Автор: Седов Анатолий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: Город Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение опорным прыжкам в 5-11 классах
Раздел: полное образование
Обучение опорным прыжкам в 5-11 классах
Опорные прыжки в общеобразовательной школе представлены с 1-4; 5-7; 8-9; 10-11
классы. Обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная
подготовка, направленная на формирование умений и навыков, необходимых для
выполнения различных прыжков, а также на укрепление и развитие мышц,
преимущественно участвующих при их выполнении. Для успешного овладения опорными
прыжками необходимо соблюдать следующую последовательность в обучении.
Начинается она с освоения устойчивого приземления, разбега, наскока на мостик и толчка
ногами. Полет до толчка руками и толчок руками, а также полет после толчка. Обучение
таких частей прыжка, как разбег, толчок ногами и приземление можно начинать на более
ранних этапах.
Опорные прыжки делятся на две группы простые (неопорные) и опорные прыжки. К
первым относятся те, что выполняются без опоры руками о снаряд. Это прыжки в высоту
или в длину (с места или с разбега), в глубину (с гимнастического снаряда или с
подвесной площадки), с трамплина, а также прыжки через скакалку.
Опорные прыжки - вид упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально
предназначенного гимнастического снаряда. козел и конь определенным способом. В
качестве примера можно привести опорный прыжок через козла или коня. Снаряд может
быть поставлен в длину либо в ширину, на определенной высоте, соответственно для
мальчиков и девочек.
. Техника его имеет следующие фазы: Разбег. Наскок на гимнастический мостик. Ножной
толчок. Фаза полета. Толчок руками о снаряд. Полет после ручного толчка. Приземление.
Завершение каждой фазы служит подготовительным этапом для следующей. Ошибка при
выполнении любой из фаз испортит весь опорный прыжок через козла, или коня. При этом
выполнение прыжков, как мальчиками, так и девочками по технике исполнения особо не
отличается. Освоение опорных прыжков в школьной программе, как и освоение других
разделов гимнастики имеет свои особенности: они служат хорошим средством воспитания
физических качеств, координации движений и воспитания морально-волевых качеств. В
процессе обучения опорным прыжкам выявилось ряд негативных моментов 1.
(психологические)- чувство боязни и неуверенности; 2.-( недостаточная физическая
подготовка)- сила и координация и 3.-( техническая)- недостаточному толчку ногами и
короткому упругому толчку руками с последующим подниманием их вверх наружу, что
приводит к искажению прыжка. Необходимо с самого начала обучать правильным
двигательным действиям и техническим приемам, а для этого существует целый ряд
подготовительных и специальных упражнений, способствующих последовательному
обучению.
Приземление. Устойчивость приземления во многом зависит от положения тела в полете
и в момент приземления, а также прихода на упругие стопы. Обучение нужно начинать с
прыжка прогнувшись. Приземление происходит на носки выпрямленных напряженных
ног, при этом требуется сразу опуститься полностью на стопу и усилить давление на
нужную ее сторону, чтобы не потерять равновесие, для чего тело совершает
волнообразное движение. Для смягчения удара необходимо, приземляясь, упруго согнуть
ноги. Жесткое приземление, как правило, ведет к потере равновесия и зачастую к
травмам .Подготовительные упражнения: 1.Из упора присев, прыжок вверх прогнувшись
приземление в полуприсед; 2.С гимнастической скамейки; 3.Через препятствие (мяч,
скамейка и.т.д.) 4.С двух трех шагов разбега.
При выполнении прыжка тело должно быть натянутым, слегка прогнутым, ноги прямые и
сомкнутые, носки оттянутые. Приземляться нужно на носки выпрямленных ног, затем
немедленно сгибая ноги опуститься на всю стопу. Упругое сгибание ног в момент
приземления позволяет смягчить удар. Особое внимание следует обратить на положение
головы не наклонять ее вперед, от этого зависит устойчивость приземления. При изучении
прыжка прогнувшись параллельно происходит обучение толчку ногами.
