Автор: Абдулкадырова Индира Фейтиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия №56
Населённый пункт: город Махачкала,республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Абулкадырова Индира Фейтиевна
Учительница английского языка
МБОУ Гимназия 56
Махачкала
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF
PUPILS AT ENGLISH LANGUAGE LESSONS
Abdulkadyrova Indira Feitievna
English teacher
Gymnasium 56
Makhachkala
Аннотация.
В
статье
рассматривается
значение
и
пути
развития
коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка, как
необходимого
условия
развития
личности
в
современных
условиях.
Анализируется
термин
«коммуникативная
компетенция»
с
учетом
ее
составных
частей,
а
также
основные
психологические
характеристики
продуктивной
иноязычной
устной
речи.
Автор
приводит
примеры
упражнений для эффективного овладения коммуникативной компетенцией.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, английский язык,
устная речь, развитие коммуникативной компетенции.
Abstract. The article considers the importance and ways of developing the
communicative competence of pupils at English language lessons as a necessary
condition for the development of the personality in modern conditions. The term
“communicative
competence”
with
its
components,
as
well
as
the
main
psychological characteristics of productive foreign speech is analyzed. The author
gives
the
examples
of
exercises
for
effective
mastering
of
communicative
competence.
Key words: communicative competence, the English language, oral speech,
development of communicative competence.
Многоаспектность
современной
общественной
жизни,
а
также
государственная
политика
требуют
овладения
иностранным
языком
на
высоком
уровне.
Коммуникативная
компетенция
становится
весомым
фактором общественно-экономического и культурного развития общества, в
2
котором личность свободно владеет иностранным языком и может ввести его
в
жизнь.
Это
способствует
повышению
языкового
статуса
в
условиях
школьного среднего образования, повышению уровня его преподавания, а
также побуждает к поиску новых подходов во время учебно-воспитательного
процесса,
в
частности,
формированию
коммуникативной
компетенции
учащихся.
Решение
этих
вопросов
направляется
в
русло
практической
деятельности,
а
именно
–
помощь
ученикам
в
осознании
своей
коммуникативной
практики,
развитие
коммуникативной
интуиции,
формирования
у
них
навыков
самодиагностики
при
построении
связных
высказываний.
Проблема
коммуникативной
компетенции
изучалась
рядом
исследователей,
в
частности,
Л.
С.
Выготским,
И.
А.
Зимней,
Ю.
М.
Жуковым, Л. А. Петровской, А. А. Бодалевым, Н. И. Гез и др.
Исследователи
утверждают,
что
иноязычная
коммуникативная
компетенция
свидетельствует
о
необходимом
уровне
сформированности
опыта
межличностного
взаимодействия,
гарантирует
эффективное
и
успешное
функционирование
в
поликультурном
обществе,
позволяет
создавать
позитивный
настрой
общения
коммуникантов,
выбирать
коммуникативно целенаправленные способы вербального и невербального
поведения на основе знаний о науке и культуре других народов в рамках
полилога
культур
[1,
с.
16],
обеспечивает
возможность
понимать
и
производить
соответствующие
речевые
высказывания
средствами
иностранного
языка.
Термин
«коммуникативная
компетенция»
выражает
отношение и взаимодействие между грамматической компетенцией – знание
грамматических правил – и социолингвистические компетенции – умение
общаться.
Иноязычную
коммуникативную
компетенцию
т акже
интерпретируют как способность распознавать контекстуальную уместность
языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций
[2, с. 18]. Ученые отмечают, что обозначенное явление предполагает высокий
уровень практического владения как вербальными, так и невербальными
3
средствами языка, а также опыт владения языком на вариативно-адаптивном
уровне
в
зависимости
от
конкретной
речевой
ситуации,
что
является
чрезвычайно эффективным.
Определение
коммуникативной
компетенции
состоит
из
четырех
составных частей: грамматическая компетенция, дискурсивная компетенция
(способность
строить
предложения
в
дискурсе
с
целью
формирования
содержательной
целостности
ряда
высказываний),
социолингвистическая
компетенция
(заключается
в
понимании
правил
употребления
языковых
норм,
которые
зависят
от
определенного
социального
контекста),
и
стратегическая
компетенция
(определяет
языковые
приемы,
которые
используют
говорящие,
когда
общение
ухудшается
в
результате
недостаточного знания языка). К этим приемам относятся корректировки,
парафраз,
иносказания,
повтор
и
пауза
[3,
с.
