Автор: Борисова Алевтина Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Звениговская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: Г.Звенигово, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в условиях реализации ФГОС."
Раздел: начальное образование
Учитель английского языка
ГБОУ РМЭ «Звениговская санаторная школа-интернат»
Борисова Алевтина Васильевна
Обучение чтению на начальном этапе изучения
иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
В стандартах второго поколения уделяется много внимания формированию
универсальных учебных действий, к которым относятся, в том числе и первичные
навыки работы с текстом, и овладение элементарными навыками чтения. На ступени
начального общего образования стандартом устанавливаются планируемые результаты
освоения в области чтения:
умение отличать буквы от знаков транскрипции.
умение пользоваться английским алфавитом, знать
последовательность букв в нём;
соотнесение графического образа английского слова
с его звуковым образом;
чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом
материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
чтение про себя и понимание содержания небольшого
текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
чтение про себя и нахождение необходимой информации.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста (7-10 лет) наиболее
восприимчивы к изучению иностранного языка. Умение имитировать, любознательность
от природы, потребность и желание в познании нового способствуют изучению
иностранного языка. В процессе овладения учениками иностранного языка развиваются
их интеллектуальные, речевые способности, а так же личностные качества: ценности,
интересы и т.д. Помимо этого изучение иностранного языка позволяет расширить
словарный запас школьника на родном языке за счет интернациональных слов.
На начальном этапе изучения иностранного языка, а конкретно английского языка
возрастает роль чтения. Чтение является одним из основных средств обучения. Во-
первых, чтение расширяет словарный запас ученика. Во-вторых, чтение является
отправной точкой для разнообразных высказываний диалогического и монологического
характера. Чтение так же является одной из основных целей изучения, которая обогащает
личность ученика.
Целями обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых
возможностей, потребностей и интересов младших школьников:
элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении
и письме;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания,
мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению
английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологических барьеров в использовании английского языка как
средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных
младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной
речью на английском языке: формирование некоторых универсальных
лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи,
интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и английском языках;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского
языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, некоторыми
обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и
сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся
произведениями детской художественной литературы на английском языке;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных
способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет
проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых
ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Механизмы чтения на родном и на иностранном языке в чем-то сходны, а в чем-то
расходятся. Человек, бегло читающий на родном языке, не каждое слово читает с
начала до конца, он его угадывает по нескольким буквам. Угадывание знакомых слов
происходит и при чтении текста на иностранном языке. Но, прежде чем научиться
ребенку читать на английском языке, нужно знать алфавит. Ученик будет читать по-
английски только в том случае, если это для него не будет трудным занятием, если это
занятие будет интересным и будет доставлять удовольствие. На самых первых уроках
я обращаю внимание детей на то, что в английском языке всего 6 гласных, и на каждых
последующих уроках изучение букв начинаем именно с повторения этих гласных.
Таким образом, дети достаточно легко и хорошо запоминают эти 6 гласных, которые
вызывают наибольшую трудность при чтении. Транскрипционные знаки на своих
уроках мы называем помощниками. Например, у гласной Aa два помощника: [ei] и
[
æ ]
], у буквы Bb всего один помощник [
b
], и т.д.
Дети часто путают буквы Ff и Tt. Мы придумали свой способ запоминания этих
букв. К букве Ff дорисовываем мысленно ушки (кружочки) и получается русская буква
ф, а это значит, ее мы будем читать как [f]. А Tt - это ручка зонтика. А букву Ii мы
сравниваем с уколом, который оставляет точку за собой, такую же, как у буквы i. А
заглавная I – это я, а забывать о себе мы не должны.Чтобы не путать Bb и Dd , я
предлагаю детям внимательно посмотреть на них и обратить внимание на то, что если
к маленькой букве b нарисовать сверху кружочек, то получиться заглавная B. А с
буквой D d так сделать нельзя.