Специально-подготовительные упражнения для обучения приземления:
1.Приседания и выпрыгивания с набивным мячом;
2.Ходьба с выпадами, набивной мяч за головой;
3.И.п.-лежа на спине, пружинистые разгибания ног и рук вперед вверх
4.И.п.- лежа на груди пружинистые разгибания ног и рук вверх;
5. Упражнение «Лодочка»;
6. Стоя на краю гимнастического мата или скамейки, поднимание и опускание на носках;
7. И.п.- «Старт пловца»- прыжок вверх прогнувшись в полуприсед (удержание 5-7сек.);
8. Напрыгивание на гимнастическую скамейку с последующим темповым подскоком и
вылетом вверх прогнувшись в полуприсед (удержание 5-7сек.);
9. Прыжки двумя ногами через препятствия (мяч, скамейка, горка);
10.И.п. Стоя на коленях со взмахом рук толчком прийти в полуприсед;
11. Прыжок вверх с подтягиванием колен до уровня груди (10 прыжков);
12. Прыжок вверх прогнувшись ноги врозь.
Разбег при выполнении прыжков должен плавно повышаться, достигая наибольшей
величины перед наскоком на мостик. Отсутствие технически правильного разбега
негативно сказывается на всех последующих фазах прыжка. Разбег должен выполняться
на передней части стопы, так как это выполняют бегуны на короткие дистанции. Если
разбег не "подходит" необходимо сделать следующее: встать на подкидной мост, спиной к
снаряду и начиная с левой или правой ноги сделать несколько (10-12) беговых шагов,
сделав при этом отметку на полу.
Специально-подготовительные упражнения для разбега:
1.Бег с высоким подниманием бедра;
2.Бег с захлестыванием голени;
3.Семенящий бег;
4. Бег по разметкам, как при обучению бегу на короткие дистанции;
5. Бег с постепенным ускорением до( 10-12метров).
Наскок на мостик совершается в момент достижения наивысшей скорости. Снижение ее
перед напрыгиванием на мостик ухудшает результат прыжка и говорит о неправильной
технике. При наскоке туловище немного наклонено вперед, согнутая толчковая нога
приближается к маховой, обе они - впереди туловища. После чего прямые соединенные
ноги выносятся вперед.
Специально-подготовительные упражнения:
1.Подскоки вверх на упругой стопе;
2.И.п.-разножка, толчки со меной положения ног;
3.После 2-3 шагов разбега, прыжок с одной на две;
4.После 2-3 шагов разбега напрыгивание на возвышение (15-20 см.)
5.Темповые прыжки со взмахом рук.
Толчок ногами. При касании мостика ногами руки находятся внизу.
Взмах руками
заканчивается в момент ножного толчка. При этом ноги полностью выпрямлены в
коленях. Тело немного наклонено вперед, спина округлена, чем выше скорость при
разбеге, тем больше расстояние между снарядом и мостиком. Расстояние между мостиком
и снарядом устанавливается индивидуально. Толчки ногами выполняются как на месте,
так и с 2-3 шагов разбега используя групповой или фронтальный метод, поставить
несколько подкидных мостиков. Наскок и толчок ногами от гимнастического мостика
изучается практически одновременно следующим образом: напрыгивание и толчок
выполняют с 3-4 шагов разбега, так чтобы плечи слегка обгоняли тело и ноги, а руки во
время толчка и полета,- впереди, затем следует толчок прямыми руками. Фаза полета
после толчка ногами, до касания и постановки рук на снаряд, зависит от расстояния на
котором установлен мостик.
Специально-подготовительные упражнения:
1.Лежа на полу, пружинистое разгибание и поднимание рук и ног;
2.Упражнение «лодочка»;
3.Ходьба с пятки на носок, акцент на упругую стопу;
4.Приседания с набивным мячом (быстрое сгибание и разгибание ног);
5Стоя у гимнастической стенки, темповые прыжки двумя ногами;
6.Стоя у гимнастической стенки или скамейки прыжки со сменой ног;
7.Из виса на гимнастической стенке замах ногами вверх-назад;
8.Стоя у стены отталкивание от моста с последующим замахом ног вверх;
9.Лежа на гимнастической скамейки или коне пружинистый замах вверх;
10.С шага наскок на гимнастическую скамейку и толчок двумя ногами в вверх
прогнувшись;
11.Прыжок со скамейки на мостик и прыжок прогнувшись;
12.Темповые подскоки на мостике сериями(по 10 прыжков).
