Автор: Кенарская Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин и хора
Учебное заведение: Детская Школа Искусств
Населённый пункт: п. Серебряный Бор
Наименование материала: доклад
Тема: "Знаменитые дирижеры академических хоров в России XVII – XX веков"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская Школа Искусств поселка Серебряный Бор
(ДШИ п. Серебряный Бор) (ф) ДШИ г. Нерюнгри
«Знаменитые дирижеры академических
хоров в России XVII – XX веков»
(доклад)
Кенарская О. Д.
Преподаватель теоретических дисциплин и хора
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………….………………………………………… ….3
Дирижерская школа второй половины XVIII века………………………….4
Бортнянский Д.С.….................................................................................................5
Дегтярев С. А……………………………………………………………………...6
Дирижерская школа XIX века
Ломакин Г. Я………………………………………………………………………7
Архангельский А. А…………………………………………...………………...8
Кастальский А. Д…………………………………………..…………………….9
Чесноков П. Г……………………………………………………….……………10
Дирижерская школа XX века
Птица К. Б.……………………………………………………………................11
Мурина - Кудрявцева Е. П………………………………………………………12
Свешников А. В………………………………………………….………………13
Соколов В. Г……………………………………………………………...............14
Струве Г. А……………………………………………………………………….15
Попов В. С………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………............17
Список использованной литературы, интернет-ресурсы…………………19
2
Введение
«Дирижер»
или
«Хормейстер»в
переводе
с
немецкого
языка
—
руководитель
хора.
До
середины
VIII
века
руководство
хором
было
неотъемлемой частью деятельности капельмейстера. Капельмейстер — лицо,
стоящее
во
главе
капеллы,
дирижирующее
ею
во
время
исполнения
и
разучивающее с ней произведения. Это название относится как к хоровому,
так и оркестровому дирижеру.
С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров
связаны
прогрессивные
мероприятия
в
области
хорового
образования
и
воспитания, проведение музыкально-просветительной работы.
Заметный
подъём хоровой культуры начался с 1890-х гг.
3
Дирижерская школа второй половины XVII века
Для ХVΙΙΙ столетия характерным является расцвет профессионального
музыкального образования. В это время крупнейшими профессиональными
хоровыми коллективами являлись – хор государевых певчих – Придворная
певческая капелла
и хор патриарших певчих – Синодального хора.
4
Среди ярких представителей дирижерской школы II
половины XVIII
века
хочется
отметить
Бортнянского
Дмитрия
Сергеевича
и
Дегтярева
Степана Аникиевича.
Бортнянский Дмитрий Сергеевич
(1751 - 1825)
Бортнянский был первым директором Придворной Певческой капеллы.
Будучи
руководителем
капеллы
и
автором
духовных
композиций
Бортнянский
сильно
повлиял
на
церковное
пение
в
России:
помимо
улучшения
музыкального
мастерства
придворного
хора,
при
нем
существенно
улучшилось
образование
и
положение
певчих.
Наибольшие
достижения композитора связаны с жанром хоровых духовных концертов a
caрella.
Бортнянский
создал
новый
тип
русского
хорового
концерта,
в
котором
он
соединил
православные
традиции
с
европейской
техникой
исполнения.
Дегтярев Степан Аникиевич
5
(1766 - 1813)
Современник Бортнянского композитор и дирижер Степан Аникиевич
Дегтярев
занял в истории русской музыки заметное место.Автор многих
хоровых
концертов,
уступавших,
по
мнению
современников,
лишь
сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории. Он родился в
семье крепостных графа Шереметьева, получил блестящее образование в
одной
из
первых
в
России
певческой
школе,
которая
выявляла
хорошие
детские голоса и давала юным хористам начальное музыкальное образование
и певческие навыки. Впоследствии ему было поручено
возглавить хор
крепостных Шереметева (Шереметьевская капелла) и сделать его образцом
певческого
исполнительства
конца
XVIII
века.Это
была
пора
расцвета
капеллы, ставшей при нем соперницей Придворной, которую возглавлял сам
Д.С. Бортнянский. После смерти Дегтярева капелла пришла в упадок.
XIX век.
6
Ломакин Гавриил Якимович
(1811 -1885)
Возрождать славу Шереметьевской капеллы
спустя 20 лет
после
Дегтярева
будет
Гавриил
Якимович
Ломакин,
в
19
лет
ставший
капельмейстером хора Шереметьевых.
В истории русской музыкальной
культуры
имя
Ломакина
стоит
в
ряду
самых
значимых
хоровых
дирижеров.Огромная заслуга дирижера, композитора и вокального педагога
Ломакина
заключалась
в
том,
что
он
первым
ввел
в
хоре
настоящее
профессиональное
обучение.
