Автор: Бахолдина Ольга Ивановна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МКДОУ Д/С №8 Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: "Воспитатель в условиях введения ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИТОГОВАЯ РАБОТА
(ЭССЕ)
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО,
Бахолдина О. И.
(МКДОУ «Детский сад № 8»
г. Острогожск)
ОСТРОГОЖСК 2014
«…не мыслям, а мыслить надо учить».
Иммануил Кант.
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
произошли
серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с
введением
стандартизации
в
ДО,
наиболее
значимыми
я
считаю
такие
изменения
как:
создание
инновационного
образовательного
пространства
в
ДОО
и
создание
равных
условий
для
разностороннего
развития
детей,
имеющих
разные
возможности;
формирование
новой
модели
выпускника
детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и
со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в
ребенке
стандартного
члена
коллектива
с
определенным
набором
знаний,
умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача:
сформировать
перед
школой
компетентную,
креативную,
социально-
адаптированную
личность;
способную
ориентироваться
в
информационном
пространстве;
умеющую
отстаивать
свою
точку
зрения;
способную
продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
После
дошкольной
жизни
у
каждого
ребенка
(в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями)
должна
появиться
мотивация
(желание)
к
обучению в школе.
Воспитатель
-
как
непосредственный
участник,
как
субъект
образовательного
процесса,
остается
центральной
и
значимой
фигурой
в
формировании
творчески
активной
(креативной)
личности
дошкольника.
Формирование
новой
модели
выпускника
детского
сада
влечет
за
собой
изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с
ребенком,
т.е.
изменяется
подход
к
программе,
условиям
и
результатам
преподавания.
Теперь
педагог
является
организатором
интеллектуального
поиска,
эмоциональных
переживаний
и
практических
действий
ребенка.
Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его
педагогической
компетентности:
воспитатель
должен
владеть
огромным
багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно
и
интересно
преподносить
материал.
А
также,
обладать
личностными
качествами:
педагогическим
тактом,
добротой,
отзывчивостью,
чувством
юмора,
умением
создать
комфортный
микроклимат,
интересом
к
личности
ребенка и многим другим.
В связи с введением ФГОС ДО в ДОУ пришло множество инноваций:
методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных
на
достижение
позитивного
результата
за
счет
динамических
изменений
в
личностном развитии ребенка.
Наш детский сад является инновационной площадкой, и у нас уже
началась
работа
по
введению
СТАНДАРТОВ
в
образовательный
процесс.
Вначале
инновационные
преобразования
казались
нам
снежным
комом,
несущимся
на
нас
с
большой,
непреодолимой
силой
откуда-то
сверху.
Но
постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления
инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в
управлении развитием Д/С; созданию нормативно-правовой базы и
системы
непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения
квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы
в
зависимости
от
уровня
профессионального
мастерства
педагогических
работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и
т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы,
педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) - ФГОС
постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь.
Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в
дошкольные
учреждения.
Имеются
проблемы,
как
малого,
так
и
большого
масштаба.
На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования
отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью.
Больше
всего
нас,
педагогов,
удручает
материальное
обеспечение
внедрения ФГОС ДО. В связи с недостатком материальных средств, оставляет
желать лучшего организация предметно-пространственной развивающей среды
в ДОО. В большинстве детских садов нет современного, полифункционального,
легко
трансформируемого
оборудования,
обеспечивающего
вариативность,
доступность,
безопасность
использования,
а
порой,
нет
даже
просто
соответствующей
росту
детей
мебели
(большой
процент
мебели
в
ДОУ
изношен и морально устарел).
Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к
сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и
принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в
полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого
воспитанника.
Плохо разработан комплекс материальных, моральных и психологических
условий,
способствующих
достижению
высоких
творческих
результатов
педагогов.
Вопиюще-ничтожными
выглядят
зарплата
и
стимулирование
творческого труда в условиях инновационной деятельности.
Решение перечисленных проблем я вижу в строительстве новых детских
садов и в достаточном финансировании ДО.
Воспитатели положительно восприняли все инновации. Теперь в центр
образовательной
системы
поставлена
личность
и
новые
подходы
к
ней,
отвергающие
принуждение,
основанные
на
индивидуализации
и
гуманно-
личностных
технологиях
сотрудничества
и
партнерства.
Грамотно
организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность
должна
способствовать
формированию
у
ребенка
исследовательского
типа
мышления посредством
эвристических
бесед,
моделирования,
погружения,
подражания,
постановки
и
решения
вопросов
и
ситуаций
проблемного
характера, опытов,
и т.д. Технология проектирования призвана включить в
сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых,
развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном
процессе
педагоги
теперь
используют
как
новые
технологии,
так
и
уже
знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые
методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ,
ИКТ и др.
Особенно трепетно мною и коллегами восприняты требования по изменению
традиционной формы НОД с детьми. Необходим переход от информационно-
технологического принципа, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и
взрослого
–
к
игровому,
многогранному
и
объемному
взаимодействию
с
ребенком
в
системе
«ребенок
–
педагог
-
сверстник»,
приветствующему
максимальное
использование
инновационных
и
активных
методов
педагогического
взаимодействия,
более
индивидуализированному
и
нацеленному
на
раскрытие
собственного
потенциала
каждого
ребенка.
Привычные стереотипы очень трудно ломать. Большинство педагогов имеют
приличный педагогический опыт, поэтому организация НОД в нетрадиционной,
игровой форме дается нам с некоторыми затруднениями. В преодолении этой
проблемы,
я
думаю,
помогут
методические
рекомендации,
разработки
специалистов, которые мы еще не имеем в наличии.
Я уверена в том, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы
дошкольного
образования,
овладение
педагогами
инновационным
педагогическим инструментарием и вовлечение родителей в педагогический
процесс
приведет
к
обновлению
и
улучшению
качества
образовательного
процесса,
к
развитию
творческих
и
познавательных
способностей
у
дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе
завершения дошкольного образования.