Толчок руками
В этой фазе делается предварительный мах назад ногами, разгибаясь
туловищем -это помогает создать условия быстрого сгибания тела в суставах таза при
толчке руками. Отталкивание от снаряда - самый сложный момент, который содержат
опорные прыжки. В толчке выделяют три фазы: постановка прямых рук на опору; прием
удара со сгибанием рук в локтях и «проваливанием» в плечах, при этом напряжение
мышц-разгибателей растет; фаза активного отталкивания, при котором плечевой пояс
быстро движется вверх, руки выпрямляются в локтях и сгибаются в запястьях. При любом
прыжке опора о снаряд происходит перед туловищем. Толчок руками нужно объединить с
рывком туловищем, ведущим к подъему вверх таза и торможению ног. Это повышает
эффективность отталкивания и дает максимальную высоту последующего взлета. Если не
объединить толчок руками и рывок туловища вверх, не произойдет фазы полета,
отталкивание будет под себя, а это грубая ошибка ведущая к неустойчивому приземлению.
Специально-подготовительные упражнения:
1.Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
2.Из упора лежа толкаясь руками и одновременно ногами, хлопки руками;
3.Передвижение прыжками вперед в упоре лежа с партнером, захватив ноги за голень;
4.Стоя на расстоянии 1 метра от стены падение прямым телом на стену с последующим
быстрым толчком руками и возвращением в и.п.
5. Из упора лежа одновременно отталкиваясь руками и ногами перейти в упор стоя ноги
врозь руки в стороны;
6.Из упора лежа, толчком в упор присев;
7..В упоре на брусьях прыжки с продвижением вперед толчком двумя руками, акцент на
толчок руками.
Фаза полета с последующим приземлением При правильном толчке руками о снаряд,
тело должно принять положение близкое к вертикали. Приземление происходит на носки
выпрямленных напряженных ног, при этом требуется сразу опуститься полностью на
полную стопу, чтобы не потерять равновесие. Для смягчения удара об опору необходимо,
приземляясь, упруго согнуть ноги. Жесткое приземление, как правило, ведет к потере
равновесия и к травмам. Эта фаза прыжка находится в прямой зависимости от скорости
разбега; толчка ногами и руками; фазы полета и приземления.
Специально-подготовительные упражнения:
1.Длинный кувырок вперед.
2.Полет кувырок на горку матов.(3-4 мата).
3.Длинный кувырок через (веревочку, мяч, мат)
4. Махи в упоре на руках.
5.Из упора стоя на козле, коне, бревне, соскок вверх погнувшись с последующим
приземлением в полуприсед;
6.Лежа на скамейке, упор лежа на полу, выполнить быстрый толчок руками с разгибанием
тела и подниманием рук.
Овладев последовательно всеми фазами прыжка, следует перейти к исполнению прыжка в
целом.
Опорный прыжок «Вскок в упор присев, соскок прогнувшись» козел в ширину, h=
80-100cм. (5 класс – М,Д).
Прыжок в упор присев является как бы подводящим к прыжку «Согнув ноги», в нем есть
определенное сходство, но в прыжке в «Упор присев» при вскоке на снаряд выполняется
тормозное стопорящее движение, чтобы зафиксировать положение в приседе. При
начальном обучении прыжку, подводящим упражнением будет прыжок в «Сед на
коленях», но останавливаться на нем долго нельзя. После того как добились устойчивого
приземления и сохранения равновесия, необходимо перейти к целостному исполнению
прыжка. Для сохранения вертикального положения в полете, необходимо прогнуться в
грудной части, т.е. сделать движение плечами назад, чтобы не потерять равновесие и
сваливания со снаряда, затем резкое движение ногами назад, т.е. подтянуть ноги на себя и
носки ног также натянуть на себя, чтобы не зацепиться носками за снаряд. Это типичная
ошибка на начальном этапе. После приземления в упор присев, быстрый толчок ногами и
руками, вылет вперед вверх прогнувшись в полуприсед с фиксацией (2-3сек.), встать в о.с.
Последовательность обучения:
1.Из упора лежа отталкиваясь ногами перейти в упор присев .(обратить внимание на
движение спины.)