Твердое знание последовательности букв алфавита будет необходимо в
дальнейшем для умения пользоваться бумажными словарями, записывать слово,
диктуемое по буквам, а также станет важным подспорьем в обучении чтению: ребенок
сможет самостоятельно находить, «высчитывать», ту или иную букву, имея перед
собой азбуку. Песенка «ABC» может помочь выполнить эту задачу. С помощью
обучающей игры, песен легко преодолевается психологический барьер в общении на
иностранном языке. Атмосфера радости, увлеченность, посильность заданий и
увлекательность позволяют решить серьезные коммуникативные задачи.
В целях повышения эффективности процесса изучения букв, а также интереса детей
к предмету, можно представить изучаемые буквы в виде забавных человечков.
При знакомстве с новой буквой учитель показывает картинку с человечком,
объявляет «имя» этого человечка, то есть название буквы, и какие «помощники», то есть
звуки он обозначает. В тетрадь учащимся рисуют такие же маленькие буквы в виде
человечка и их помощников - транскрипционные знаки. В процессе такой работы
учащиеся непроизвольно запоминают ее графическую форму. При этом учитель
спрашивает у нескольких учеников как называется эта буква, и какой звук они написали в
скобках, то есть происходит многократное проговаривание звукобуквенного
соответствия. На следующем уроке учитель показывает эту же картинку, еще раз
проговаривает вместе с детьми название этой буквы и звук, который она обозначает.
После этого картинка убирается, учащимся раздаются чистые листки бумаги, и
предлагается написать эту букву и звук. Таким образом, осуществляется контроль над
усвоением материала на данном этапе.
После изучения всех букв английского алфавита, буквы распределяем их по
подгруппам:
1) буквы, где есть звук [
ei
] Aa, Hh, Jj, Kk
2) буквы, где есть звук
[ i: ]
Bb,Cc, Dd, Ee, Gg, Pp,Tt,Vv
3) буквы, где есть звук [
e
] Ff, Ll, Mm, Nn, Ss
4) буквы, где есть звук [
a
i
] Ii, Yy
Знакомство с основными правилами чтения также можно провести на
иллюстративном материале. Правила чтения гласных в открытом и закрытом слоге
можно проиллюстрировать занимательной картинкой с изображением домика, в котором
живет буква. Одно окошко этого домика открыто и означает открытый слог, а другое -
закрыто на замочек, что означает закрытый слог. Эта ассоциация поможет легче
запомнить основные правила чтения.
Для автоматизма чтения гласной в открытом и закрытом слоге очень важна
обстоятельная тренировка на примере реальных и придуманных слов. Чтобы у детей
сформировалось четкое представление о том, что существуют разные условия чтения
букв, а именно наличие и отсутствие на конце слова буквы "e",можно делать следующие
упражнения:
1. Написать рядом два реально существующих или придуманных слова, отличающихся
только тем, что у одного из них на конце есть немая "e" (например, "Tim" и "time", “Pete”
и “рet”, “Kate” и “cat”), прочитать одно из них и попросить учащихся определить, какое
слово прочитано.
2. Написать слово, содержащее закрытый слог, и попросить детей прочитать его. После
того, как слово успешно прочитано, написать на конце слова букву "e" и снова попросить
прочитать слово.
3. Написать слово, содержащее открытый слог, попросить учащихся прочитать его, а
затем закрыть или стереть конечную букву "e" и снова попросить прочитать слово.
Чтобы заинтересовать учащихся чтением, перед уроком имя каждого ученика я
записываю на английском языке на доске. В начале урока с учащимися мы их читаем
и приветствуем друг друга песней “Hello!”. Детям это очень нравится.
Научить чтению – непростое дело. А чтение - одно из основных средств получения
информации. Именно чтение обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои
личные познавательные потребности. Чтение на иностранном языке выступает как
ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной
области. Именно во втором классе, на первом году изучения иностранного языка,
закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Список литературы:
1. Программы для общеобразовательных учреждений «Иностранные языки». –
Москва «Просвещение», 2004.
2. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к
УМК "Enjoy English” для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул,
2006
4. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на
начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.