Автор: Петухова Ирина Леонидовна
Должность: учитель орксэ
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого"
Населённый пункт: пгт. Сернур
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сернурская средняя общеобразовательная школа №2
имени Н.А. Заболоцкого»
Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся
в условиях реализации ФГОС
Подготовила:
Петухова Ирина Леонидовна,
учитель ОРКСЭ МОУ «Сернурская
средняя общеобразовательная школа №2
им. Н.А. Заболоцкого»
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся
являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой
важный компонент социального заказа для образования.
Методологической
основой
разработки
и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования
является
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России..
Данным нормативно-правовым документом определен национальный идеал. Поэтому
цель
и
задачи
развития,
воспитания
и
социализации
школьников
формулируются,
достигаются
и
решаются
в контексте
национального
воспитательного
идеала.
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укоренённый
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа
Российской Федерации.
Программа духовно - нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени
начального общего образования, Программа воспитания и социализации обучающихся
на ступени основного общего образования рассматривают пять направлений, каждое из
которых, будучи
тесно
связанным
с
другим,
раскрывает
одну
из
существе нных
сторон
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
Российской Федерации — России:
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
правам,
свободам
и
обязанностям
человека
В данном направлении определены следующие базовые национальные ценности:
любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине;
служение Отечеству;
долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй;
правовое государство, гражданское общество;
закон и порядок;
поликультурный мир;
свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Базовые национальные ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;
честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека;
забота и помощь; равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность,
щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания;
толерантность,
представления
о
вере,
духовной
культуре
и
светской этике,
религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения, формируемые на
основе межконфессионального диалога.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, жизни
Базовые национальные
ценности:
Стремление
к
познанию и истине;
творчество и созидание; целеустремлённость
и
настойчивость; бережливость, трудолюбие.
Воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружа
ющей
с р ед е
(экологическое
воспитание)
Базовые национальные ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета
Земля, экологическое сознание.
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
фдрмирование
п ред с т ав л е н и й
об
эс тет и чес к и х
и д еал ах
и
иенностях
(эстетическое
воспитание)
Базовые национальные ценности:
красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни;
эстетическое
развитие;
этическое
развитие;
самовыражение
в творчестве
и
искусстве;
художественное творчество.
Как
видим,
каждое
из
основных
направлений
духовно-нравственного развития
и
воспитания
обучающихся
должно
обеспечивать присвоение
ими
соответствующих
ценностей,
формирование знаний,
опыта
эмоционально-ценностного
постижения
действительности
и
общественного действия в контексте становления идентичности
(самосознания)
гражданина
России. По каждому из направлений духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
школьников
должныбыть
достигнуты
определенные воспитательные результаты.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уваже
ния к правам, свободам и
обязанностям
человека:
Воспитание
нравственных
чувств
и
этического
созна
ния:
Воспитание ценностного отношения к природе, окружа
ющей среде (экологическое
воспитание):
Воспит ание
ц енностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Составной
частью
реализации
Программы
является
оценка
воспитательной
деятельности, осуществляемой образовательным учреждением.
Программа мониторинга
включает следующие направления:
Блок 1. Исследование
особенностей
духовно-нравственного развития и воспитания
школьников
(достижение планируемых результатов духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся по основным направлениям Программы;
динамика
развития
обучающихся).
Б л о к
2 . Исследование
целостной
развивающей
образовательной
среды
в
образовательном
учреждении
(классе), включающей
урочную,
внеурочную
и
внешкольную
деятельность,
нравственный
уклад
школьной
жизни
(создание
благоприятных
условий
и
системы
воспитательных
мероприятий,
направленных
на
нравственное развитие обучающихся).
Блок
3. Исследование
взаимодействия
образовательного
учреждения
с
семьями
воспитанников в рамках реализации Программы (повышение педагогической культуры
и
ознакомление
родителей
(законных
представителей)
с
возможностями
участия
в
проектировании и реализации программы воспитания; степень вовлечённости семьи в
воспитательный процесс).
Когда мы впервые познакомились с Концепцией духовно-нравственного развития,
нам было многое непонятно.
В то время, с 2008 по 2012 г.г., наша школа работала в
режиме
республиканского
научно-исследовательского
эксперимента
«Обеспечение
индивидуальной траектории развития школьника в условиях воспитательной системы
школы».
