Автор: Медведева Лидия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Синявская СОШ
Населённый пункт: с. Синявка Таловского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Работа с одарёнными детьми на уроках литературы.
Медведева Лидия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Синявской СОШ Воронежской области
На
современном
этапе
развития
нашего
общества
внимание
к
детям,
опережающим
сверстников,
с
особо
благоприятными
внутренними
предпосылками
развития,
с
признаками
незаурядного
интеллекта
-
актуальнейшая задача школы.
Свою работу с одарёнными детьми я разделила на этапы:
1 этап – 5-6 классы (9-11 лет) – аналитический (выявление одарённых
детей);
2
этап
–
7-8
классы
(12-14
лет)
–
диагностический
(проводится
индивидуальная
оценка
познавательных,
творческих возможностей
и
способностей
ребёнка
через
различные
виды
деятельности:
учебную
и
внеклассную);
3 этап – 9-11 классы (15-17 лет) – этап формирования, углубления и
развития творческих способностей ребёнка.
Формы работы с одаренными учащимися:
1)
литературная мастерская;
2)
групповые занятия с сильными учащимися;
3)
факультативы;
4)
кружки по интересам;
5)
проектно-исследовательская деятельность;
6)
участие в творческих конкурсах;
7)
интеллектуальный марафон;
8)
научно-практические конференции;
9)
участие в олимпиадах;
10)
индивидуальные занятия;
На 1 этапе чаще используется классная и групповая работа. Меня
интересует
уровень
развития
речи,
творческого
воображения
детей,
их
литературного творчества. На уроках литературы для выявления одарённых
детей я использую следующие виды деятельности:
№
Вид деятельности
Что характерно для одарённого ребёнка
1.
Речевая
деятельность
1)
восприятие речи других;
2)
выражение им собственных мыслей, суждений,
переживаний;
3)
активное воздействие на слушателей,
собеседника.
2.
В в е д е н и е
в
художественное
творчество
через
сюжетно-ролевую
игру
1)
лёгкость принятия роли в игре и обращение к
выразительным средствам в ролевом поведении
(мимика, пантомима);
2)
способность придумать, что должно случиться с
игровым
персонажем,
т.е.
способность
к
игровому сюжетосложению;
3)
наличие замысла (планирование последующих
игровых действий);
4)
словесное
замещение
предметных
игровых
действий;
5)
попытки
выразить
отношение
к
игровому
персонажу
3.
Выразительное
комментированное
чтение
1)
умение слышать и понимать слово писателя;
2)
способность сопереживать героям произведения
и
формировать
собственную
жизненную
позицию
4.
Иллюстрация
к
эпизоду,
изображение героя
1)
творческое, образное мышление;
2)
внимательное
прочтение
текста;
выделение
ключевых фактов;
3)
глубокое
понимание
произведения
через
познание его деталей
5.
Инсценировка
эпизода,
сказки,
басни
1) наблюдательность, способность создать образ;
2) погружение в атмосферу эпохи прочитанного
произведения;
3) эмоциональная отзывчивость
6.
В и к т о р и н ы
н а
знание
художественного
произведения
1) внимательное отношение к художественным
деталям;
2) хорошее знание и понимание текста
7.
Самостоятельная
работа
(закончи
с ка з ку,
с о ч и н и
сказку,
былину,
басню,
з а г а д ку,
пословицу,
составь кроссворд)
1)
проявление
само стоятельной
и с с л ед о -
вательской
деятельности
(привлеч ение
дополнительной
литературы,
справочных
материалов, словарей);
2)
использование ярких средств художественной
выразительности
(необычные
эпитеты,
метафоры, сравнения и т.д.);
3)
следование определённому жанру, стилю;
4)
развитое творческое воображение;
5)
логическое и абстрактное мышление
Таким образом, на 1 этапе моя задача как учителя:
- помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить
речевую культуру, развить коммуникативные умения;
- научить слушать, говорить, сочинять;
- развить творческое воображение и литературно-творческие способности;
- способствовать развитию мыслительной деятельности;
- учить детей так, чтобы им было интересно;
- дать понятие о структурной целостности текста, представление о типах текста,
об
их
жанровых
разновидностях,
ввести
также
понятия
о
речевых
произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке;
-
развить
эмоциональную
отзывчивость
на
произведение
художественной
литературы, понимание и проживание прочитанного;
- пробудить эстетические, нравственные эмоции с помощью художественных
образов, изобразительно-выразительных средств языка;
-
побудить
к
литературному
творчеству:
создать
условия,
эмоционально-
комфортные
для
творчества
детей,
подобрать
творческие
задания,
стимулирующиех самостоятельное творчество детей;
- выявить одарённых детей.
