Напоминание

"Знаменитые дирижеры академических хоров в России XVII – XX веков"


Автор: Кенарская Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин и хора
Учебное заведение: Детская Школа Искусств
Населённый пункт: п. Серебряный Бор
Наименование материала: доклад
Тема: "Знаменитые дирижеры академических хоров в России XVII – XX веков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская Школа Искусств поселка Серебряный Бор

(ДШИ п. Серебряный Бор) (ф) ДШИ г. Нерюнгри

«Знаменитые дирижеры академических

хоров в России XVII – XX веков»

(доклад)

Кенарская О. Д.

Преподаватель теоретических дисциплин и хора

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………….………………………………………… ….3

Дирижерская школа второй половины XVIII века………………………….4

Бортнянский Д.С.….................................................................................................5

Дегтярев С. А……………………………………………………………………...6

Дирижерская школа XIX века

Ломакин Г. Я………………………………………………………………………7

Архангельский А. А…………………………………………...………………...8

Кастальский А. Д…………………………………………..…………………….9

Чесноков П. Г……………………………………………………….……………10

Дирижерская школа XX века

Птица К. Б.……………………………………………………………................11

Мурина - Кудрявцева Е. П………………………………………………………12

Свешников А. В………………………………………………….………………13

Соколов В. Г……………………………………………………………...............14

Струве Г. А……………………………………………………………………….15

Попов В. С………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………............17

Список использованной литературы, интернет-ресурсы…………………19

2

Введение

«Дирижер»

или

«Хормейстер»в

переводе

с

немецкого

языка

руководитель

хора.

До

середины

VIII

века

руководство

хором

было

неотъемлемой частью деятельности капельмейстера. Капельмейстер — лицо,

стоящее

во

главе

капеллы,

дирижирующее

ею

во

время

исполнения

и

разучивающее с ней произведения. Это название относится как к хоровому,

так и оркестровому дирижеру.

С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров

связаны

прогрессивные

мероприятия

в

области

хорового

образования

и

воспитания, проведение музыкально-просветительной работы.

Заметный

подъём хоровой культуры начался с 1890-х гг.

3

Дирижерская школа второй половины XVII века

Для ХVΙΙΙ столетия характерным является расцвет профессионального

музыкального образования. В это время крупнейшими профессиональными

хоровыми коллективами являлись – хор государевых певчих – Придворная

певческая капелла

и хор патриарших певчих – Синодального хора.

4

Среди ярких представителей дирижерской школы II

половины XVIII

века

хочется

отметить

Бортнянского

Дмитрия

Сергеевича

и

Дегтярева

Степана Аникиевича.

Бортнянский Дмитрий Сергеевич

(1751 - 1825)

Бортнянский был первым директором Придворной Певческой капеллы.

Будучи

руководителем

капеллы

и

автором

духовных

композиций

Бортнянский

сильно

повлиял

на

церковное

пение

в

России:

помимо

улучшения

музыкального

мастерства

придворного

хора,

при

нем

существенно

улучшилось

образование

и

положение

певчих.

Наибольшие

достижения композитора связаны с жанром хоровых духовных концертов a

caрella.

Бортнянский

создал

новый

тип

русского

хорового

концерта,

в

котором

он

соединил

православные

традиции

с

европейской

техникой

исполнения.

Дегтярев Степан Аникиевич

5

(1766 - 1813)

Современник Бортнянского композитор и дирижер Степан Аникиевич

Дегтярев

занял в истории русской музыки заметное место.Автор многих

хоровых

концертов,

уступавших,

по

мнению

современников,

лишь

сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории. Он родился в

семье крепостных графа Шереметьева, получил блестящее образование в

одной

из

первых

в

России

певческой

школе,

которая

выявляла

хорошие

детские голоса и давала юным хористам начальное музыкальное образование

и певческие навыки. Впоследствии ему было поручено

возглавить хор

крепостных Шереметева (Шереметьевская капелла) и сделать его образцом

певческого

исполнительства

конца

XVIII

века.Это

была

пора

расцвета

капеллы, ставшей при нем соперницей Придворной, которую возглавлял сам

Д.С. Бортнянский. После смерти Дегтярева капелла пришла в упадок.

XIX век.

6

Ломакин Гавриил Якимович

(1811 -1885)

Возрождать славу Шереметьевской капеллы

спустя 20 лет

после

Дегтярева

будет

Гавриил

Якимович

Ломакин,

в

19

лет

ставший

капельмейстером хора Шереметьевых.

В истории русской музыкальной

культуры

имя

Ломакина

стоит

в

ряду

самых

значимых

хоровых

дирижеров.Огромная заслуга дирижера, композитора и вокального педагога

Ломакина

заключалась

в

том,

что

он

первым

ввел

в

хоре

настоящее

профессиональное

обучение.

