Автор: Кенарская Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин и хора
Учебное заведение: Детская Школа Искусств
Населённый пункт: п. Серебряный Бор
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Использование элементов русского фольклора на уроках слушания музыки и музыкальной грамоты в младших классах отделения хореографии"
Раздел: дополнительное образование
«Фольклор - уникальная культура, с древних времен дающая возможность множеству поколений
приобщаться к своим национальным жизненным истокам…»
Открытый урок преподавателя по теоретическим дисциплинам и хору
Кенарской О.Д.
Тема:
«Использование элементов русского фольклора на уроках слушания
музыки и музыкальной грамоты в младших классах отделения хореографии»
Дата проведения: 17.02.2016
Цель урока:
Познакомить
с
русской
национальной
культурой
на
примере
использования элементов русского фольклора на уроках слушания музыки и
музыкальной грамоты в младших классах отделения хореографии.
Задачи:
Образовательные
1.
Познакомить с историей и традициями русского народа.
2.
Научить понимать сущность и особенности русского фольклора
как части общей культуры русского народа, как способа
самовыражения человека.
Развивающие
1.
Развивать интерес к изучению фольклора.
2.
Развивать личность ребенка.
3.
Развивать творческую фантазию и инициативу.
4.
Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства
ритма, память)
5.
Развивать навыки игры на русских народных инструментах.
6.
Способствовать развитию таких логических операции, как:
сравнение, классификация, анализ, синтез.
Воспитательные
1.
Воспитывать нравственность, умение работать в группе,
отзывчивость, трудолюбие.
2.
Формировать основы музыкальной культуры и музыкальный вкус.
1
Ход урока:
Общая продолжительность - 30 минут
1.
Организационный момент – 3 мин.
2.
Сообщение темы, целей и задач урока – 4 мин
3.
Беседа – 15 мин
4.
Игра на музыкальных инструментах – 5 мин.
5.
Анализ результатов урока – 3 мин.
Используемая образовательная система (методика, технология):
1.
Здоровьесберегающая технология;
2.
Информационно – коммуникативная технология;
3.
Технология развивающего обучения.
Методические материалы:
1.
Н.А. Царева. Уроки госпожи мелодии. Учебник. Москва. Престо. 2007
2.
Л.Л.Куприянова. Русский фольклор. Учебно методическое пособие для
учителя музыки. Москва. Мнемозина. 2002
Технические средства в обучении:
1.
Компьютер;
2.
Видеопроектор;
3.
Фортепиано.
Перечень наглядных пособий:
1.
Слайды из презентации.
Перечень используемых на уроке видеозаписей и аудиозаписей:
1.
Николай и Дмитрий Осиповы. Фантазия на русскую народную тему
«Камаринская» (аудио)
2.
Русский народный танец «Березка» в исполнении Государственного
академического хореографического ансамбля им. Н. С. Надеждиной
(видеофрагмент)
3.
Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане», тема
Белочки (аудио)
4.
Видеофрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане». Киностудия
«Союзмультфильм», 1984 г.
2
5.
Детский
оркестр
«Волжские
напевы».
«Ах
вы,
с е ни»,
обр. С. Аминова (аудио)
Оборудование и материалы для урока. Оборудования для учителя:
1.
План – конспект
2.
Презентация
Оборудование для учащихся:
1.
Музыкальные инструменты
Методы и приемы реализации поставленных задач:
1.
Исследовательский;
2.
Частично – поисковый;
3.
Объяснительно – иллюстративный;
4.
Практическая деятельность.
Вид урока: обобщение пройденного материала.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемый результат: иметь представление о русском фольклоре как части
общей культуры русского народа.
(Слайд «Тема урока»)
Введение
Здравствуйте
ребята,
гости.
Тема
моего
открытого
урока
«Использование элементов русского фольклора на уроках слушания музыки и
музыкальной грамоты в младших классах хореографии». Я обратилась
к
теме фольклора, так как она привлекает меня своей многогранностью и имеет
огромные возможности в воспитании и развитии детей любого возраста.
Детей, начиная
с рождения, нужно знакомить с
культурой родной
страны.
В
настоящее
время
мы
как
никогда
ощущаем
внедрение
американской и западной массовой культуры. И не только культуры. Вместо
традиционной
колыбельной
песни
ребёнок
с
раннего
детства
вынужден
слушать агрессивную, низкопробную западную музыку.
Любая культура имеет свои ценности. Такими ценностями в русской
национальной
культуре
являются:
нравственность,
порядочность,
взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшему поколению, трудолюбие,
гостеприимство и т.д.
3
Но, к сожалению, в наше время в сознании людей произошла
переоценка культурных ценностей, нарушились традиции. Поэтому очень
важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои
и привить любовь и уважение к культуре русского народа.
