Напоминание

"Работа с одарёнными детьми на уроках литературы"


Автор: Медведева Лидия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Синявская СОШ
Населённый пункт: с. Синявка Таловского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с одарёнными детьми на уроках литературы.

Медведева Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Синявской СОШ Воронежской области

На

современном

этапе

развития

нашего

общества

внимание

к

детям,

опережающим

сверстников,

с

особо

благоприятными

внутренними

предпосылками

развития,

с

признаками

незаурядного

интеллекта

-

актуальнейшая задача школы.

Свою работу с одарёнными детьми я разделила на этапы:

1 этап – 5-6 классы (9-11 лет) – аналитический (выявление одарённых

детей);

2

этап

7-8

классы

(12-14

лет)

диагностический

(проводится

индивидуальная

оценка

познавательных,

творческих возможностей

и

способностей

ребёнка

через

различные

виды

деятельности:

учебную

и

внеклассную);

3 этап – 9-11 классы (15-17 лет) – этап формирования, углубления и

развития творческих способностей ребёнка.

Формы работы с одаренными учащимися:

1)

литературная мастерская;

2)

групповые занятия с сильными учащимися;

3)

факультативы;

4)

кружки по интересам;

5)

проектно-исследовательская деятельность;

6)

участие в творческих конкурсах;

7)

интеллектуальный марафон;

8)

научно-практические конференции;

9)

участие в олимпиадах;

10)

индивидуальные занятия;

На 1 этапе чаще используется классная и групповая работа. Меня

интересует

уровень

развития

речи,

творческого

воображения

детей,

их

литературного творчества. На уроках литературы для выявления одарённых

детей я использую следующие виды деятельности:

Вид деятельности

Что характерно для одарённого ребёнка

1.

Речевая

деятельность

1)

восприятие речи других;

2)

выражение им собственных мыслей, суждений,

переживаний;

3)

активное воздействие на слушателей,

собеседника.

2.

В в е д е н и е

в

художественное

творчество

через

сюжетно-ролевую

игру

1)

лёгкость принятия роли в игре и обращение к

выразительным средствам в ролевом поведении

(мимика, пантомима);

2)

способность придумать, что должно случиться с

игровым

персонажем,

т.е.

способность

к

игровому сюжетосложению;

3)

наличие замысла (планирование последующих

игровых действий);

4)

словесное

замещение

предметных

игровых

действий;

5)

попытки

выразить

отношение

к

игровому

персонажу

3.

Выразительное

комментированное

чтение

1)

умение слышать и понимать слово писателя;

2)

способность сопереживать героям произведения

и

формировать

собственную

жизненную

позицию

4.

Иллюстрация

к

эпизоду,

изображение героя

1)

творческое, образное мышление;

2)

внимательное

прочтение

текста;

выделение

ключевых фактов;

3)

глубокое

понимание

произведения

через

познание его деталей

5.

Инсценировка

эпизода,

сказки,

басни

1) наблюдательность, способность создать образ;

2) погружение в атмосферу эпохи прочитанного

произведения;

3) эмоциональная отзывчивость

6.

В и к т о р и н ы

н а

знание

художественного

произведения

1) внимательное отношение к художественным

деталям;

2) хорошее знание и понимание текста

7.

Самостоятельная

работа

(закончи

с ка з ку,

с о ч и н и

сказку,

былину,

басню,

з а г а д ку,

пословицу,

составь кроссворд)

1)

проявление

само стоятельной

и с с л ед о -

вательской

деятельности

(привлеч ение

дополнительной

литературы,

справочных

материалов, словарей);

2)

использование ярких средств художественной

выразительности

(необычные

эпитеты,

метафоры, сравнения и т.д.);

3)

следование определённому жанру, стилю;

4)

развитое творческое воображение;

5)

логическое и абстрактное мышление

Таким образом, на 1 этапе моя задача как учителя:

- помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить

речевую культуру, развить коммуникативные умения;

- научить слушать, говорить, сочинять;

- развить творческое воображение и литературно-творческие способности;

- способствовать развитию мыслительной деятельности;

- учить детей так, чтобы им было интересно;

- дать понятие о структурной целостности текста, представление о типах текста,

об

их

жанровых

разновидностях,

ввести

также

понятия

о

речевых

произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке;

-

развить

эмоциональную

отзывчивость

на

произведение

художественной

литературы, понимание и проживание прочитанного;

- пробудить эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных

образов, изобразительно-выразительных средств языка;

-

побудить

к

литературному

творчеству:

создать

условия,

эмоционально-

комфортные

для

творчества

детей,

подобрать

творческие

задания,

стимулирующиех самостоятельное творчество детей;

- выявить одарённых детей.