2.Прыжок вперед на руки в упор присев и в темпе прыжок прогнувшись;
3.Темповые прыжки с выходом в упор присев на козла опираясь руками;
4. Вскок в присед на низкого козла;
5. Из упора присев прыжок вверх прогнувшись.
Страховка - Стоя за снарядом сбоку, готовясь поддержать при падении вперед за плечо
или под грудь; назад- за руку и под спину. При приземлении поддерживать под спину и
под грудь ( в зависимости от его положения).
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен технически верно с большой амплитудой, с четкой фиксацией
упор присев и темповым вылетом высоко, прогнувшись. Приземление не менее чем за (1-
1,5 метра от снаряда) и удержанием равновесия в полуприседе (2-3сек.) в о.с. руки вверх
стороны.
«4» - Прыжок выполнен технически верно, но с меньшей амплитудой и приземлением за
70-80 см. от снаряда.
«3» - Прыжок выполнен с выраженными ошибками во всех фазах прыжка (разбег,
отталкивание, приземление на снаряд, полет и приземление в о.с.)
Прыжок «Ноги врозь» ( козе в ширину h = 100- 110см.) 6класс –( М,Д ).
При обучении этого прыжка следует обратить внимание на то, чтобы толчок о мостик был
сделан обеими ногами, и направлен вперед вверх. Перед постановкой рук на снаряд тело
принимает почти горизонтальное положение ( тело прямое, носки оттянуты).
Одновременно с коротким стопорящим толчком руками, выполняется разведение ног и
разгибанием в тазобедренном суставе, с последующим выносом тела в вертикальное
положение, т.е. вверх прогнувшись руки вверх наружу. Приземление в полуприсед, руки
вперед, встать о.с, руки вверх.
Последовательность обучения:
1.Прыжки вверх с разведением ног;
2.Из упора лежа, толчок руками и разведение ног врозь;
3.Из упора лежа на скамейке, толчком ног обозначить положение ноги врозь, тоже, но
стоя ноги врозь;
4.Опираясь о снаряд (козел, конь, стенка) толчок с разведением ног;
5.Махи в упоре на руках, мах назад в положение ноги врозь;
6.Упращенный прыжок через партнера или низко поставленного козла.
Страховка: Страхующий стоит на месте приземления сбоку и поддерживает в момент
толчка руками под плечо обеими руками (выше локтя).
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен технически верно, с большой амплитудой в горизонталь или
приближенной к ней. Толчок и разведение ног одновременное, ноги прямые, носки
оттянуты.Темповой вылет в вертикальное положение, прогнувшись. Приземление не
менее за 1м, в устойчивое приземление в полуприсед, без потери равновесия.
«4» - Прыжок выполнен технически верно, но с меньшей амплитудой (ниже
горизонтали).Толчок и разведение ног одновременное, ноги прямые, но носки не до конца
оттянуты. Темповой вылет также мене выражен. Приземление устойчивое, без потери
равновесия.
«3» - Прыжок выполнен с ошибками во всех фазах прыжка. Низкая амплитуда прыжка,
толчок выполнен под себя, без фазы вылета и приземлением за 50-60см, от снаряда.
Прыжок «Согнув ноги» (М – козел в ширину h = 100 – 115см), Д – прыжок «Ноги
врозь», козел в ширину ( h = 105 – 110см), 6 - 7 класс.
При обучении этого прыжка следует обратить внимание, что после энергичного разбега и
толчка ногами идет стопорящий толчок руками с одновременным сгибанием в
тазобедренных суставах (спина поднята) и быстрое движение плеч и рук вверх с
энергичным разгибанием туловища и ног и отведением их назад. Задержка рук на снаряде
или поздний толчок приводит к касанию о снаряд и падению.
Последовательность обучения:
1.Прыжок на месте вверх сгибая ноги вперед до касания коленями груди, тоже, но с
преодоленим барьеров;
2.Из упора лежа, толчком ног перейти в упор присев и обратно;
3.То же, но с перемахом двумя ногами в сед;
4.В упоре лежа, толчок руками с хлопками;
5.В упоре лежа, партнер держит ноги за голеностоп, толчок руками с продвижением;
6.Стоя в шаге от стены падение на нее на руки и быстро оттолкнуться в и. п.;
Страховка:
Стоя спереди и немного сбоку от места приземления, держать двумя руками
за руку выше локтя, другой за плечо или под грудь; при падении вперед, держать под
грудь, при падении назад, под спину.