(Слайд «Цель урока»)
Цель моего урока: Познакомить с русской национальной культурой на
примере использования элементов русского фольклора на уроках слушания
музыки и музыкальной грамоты в младших классах отделения хореографии.
(Слайд «Задачи урока»)
Задачи урока:
Образовательные
1.
Познакомить с историей и традициями русского народа.
2.
Научить понимать сущность и особенности русского фольклора
как части общей культуры русского народа, как способа
самовыражения человека.
Развивающие
1.
Развивать интерес к изучению фольклора.
2.
Развивать личность ребенка.
3.
Развивать творческую фантазию и инициативу.
4.
Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства
ритма, память)
5.
Развивать навыки игры на русских народных инструментах.
6.
Способствовать развитию таких логических операции, как:
сравнение, классификация, анализ, синтез.
Воспитательные
1.
Воспитывать нравственность, умение работать в группе,
отзывчивость, трудолюбие.
2.
Формировать основы музыкальной культуры и музыкальный вкус.
(Слайд «Э п и г р а ф»)
“Русский
народ
создал
огромную
изустную
литературу:
мудрые
пословицы
и
хитрые
загадки,
весёлые
и
печальные
обрядовые
песни,
торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Все это
стало богатым наследием русского народа. Оно укрепляло его нравственный
облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и
4
наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по
обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и
дедов”.
А. Н. Толстой.
Ход урока:
- Расскажу я вам, ребята, о давних-давних временах. Еще и городов на
русской земле не было, только степи бескрайние, леса дремучие да озера и
реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы – видимо-невидимо. А
в
болотах
и
озерах,
сказывают,
водилась
и
другая
живность,
например
водяной или русалки. А в лесах не только зверье бродило, но и леший ходил –
поскрипывал.
Об этом говорят древние сказания далеких предков-славян,
частью которых является и русский народ.
Русские люди всегда славились своим трудолюбием. Землю матушку
пахали, рыбу ловили, в лесах охотились. Красоту родного края ценили
и
сами старались красоту создавать: то ложечка расписная, то узоры тканые.
Ну, а уж про сказки, песни и игры и говорить нечего – чистый родник воды
живой. Именно так говорят о фольклоре.
А как вы думаете, что такое
фольклор?
-Творчество народа.
- Правильно. Слово «фольклор» в переводе с английского языка folk
(народное), lore (знание или мудрость). Это творческая деятельность народа,
которая
отражает
его
жизнь.
Фольклор
еще
иногда
называют
устным
народным творчеством, почему, как вы думаете? Когда возник фольклор?
-
Фольклор
возник
тогда,
когда
человечество
ещё
не
имело
письменности. Все запоминали по памяти.
- Правильно. Фольклорное творчество отличается богатством образов,
разнообразием изобразительных средств, выразительностью языка, яркостью
сюжетов. На протяжении многих столетий возникали разнообразные жанры
фольклора. Скажите, пожалуйста, а какие жанры вам известны?
- Былины, сказки, игры, гадания, легенды, обряды, мифы, пословицы,
поговорки, песни, народные промыслы.
- А какой жанр считается наиболее древним?
- Наиболее древним жанром считаются обрядовые песни.
5
- Правильно. С чем связано содержание таких песен?
- Их содержание связано с земледельческим календарем.
-
Верно.
Эти
песни
отражали
различные
этапы
жизни
крестьян-
земледельцев. Они входили в обряды, которые соответствовали поворотным
моментам
в
смене
времен
года.
Совершая
обряд,
люди
верили,
что
их
заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и
пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.
Как же строго и разумно была организована жизнь каждого человека в
годовом круге обрядов и праздников. Не все сохранилось до нашего времени,
но многое запечатлелось в народных
играх и песнях. Какие
вы знаете
народные песни?
-
Колыбельные,
свадебные,
плачи
–
причитания,
хороводные,
плясовые, протяжные.
- Народные мотивы использовали в своем творчестве замечательные
русские художники, поэты, композиторы. Чайковский, Мусоргский, Бородин,
Даргомыжский, Стравинский и многие другие делали обработки р. н. п.
Композитор
М.И. Глинка
говорил:
«Музыку
сочиняет
народ,
а
мы,
композиторы, только аранжируем ее». Интересно понаблюдать жизнь песни
не только в народном творчестве, но и в профессиональной музыке. Давайте
послушаем р.н.п. «Во саду ли в огороде».
Слайд «Во саду ли в огороде»
- Обработку этой песни использовал в своей опере «Сказка о царе
Салтане» Н.А. Римский-Корсаков. Эта обработка звучит и в мультфильме с
одноименным названием. Давайте посмотрим фрагмент.
(Слайд «Сказка о царе Салтане»)
- Как видите, героиня этого фрагмента – белочка – не только поет
песню, но и пляшет. Так вот, одной из особенностей народных песен является
то, что их редко пели без движений. Все вы наверняка знаете (или слышали)
песню «Во поле берёза стояла…».
