуникационную
сеть,
полнотекстовых
информационных
ресурсов
учебно-методического,
справочного
и
иного
назначения
со
своей
системой
документирования и безопасности.
Учебный
телекоммуникационный
проект
-
совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся-партнеров,
организованная
на
основе
компьютерной
телекоммуникации,
имеющая
общую
цель,
согласованные
способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е. С).
Специфика
телекоммуникационных
проектов
заключается
в
их
и
межпредметном
характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения
интегрированного
знания.
Но
в
телекоммуникационном
проекте,
особенно
международном,
требуется,
как
правило,
более
глубокая
интеграция
знания,
предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и
понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.
Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:
1)процесс
систематических,
длительных
наблюдений
за
тем
или
иным
природным,
физическим, социальным и другим явлением;
2)сравнительное
изучение,
исследование
того
или
иного
явления,
факта,
события,
происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной
тенденции или принятия решения, разработки предложений;
3)сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных
(альтернативных)
способов
решения
одной
проблемы,
одной
задачи
для
выявления
решений, пригодных для широкого круга задач;
4)совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы,
книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса
и т.д.);
5)проведение
увлекательных
приключенческих
совместных
компьютерных
игр,
состязаний.
Работа над любым проектом проходит в несколько этапов:
1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.
2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач
(зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы
над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение
подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами
при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и
во
внеурочное
время.
Предполагает
работу
координатора
индивидуально
с
каждым
учителем (лично или по сети).
4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп
учащихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план
становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются
между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты
и способы их решения и оформления.
5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой
группы
(2-5
чел.)
учащихся
и
подобранный
(если
необходимо)
материал
позволяют
учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается
интенсивный
обмен
информацией,
мнениями,
полученными
результатами
между
партнерскими группами разных школ.
6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе,
результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап:
подведение итогов.
Формы работы могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего
проекта);
парные
проекты,
когда
над
одним
проектом
работают
партнеры
в
паре;
групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или
группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты
или в телеконференциях. Формы организации совместной работы учащихся над проектом
определяются
исходя
из
особенностей
тематики,
целей
совместной
деятельности,
интересов
участников
проекта.
Главное,
что
в
любом
случае
это
разные
виды
самостоятельной
деятельности
учащихся.
Успех
проектной
деятельности
учащихся
в
большой
степени
зависит
от
организации
работы
внутри
группы,
от
четкого
распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть
работы.