Имеются

сведения

о

тщательной

продуманности всей системы образования хорового певца (имеется в виду

музыкальная грамотность и разнообразная вокальная техника). Эта система

занятий была изложена в книге Ломакина «Краткая метода пения», которая

служит

большим

подспорьем

нынешним

учителям

пения

и

хоровым

дирижерам.

Архангельский Александр Андреевич

7

(1846—1924)

В начале XIXвека наряду с хоровыми коллективами, существовавшими

на средства государства,

появляется большое количество частных хоров,

содержавшихся

любителями

хорового

пения,

меценатами

из

дворян

и

буржуазии.

Одним

из

лучших

частных

хоров,

который

пользовался

заслуженной

репутацией,

считается

хор

Александра

Андреевича

Архангельского.Звучание его хора отличалось художественною стройностью,

прекрасным

подбором

голосов,

большой

звучностью

и

редким

ансамблем.После

Октябрьской

революции

хор

Архангельского

был

переименован в Государственный академический хор.

Кастальский Александр Дмитриевич

8

(1856-1926)

Одним

из

инициаторов

«нового

направления»

в

русской

духовной

музыке

конца XIXвека

стал

композитор,

хоровой

дирижёр

Кастальский

Александр Дмитриевич. Онпервым сумел доказать как органично соединить

древнерусские распевы с приемами народного крестьянского многоголосия,

итрадиции,

которые

сложились

в

клиросной

практике

с

опытом

русской

композиторской

школы.В

качестве

директора

Синодального

училища

Кастальский

осуществлял

его

преобразование

в

Академию

церковной

музыки, с обучением, превышающим уровень консерватории.

Чесноков Павел Григорьевич

9

(1877-1944)

Одним из крупнейших мастеров русской хоровой культурыXIXвека,

который способствовал своей разносторонней музыкальной деятельностью

поднятию

ее

на

новый,

более

высокий

уровень

былЧесноков

Павел

Григорьевич.

Он был исключительным мастером в области руководства

хоровым

пением

a

capella.

Все

без

исключения

хоры,

возглавляемые

Чесноковым за время его многолетней творческой деятельности, добивались

отличных

художественных

результатов.

В

1940

г.

издал

книгу

«Хор

и

управление им», изначально задуманную как обобщение регентского опыта.

С тех пор она стала одним из главных и лучших учебников по хоровому делу.

XX век.

ПтицаКлавдий Борисович

10

(1911-1983)

В начале 60-х годовXXвека ведущее место в развитии музыкальной

культуры нашей страны занимали хоровые студии. Именно с появлением

хоровых

студий

и

началось

интенсивное

развитие

детского

хорового

искусства.

Инициатором

создания

московских

детских

хоровых

студий

в

СССР

сталКлавдий

Борисович

Птица.

Клавдий

Борисович

был

также

главным

хормейстером Государственного академического русского хора и

художественным

руководителем

Большого

академического

хора

Центрального телевидения и радиовещания.

Мурина – КудрявцеваЕлизавета Петровна

(1914 — 2004)

11

Первой женщиной -дирижёром профессионального хора не только

в России, но и мире, стала Мурина - Кудрявцева Елизавета Петровна. В

1947

окончила

Ленинградскую

консерваторию

и

исполняла

обязанности

главного

дирижёра

Ленинградской

академической

капеллы.Елизавета

Петровна

-

создатель

дирижёрско-хормейстерской

школы.

В

1958

году

Кудрявцева создала Академический хор любителей пения Хорового общества

в Ленинграде.

Свешников Александр Васильевич

(1890—1980)

12

Выдающимся мастером концертного исполнения русской народной

песни,

который

сумел

достичь

сочетания

той

искренности

и

непосредственности, которые присущи народному пению, с богатством и

красочностью

звучания

академического

хора

по

праву

можно

назватьАлександра

Васильевича

Свешникова.

Стиль

исполнения

и

педагогические

приемы

Свешникова

оказывали

большое

влияние

на

развитие

русского

хорового

искусства.

Александр

Васильевич

руководил

также любительскими хорами, хором Радио, Государственным хором СССР,

Ленинградской

академической

капеллой. С 1942

был руководителем

Государственного академического хора русской песни. В 1944 организовал

Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки).

Соколов Владислав Геннадиевич

(1908—1993)

13

Артист,

вдохновенный

дирижер,

мастер

хора,

человек

высочайшей

культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый

композитор, добрый наставник и мудрый педагог. Он радостно учил всему,

что знал и что умел. Он был прирожденным Учителем в широком смысле

этого слова. Это все ободном из виднейших мастеров русской

хоровой

культуры Владиславе ГеннадиевичеСоколове.

Будучи

студентом

дирижерско-хорового

факультета

Московской

консерватории, Соколов начинал самостоятельную работу как в

детских

хорах, так исовзрослыми хоровыми коллективами и студенческими хорами.

