Напоминание

"Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Кондрат Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Капитошка"
Населённый пункт: р.Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей

разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и

разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Все

исследователи,

изучающие

проблему

развития

связной

речи,

обращаются

к

характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение

ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь,

передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного

зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития

меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли

говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с.

136]

Результат

обучения

связной

речи

зависит

от

многих

причин.

Прежде

всего,

от

социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности

речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому

очень

важно,

вовремя

организовать

развивающий

потенциал

среды.

Л.П.

Федоренко,

исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи

ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы

необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими

возможностями - достаточным развивающим потенциалом». [4, с. 94]

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка,

когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно

развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие

качества

формируются

не

на

учебных

занятиях,

а

в

ведущей

и

главной

деятельности

дошкольника - в игре.

Самое

существенное

изменение,

которое

отмечают

не

только

психологи,

но

и

большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах

стали

меньше

и

хуже

играть,

особенно

сократились

по

количеству

и

по

продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Это

действительно

так.

Игра

не

возникает

сама

собой,

а

передается

от

одного

поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских

поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире -

встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть,

да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они

их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само

детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем

психическом

и

личностном

развитии

детей.

Как

известно,

именно

в

игре

наиболее

интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,

что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно

выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка

осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это

практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и

творческую активность.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок

черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими

стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в

первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в

интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать

их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки,

которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных

представлений развивать их язык.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией

обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу

игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая

с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей

при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы

наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в

языке, своих положительных, лучших сторон.

По

выражению

С.

Л.

Рубинштейна,

«в

игре,

как

в

фокусе,

собираются,

в

ней

проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [2, с. 216].

Наблюдая

за

играющим

ребенком,

можно

узнать

его

интересы,

представления

об

окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.

В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только

такие

игры,

подвижные

и

дидактические,

которые

требуют

усилия

мысли

и

воли,

преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и

эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного

тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для

здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в

своих

силах.

Недаром

известный

советский

педагог

и

врач

Е.А.

Аркин

называл

их

психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с

обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Нередко

игра

служит

поводом

для

сообщения

дошкольникам

новых

знаний,

для

расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к

героическим

подвигам

советских

людей

у

детей

появляются

первые

мечты

о

будущей

профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством

создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном

детстве.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических

упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания

и

памяти,

разнообразных

движений.

Каждая

игра

с

правилами

имеет

определенную

дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена также на решение основных

воспитательных задач.

С целью выявления того, как влияет игра на речевое развитии детей дошкольного

возраста, было проведено диагностическое обследование,

по результатам которого был

сделан вывод, что речь детей в игровой деятельности развивается достаточно хорошо, так как

игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника, и большую часть своего времени

ребенок

проводит

за

разнообразными

играми. Для

решения

поставленной

цели

были

использованы следующие методы исследования: анализ общей и специальной психолого-

педагогической литературы, наблюдение, диагностика.

В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов.

Первый этап - начальная диагностика. Второй этап - проведение развивающих игр. Третий

этап - выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой

деятельности.

На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи

по картинке».

Для развития речи детей систематически проводятся различные игры, как на занятиях,

так и в свободной деятельности детей. Приведем несколько примеров игр, специально

2

организованных воспитателем: «За покупками в магазин», «Отвечай быстро», «Уточним цвет

предметов» и т. д.

В течение трех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы

проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем и обогащение

словаря.

После

этого

была

проведена

повторная

диагностика

по

приведенным

выше

методикам, и мы выяснили, что уровень развития речи детей значительно возрос.

Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные

игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила

и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым

обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова,

учится правильно строить предложения.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И

главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать

игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста,

их роль в развитии детей.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения,

полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в

жизни.

Список литературы:

1.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.

2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 -

712 с.

3.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. -

С. 59-66.

4.

Федоренко

Л.П.

и

др.

Методика

развития

речи

детей

дошкольного

возраста.

Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.

5.

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.:

Просвещение, 2000.

3



В раздел образования