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен технически верно с правильной постановкой рук на снаряд и
мощным отталкиванием в вертикальном положении, с выносом тела вверх. Высокая фаза
полета и четкое приземление, без потери равновесия, за 1м. от снаряда.
«4» - Прыжок выполнен технически верно с незначительными ошибками в фазе толчка и
приземления.
«3» - Прыжок выполнен с ошибками во всех фазах прыжка. Слабый толчок руками и
близкое приземление от снаряда, с потерей равновесия.
Прыжок «Согнув ноги» (козел в длину h = 110-115 - 120см.- Ю (8 – 9класс).
При обучении этого прыжка следует обратить внимание, что после энергичного разбега и
толчка ногами идет стопорящий толчок руками о дальнюю часть снаряда с
одновременным сгибанием в тазобедренных суставах( спина поднята) и быстрое движение
плеч и рук вверх с энергичным разгибанием туловища и ног и отведением их назад.
Задержка рук на снаряде или поздний толчок приводит к касанию о снаряд и падению.
( Смотрим прыжок «Согнув ноги» - 7класс).
Прыжок боком с поворотом на 90 градусов (конь в ширину h = 110см.) –« Д» ( 8 ) (9кл
– 10 класс) – прыжок боком.
При выполнении данного прыжка, после толчка ногами вес тела нужно передать на
опорную руку. Упражнение очень сложное при его выполнении, возникает ошибки в
технике прыжка .
Последовательность обучения:
1.Из упора лежа на полу перемахом двумя влево (вправо) прийти в упор лежа боком;
2. Стоя на мостике, руки на теле коня после двух трех подскоков вскок на коня в упор,
лежа боком и соскок вперед (соскок с поворотом на 90);
3. прыжок боком с поворотом на 90 через козла стоя у гимнастической стенки захватив
руками жерди, толчком поставить ноги на уровне горизонта;
4. Из упора лежа, ногами опираясь о скамейку повороты влево или вправо с последующим
подниманием без опорной руки;
5. Из упора лежа спереди на гимнастической скамейке продольно толчком одной и махом
другой переносить ноги влево и вправо;
6. Прыжки в упоре лежа влево (вправо) через скамейку с продвижением;
7. Из упора лежа толчком ног перемах через одну руку в сед;
8. Из упора верхом на нижней жерди перемахом одной соскок прогнувшись с поворотом
на 90 ;
9. Из седа верхом на параллельных брусьях перемахом соскок с поворотом на 90.
Страховка: стоя за снарядом со стороны опорной руки помощь оказывается двумя рукам
за плечо или стоя у мостика одной рукой поддержать за плечо, а другой подталкивать
снизу за таз или бедро.
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен в целом технически верно, в положении упора одной рукой о
снаряд, тело приближенно к горизонтальному. Опорная рука прямая, приземление без
потери равновесия на 90, за 50 – 60см, от снаряда.
«4» - Прыжок выполнен с незначительными ошибками, без касания снаряда. Приземление
без потери равновесия на 90, за 50 – 60см.
«3» - Прыжок выполнен с ошибками; касание снаряда, низкая амплитуда, с нечетким
приземлением, поворот на 90 выполнен.
Прыжок углом с бокового разбега:
Прыжок углом вправо выполняется толчком левой ноги (дальней от снаряда) с
одновременной опорой правой рукой на тело коня. Маховая нога направляется вверх и
через снаряд , опорная нога после отталкивания быстро присоединяется к маховой над
снарядом, руки опираются о снаряд последовательно: в начале прыжка – правая, а во
второй половине – левая. Мостик устанавливается с боку у ближнего края снаряда.
