Авторы: Сокерина Валентина Васильевна, Никитина Светлана Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания, методист
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок обществознания в форме игры "Веб-квест"
Тема: "Политические режимы" (9 класс)
Раздел: среднее образование
Урок обществознания в 9 классе
по теме «Политические режимы»
в форме игры «Веб-квест» на основе использования ИКТ
Сокерина Валентина Васильевна,
учитель истории и обществознания,
Никитина Светлана Ивановна, методист
МБОУ СОШ №24, г. Сургут, ХМАО-Югра
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Инновации,
активно
внедряющиеся
в
образование,
предполагают
формирование
новых
моделей
учебной
деятельности,
использующих
информационные
и
коммуникационные
технологии.
Применение
таких
технологий способствует повышению у школьников мотивации к изучению
предмета.
А
это,
в
свою
очередь,
должно
повлечь
повышение
качества
образования.
Новые
компьютерные
технологии
дают
большие
возможности
для
развития процесса образования. Современный школьник свободно пользуется
информационными технологиями, это упрощает процесс поиска информации,
обработки
ее
и
предоставления
в
различных
презентативных
формах.
Интернет
является
универсальным
средством
поиска
информации.
Применение его в учебном процессе представляется весьма логичным. В
педагогической практике уже накоплен опыт использования сети Интернет
для
организации
самостоятельной
исследовательской
работы
учащихся.
Такую работу сложно вписать в рамки урока истории, обществознания или
других предметов. Поиск информации, ее и анализ и обработка требуют
большой затраты времени на уроке, а подготовка презентаций вовсе уходит во
внеурочное время. Веб-квест - новая технология интеграции безграничных
возможностей
сети
Интернет
в
учебный
процесс,
позволяющая
концентрировать
все
этапы
проектной
работы,
включая
подготовку
презентации, в одно занятие.
Образовательный
Веб-квест
-
это
алгоритм
заданий
с
элементами
ролевой игры, для выполнения которых требуется сеть Интернет. Создание
веб-квеста
происходит
на
сайте,
специально
разработанном
для
этой
технологии.
Особенностью
образовательных
веб-квестов
является
то,
что
часть
или
вся
информация
для
самостоятельной
или
групповой
работы
учащихся по изучаемой теме находится на различных веб-сайтах. Учащимся
дается задание решить учебную проблему, используя эту информацию. Кроме
того,
результатом
работы
в
форме
веб-квеста
является
публикация
работ
учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в сети Интернет),
либо другие творческие работы в разнообразных формах представления.
’ю
Г"’’*
В?
Применение современных образовательных технологий на основе ИКТ
повышает
эффективность
преподавания
дисциплины.
Повышается
заинтересованность
учащихся
в
изучении
предмета,
раскрывается
их
креативный потенциал, повышается личностная самооценка каждого ребенка.
Учащиеся пытаются овладеть программным материалом на более высоком
интеллектуальном уровне, а это влечет повышение качества преподаваемого
предмета.
Данный урок представляет собой третий урок раздела «Государство»,
изучаемого в 9 классе. Цель урока, ожидаемые результаты сформулированы
исходя из целей образовательной программы и соответствуют ФГОС ООО.
Использование технологии «Веб-квест» направлено на формирование
не
только
предметных,
но
и
метапредметных,
личностных
результатов
обучения,
что
достигается
на
основе
подачи
учебного
материала
через
привычную
для
них
деятельность
-
работу
в
сети
Интернет.
Учащиеся
действуют
самостоятельно
и
легче
запоминают
информацию,
потому
что
контролируют ее получение и интересуются ею.
В качестве презентационных материалов к данному уроку выступают
мультимедийная презентация, а также специально разработанные задания для
квеста, размещенные на сайте «WebQuest».
В
ходе
организации
учебно-игровой
деятельности
предусмотрено
выполнение следующих шагов для формирования игровых коллективов в
зависимости
от
познавательных
и
межличностных
интересов
участников:
первичные
игровые
группы
формируются
по
жребию,
внутри
группы
производится
деление
на
рабочие
пары
или
тройки
в
зависимости
от
количества
участников.