Профессор Соколов – автор популярной книги "Работа с хором". В родном

городе Владислава Геннадьевича Рыбинске его имя с честью носит хоровое

творческое объединение "Соколята". У Соколова не было своих детей. Но

тысячи и тысячи и тысячи людей самого разного возраста питают к нему

сыновьи чувства. Так что Владислава Соколова можно назвать

великим

отцом для всего того множества детей, которых он учил, которых любил

подлинной отцовской любовью, и они любили его как родные дети.

Струве Георгий Александрович

(1932-2004)

14

Основателем

студийного

движения

в

стране,

как

основной

формы

всеобщего

музыкального

воспитания

детей

и

юношества

сталГеоргий

АлександровичСтруве.

В

1959

создал

первую

в

СССР

детскую

хоровую

студию «Пионерия» в пос. Вишняки, которой руководил более 40 лет. Имея

огромный практический опыт работы с детьми и взрослыми, Г. А. Струве

создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить

всех,

без

отбора.

Автор

Методики

хорового

сольфеджио

для

начальных

классов. Автор многих музыкальных произведений и книг, в т. ч. «Музыка

для всех», «Школьный хор» и т. д.

Попов Виктор Сергеевич

(1934—2008)

15

«Трус не играет в хоккей», «Песня крокодила Гены», « С п я т

у с т а л ы е

игрушки»,

«Беловежская

пуща»

-

малая

часть

всеми

любимых

песен,

в

исполнении Большого Детского Хора Всесоюзного радио и Центрального

телевидения, который в 1970 году создал один из выдающихся хормейстеров

XXвека

Виктор

Сергеевич

Попов.

В

настоящее

время

это

Российская

государственная радиокомпания «Голос России».

Параллельно Попов возглавлял Хор мальчиков Московского хорового

училища имени А. В. Свешникова. В 1991 году на базе Училища Виктор

Сергеевич создал Академию хорового искусства.

Заключение

16

Современное

состояние

хоровой

культуры

вселяет

надежду

на

возрождение

традиций

певческого

искусства

в

России.

Эта

надежда

воплощается в исполнительстве многих талантливых хоровых дирижеров,

которые

проявляют

себя

в

разных

аспектах

хоровой

деятельности

-

в

профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений,

в детских хоровых студиях и школьных хорах.

Для поиска и поддержки наиболее талантливых молодых музыкантов-

хормейстеров, помощь в их профессиональном становлении, а также для

решения таких задач, как:

- создание условий для творческого обмена,

- стимулирования творческого развития и повышения профессионального

мастерства хоровых дирижеров,

-

привлечение

внимания

широкой

публики

к

современному

хоровому

исполнительству,

был

организован

первый

Международный

конкурс

хоровых

дирижёров

имени профессора Б. Г. Тевлина.

Этот

конкурс

основан

в

память

о

профессоре

МГК

Борисе

Григорьевиче Тевлине — основоположнике школы современного хорового

дирижёрского

искусства,

основателе

Камерного

хора

Московской

консерватории

и

кафедры

современного

хорового

исполнительского

17

искусства,

художественным

руководителе

и

главном

дирижёре

Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова.

Наша

культура

как

никогда

сейчас

нуждается

в

одарённых

квалифицированных деятелях хорового дела.

Список использованной литературы

1.

Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963

18

2.

Рыцарева М. Г., Композитор Д. Бортнянский. Л., 1991

3.

Локшин Д., Из истории русского хорового искусства. М., 1990

4.

Птица К., Мастера хорового искусства в Московской консерватории,

М., 1989

5.

Свешников А. В., Хоровое пение - искусство истинно народное, M.,

1991

6.

Скребков С. С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М.,

1992

Интернет-ресурсы:

1.

Знаменитые академические и церковные хоры

choirlive.narodkozevnikov.html

2.

Тевлин Борис Григорьевич

depdelatevlin-boris-grigorevic

3.

Соколов Владислав Геннадьевич

gamohмосковское-областное-хоровое-общест/

4.

Бортнянский Д.С

classicmp3kompozitor/bortnjanskij_dmitrij

5.

Дегтярев С. А

infosityreview.php?id=60916

6.

Ломакин Г. Я

kapellaninnames/lomakin/auto.php

7.

Архангельский А. А

music-ofarchives/354

8.

Кастальский А. Д

liveinternetusers/kakula/post344851073/

9.

Чесноков П.

similarpersonsperson/64314-serge-jaroff

10.Птица К.

pomnipromemorypage28319/photo

11.Мурина - Кудрявцева Е.

@us.spb-tombs-walkeru.narodnvd/kudryavtseva_mu

12.Свешников А. classic-musicsveshnikov.html

13.Струве Г.

pioneria-4.hosting.parking

19

14.Попов В.

pioneria-4.hosting.parking

20



В раздел образования