Напоминание

"Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в условиях реализации ФГОС."


Автор: Борисова Алевтина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Звениговская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: Г.Звенигово, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в условиях реализации ФГОС."
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель английского языка

ГБОУ РМЭ «Звениговская санаторная школа-интернат»

Борисова Алевтина Васильевна

Обучение чтению на начальном этапе изучения

иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

В стандартах второго поколения уделяется много внимания формированию

универсальных учебных действий, к которым относятся, в том числе и первичные

навыки работы с текстом, и овладение элементарными навыками чтения. На ступени

начального общего образования стандартом устанавливаются планируемые результаты

освоения в области чтения:

умение отличать буквы от знаков транскрипции.

умение пользоваться английским алфавитом, знать

последовательность букв в нём;

соотнесение графического образа английского слова

с его звуковым образом;

чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом

материале, соблюдая правила произношения и

соответствующую интонацию;

чтение про себя и понимание содержания небольшого

текста, построенного в основном на изученном языковом материале;

чтение про себя и нахождение необходимой информации.

Известно, что учащиеся младшего школьного возраста (7-10 лет) наиболее

восприимчивы к изучению иностранного языка. Умение имитировать, любознательность

от природы, потребность и желание в познании нового способствуют изучению

иностранного языка. В процессе овладения учениками иностранного языка развиваются

их интеллектуальные, речевые способности, а так же личностные качества: ценности,

интересы и т.д. Помимо этого изучение иностранного языка позволяет расширить

словарный запас школьника на родном языке за счет интернациональных слов.

На начальном этапе изучения иностранного языка, а конкретно английского языка

возрастает роль чтения. Чтение является одним из основных средств обучения. Во-

первых, чтение расширяет словарный запас ученика. Во-вторых, чтение является

отправной точкой для разнообразных высказываний диалогического и монологического

характера. Чтение так же является одной из основных целей изучения, которая обогащает

личность ученика.

Целями обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:

формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых

возможностей, потребностей и интересов младших школьников:

элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении

и письме;

развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания,

мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению

английского языка на последующих ступенях школьного образования;

обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших

школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем

психологических барьеров в использовании английского языка как

средства общения;

освоение элементарных лингвистических представлений, доступных

младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной

речью на английском языке: формирование некоторых универсальных

лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи,

интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и английском языках;

приобщение к новому социальному опыту с использованием английского

языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, некоторыми

обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и

сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся

произведениями детской художественной литературы на английском языке;

формирование речевых, интеллектуальных и познавательных

способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных

спектаклей с использованием английского языка;

приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет

проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых

ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Механизмы чтения на родном и на иностранном языке в чем-то сходны, а в чем-то

расходятся. Человек, бегло читающий на родном языке, не каждое слово читает с

начала до конца, он его угадывает по нескольким буквам. Угадывание знакомых слов

происходит и при чтении текста на иностранном языке. Но, прежде чем научиться

ребенку читать на английском языке, нужно знать алфавит. Ученик будет читать по-

английски только в том случае, если это для него не будет трудным занятием, если это

занятие будет интересным и будет доставлять удовольствие. На самых первых уроках

я обращаю внимание детей на то, что в английском языке всего 6 гласных, и на каждых

последующих уроках изучение букв начинаем именно с повторения этих гласных.

Таким образом, дети достаточно легко и хорошо запоминают эти 6 гласных, которые

вызывают наибольшую трудность при чтении. Транскрипционные знаки на своих

уроках мы называем помощниками. Например, у гласной Aa два помощника: [ei] и

[

æ ]

], у буквы Bb всего один помощник [

b

], и т.д.

Дети часто путают буквы Ff и Tt. Мы придумали свой способ запоминания этих

букв. К букве Ff дорисовываем мысленно ушки (кружочки) и получается русская буква

ф, а это значит, ее мы будем читать как [f]. А Tt - это ручка зонтика. А букву Ii мы

сравниваем с уколом, который оставляет точку за собой, такую же, как у буквы i. А

заглавная I – это я, а забывать о себе мы не должны.Чтобы не путать Bb и Dd , я

предлагаю детям внимательно посмотреть на них и обратить внимание на то, что если

к маленькой букве b нарисовать сверху кружочек, то получиться заглавная B. А с

буквой D d так сделать нельзя.