2 этап
На
этом
этапе
наиболее
целесообразны
групповые
формы
работы
с
одаренными
детьми:
спецкурсы,
«мозговые
штурмы»,
творческие
работы,
научно-практические работы, проектные задания и т.д.
№
Вид деятельности
Цели
1.
Анализ
различных
произведений
по
стилю, жанру, типу
Выявление
особенностей,
признаков
этих
произведений
для
создания
собственных
как
эпических, так и лирических
2.
У ч и м с я
п и с а т ь
с т и х и :
и гр а
« Я
вижу, Я слышу»
1 )
п р и о б щ е н и е
д е т е й
к
к л а с с и ч е с к и м
произведениям;
2) знакомство с размером стиха, понятием рифма;
3) учиться слышать и понимать поэзию;
4)
научить
ребёнка
не
просто
подбирать
и
рифмовать
слова,
а
выражать
свои
эмоции
и
чувства
3.
Р а б о т а
н а д
рассказом
( з н а к о м с т в о
с
биографией автора,
выразительное
чтение,
инсценирование,
сочинение рассказа
( у с т н о
и
п и с ь м е н н о ,
с
иллюстрациями))
1 )
п р и о б щ е н и е
к
с а м о с т о я т е л ь н о й
исследовательской деятельности;
2) расширение активного словарного запаса;
3) составление словарей;
4) обогащение речи средствами художественной
выразительно сти;
умелое
и с п ол ь з о ва н и е
художественных
средств
языка
в
собственных
сочинениях:
5)
почувствовать
учителю
внутренний
мир
ребёнка, раскрыть его духовные силы, дать им
простор и направление
4.
Самостоятельная
1)
умение
читать
доклад
или
реферат
перед
работа
аудиторией;
2) анализировать художественное произведение с
ц е лью
в ы я вле н и я
е го
худ о ж е с т в е н н о г о
своеобразия (устно и письменно);
3) научить делать сопоставительный анализ двух
или нескольких произведений;
4 )
п р о вод и т ь
р а б оту,
п р е д п о л а г а ю щ у ю
интеграцию литературы с другими предметами:
(литература – русский язык, литература – история,
литература
–
изобразительное
искусство,
литература
–
музыка,
литература
–
основы
безопасной жизнедеятельности и т.п.)
Таким образом, на 2 этапе моя задача как учителя:
- развить творческие способности одарённых детей;
- уделить большое внимание обогащению речи обучающихся средствами
художественной выразительности;
- привлекать к участию в творческих конкурсах;
-
способствовать
развитию
у
учащихся
познавательных
процессов
–
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к
анализу и синтезу, умению выделять как общие, так и частные признаки
явлений и предметов, сравнивать их;
-
научить
детей
характеризовать
нравственно-эстетические
идеалы
писателей, интерпретировать художественную идею на основе авторской
позиции и не только выражать отношение к прочитанному, но и давать ему
эмоционально-эстетическую оценку;
-
показать
необходимость
реализовывать
свой
творческий
потенциал,
развивать собственные способности.
3 этап
На этом этапе практикуется прежде всего технология проектного
обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика
обучения в небольших группах, спецкурсы, индивидуальная работа.
№
Вид деятельности
Цели
1.
Спецкурсы
1) выполнение своих исследовательских проектов;
2)
углублённое
изучение
отдельных
разделов
школьной
программы
и
тем,
которые
не
рассматриваются на уроках;
3) пополнение знаний в интересующихся областях
знаний;
4) активная работа с дополнительной литературой;
5) самостоятельное осмысление проблем;
6) умение работать с устным изложением учителя,
конспектом урока как с источниками информации
2.
Проектная
деятельность
1) подготовка презентаций;
2)
создание
и
защита
проектов
по
теме
исследования
3.
Дискуссия, ролевые
игры и т.п.
Сотрудничество с учителем
4.