Защитив,
эксперимент
оказалось,
что
ключевые
моменты
ФГОС
мы
уже
проработали. После описания психолого-педагогических законов развития личности, нам
стало понятно, почему в основе разработки федеральных образовательных стандартов
нового
поколения
лежит
системно-деятельностный
подход
и четко
сформулирован
социальный
заказ
на
развитие
духовно-нравственного
воспитания,
который
должен
обеспечить естественное гармоничное нравственное развитие личности.
Заметьте, что в Программе воспитания и социализации обучающихся в каждом из
5
направлений
прописаны
базовые
ценности.
Мы
на
протяжении
нескольких
лет
пытались
ответить
на
вопросы:
Что
управляет
поведением
человека?
Каким
образомформируются ценности?
В статье «Духовно-нравственная культура в образовании человека» академик В.С. Леднев,
рассматривая пути решения проблемы нравственного образования, отмечает, что духовно-
нравственная культура, отражающая феномен направленности человека, его отношения к
себе и окружающему миру, является ключевым звеном механизма принятия решений и
потому
доминантой
поведения
человека.
Духовность
есть
показатель
существования
определенной иерархии ценностей, целей и смыслов».
Индивидуальная
система
ценностной
ориентации
человека
является
важнейшей
подсистемой
личности.
Эта
система
обеспечивает
устойчивость
личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и
интересов. Задача духовно-нравственного развития, освоения социокультурных категорий
и
ценностей
не
может
быть
решена
путем
простого
транслирования
содержания
учащимся.
Любви,
верности,
патриотизму
нельзя
научиться.
Их
надо
пережить,
прочувствовать. Мир духовных ценностей не может быть привнесен кем-то извне,
это
результат
активности
самого
ребенка.
Только
тогда,
когда
нравственные
знания
становятся
прочувствованным
опытом,
происходит
приращение
духовно-нравственной
основы
личности.
Нравственное
поведение,
нравственная
деятельность,
а
также
нравственные отношения человека невозможны без участия его чувств. Без них не может
быть
усвоения
знаний,
нравственной
деятельности
и
нравственных
отношений,
т.к.
человек должен внутренне принять и пережить все происходящее, как бы чувственно
осмыслить и согласиться с теми или иными действиями.
Нравственная мотивация
является активно-побудительной и творческой функцией сознания.
За период экспериментальной работы усвоили технологию социокультурного времени
(авторы И.А. Кузьмин, Камкин). Период социокультурного времени связывает восприятие,
переосмысление, прочувствование, запечатление и приращение социокультурного стержня
человека, группы. Если удастся выйти на функцию впечатления, то ребенок совершит
нужные нам действия, получит социокультурный результат, приобретет новый опыт.
Достижениями экспериментальной работы можно назвать три утверждения:
1.
Поведение ребенка зависит от индивидуальной системы ценностей.
2.
Поведением ребенка управляют образы.
3.
Ребенок развивается только в деятельности.
В связи с этим, правилами организации воспитательной работы являются две
крылатые фразы: «Обучение через впечатление». (Что бы мы не делали, у ребенка
должны остаться положительные впечатления)
Второе правило - «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, сделай со мной, и я
научусь».
Теперь
обратимся
кнашей
образовательной
среде, включающей
урочную,
внеурочную
и
внешкольную
деятельность,направленных
на
нравственное
развитие
обучающихся.
В школе ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Каждый
год принимаем активное участие во Всероссийской олимпиаде по основам православной
культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»
Мы очень хорошо знакомы с программой «Социокультурный системный подход к
истокам в образовании». Во внеурочное время в начальной школе в параллели 2,3,4
классов организована работа кружка «Истоки».
«Истоки» — это интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию
знаний об отечественном социокультурном и духовно - нравственном опыте. Главной целью
курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентации
отечественной цивилизации. Курс
направлен
на
развитие
внутреннего, духовного мира
ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-
нравственного и социокультурного
опыта
Отечества. Ключевым
элементом являются
активные формы обучения.