Имеются
сведения
о
тщательной
продуманности всей системы образования хорового певца (имеется в виду
музыкальная грамотность и разнообразная вокальная техника). Эта система
занятий была изложена в книге Ломакина «Краткая метода пения», которая
служит
большим
подспорьем
нынешним
учителям
пения
и
хоровым
дирижерам.
Архангельский Александр Андреевич
7
(1846—1924)
В начале XIXвека наряду с хоровыми коллективами, существовавшими
на средства государства,
появляется большое количество частных хоров,
содержавшихся
любителями
хорового
пения,
меценатами
из
дворян
и
буржуазии.
Одним
из
лучших
частных
хоров,
который
пользовался
заслуженной
репутацией,
считается
хор
Александра
Андреевича
Архангельского.Звучание его хора отличалось художественною стройностью,
прекрасным
подбором
голосов,
большой
звучностью
и
редким
ансамблем.После
Октябрьской
революции
хор
Архангельского
был
переименован в Государственный академический хор.
Кастальский Александр Дмитриевич
8
(1856-1926)
Одним
из
инициаторов
«нового
направления»
в
русской
духовной
музыке
конца XIXвека
стал
композитор,
хоровой
дирижёр
Кастальский
Александр Дмитриевич. Онпервым сумел доказать как органично соединить
древнерусские распевы с приемами народного крестьянского многоголосия,
итрадиции,
которые
сложились
в
клиросной
практике
с
опытом
русской
композиторской
школы.В
качестве
директора
Синодального
училища
Кастальский
осуществлял
его
преобразование
в
Академию
церковной
музыки, с обучением, превышающим уровень консерватории.
Чесноков Павел Григорьевич
9
(1877-1944)
Одним из крупнейших мастеров русской хоровой культурыXIXвека,
который способствовал своей разносторонней музыкальной деятельностью
поднятию
ее
на
новый,
более
высокий
уровень
былЧесноков
Павел
Григорьевич.
Он был исключительным мастером в области руководства
хоровым
пением
a
capella.
Все
без
исключения
хоры,
возглавляемые
Чесноковым за время его многолетней творческой деятельности, добивались
отличных
художественных
результатов.
В
1940
г.
издал
книгу
«Хор
и
управление им», изначально задуманную как обобщение регентского опыта.
С тех пор она стала одним из главных и лучших учебников по хоровому делу.
XX век.
ПтицаКлавдий Борисович
10
(1911-1983)
В начале 60-х годовXXвека ведущее место в развитии музыкальной
культуры нашей страны занимали хоровые студии. Именно с появлением
хоровых
студий
и
началось
интенсивное
развитие
детского
хорового
искусства.
Инициатором
создания
московских
детских
хоровых
студий
в
СССР
сталКлавдий
Борисович
Птица.
Клавдий
Борисович
был
также
главным
хормейстером Государственного академического русского хора и
художественным
руководителем
Большого
академического
хора
Центрального телевидения и радиовещания.
Мурина – КудрявцеваЕлизавета Петровна
(1914 — 2004)
11
Первой женщиной -дирижёром профессионального хора не только
в России, но и мире, стала Мурина - Кудрявцева Елизавета Петровна. В
1947
окончила
Ленинградскую
консерваторию
и
исполняла
обязанности
главного
дирижёра
Ленинградской
академической
капеллы.Елизавета
Петровна
-
создатель
дирижёрско-хормейстерской
школы.
В
1958
году
Кудрявцева создала Академический хор любителей пения Хорового общества
в Ленинграде.
Свешников Александр Васильевич
(1890—1980)
12
Выдающимся мастером концертного исполнения русской народной
песни,
который
сумел
достичь
сочетания
той
искренности
и
непосредственности, которые присущи народному пению, с богатством и
красочностью
звучания
академического
хора
по
праву
можно
назватьАлександра
Васильевича
Свешникова.
Стиль
исполнения
и
педагогические
приемы
Свешникова
оказывали
большое
влияние
на
развитие
русского
хорового
искусства.
Александр
Васильевич
руководил
также любительскими хорами, хором Радио, Государственным хором СССР,
Ленинградской
академической
капеллой. С 1942
был руководителем
Государственного академического хора русской песни. В 1944 организовал
Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки).
Соколов Владислав Геннадиевич
(1908—1993)
13
Артист,
вдохновенный
дирижер,
мастер
хора,
человек
высочайшей
культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый
композитор, добрый наставник и мудрый педагог. Он радостно учил всему,
что знал и что умел. Он был прирожденным Учителем в широком смысле
этого слова. Это все ободном из виднейших мастеров русской
хоровой
культуры Владиславе ГеннадиевичеСоколове.
Будучи
студентом
дирижерско-хорового
факультета
Московской
консерватории, Соколов начинал самостоятельную работу как в
детских
хорах, так исовзрослыми хоровыми коллективами и студенческими хорами.