«Суд» над героем
1) поиск и подбор материала;
2) умение делать сравнительно-сопоставительную
характеристику героев;
3) самостоятельный выбор проблемы
5.
Творческие
индивидуальные
задания
1) умение выступать в роли учителя;
2) умение выступать оппонентом учителя;
3) подготовка семинаров, уроков-зачётов;
4) организация и проведение предметных недель;
5)
организация
и
проведение
творче ских
конкурсов;
6) подготовка и участие в творческих конкурсах
олимпиадах, ителлектуальных марафонах
6.
Интегрированный
1) развитие организационных умений по поиску и
урок
осуществлению межпредметных связей;
2) сопоставление в рамках изучаемых дисциплин
р а злич но го
р од а
фа кто в ,
у с т а н о в л е н и е
закономерности
между
ними
(литература
–
информатика, литература – география, литература
– мировая художественная культура и т.п.);
3)
развитие
сопоставительного
и
логического
мышления
7.
Самостоятельная
работа
Реализация творческих способностей
Таким образом, на 3 этапе на уроках литературы могут быть использованы
следующие приёмы:
- обнаружение своих личностных характеристик в персонаже;
- выбор нравственной, научной, эстетической позиции;
- придумывание заданий, вопросов, тем;
-
выбор
различных
жанров
заданий
(научный
отчет,
проект,
реферат,
исценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить
себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель и т.д.);
-
использование
различных
метапредметных
связей
в
учебно-
воспитательном
процессе,
способствующих
развитию
познавательных
способностей учащихся, умению оперировать знаниями и умениями из
разных
предметных
областей
одновременно
и
в
том
числе
находить
главное и второстепенное в учебном материале, расширению кругозора,
формированию научного мировоззрения, навыков разностороннего взгляда
на проблему или задачу.
Литература — это не только предмет, но и та составляющая духовного
опыта человека, что завещана нам нашими предшественниками. И если только
читать, анализировать художественное произведение, отвечать на вопросы по
нему, но не пропускать через душу, то тогда она бесполезна. Поэтому главное в
преподавании
литературы
—
это
развитие
души
ребёнка,
становление
его
нравственности.
Что
такое
одарённость
в
отношении
русского
языка
и
литературы
–
способность
к
стихосложению,
дар
грамотно
писать,
знание
всех
правил,
начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё?
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности,
кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность
к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам
процесс исследования даже больше, чем его объект. Конечная задача учителя не
в
том,
чтобы
выявить,
кто
одарён
больше,
кто
меньше,
а
предоставить
возможность для развития разных по одарённости детей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе
обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои
природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Для работы с одарёнными детьми на уроках литературы и во внеурочное
время необходимо:
1)
предусматривать
длительное,
углублённое
изучение
наиболее
важных
проблем, идей, тем в области литературы (не только русской, но и литературы
народов мира);
2) предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его
практического
применения,
что
позволит
учащимся
переосмысливать
имеющиеся знания и генерировать новые;
3)
давать
им
возможность
приобщаться
к
постоянно
меняющемуся,
развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к
приобретению знаний;
4) предусматривать наличие и свободное использование соответствующих
источников;
5) предлагать творческие, включающие исследования, анализ, доказательства
и выводы по изучаемой проблеме, задания; включать больше практических
работ, работ со словарями, со справочной литературой;
6) поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии;
7) способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей
с другими людьми, природой, культурой и т.д.;
8) уделять особое внимание сложным мыслительным процессам детей, их
способностям к творчеству и исполнительскому мастерству;
9)
осуществлять
учебный
процесс
в
соответствии
с
познавательными
потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
10)
акцентировать
более
сложные
виды
деятельности,
требующие
абстрактные понятия и мыслительные процессы высокого уровня;
11)
создать
эффективные
предпосылки
для
расширения
базы
знаний
и
развития языковых способностей;
12) регулярно предоставлять возможность выступать в роли учителя;
13) исключить давление учителя, на занятии - свободное общение;
14) создать на уроке эмоционально-безопасную атмосферу, уважать личность
ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением учителя;
15) создать условия для реализации творческих способностей ребёнка.
Таким образом, перед началом работы с одарёнными детьми необходимо
учитывать
их
психологические
особенности,
уметь
выявлять
таких
детей,
владеть приёмами работы с ними