Автор: Пасюта Светлана Ивановна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: Няганский технологический колледж
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование деятельностного метода обучения на уроках физики".
Раздел: среднее профессиональное
Пасюта Светлана Ивановна
Преподаватель физики, высшая
квалификационная категория,
Няганский технологический колледж,
г. Нягань,РФ
Е-mail: swetapos@bk
Использование деятельностного метода обучения
на уроках физики.
Модернизация образования является в настоящее время приоритетной
задачей российской образовательной политики.
В современном понимании качество образования — это не только
соответствие
знаний,
обучающихся
государственным
стандартам,
но
и
успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность
каждого педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Современная система образования строится на единстве обучения,
воспитания и развития.
На их основе строится целостное формирование и
развитие личности студента. В соответствии с этим должна конструироваться
система преподавания физики. Образовательный аспект преподавания данного
предмета
связан
с
расширением
объема
знаний,
развивающий
–
со
структурным
усложнением
усваиваемого
содержания,
воспитательный
–
с
формированием отношений. Реформа современного образования предполагает
переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, при котором
студенты не пассивные получатели знаний по предложенной преподавателем
схеме,
а
активные
участники
его
получения.
Поэтому
с егодня
педагог, организуя
совместную
деятельность
со
студентами, сначала
мотивирует и побуждает к действию, затем организует, координирует, создает,
помогает,
управляет,
стимулирует.
К р ом е
о п р е д е л е н н о й
р о л и
в
образовательном
процессе
преподаватель
выстраивает
свою
собственную
концепцию работы на основе следующих факторов:
· выбор методов обучения;
· предпочтение тех или иных видов поощрения или наказания;
· подбор средств воспитания.
В преподавании предмета «Физика» я использую методику, разработанную
Н.Н Палтышевым.
Неуспех в учении, как известно, ведёт к потере у студента интереса к нему и
отсутствию
любознательности.
Поэтому
необходимо
абстрактно-
теоретический курс превратить в теоретика - прикладной. С этой целью
учебные
программы
профессионально
-
профилирующих
дисциплин
по
профессиям
и
специальностям
«сварочное
производство»,
«техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного
транспорта»,
«техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического
оборудования»,
«сварщик
(электросварочные
и
газосварочные
работы)»
и
других
-
были
подвергнуты
разностороннему
анализу.
Оттуда
был
взят
материал, который непосредственно относится к курсу физики.
Для группы, обучающейся по профессии «сварщик (электросварочные и
г а з о с в а р оч н ы е
р а б о т ы ) »
р а з р а б о т а н
ф а к ул ьт ат и в н ы й
к у р с
«электроматериаловедение».
Для
студентов
специальности
«техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического
оборудования» - факультатив «проектно- исследовательская деятельность».
Так
благодаря
межпредметным
связям
можно
было
создать
рабочую
программу курса физики, в которой её общие положения для студентов уже не
казались абстрактными и не нужными, как было до сих пор. Они увидели
служебную роль этого предмета, помогающего овладению техническими и
технологическими
вопросами
профессии,
построенной
с
учетом
законов
физики.
У
студентов
укрепляется
любознательность,
интерес
к
учению,
меняется их отношение к физике в положительную сторону. Так происходит
поворот в мотивах учения.
Иногда студентам трудно выделить систему знаний. По методике И. Н.
Палтышева из всего курса предыдущих лет выделяется то, что нужно для
заучивания. И оказалось, что не так уж много – только 30 основных понятий и
формул, которые нужно знать. И 4-6 уроков достаточно, чтобы их выучить! А
если есть база знаний, то остальной материал уже посилен для усвоения и по
объему, и по сложности. В преподавании используются и другие приёмы,
стимулирующие
студентов
в
учебном
процессе:
дифференцированное
обучение, взаимоконтроль и взаимооценка и др.
Все
эти
подходы
являются
поэтапной
системой
обучения,
предусматривающей ликвидацию пробелов
1) формирование учебных умений;
2) развитие познавательного интереса к учению;
3)
активизация
самостоятельной,
творческой
деятельности
студентов
в
процессе приобретения новых знаний.
Использование в образовательном процессе современных методов и приёмов
приносит студентам несомненный успех в изучении физики.