Автор: Санникова Ольга Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ.
Раздел: среднее профессиональное
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ.
Игровые
приемы
на
развитие
умения
отличать
вопросительную
интонацию от утвердительной.
1.«Слушай – не зевай!».
Логопед:
«Я
буду
сейчас
называть
предложения,
а
вы
слушайте
внимательно. Если услышите, что я задаю вопрос – приседайте, а если нет –
стойте на месте».
Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет
на крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга
бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет
дождь?…
2. «Угадай, я спрашиваю или рассказываю?».
Логопед:
«Я
буду
называть
предложения.
Если
услышите
вопрос,
то
поднимайте карточку с вопросительным знаком».
Речевой
материал:
Что
ставится
в
конце
предложения?
В
конце
предложения ставится точка. Начало предложения пишется с большой буквы. С
какой буквы пишется начало предложения? и т.п.
3. «Лесенка».
Задание: По количеству вопросительных предложений выложить на стол
перед собой лесенку из палочек.
Речевой материал: Грачи прилетели. В лесу сыро? Это дети. Дети? Зима.
Девочки
поют?
Оля
пьет
сок.
Никита
едет
на
велосипеде.
К
нам
заходил
почтальон? У кошки маленькие котята.
4. «Поймай вопрос».
Логопед: «Если услышишь вопрос –хлопай».
Речевой материал: Ужу на ужин жук нужен? Ужу на ужин жук нужен. У
нас гость унес трость? У осы не усы, а усики. У Саши на носу сажа? Утром
спозаранку купил барин баранки. Около колодца вода льется? и т.д.
5. «Кто самый внимательный?».
Логопед:
«Я
буду
читать
рассказ,
ели
вы
услышите
вопросительное
предложение, то записывайте вопросительный знак в тетрадях.
Речевой материал: рассказ «Где мои вещи?». Витя проснулся и поглядел
на часы: пора в школу! Хочет Витя одеться. Не может он найти ни носков, ни
ботинок, ни рубашки. Рассердился Витя.
- Где моя рубашка?
- Я под стулом. Ты вчера меня туда сунул, - отвечает рубашка.
- А где мои носки?
- Мы здесь! На нижней полке, - закричали носки.
- А где мои ботинки?
- Я здесь. Под шкафом, - сказал правый ботинок. А левый ботинок молчал:
он был за дверью.
Наконец Витя оделся. Посмотрел на часы и видит: он давно опоздал в
школу.
Игры
и
игровые
приемы
для
формирование
умения
поставки
вопросов.
1. «Чудесный мешочек».
Логопед: «Угадайте, что лежит в мешочке? Для этого вы должны задавать
вопросы, я буду отвечать только «да» или «нет». Кто отгадает, тот получит
приз».
2. «Доскажи словечко».
Логопед: Далеко, далеко пасутся ко…
Дети: Кони? Козы?
Логопед: Художник нарисовал ж…
Дети: Жука? Жабу?
Логопед: Мама купила новую ш…
Дети: Шапку? Шубу?
Логопед: Мама купила новый с…
Дети: Сарафан? Свитер? и т.п.
3. «Перевернутая картинка».
Логопед: Дай то, что нарисовано на картинке.
Ребенок: А что на ней нарисовано?
4. «Закончи предложение».
Логопед закрывает часть картинки.
Логопед: Девочка хочет накормить… Если хочешь узнать, как закончится
предложение, то спроси.
Ребенок: Кого хочет накормить девочка.
Логопед: Кролика (открывает картинку).
Логопед: Мальчик рисует…
Ребенок: Что рисует мальчик?
Логопед: Мальчик рисует машину и т.п.
5. «Сказочное животное».
Дети задают вопросы, а логопед отвечает.
Дети: Сколько глаз у этого животного?
Логопед: Три.
Дети: Какого он цвета?
Логопед: Зеленого.
Дети: Сколько у него лап?
Логопед: Пять и т.п.
Составляется описание животного, а затем дети его рисуют.
6. «Почемучки».
Логопед: Ваня промочил ноги.
Ребенок: Почему он промочил ноги?
Логопед: Почему на улице сыро? и т.п.
7. «Сыскное агентство».
Логопед: Пропал звук. Вам нужно его найти, для этого вы должны узнать
его «особые приметы».
Дети: Это звук гласный или согласный?
Логопед: Согласный.
Дети: Это согласный твердый или мягкий?
Логопед: Твердый.
Дети: Это согласный звонкий или глухой?
Логопед: Глухой.
Дети: Как произносим звук?
Логопед: Губы улыбаются, язык внизу…
Дети: Это звук [с]? и т.п.
8. «Любопытный мяч».
Логопед: Вам нужно бросать друг другу мяч с любым вопросом: об
увлечениях, о семье, о том, что делали сегодня. Получивший мяч дает ответ на
вопрос, затем кидает мяч другому со своим вопросом.
9. «Угадайте друга».
Дети задают вопросы одному ребенку про его друга. По его ответам они
должны угадать, кто он.
10. «Кто больше задаст вопросов?».
Дети по кругу задают вопросы к сюжетной картине. Кто последний задаст
вопрос, тот и выиграет.
11. «Почтальон».
Цель:
Отработка
предложения
конструкции
с
интонацией
вопроса
на
конце.
Перед началом игры выбирается ведущий. Он – почтальон. У почтальона
сумка с «корреспонденцией» – предметными картинками. Остальные дети –
«подписчики». Они садятся полукругом. Ведущий идет по кругу, поочередно
останавливаясь
около
каждого
из
играющих,
достает
картинку,
отдает
ее
«подписчику», уточняя значение, например: «Тебе прислали капусту?», или - «У
тебя
капуста?».
Ребенок,
получивший
картинку,
отвечает
на
вопрос.
Затем
отбирают нового ведущего, и игра повторяется, но с использованием другого
картинного материала.
12. «Сорока-воровка».
Цель: Отработка умения задавать вопросы использовать вопросительную
интонацию. Выбирается ведущий – «сорока-воровка». У него мешочек, куда он
складывает по одному предмету, взятому у каждого из игроков (это может быть
ручка, карандаш, линейка и др.). Все остальные участники игры не должны
видеть, какие предметы «были похищены». Затем «сорока» вместе с мешком
становится лицом к играющим.
Логопед объясняет: «Это сорока-воровка. Она насобирала разные вещи у
нас в кабинете, схватила все, что плохо лежит. Но потом ей стало совестно, и
она решила вернуть вам ваши вещи. Но поскольку она не помнит, чьи они, то
сейчас будет спрашивать вас об этом. Слушайте и смотрите внимательно. Если
увидите, что вещь принадлежит вам, то скажите, что она ваша».
Ведущий по очереди достает из мешка предметы и спрашивает: «Это
Наташин карандаш? Это Сашина резинка? и т.д.