Последовательность обучения:
1.Из упора спереди, поочередное поднимание ног;
2.Передвижение в упоре спереди;
3.В упоре лежа спереди, махом одной, толчком другой через скамейку;
4.Из упора лежа спереди, одноименное поднимание ног и рук;
5.Сидя на коне на правом бедре опираясь руками сзади, делая взмах ногами вперед
вправо, соскочить боком к снаряду;
6.Сидя ноги врозь поперек на коне, опираясь рука ми о снаряд, взмахом ног, соскок углом
вправо;
7.Из седа на бедре, на брусьях, соскок углом через жердь;
8.С 2-3 шагов разбега, выполнить перекат через снаряд с переносом правой маховой и
левой толчковой;
9.Выполнить прыжок углом в целом.
Страховка:
Стоять у места приземления лицом к снаряду, правой рукой держать правой рукой за
правую руку выше локтя, а левой под таз или под спину.
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен технически верно, с большой амплитудой правильной
постановкой опорной руки ,четким приземлением, боком к снаряду за 50-60см, от снаряда.
«4» - Прыжок выполнен технически верно, но с небольшим углом в опорной руке.
Приземление боком к снаряду, без потери равновесия.
«3» - Прыжок выполнен грубо в фазе перехода через снаряд и приземления.
Опорный прыжок »ноги врозь» через коня в длину h = 115 – 120см, (10кл.), 120 –
125см, (11кл).
Наскок на мостик выполняется на носки почти прямых ног, руки находятся внизу. Толчок
ног и мах руками вперед вверх, заканчивается одновременно, после отталкивания следует
мах сомкнутыми ногами назад до положения прогнувшись. Руки ставить на дальнюю
часть коня под острым углом 150 – 160. С одновременным толчком руками и ногами,
развести ноги врозь, таз за счет сгибания в плечевых суставах поднимается вверх. После
отталкивания руками, поднять плечевой пояс вверх и прогнуться, сведение ног и вылет
вверх прогнувшись следующая фаза. Приземление упругое в полуприсед и о.с, руки вверх
наружу.
Последовательность обучения:
1.Из упора лежа на полу, толчком ног прийти в упор стоя согнувшись ноги врозь;
2.Из упора рук о низкое бревно, козел, прыжки с подниманием таза до уровня плеча,
разведением ног и сведением их;
3.Напрыгивание через впереди стоящего партнера с опорой о плечи, ноги врозь и
сведением;
4.Длинный кувырок на горку матов;
5.Из приседа на ближней части коня, соскоком ноги врозь и толчком рук о дальнюю часть
коня;
6.С 5 – 6 шагов разбега, прыжок в упор лежа на бедрах на коня;
7.Прыжок через двух поставленных козлов в длину, постановка рук о дальнюю часть;
8.Прыжки через козла с постепенным удалением мостика от снаряда, до 1- 1.5м;
9. Прыжок ноги врозь, конь в длину, с постепенным увеличением разбега.
Страховка: Поддерживать под грудь и за руку выше локтя.
Критерии оценки:
«5» - Прыжок выполнен технически верно, с высокой амплитудой под отрицательным
углом (150 – 160гр.) темповым вылетом вверх прогнувшись и упругим приземлением без
потери равновесия в полуприсед, о.с, руки вверх наружу, за 1м, от снаряда.
«4» - Прыжок выполнен технически верно с меньшей амплитудой, приземление за (60 –
70см) от снаряда.
«3» - Прыжок выполнен с грубыми ошибками в фазе полета на снаряд, толчком рук не о
дальнию часть снаряда, под себя и приземлением за (50см) от снаряда.
Рекомендуемая литература:
1.Методика физического воспитания учащихся 5-9, 10-11класс. Пособие для учителя
«Опорные прыжки», авт. /А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Иванов, под ред. В.И.Ляха.
2.Поурочные разработки по ФК, под ред. А.Ю.Патрикеев, учебные программы
А.П.Матвеева, В.И.Ляха, 2016г.
3.Учебно-методическое пособие для учителей ФК под ред. В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 2015г.
4.Журнал «Гимнастика», сборник статей, «Методика обучения гимнастов опорному
прыжку», авт. В.М.Смолевский, Е.Е.Биндусов, Э.А.Яковлева, 1985-2000г.
5.Гимнастика на снарядах, авт.А.Б.Лагутин и Г.М.Михайлина, 2010г.
6.Методические разработки учителей московских школ, «Опорные прыжки в 5-9кл. 10-
11кл, интернетресурс.
.
.
.