Автор: Кондрат Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Капитошка"
Населённый пункт: р.Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей
разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и
разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Все
исследователи,
изучающие
проблему
развития
связной
речи,
обращаются
к
характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение
ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь,
передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного
зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития
меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли
говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с.
136]
Результат
обучения
связной
речи
зависит
от
многих
причин.
Прежде
всего,
от
социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности
речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому
очень
важно,
вовремя
организовать
развивающий
потенциал
среды.
Л.П.
Федоренко,
исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи
ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы
необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими
возможностями - достаточным развивающим потенциалом». [4, с. 94]
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка,
когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно
развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие
качества
формируются
не
на
учебных
занятиях,
а
в
ведущей
и
главной
деятельности
дошкольника - в игре.
Самое
существенное
изменение,
которое
отмечают
не
только
психологи,
но
и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах
стали
меньше
и
хуже
играть,
особенно
сократились
(и
по
количеству
и
по
продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Это
действительно
так.
Игра
не
возникает
сама
собой,
а
передается
от
одного
поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских
поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире -
встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть,
да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они
их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем
психическом
и
личностном
развитии
детей.
Как
известно,
именно
в
игре
наиболее
интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том,
что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно
выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка
осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это
практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и
творческую активность.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок
черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими
стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в
первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в
интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать
их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки,
которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных
представлений развивать их язык.
Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией
обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу
игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая
с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей
при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы
наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в
языке, своих положительных, лучших сторон.
По
выражению
С.
Л.
Рубинштейна,
«в
игре,
как
в
фокусе,
собираются,
в
ней
проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [2, с. 216].
Наблюдая
за
играющим
ребенком,
можно
узнать
его
интересы,
представления
об
окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.
Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.
В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только
такие
игры,
подвижные
и
дидактические,
которые
требуют
усилия
мысли
и
воли,
преодоления трудностей.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и
эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного
тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для
здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в
своих
силах.
Недаром
известный
советский
педагог
и
врач
Е.А.
Аркин
называл
их
психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с
обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Нередко
игра
служит
поводом
для
сообщения
дошкольникам
новых
знаний,
для
расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к
героическим
подвигам
советских
людей
у
детей
появляются
первые
мечты
о
будущей
профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством
создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном
детстве.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических
упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания
и
памяти,
разнообразных
движений.
Каждая
игра
с
правилами
имеет
определенную
дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена также на решение основных
воспитательных задач.
С целью выявления того, как влияет игра на речевое развитии детей дошкольного
возраста, было проведено диагностическое обследование,
по результатам которого был
сделан вывод, что речь детей в игровой деятельности развивается достаточно хорошо, так как
игра - ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника, и большую часть своего времени
ребенок
проводит
за
разнообразными
играми. Для
решения
поставленной
цели
были
использованы следующие методы исследования: анализ общей и специальной психолого-
педагогической литературы, наблюдение, диагностика.
В диагностике участвовало пять человек. Исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - начальная диагностика. Второй этап - проведение развивающих игр. Третий
этап - выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой
деятельности.
На первом этапе диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи
по картинке».
Для развития речи детей систематически проводятся различные игры, как на занятиях,
так и в свободной деятельности детей. Приведем несколько примеров игр, специально
2
организованных воспитателем: «За покупками в магазин», «Отвечай быстро», «Уточним цвет
предметов» и т. д.
В течение трех месяцев после первоначальной диагностики с детьми старшей группы
проводились развивающие игры на расширение ориентировки в окружающем и обогащение
словаря.
После
этого
была
проведена
повторная
диагностика
по
приведенным
выше
методикам, и мы выяснили, что уровень развития речи детей значительно возрос.
Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные
игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила
и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым
обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова,
учится правильно строить предложения.
Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И
главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать
игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста,
их роль в развитии детей.
Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения,
полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в
жизни.
Список литературы:
1.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.
2.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 -
712 с.
3.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. -
С. 59-66.
4.
Федоренко
Л.П.
и
др.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста.
Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
5.
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.:
Просвещение, 2000.
3