Твердое знание последовательности букв алфавита будет необходимо в

дальнейшем для умения пользоваться бумажными словарями, записывать слово,

диктуемое по буквам, а также станет важным подспорьем в обучении чтению: ребенок

сможет самостоятельно находить, «высчитывать», ту или иную букву, имея перед

собой азбуку. Песенка «ABC» может помочь выполнить эту задачу. С помощью

обучающей игры, песен легко преодолевается психологический барьер в общении на

иностранном языке. Атмосфера радости, увлеченность, посильность заданий и

увлекательность позволяют решить серьезные коммуникативные задачи.

В целях повышения эффективности процесса изучения букв, а также интереса детей

к предмету, можно представить изучаемые буквы в виде забавных человечков.

При знакомстве с новой буквой учитель показывает картинку с человечком,

объявляет «имя» этого человечка, то есть название буквы, и какие «помощники», то есть

звуки он обозначает. В тетрадь учащимся рисуют такие же маленькие буквы в виде

человечка и их помощников - транскрипционные знаки. В процессе такой работы

учащиеся непроизвольно запоминают ее графическую форму. При этом учитель

спрашивает у нескольких учеников как называется эта буква, и какой звук они написали в

скобках, то есть происходит многократное проговаривание звукобуквенного

соответствия. На следующем уроке учитель показывает эту же картинку, еще раз

проговаривает вместе с детьми название этой буквы и звук, который она обозначает.

После этого картинка убирается, учащимся раздаются чистые листки бумаги, и

предлагается написать эту букву и звук. Таким образом, осуществляется контроль над

усвоением материала на данном этапе.

После изучения всех букв английского алфавита, буквы распределяем их по

подгруппам:

1) буквы, где есть звук [

ei

] Aa, Hh, Jj, Kk

2) буквы, где есть звук

[ i: ]

Bb,Cc, Dd, Ee, Gg, Pp,Tt,Vv

3) буквы, где есть звук [

e

] Ff, Ll, Mm, Nn, Ss

4) буквы, где есть звук [

a

i

] Ii, Yy

Знакомство с основными правилами чтения также можно провести на

иллюстративном материале. Правила чтения гласных в открытом и закрытом слоге

можно проиллюстрировать занимательной картинкой с изображением домика, в котором

живет буква. Одно окошко этого домика открыто и означает открытый слог, а другое -

закрыто на замочек, что означает закрытый слог. Эта ассоциация поможет легче

запомнить основные правила чтения.

Для автоматизма чтения гласной в открытом и закрытом слоге очень важна

обстоятельная тренировка на примере реальных и придуманных слов. Чтобы у детей

сформировалось четкое представление о том, что существуют разные условия чтения

букв, а именно наличие и отсутствие на конце слова буквы "e",можно делать следующие

упражнения:

1. Написать рядом два реально существующих или придуманных слова, отличающихся

только тем, что у одного из них на конце есть немая "e" (например, "Tim" и "time", “Pete”

и “рet”, “Kate” и “cat”), прочитать одно из них и попросить учащихся определить, какое

слово прочитано.

2. Написать слово, содержащее закрытый слог, и попросить детей прочитать его. После

того, как слово успешно прочитано, написать на конце слова букву "e" и снова попросить

прочитать слово.

3. Написать слово, содержащее открытый слог, попросить учащихся прочитать его, а

затем закрыть или стереть конечную букву "e" и снова попросить прочитать слово.

Чтобы заинтересовать учащихся чтением, перед уроком имя каждого ученика я

записываю на английском языке на доске. В начале урока с учащимися мы их читаем

и приветствуем друг друга песней “Hello!”. Детям это очень нравится.

Научить чтению – непростое дело. А чтение - одно из основных средств получения

информации. Именно чтение обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои

личные познавательные потребности. Чтение на иностранном языке выступает как

ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной

области. Именно во втором классе, на первом году изучения иностранного языка,

закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Список литературы:

1. Программы для общеобразовательных учреждений «Иностранные языки». –

Москва «Просвещение», 2004.

2. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к

УМК "Enjoy English” для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул,

2006

4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на

начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.



В раздел образования