Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Александрова Виолетта Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №22 имени Н.А. Острякова
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной

организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений,

которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности

обучающегося. Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая,

целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных

объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания,

возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского

долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание является составляющей нравственного воспитания. Нравственные

качества человека закладываются с раннего детства. Учителю младших классов необходимо дать

представление о малой и большой родине. У детей этого возраста конкретное мышление. Понятие

«родина» для них сжато до того места, в котором они живут. Это их дом, улица, деревня, поселок,

город. Это и есть для них Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

И, конечно, это их семья. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви

к близким людям. Уважать старших, помогать родным, беречь природу, сохранять чистоту своего

двора, именно с этого и начинается воспитание патриотизма. Чувство патриотизма зарождается из

любви к своей «малой родине». Оно взрослеет вместе с человеком, проходит жизненные

испытания и поднимается до осознанной любви к своему Отечеству, до общегосударственного

патриотического самосознания.

Что такое «патриотизм»?

«Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов

Толковый словарь русского языка [3, с. 496].

Патриотизм - это нравственная категория. Это конкретные реальные поступки и дела,

направленные на создание счастливого будущего своего народа. В старину это понятие

называлось «роднолюбие».

На личностном уровне патриотизм выступает как характеристика человека, выражающаяся в его

мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Что включает в себя патриотическое воспитание младших школьников?

дать представление о символах государства;

научить ребенка гордиться своей отчизной, ее историей, ее героями;

знать культуру своего народа, его обычаи и традиции;

стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает

необходимость;

воспитание чувства собственного достоинства;

чувство привязанности к»малой» родине, к местам, где ребенок родился;

учтивое отношение к родному языку;

Формы патриотического воспитания младших школьников.

1.Краеведение

Во многих школах России есть такой предмет, как «Краеведение». В нашем городе это уроки курса

«Севастополеведение», на которых дети знакомятся с историей родного города, его героями,

народами его населяющими, с их бытом и традициями. Чудесные местные легенды, сказки и

песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе,

независимо от того, где живут дети. Яркие, полные, содержательные и глубокие знания учащихся о

родном крае и его лучших людях оказывают влияние на формирование интереса и любви к

родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Они помогут детям на

доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого

патриотизма — патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти

чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

2.Экскурсии в музеи и по памятным местам города

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Экскурсии проводятся

в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д. Экскурсии расширяют кругозор

детей, наглядно демонстрируют исторические события, помогают школьникам ощутить себя

частью природного, культурного, социального пространства. Живая, непосредственная форма

общения экскурсовода и ребят развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы

нравственного облика. В Севастополе много интересных музеев, которые можно посетить в

проекте патриотического воспитания. Одним из них является Панорама «Оборона Севастополя

1854—1855 гг.», посвященная событиям Крымской войны. Интересным музеем является Диорама

на Сапун-горе, которая рассказывает о штурме 7 мая 1944 года. Одной из интересных экскурсий,

заслуживающих особого внимания, экскурсия в Военно-исторический музей Черноморского

флота. И это еще не все. Военно-исторический музей фортификационных сооружений. В его

состав входят две выставочные площадки: северная в Севастополе и южная в Балаклаве. Северная

— это знаменитая Михайловская батарея, свидетель двух оборон города. Южная — Балаклавский

подземный музейный комплекс («Объект 825 ГТС»), некогда сверхсекретный завод по ремонту и

обслуживанию субмарин, знаменитая 35-я батарея, музей подземных школ, краеведческий музей и

т. д.

3.Уроки «Окружающего мира»

Эти уроки формируют целостную картину и знания о своей Родине. На них учитель дает

преставление о расположении своего края и страны в целом, климате, природе, культурных

особенностях, о быте и вере предков. Также дается первичное знание истории своего Отечества.

Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без

детального изучения прошлого. Цель — воспитание у подрастающего поколения интереса к

окружающему миру.

«Родословное дерево»

При изучении одной из тем «Окружающего мира» учитель просит ребенка при помощи старших

родственников написать свое родословное дерево. Это задание помогает ему узнать историю

жизни своих предков, увидеть их вклад в историю страны. Почти все дети хотят гордиться своими

бабушками и дедушками, с гордостью рассказывают о них. Школьникам наиболее понятны все

вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников. Ребенок

младших классов не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая

значима для него будет усвоена и принята. Составление родового дерева — метод патриотического

воспитании..

Встреча с известными людьми своего города

Младшие школьники эмоциональны. Для воспитания патриотизма педагогу необходимо искать

новые формы деятельности или в известных использовать яркую образную форму, опираться на

чувства и эмоции детей. Очень важно, чтобы все дела были конкретными и эмоциональными. В

душе у ребенка останется только то, что он сам пережил или сделал. Планируя встречи с

ветеранами Великой Отечественной войны или другими известными людьми города, нужно

предложить детям заранее подготовиться к встрече (узнать о жизни героя данной встречи,

придумать вопросы, подготовить подарки, сделанные своими руками, красочно оформить класс).

Тогда эта встреча надолго запомнится.

Создание в школах школьных экспозиций и музеев

В России наметилась положительная тенденция, отражающая увеличение количества

образовательных организаций которым были присвоены почетные наименования в честь Героев

Советского Союза и Героев Российской Федерации за достижения в области патриотического

воспитания.

Нашей школе выпала честь носить имя Героя Советского Союза генерала-майора авиации

Николая Алексеевича Острякова. Было решено создать школьную экспозицию, посвященную

героям-авиаторам. Готовилась она силами творческой группы детей, учителей и родителей.

Старшеклассники были подготовлены для работы экскурсоводами. Посетили экспозицию все

классы нашей школы. Были проведены экскурсии гостям из других регионов нашей страны и из-за

рубежа.

Смотры строя и песни, фестивали военных песен, посвященных Дню Победы.

Такие мероприятия знакомят детей с песнями военных лет, формируют чувства благодарности и

уважения к старшему поколению, чувство сопричастности с жизнью тех героев.

Устный журнал

Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений

(страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед коллективом ;формировать

общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с

материалами прессы. Тематика может быть разной. У нас была « Черное море в опасности»,

«Помощь пернатым». Сообщения распределялись между детьми.

Классный час

Основное назначение классного часа - приобщать младших школьников к событиям и значимым

явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, классные

часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; воспитывать интерес к

происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Заключение

Во все времена патриотическим воспитанием занималась школа. Если школа не выполняла задачу

патриотического воспитания, то у учеников вырабатывалась неправильная гражданская позиция, и

общество это сразу ощущало. Младший школьный возраст считается самым восприимчивым для

эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, нехватку

которого сложно восполнить в дальнейшем. Все испытанное и постигнутое в детстве является

самым психологически устойчивым.

В конечном итоге, отмечается, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей

страны является одной из самых трудных, но первостепенных задач современной школы. Поэтому

уже в начальной школе необходимо создать теоретическую и практическую базу для роста и

развития учащихся идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.



В раздел образования