Автор: Супрун Ольга Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ№12"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях обновления образования"
Раздел: среднее образование
Особенности преподавания иностранного
языка в условиях обновления
образования
учитель английского языка
Супрун О.В.
2016г.
Особенности преподавания иностранного языка в условиях
обновления образования
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей
новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам
современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление
обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои
достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного
языка претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития
компетентной, творческой, всесторонне развитой личности.
Уроки
по
ФГОС основываются
на
системно-деятельностном
подходе.
Такие
уроки
можно
разделить на следующие типы:
уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ);
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Структура
урока
по
ФГОС
может
несколько
отличаться.
Например,
на
уроках
ОНЗ
может
отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет
изучения
нового
материала.
Наиболее
полно
все
этапы
прослеживаются
на
уроках
общеметодологической направленности.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование
на
учебную
деятельность.
Ученик
должен
осознанно
вступить
в
учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает
требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная
деятельность ему под силу.
Актуализация
знаний.
Организуется
подготовка
учащихся
к
надлежащему
самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики
фиксируют свои затруднения.
Выявление
места
и
причины
затруднения.
Под
руководством
учителя
ученики
восстанавливают
порядок
проведенных
действий
и
определяют
конкретное
место
затруднения.
Сверяя
свои
действия
с
используемым
способом
(алгоритмом),
учащиеся
определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для
решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои
будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют
тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель
руководит
с
помощью
подводящего
или
побуждающего
диалога
или
с
использованием
исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени
подготовленности класса.
Реализация
проекта.
Путем
обсуждения
различных
вариантов,
предложенных
учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения
исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести
учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление
возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для
решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий,
проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в
группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно
выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с
эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для
каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять
новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный
способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия
учебной
деятельности
на
уроке.
Ученики
напоминают
себе
новое
содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей
учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Структура уроков развивающего контроля
Этот
тип
уроков
можно
сравнить
с
традиционными
уроками,
когда
сначала
проводятся
контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница
заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа
у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных
способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала. Уроки развивающего
контроля состоят из следующих этапов.
1
урок
Мотивация
к
контрольно-
коррекционным действиям
Требует ся,
чтобы
ученики
подготовились
к
контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали
себя уверенно.
Актуализация
и
пробное
действие
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется
контрольная работа. Затем проводится самопроверка по
эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе
оценки, но не исправляют ошибки.
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.
2
урок
Локализация затруднений
Ученики определяют свои ошибки и затруднения.
Целеполагание и построение
п л а н а
к о р р е к ц и и
выявленных затруднений
Ученики
должны
выбрать
для
себя
индивидуальные
цели
и
определить
средства
и
способы
решения
затруднений.
Реализация проекта
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех,
кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в
группах.
Обобщение затруднений
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные
пути
их
разрешения,
алгоритм
решения.
Объясняют,
почему выбрали именно этот путь.
Самостоятельная
работа
с
проверкой по эталону
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по
которым возникли затруднения. Проверяют по образцу
и
отвечают
на
вопрос,
разрешены
ли
затруднения,
исправлены ли ошибки.
Включение в систему знаний
Для
закрепления
полученных
знаний
выполняются
задания,
аналогичные
предыдущим,
но
более
творческие.
Рефлексия
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть
необходимость, то дается домашнее задание.
Структура урока рефлексии по ФГОС
Этот
тип
уроков
играет
очень
важную
роль,
так
как
они
помогают
учащимся
научиться
самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен
научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид
деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих
затруднений.
Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала.
Но
главная
деятельностная
цель
—
научить
детей
определить
границу
знания
и
незнания,
поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
Структура
такого
урока
похожа
на
содержание
уроков
развивающего
контроля,
но
все
укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно
уделяться
больше
внимания коллективным способам обучения,
ведь
девиз
здесь
—
«Учимся
учиться в общении».
Исходя из выше сказанного, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований
стандарта нового поколения. Тогда станет понятно, что нужно изменить в деятельности учителя и
ученика при подготовке современного урока.
Требования к уроку
Традиционный урок
Современный урок
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формируют
сами
учащиеся
(учитель
подводит
учащихся
к
осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель
сообщает
учащимся,
чему должны научиться на уроке
Формируют
сами
учащиеся,
определив
границы
знания
и
незнания
Планирование
Учитель
сообщает
учащимся,
какую
работу
они
должны
выполнить, чтобы достичь цели
Пла нир о ва ние
у ч а щ и м и с я
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
намеченной
цели
( учи т ель
помогает, советует)
Практическая
деятельность
учителя
Используется
преимущественно
фронтальный метод
П р и м е н я ю т с я
п а р н ы й ,
групповой
и
индивидуальный
методы
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль
за
выполнением
учащимися
практической работы
У ч а щ и е с я
о с у щ е с т в л я ю т
контроль (используются формы
самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по
итогам
выполненной
работы
осуществляет коррекцию
У ч а щ и е с я
ф о р м и р у ю т
затруднения
и
осуществляют
коррекцию самостоятельно
( учитель только корректирует)
Оценивание учащихся
У ч и т е л ь
о с у щ е с т в л я е т
оценивание работы учащихся на
урок
У ч а щ и е с я
д а ю т
о ц е н к у
деятельности по ее результатам
(самооценка,
учитель
только
корректирует)
Итог урока
Учитель
выясняет
у
учащихся,
что они запомнили, изучили на
уроке
Проводится рефлексия
Домашнее задание
У ч и т е л ь
о б ъ я в л я е т
и
комментирует (задание одно для
всех)
Учащиеся
могут
выб ирать
задание
из
п р ед л оже н н ы х
у ч и т е л е м
с
у ч е т о м
и х
индивидуальных особенностей
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика.
Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем
участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства
и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и
деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.
ФГОС
требует
формирования
не
только
предметных,
но
и
метапредметных
и
личностных
результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского
языка.
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и
регулятивные
УУД.
При
обучении
целеполаганию,
возможно
введение
проблемного
диалога.
Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и
ставят цель на урок. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать
несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная
ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели.
На
этапе
планирования
учитель
и
учащиеся
в
совместной
деятельности
определяют
последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где
можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Также возможно использовать
иллюстрации, схемы, модели.
При
планировании
практической
деятельности
учащихся
на
уроке
следует
учитывать
дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие
задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более
сложные задания для сильных учеников.
Также
необходимо
продумать
формы
организации
работы
учащихся
на
уроке.
Если
в
традиционном
уроке
чаще
использовалась
фронтальная
работа,
то
на
уроке
современного
типа
преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для
того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли,
то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка очень часто
используется
работа
в
парах:
дети
составляют
разного
рода
диалоги
(диалог-расспрос,
диалог-
знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально
эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы
они понимали значимость знания языка. Также при организации парной работы необходимо, чтобы
дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга,
слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса.
Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки,
но при этом дает значимый результат. Детей в группы стоит объединять так, чтобы в каждой группе
были и «сильные», и «слабые» ученики. Так, «сильные» учащиеся могут занять позицию лидера,
организовать деятельность группы, помогать другим и представлять конечный результат, а «слабые»
учащиеся будут тянуться за остальными, выполнять посильную для них работу, тем самым ощущая
собственную значимость для группы. Здесь важно, чтобы такие ученики не отстранились от работы и
не переложили всю работу на остальных участников группы. Учителю необходимо следить за этим и
иногда ненавязчиво вмешиваться в их деятельность.
При
обучении
самоконтролю
и
самооценке
у
учащихся
формируются
регулятивные
и
коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие
методики. Так, предлагаю ребятам 5 класса использовать ромашки разного цвета («зеленая» – у меня
все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтая» – у меня получилось выполнить задание,
но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красная» – SOS, я не смог выполнить
задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенной ромашки сопровождается устным
пояснением, почему именно такой цвет выбран.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать
своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо,
с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить,
что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о
недочётах высказаться с позиции пожеланий.
Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С
детьми
заранее
оговариваются
критерии
оценивания
работы.
Начать
можно
с
взаимопроверки
буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить образец выполнения
задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения
анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса).
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь
себя".
Применительно
к
урокам,
рефлексия
—
это
этап
урока,
в
ходе
которого
учащиеся
самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого
раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю
удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая
—
когда
ученик
просто
выставляет
оценку
с
помощью
символов
(карточек,
жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и
описывать
свои
эмоции.
Письменная
—
самая
сложная
и
занимает
больше
всего
времени.
Последняя
уместна
на
завершающем
этапе
изучения
целого
раздела
учебного
материла
или
большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом,
потом
—
в
отдельных
группах,
затем
—
выборочно
опрашивать
учащихся.
Это
подготовит
учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из
категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный
вид
рефлексии
помогает
учителю
оценить
общее
настроение
класса.
Чем
больше
позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок
показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает
скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов
масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца
(вверх/вниз),
поднятие
рук,
сигнальные
карточки
и
т.д.
Удобнее
проводить
по
завершении
очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.
Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика,
зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что
ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые
маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать
свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие
темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления
материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы,
проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Лесенка
успеха.
Каждая
ступень
—
один
из
видов
работы.
Чем
больше
заданий
выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал
правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик
наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать
елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Вагончики.
Каждый
вагончик
соответствует
определенному
заданию.
Например,
вы
планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого
задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных,
оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
"Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть
самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и
осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает
возможность
детям
осознать
содержание
пройденного,
оценить
эффективность
собственной
работы на уроке.
Как проводить:
Предложите
детям облако
"тегов", которые
необходимо
дополнить.
Например,
на
интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
o
сегодня я узнал...
o
было трудно…
o
я понял, что…
o
я научился…
o
я смог…
o
было интересно узнать, что…
Замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или
раскрашивают тот смайлик, который наиболее точно описывает их состояние.
При систематическом применении описанных выше приемов по оцениванию своей деятельности
и
деятельности
одноклассников,
можно
говорить
о
формировании
объективного
отношения
ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет и о формировании группы личностных
результатов.
Проектируя
любой
урок,
направленный
на
формирование
не
только
предметных,
но
и
метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения –
учебник. Сейчас большинство используемых в практике учебников английского языка прошли
экспертизу на соответствии ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые
авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из
них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников.
Итак,
в
условиях
введения
в
практику
работы
ФГОС,
учителю
необходимо
научиться
планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и
метапредметных
результатов.
Для
этого
важно
понять,
какими
должны
быть
критерии
результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей
работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использую для
этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже
маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не
боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность
по-новому
взглянуть
на
урок,
воплощать
новые
творческие
идеи.
Но
это
не
значит,
что
традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе,
наряду с современными технологиями.
Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для
учителя. – М., 2006.
2. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: experiment.lv/rus/boblio/cukerm_ocenka.htm
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4.Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего
образования. – М.: Просвещение, 2011.