После
выполнения
первой
части
центрального
задания состав групп переформировывается таким образом, чтобы во вновь
образованных группах было по одному-два участника из каждой первичной
группы.
Во
вновь
образованных
группах
участники
получают
роли
в
соответствии
с
видом
учебного
задания
(исследователи,
сочинители,
специалисты). В таком составе группы работают до конца игры.
Модель игры в зависимости от действий игроков может изменяться
лишь незначительно т.к. сформулированная цель и задания для достижения ее
предполагают выполнение действий по заданному алгоритму.
Соревновательная мотивация достигается путем оценки презентации
работы
каждой
группы,
совместно
учителем
и
учащимися
по
заранее
заданным
критериям.
Команда-победитель
должна
набрать
наибольшее
количество баллов.
За основу технологии обучения навыкам коллективной деятельности
взяты правила работы в группе, предложенные авторским коллективом под
руководством
Л.Г.
Петерсон
для
реализации
программы
надпредметного
курса «Мир деятельности»:
1.
В каждой группе должен быть ответственный.
2.
В группе должен работать каждый участник.
3.
Когда один говорит, другие слушают.
4.
Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат
работы группы, но нужно это делать вежливо.
5.
Нужно переспрашивать, если ты что-то не понял.
От выполнения этих правил зависит результат твоей работы, а значит, и
результат работы всей группы.
Ученик становится активным участником образовательного процесса, а
учитель играет роль тьютора, направляющего учебный процесс. Дети сами
приходят к выводу, что школьные знания - это необходимая подготовка к
реальной
будущей
жизни,
а
умение
ориентироваться
в
общественных
процессах - необходимое умение для современной личности.
Целостность
проведения
игры
обеспечивается
точным
соблюдением
технологии ее проведения, которая включает в себя следующие этапы:
1.
Введение, где четко описаны главные роли участников или сценарий
квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.
Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
3.
Процесс,
т.е.
пошаговое
выполнение
заданий
для
достижения
результата: поиск информации в соответствии с представленным
списком
информационных
веб-ресурсов,
необходимых
для
выполнения
задания;
анализ,
систематизация,
обобщение
полученной
в
результате
поиска
информации;
представление
полученных
результатов
в
форме
презентации;
рефлексивное
осмысление полученной информации в форме синквейна.
4.
Представление
и
оценка
результатов.
На
этом
этапе
проводится
оценка
результатов
работы
групп
в
соответствии
с
заданными
критериями
и
параметрами.
Критерии
оценки
зависят
от
типа
учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
5.
Заключение.
На
данном
этапе
суммируется
опыт,
который
будет
получен участниками при выполнении самостоятельной работы над
веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические
вопросы, стимулирующие активность учащихся
к дальнейшему
изучению предмета.
Цели урока:
-
сформировать у учащихся представление о понятии, видах и признаках
политических режимов;
-
создать
условия
для
развития
и
применения
мыслительных
операций:
анализ, синтез, обобщение;
’ю
Г"’’*
В?
-
развивать
навыки
работы
в
группе,
совместного
планирования
и
осуществления
деятельности
группы,
самооценки
личных
и
групповых
результатов деятельности.
Форма проведения: Веб-квест
Формы
организации
учебной
деятельности: фронтальная
(при
актуализации знаний, необходимых для изучения нового учебного материала,
при проведении рефлексии деятельности), групповая с делением внутри на
микрогруппы
(при
выполнении
центрального
задания,
осуществлении
процесса).
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные: способность к самооценке на основе критериев оценки ответов
группы.
Регулятивные: планировать
свою
деятельности,
исходя
из
поставленной
цели; корректировать результат на основе самооценки и анализа допущенных
ошибок.
Коммуникативные: уметь работать в группе, выслушивать и принимать или
аргументированно отклонять другие точки зрения. Устно излагать свою точку
зрения
Познавательные: уметь
быстро
находить
необходимую
информацию
и
встраивать ее в свою систему знаний, уметь преобразовывать информацию из
одной
формы
в
другую,
уметь
давать
аргументированный
ответ
на
поставленный вопрос.