Профессор Соколов – автор популярной книги "Работа с хором". В родном
городе Владислава Геннадьевича Рыбинске его имя с честью носит хоровое
творческое объединение "Соколята". У Соколова не было своих детей. Но
тысячи и тысячи и тысячи людей самого разного возраста питают к нему
сыновьи чувства. Так что Владислава Соколова можно назвать
великим
отцом для всего того множества детей, которых он учил, которых любил
подлинной отцовской любовью, и они любили его как родные дети.
Струве Георгий Александрович
(1932-2004)
14
Основателем
студийного
движения
в
стране,
как
основной
формы
всеобщего
музыкального
воспитания
детей
и
юношества
сталГеоргий
АлександровичСтруве.
В
1959
создал
первую
в
СССР
детскую
хоровую
студию «Пионерия» в пос. Вишняки, которой руководил более 40 лет. Имея
огромный практический опыт работы с детьми и взрослыми, Г. А. Струве
создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить
всех,
без
отбора.
Автор
Методики
хорового
сольфеджио
для
начальных
классов. Автор многих музыкальных произведений и книг, в т. ч. «Музыка
для всех», «Школьный хор» и т. д.
Попов Виктор Сергеевич
(1934—2008)
15
«Трус не играет в хоккей», «Песня крокодила Гены», « С п я т
у с т а л ы е
игрушки»,
«Беловежская
пуща»
-
малая
часть
всеми
любимых
песен,
в
исполнении Большого Детского Хора Всесоюзного радио и Центрального
телевидения, который в 1970 году создал один из выдающихся хормейстеров
XXвека
Виктор
Сергеевич
Попов.
В
настоящее
время
это
Российская
государственная радиокомпания «Голос России».
Параллельно Попов возглавлял Хор мальчиков Московского хорового
училища имени А. В. Свешникова. В 1991 году на базе Училища Виктор
Сергеевич создал Академию хорового искусства.
Заключение
16
Современное
состояние
хоровой
культуры
вселяет
надежду
на
возрождение
традиций
певческого
искусства
в
России.
Эта
надежда
воплощается в исполнительстве многих талантливых хоровых дирижеров,
которые
проявляют
себя
в
разных
аспектах
хоровой
деятельности
-
в
профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений,
в детских хоровых студиях и школьных хорах.
Для поиска и поддержки наиболее талантливых молодых музыкантов-
хормейстеров, помощь в их профессиональном становлении, а также для
решения таких задач, как:
- создание условий для творческого обмена,
- стимулирования творческого развития и повышения профессионального
мастерства хоровых дирижеров,
-
привлечение
внимания
широкой
публики
к
современному
хоровому
исполнительству,
был
организован
первый
Международный
конкурс
хоровых
дирижёров
имени профессора Б. Г. Тевлина.
Этот
конкурс
основан
в
память
о
профессоре
МГК
Борисе
Григорьевиче Тевлине — основоположнике школы современного хорового
дирижёрского
искусства,
основателе
Камерного
хора
Московской
консерватории
и
кафедры
современного
хорового
исполнительского
17
искусства,
художественным
руководителе
и
главном
дирижёре
Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова.
Наша
культура
как
никогда
сейчас
нуждается
в
одарённых
квалифицированных деятелях хорового дела.
Список использованной литературы
1.
Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963
18
2.
Рыцарева М. Г., Композитор Д. Бортнянский. Л., 1991
3.
Локшин Д., Из истории русского хорового искусства. М., 1990
4.
Птица К., Мастера хорового искусства в Московской консерватории,
М., 1989
5.
Свешников А. В., Хоровое пение - искусство истинно народное, M.,
1991
6.
Скребков С. С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М.,
1992
Интернет-ресурсы:
1.
Знаменитые академические и церковные хоры
choirlive.narodkozevnikov.html
2.
Тевлин Борис Григорьевич
depdelatevlin-boris-grigorevic
3.
Соколов Владислав Геннадьевич
gamohмосковское-областное-хоровое-общест/
4.
Бортнянский Д.С
classicmp3kompozitor/bortnjanskij_dmitrij
5.
Дегтярев С. А
infosityreview.php?id=60916
6.
Ломакин Г. Я
kapellaninnames/lomakin/auto.php
7.
Архангельский А. А
music-ofarchives/354
8.
Кастальский А. Д
liveinternetusers/kakula/post344851073/
9.
Чесноков П.
similarpersonsperson/64314-serge-jaroff
10.Птица К.
pomnipromemorypage28319/photo
11.Мурина - Кудрявцева Е.
@us.spb-tombs-walkeru.narodnvd/kudryavtseva_mu
12.Свешников А. classic-musicsveshnikov.html
13.Струве Г.
pioneria-4.hosting.parking
19
14.Попов В.
pioneria-4.hosting.parking
20