2 этап

На

этом

этапе

наиболее

целесообразны

групповые

формы

работы

с

одаренными

детьми:

спецкурсы,

«мозговые

штурмы»,

творческие

работы,

научно-практические работы, проектные задания и т.д.

Вид деятельности

Цели

1.

Анализ

различных

произведений

по

стилю, жанру, типу

Выявление

особенностей,

признаков

этих

произведений

для

создания

собственных

как

эпических, так и лирических

2.

У ч и м с я

п и с а т ь

с т и х и :

и гр а

« Я

вижу, Я слышу»

1 )

п р и о б щ е н и е

д е т е й

к

к л а с с и ч е с к и м

произведениям;

2) знакомство с размером стиха, понятием рифма;

3) учиться слышать и понимать поэзию;

4)

научить

ребёнка

не

просто

подбирать

и

рифмовать

слова,

а

выражать

свои

эмоции

и

чувства

3.

Р а б о т а

н а д

рассказом

( з н а к о м с т в о

с

биографией автора,

выразительное

чтение,

инсценирование,

сочинение рассказа

( у с т н о

и

п и с ь м е н н о ,

с

иллюстрациями))

1 )

п р и о б щ е н и е

к

с а м о с т о я т е л ь н о й

исследовательской деятельности;

2) расширение активного словарного запаса;

3) составление словарей;

4) обогащение речи средствами художественной

выразительно сти;

умелое

и с п ол ь з о ва н и е

художественных

средств

языка

в

собственных

сочинениях:

5)

почувствовать

учителю

внутренний

мир

ребёнка, раскрыть его духовные силы, дать им

простор и направление

4.

Самостоятельная

1)

умение

читать

доклад

или

реферат

перед

работа

аудиторией;

2) анализировать художественное произведение с

ц е лью

в ы я вле н и я

е го

худ о ж е с т в е н н о г о

своеобразия (устно и письменно);

3) научить делать сопоставительный анализ двух

или нескольких произведений;

4 )

п р о вод и т ь

р а б оту,

п р е д п о л а г а ю щ у ю

интеграцию литературы с другими предметами:

(литература – русский язык, литература – история,

литература

изобразительное

искусство,

литература

музыка,

литература

основы

безопасной жизнедеятельности и т.п.)

Таким образом, на 2 этапе моя задача как учителя:

- развить творческие способности одарённых детей;

- уделить большое внимание обогащению речи обучающихся средствами

художественной выразительности;

- привлекать к участию в творческих конкурсах;

-

способствовать

развитию

у

учащихся

познавательных

процессов

мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к

анализу и синтезу, умению выделять как общие, так и частные признаки

явлений и предметов, сравнивать их;

-

научить

детей

характеризовать

нравственно-эстетические

идеалы

писателей, интерпретировать художественную идею на основе авторской

позиции и не только выражать отношение к прочитанному, но и давать ему

эмоционально-эстетическую оценку;

-

показать

необходимость

реализовывать

свой

творческий

потенциал,

развивать собственные способности.

3 этап

На этом этапе практикуется прежде всего технология проектного

обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика

обучения в небольших группах, спецкурсы, индивидуальная работа.

Вид деятельности

Цели

1.

Спецкурсы

1) выполнение своих исследовательских проектов;

2)

углублённое

изучение

отдельных

разделов

школьной

программы

и

тем,

которые

не

рассматриваются на уроках;

3) пополнение знаний в интересующихся областях

знаний;

4) активная работа с дополнительной литературой;

5) самостоятельное осмысление проблем;

6) умение работать с устным изложением учителя,

конспектом урока как с источниками информации

2.

Проектная

деятельность

1) подготовка презентаций;

2)

создание

и

защита

проектов

по

теме

исследования

3.

Дискуссия, ролевые

игры и т.п.

Сотрудничество с учителем

4.