Планируемые результаты
Личностные:
проводить самооценку на основе критериев
Метапредметные: уметь
планировать
свою
деятельности,
исходя
из
поставленной цели; корректировать результат на основе самооценки и анализа
допущенных ошибок; уметь быстро находить необходимую информацию и
встраивать ее в свою систему знаний, уметь преобразовывать информацию из
одной
формы
в
другую,
уметь
давать
аргументированный
ответ
на
поставленный вопрос.
Предметные: знать понятие политический режим, виды политических
режимов, уметь приводить примеры политических режимов из истории
Оборудование:
ноутбуки с возможностью выхода в интернет,
мультимедийная доска, проектор.
Программное обеспечение: гугл xpoм, Power Point
Демонстрационный материал: презентация Power Point в формате веб-
квест (на сервере «WebQuest»).
Ход урока
1 этап. Введение
-
Здравствуйте, сегодня я предлагаю вам принять участие в необычном
уроке,
в
ходе
которого
вам
предстоит
выполнить
задания
по
аналогии
с
компьютерной игрой жанра «Квест». Поднимите руки, кто знаком с играми
данного жанра? В чем особенности такой игры? Кто любит проходить квесты?
Веб-квест
-
это
новая
образовательная
технология,
своеобразное
проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого
требуются
интернет.
Веб-квест
выполняется
в
группах.
При
поиске
информации вы можете использовать только указанные источники. По итогам
поиска произойдет переформирование групп. Новый состав группы получит
новые
задания.
По
итогам
игры
каждая
вторичная
группа
представит
результат своей работы в форме презентации и синквейна. Оценку работы
каждой
группы
мы
проведем
совместно
по
критериям,
с
которыми
познакомимся
чуть
позже.
В
ходе
выполнения
заданий
вам
придется
выполнять роли исследователей, сочинителей, специалистов.
-
Для
проведения
квеста
нам
необходимо
разделиться
на
группы.
Проведем деление на группы с помощью жеребьевки (Дети делятся на группы
в соответствии с выбранным наугад жетоном, стандартные группы - 3 по 8
человек,
если
детей
больше,
учитель
регулирует
присоединение
дополнительных участников к какой-либо группе).
-
Группы сформированы. Начинаем работу. Тема нашего веб-квеста -
«Политические
режимы»
(главная
страница
урока
на
сервере
«WebQuest»).
-
На предыдущих уроках мы определились, что влияние политики на
общество
очень
велико.
Давайте
познакомимся
с
понятием
и
видами
политических режимов с помощью технологии веб-квест.
-
Открываем первую страницу квеста: «введение» (первая страница
урока на сервере «WebQuest»).
-
В
разные
исторические
периоды
все
государства
существовали
в
условиях разных политических режимов. Что же такое политический режим?
Государство
как
организация
политической
власти
с
одной
стороны,
и
население
страны,
с
другой
стороны,
неразрывно
связаны.
Способы
и
средства
с
помощью
которых
государство
воздействует
на
общество,
осуществляя
свою
власть,
определяет
политический
режим.
В
каком
государстве вы бы не хотели жить? Наверное, вам бы не хотелось жить в
государстве, где не соблюдаются права человека? Или в государстве, где
нельзя свободно высказывать свою точку зрения на происходящее вокруг?
Иными
словами,
в
каком
политическом
режиме
личность
себя
чувствует
наиболее комфортно? Какие тенденции политического развития могут нам
указать на появление в стране признаков недемократичности? Чтобы ответить
на
эти
вопросы
нам
необходимо
разобраться
в
том,
какие
бывают
политические режимы, выделить признаки политических режимов и привести
примеры из истории.
2
этап. Центральное задание
-
Для
выполнения
центрального
задания
квеста
каждая
группа
принимает
на
себя
роль
жителей
страны
с
каким-либо
политическим
режимом (группы наугад вытягивают карточки с типом режима: жители стран
с тоталитарным режимом, жители стран с авторитарным режимом, жители
стран с демократическим режимом).
-
Прежде
чем
приступить
к
работе,
вспомните
правила
работы
в
группе:
«1. В каждой группе должен быть ответственный.
2.
В группе должен работать каждый участник.
3.
Когда один говорит, другие слушают.