Духовно-нравственное воспитание требует особой организации событийв жизни и
деятельности детей, направленных на создание образовкак идеалов и образцов, служащих
основой
отношений с окружающим миром и, в частности, отношений между самими детьми, между
детьми
и
педагогами,родителями.Создание
условий
общения
в
воспитательном
пространстве события имеет своим результатом впечатление, которое становится воз-
можным
на
основе
искренних переживаний конкретного события.Поэтому
у
нас
реализуются следующие проекты:
«Детям
детские
фильмы».
Во
внеурочное
время
смотрим
детские
фильмы.
Дети
обсуждают фильм, рисуют рисунки. Оформляют свою первую книгу.
«Помнить всем Отечеством» -мероприятия, КТД, посвященные юбилейным и памятным
датам:
200-летие Отечественной войны 1812 года,
400-летие правления Дома Романовых,
700-летие Преподобного Сергия Радонжского.
100-летие первой мировой войны.
Тесно сотрудничаем с выставочным залом «Радуга» Национальной библиотеки им. С.Г.
Чавайна.
Благодаря
многолетнему
сотрудничеству
появились
экспозиции
картин
«Шедевры Третьяковской галереи», «Классики марийской живописи», «Отечественная
война 1812 года», «Династия Романовых», «Печальник земли Русской»
На особом счету памятные даты:
16 сентября - День рождения Михаила Илларионовича Кутузова.
25 октября – день памяти Сергия Радонежского. Образовательный час. «Обитель Сергия
Радонежского». Открытие экспозиции картин, посвященной Сергию Радонежского
24 ноября – День рождения А.В. Суворова
Проект
«История
Отечества
в
лицах»
-
мероприятия,
посвященные
писателям,
музыкантам, художникам, изобретателям:
110-летие Н.А. Заболоцкого – районный фестиваль русской культуры «Душа обязана
трудиться»
9
октября
-
140
лет
со
дня
рождения
художника,
философа,
писателя
Николая
Константиновича Рериха. Реализация проекта «История Отечества в лицах»
15 октября - 200 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга Михаила
Юрьевича Лермонтова.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная юбилею
М.Ю.Лермонтова
1 ноября - День рождения полководца, князя Дмитрия Пожарского.
9 ноября - 85 лет со дня рождения композитора Александры Николаевны Пахмутовой.
Акция «А песни довольно одной …».
22 октября - День белых журавлей
Проект «Героические страницы истории Отечества» - мероприятия, посвященные Дням
воинской славы России.
08 сентября - День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии
под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812г).
21 сентября – День воинской славы России. День победы русских полков во главе с
великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской
битве (1380 г).
4 ноября - День воинской славы России. День народного единства в честь освобождения
Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского от польских интервентов.
9 мая – День Победы.
Парад Юнармейцев на площади Юбилейная.
«Песни великого подвига» -битва хоров (1-10 классы)
Акция «Бессмертный полк» - заказ штендеров
В плане воспитательной работы не остаются без внимания такие даты, как День
марийской письменности, День славянской письменности, 14 марта – День православной
книги.
Проект «Гулять всем Отечеством» - День народного единства , мероприятия на 14 октября
– Покров, Широкая Масленица, Пасха.
Принимаем активное участие в районных, республиканских конкурсах, посвященных
православной культуре: «Рождественская звезда», « Пасхальные радости».
При подготовке любого мероприятия, стараемся, чтобы ребенок в первую очередь
получил
впечатления,
т.е.
стараемся
выйти
на
все
каналы
восприятия
информации
(увидел, услышал, прочувствовал), а в формировании духовно-нравственных ценностей
очень важно выйти на кинестетический канал восприятия информации.
Литература
1. Научно – методическое издание «Отечественное образование» под редакцией Жарковской
Т.Г. , Кузьмина И.А., Матвеева Н.В., т.1-4, М., Издательский дом «Истоки», 2007 г.
2. Научно – методическое издание «Воспитание успешно, если оно системно» /Материалы
Всероссийских педагогических чтений, посвящённых творческому наследию Л.И. Новиковой/ под
редакцией Гаврилина А.В., Н.Л. Селивановой Н.Л. -Владимир - М., 2006 г.
3. Нечаев М.П. «Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного
учреждения» - М., Центр «Педагогический поиск», 2010 г.
4 Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе» /Методическое пособие для
классного руководителя/ - М., «Педагогический поиск», 2002 г.
6. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности» - М., «Творческий
центр», 2001 г.
7. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России», М, «Издательство «Просвещение», 2009г.