«Суд» над героем

1) поиск и подбор материала;

2) умение делать сравнительно-сопоставительную

характеристику героев;

3) самостоятельный выбор проблемы

5.

Творческие

индивидуальные

задания

1) умение выступать в роли учителя;

2) умение выступать оппонентом учителя;

3) подготовка семинаров, уроков-зачётов;

4) организация и проведение предметных недель;

5)

организация

и

проведение

творче ских

конкурсов;

6) подготовка и участие в творческих конкурсах

олимпиадах, ителлектуальных марафонах

6.

Интегрированный

1) развитие организационных умений по поиску и

урок

осуществлению межпредметных связей;

2) сопоставление в рамках изучаемых дисциплин

р а злич но го

р од а

фа кто в ,

у с т а н о в л е н и е

закономерности

между

ними

(литература

информатика, литература – география, литература

– мировая художественная культура и т.п.);

3)

развитие

сопоставительного

и

логического

мышления

7.

Самостоятельная

работа

Реализация творческих способностей

Таким образом, на 3 этапе на уроках литературы могут быть использованы

следующие приёмы:

- обнаружение своих личностных характеристик в персонаже;

- выбор нравственной, научной, эстетической позиции;

- придумывание заданий, вопросов, тем;

-

выбор

различных

жанров

заданий

(научный

отчет,

проект,

реферат,

исценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить

себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель и т.д.);

-

использование

различных

метапредметных

связей

в

учебно-

воспитательном

процессе,

способствующих

развитию

познавательных

способностей учащихся, умению оперировать знаниями и умениями из

разных

предметных

областей

одновременно

и

в

том

числе

находить

главное и второстепенное в учебном материале, расширению кругозора,

формированию научного мировоззрения, навыков разностороннего взгляда

на проблему или задачу.

Литература — это не только предмет, но и та составляющая духовного

опыта человека, что завещана нам нашими предшественниками. И если только

читать, анализировать художественное произведение, отвечать на вопросы по

нему, но не пропускать через душу, то тогда она бесполезна. Поэтому главное в

преподавании

литературы

это

развитие

души

ребёнка,

становление

его

нравственности.

Что

такое

одарённость

в

отношении

русского

языка

и

литературы

способность

к

стихосложению,

дар

грамотно

писать,

знание

всех

правил,

начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё?

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности,

кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность

к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам

процесс исследования даже больше, чем его объект. Конечная задача учителя не

в

том,

чтобы

выявить,

кто

одарён

больше,

кто

меньше,

а

предоставить

возможность для развития разных по одарённости детей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе

обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои

природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Для работы с одарёнными детьми на уроках литературы и во внеурочное

время необходимо:

1)

предусматривать

длительное,

углублённое

изучение

наиболее

важных

проблем, идей, тем в области литературы (не только русской, но и литературы

народов мира);

2) предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его

практического

применения,

что

позволит

учащимся

переосмысливать

имеющиеся знания и генерировать новые;

3)

давать

им

возможность

приобщаться

к

постоянно

меняющемуся,

развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к

приобретению знаний;

4) предусматривать наличие и свободное использование соответствующих

источников;

5) предлагать творческие, включающие исследования, анализ, доказательства

и выводы по изучаемой проблеме, задания; включать больше практических

работ, работ со словарями, со справочной литературой;

6) поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии;

7) способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей

с другими людьми, природой, культурой и т.д.;

8) уделять особое внимание сложным мыслительным процессам детей, их

способностям к творчеству и исполнительскому мастерству;

9)

осуществлять

учебный

процесс

в

соответствии

с

познавательными

потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

10)

акцентировать

более

сложные

виды

деятельности,

требующие

абстрактные понятия и мыслительные процессы высокого уровня;

11)

создать

эффективные

предпосылки

для

расширения

базы

знаний

и

развития языковых способностей;

12) регулярно предоставлять возможность выступать в роли учителя;

13) исключить давление учителя, на занятии - свободное общение;

14) создать на уроке эмоционально-безопасную атмосферу, уважать личность

ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением учителя;

15) создать условия для реализации творческих способностей ребёнка.

Таким образом, перед началом работы с одарёнными детьми необходимо

учитывать

их

психологические

особенности,

уметь

выявлять

таких

детей,

владеть приёмами работы с ними



В раздел образования