4.
Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат работы
группы, но нужно это делать вежливо.
5.
Нужно переспрашивать, если ты что-то не понял.
От выполнения этих правил зависит результат твоей работы, а значит, и
результат работы всей группы».
Каждая группа в ходе выполнения задания должна:
1.
Изучить указанные ресурсы интернета.
2.
Составить план поиска информации.
3.
Выбрать необходимую информацию.
4.
Выделить признаки политических режимов, составить схему.
- Внимательно прочитайте задания. На указанных веб-сайтах найдите
необходимую информацию. Сейчас вы все выступаете в роли исследователей.
Задание 1.
На
основе
информации,
представленной
на
указанных
сайтах,
сформулируйте понятие политический режим.
Задание 2.
Выделите основные признаки политического режима в соответствии с
полученной карточкой. Представьте эти признаки в виде любой схемы
(страницы заданий по уроку на сервере «WebQuest»).
3 этап. Процесс
-
Для
выполнения
следующего
задания
нам
необходимо
сменить
количество и состав групп (весь класс формируется по «тройкам», в состав
каждой «троики» входят по 1 человеку из каждой первичной группы. Таким
образом обеспечивается включённость в обсуждение задания всех учащихся).
-
Внимательно
прочитайте
и
выполните
следующее
задание.
Не
забывайте о правилах работы в группе.
Задание 3.
Используя
схемы,
разработанные
при
выполнении
предыдущего
задания, обсудите в группах признаки всех типов политических режимов.
(Учащиеся в мини-группах обсуждают новую информацию. Учитель
наблюдает за ходом обсуждения, при необходимости корректирует работу
групп).
-
Ребята, теперь вы знакомы с признаками всех типов политических
режимов. Для выполнения итогового задания предлагаю вам вернуться в свои
первичные группы.
Прежде
чем
приступить
к
выполнению
задания,
предлагаю
вам
познакомиться с критериями его оценки:
1.
Соответствие содержания заявленной теме.
2.
Грамотность и стиль.
3.
Выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование.
4.
Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
5.
Умение отвечать на вопросы.
6.
Наличие выводов или заключения.
7.
Список использованных ресурсов.
-
Итоговое
задание
состоит
из
двух
частей,
для
выполнения
которых
вы
можете
разделиться
внутри
вашей
группы
на
сочинителей,
которые будут создавать синквейн, и специалистов, которые будут создавать
мультимедийную презентацию.
Задание 4.
Составить
два
синквейна
о
политическом
режиме,
выпавшем
по
жребию.
Задание 5.
Вторая группа готовит мини-презентацию об исторических примерах
политических режимов. Эту информацию получают на специальных сайтах,
указанных в презентации к веб-квесту.
Задание 6.
Защитить
свой
синквейн
и
мини-презентацию
на
уровне
группы.
Обсудить, внести исправления, если требуется.
4 этап. Представление и оценка результатов
Учащиеся
представляют
результаты
работы.
Учитель
и
учащиеся
оценивают результаты на основании критериев.
- Ребята, вы отлично поработали. Спасибо группам за представленные
результаты работы. С какой новой темой мы сегодня познакомились? Какие
типы политических режимов вы знаете? Назовите признаки тоталитарного
режима.
Назовите
признаки
авторитарного
режима.
Назовите
признаки
демократического режима. Приведите исторические примеры на каждый тип
режима. Пригодятся ли вам эти знания в будущем?
5 этап. Заключение
-
Ребята, скажите, пожалуйста, понравилась ли вам новая форма
проведения урока? Какие задания при выполнении веб-квеста были, на ваш
взгляд,
самыми
интересными?
Какой
вид
работы
вызвал
затруднения?
Почему?
Помогла
ли
групповая
работа
справиться
с
возникшими
затруднениями?
Запишите домашнее задание: Прочитать §3. Написать мини-сочинение
Демократия в России».
Литература и источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования/М — во образования и науки РФ,- М.: Просвещение,
2011.
2.
Современные
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Кухаркина, — М.:
Издательский центр «Академия», 2007.
3. Обществознание. Учебник для 9 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., -
М.: Просвещение, 2014.