- Существует народный танец «Берёзка» на мелодию этой
песни.
Давайте посмотрим фрагмент.
(Слайд «Березка», видео)
6
- Что вы можете сказать о характере движений?
-
Движения в хороводе плавные, круговые. Шаги танцующих
неширокие,
частые,
что
создает
впечатление
скольжения
(«как
будто
лебедь
плывет»).
- А темп какой?
- Темп умеренный, не торопливый. Это хоровод.
- Верно. Какие виды хороводов были самыми распространенными?
- Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия.
- Чем сопровождали хороводы?
- Исполнением лирических хороводных песен.
- Как звучали эти песни?
- У этих песен плавные, широкие напевы с выразительным распеванием
слогов.
- Правильно. А теперь послушайте фрагмент очень известной р.н.п. «Ах вы,
сени».
(Слайд «Ах вы, сени»)
- Отличается ли она от предыдущей? Чем?
- Характером.
- Какой он?
- Он веселый, энергичный.
- Как вы думаете, это плясовая или хороводная?
- Это плясовая.
- Почему? Что характерно для плясовых мелодий?
- Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп,
четкий ритм с акцентами.
- Чем сопровождаются такие танцы?
7
- Такие танцы сопровождаются приплясом, присядкой, притопыванием и
хлопками в ладоши.
- Что еще вы можете рассказать о плясках? Где их исполняли?
- Их танцевали на гуляньях, праздниках.
- Какие были пляски?
- Были мужские и женские пляски.
- Чем отличались мужские пляски от женских?
- Мужские пляски олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность,
пластичность.
- Кто назовет самые знаменитые пляски?
- «Барыня», «Трепак», «Камаринская».
(Слайды «Хоровод» и «Пляска»)
- Посмотрите на слайды. Где, по вашему мнению, изображен хоровод, а где
пляска. Почему?
- Характер движений
- Как мы видим,
и хороводы, и пляски
исполняются в традиционных
русских
костюмах.
Народный
костюм
сегодня
—
в
основном
достояние
музейных коллекций. Одежда менялась с изменением жизненного уклада,
соответствовала социальному статусу и возрасту носивших ее людей. По
одежде можно было определить, где живёт человек. А как выглядят костюмы
в танцах?
-
У женщин это сарафан, кокошник, платок или ленты. У мужчин рубахи с
вышитым орнаментом, широкие штаны.
- Молодцы, ребята. Вы сказали, что одежда украшена орнаментом. А ведь
украшали
не
только
костюмы,
но
и
предметы
быта,
музыкальные
инструменты? Чем украшали?
- Росписями.
- А какие росписи вы знаете?
- Городецкая, хохлома, гжель.
8
Слайды «Росписи»
- Молодцы. Давайте вернемся к пляскам. Сейчас я предлагаю вам послушать
фрагмент
фантазии
на
тему
«Камаринской»
композиторов
Натальи
и
Дмитрия Осиповых.
(Слайд «Камаринская»)
- Как вы думаете, в исполнении, какого оркестра прозвучал отрывок?
-
Отрывок
прозвучал
в
исполнении
оркестра
русских
народных
инструментов.
- Почему вы так решили?
-
Мы услышали русские народные инструменты:
балалайки, баян, домру,
трещотки.
- Какие русские народные инструменты вы еще знаете?
- Гармонь, свирель, рожок, ложки.
- Сейчас я проверю, умеете ли вы отличать русские народные инструменты
от других инструментов.
(Слайды «Инструменты»)
- Для того чтобы играть на этих инструментах, нужно долго учиться. А как
вы
думаете,
на
каких
народных
инструментах
могут
играть
все,
даже
маленькие дети?
-На шумовых и ударных!
-Какие вы знаете шумовые и ударные инструменты?
-Ложки, бубен, трещотка, треугольник, коробочка, бубенцы.
- Посмотрите, некоторые из этих инструментов лежат перед вами. Назовите
их.
- Ложки, бубен, трещотка, треугольник.
- Один из этих инструментов, ложки, украшены росписью. Какой?
- Хохлома
9
-
Верно,
молодцы.
В
заключении
нашего
урока
мы
хотели
предложить
вашему вниманию послушать р. н. п. «Ах вы, сени» в исполнении нашего
импровизированного оркестра.
(Слайд «Оркестр»)
Игра детей в оркестре.
Заключение
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что понравилось?
Вывод в конце урока:
-
В
заключении
я
хочу
сказать,
что
использование
элементов
русского
фольклора
на
уроках
помогает
детям
приобщиться
к
фольклору,
как
таковому, узнать прелесть его обычаев, порядков, языка. Ведь невозможно
жить в родной стране и не петь её песен, не читать сказок,
и не любить
родной язык, который является носителем великой русской культуры.
(Слайд «Спасибо за внимание»)
10