95].
Однако,
в
развитии
коммуникативной
компетенции
нельзя
не
принимать
во
внимание
грамматические
правила.
Следовательно,
грамматическая
компетенция
является важнейшей частью коммуникативной компетенции.
Развитие
коммуникативной
компетенции
происходит
одинаково
в
родном и иностранном языке от восприятия к воспроизведению, как считают
психологи, и от слушания к говорению. Согласно Н. Бруксу и П. Стивенсу
язык является не вещью, не данностью, а процессом [5, с. 116]. Рассматривая
процесс
устной
речи,
следует
обратить
внимание
на
основные
психологические характеристики устной речи, определяющие эффективность
развития коммуникативной компетентности в учеников. Во-первых, речь как
средство
коммуникации
должна
быть
мотивированной
–
говорящий
стремится сообщить слушателя о чем-то интересном, важном, или получить
информацию
от
него.
В
изучении
иностранного
языка
важно
обдумать
мотивы общения учеников. Они должны нуждаться в общении не только для
получения хорошей оценки, но и для того, чтобы выразить свои мысли и
чувства. Во-вторых, речь всегда адресована собеседнику, поэтому следует
организовывать
учебный
процесс
таким
образом,
чтобы
он
позволял
4
ученикам свободно общаться, в том числе и между собой. Сообщение будет
успешным, когда речь ученика будет адресована к классу, а не к учителю или
к потолку, как, к сожалению, часто случается [4]. В-третьих, речь должна
быть
эмоционально
окрашена,
выражать
собственные
мысли
учеников,
чувства,
личное
отношение.
Поэтому
полезным
будет
практиковать
интонационные приемы, чтобы выразить отношение и чувства к сказанному.
Это может быть осуществлено путем выполнения таких задач, как: выяснить
причину, почему сообщение понравилось или не понравилось; согласиться
или опровергнуть определенное мнение; высказать свое мнение по поводу
ситуации
или
поставленной
проблемы
и
т.
д.
В-четвертых,
речь
всегда
является
ситуативной,
поэтому
на
занятиях
следует
приблизить
коммуникацию к реальным условиям.
Развитие
коммуникативной
компетенции
учеников
на
уроках
английского языка осуществляется с помощью разнообразных упражнений,
нацеленных на овладение иностранным языком для понимания и строения
связной речи. Среди наиболее интересных и продуктивных для решения
данной задачи мы выделяем следующие упражнения:
1) Литературный кружок. Ученики делятся на группы. Каждая группа
представляет свою серию ключевых слов, по которым другая группа должна
составить и рассказать историю.
2)
Знаменитости.
Ученики
рассказывают
о
пяти
известных
людях,
которых
они
хотели
бы
пригласить
на
обед,
пообщаться
и
поделиться
собственными достижениями в чем-либо.
3) Занятная картина. Учащиеся делятся на две или три группы. Каждая
группа получает рисунок с целью подготовить как можно больше вопросов к
другим группам.
4) Дискуссия. Прежде чем организовать дискуссию, учитель должен
помнить, что учащимся нужно время для ее подготовки. Поэтому важно
предоставить ученикам время для обдумывания перед дискуссией. Можно
разделить
учеников
на
маленькие
группы,
чтобы
они
исследовали
дискуссионную тему перед тем, как проводить дискуссию со всем классом.
5
5)
Обсуждение
проблемы.
Это
упражнение
заставляет
учеников
критически мыслить. Кроме того, этот вид упражнений развивает навыки
учащихся работать в группах.
6)
Анкетирование.
Ученики
обсуждают
вопрос
в
группах.
Для
обсуждения можно взять следующие вопросы: Do you like to sing? What’s
your favourite kind of music?
7)
«Мозговой
штурм».
После
четкой
формулировки
вопроса
или
проблемы
ученики
выражают
самые
разнообразные
пути
ее
решения.
К
примеру: проблема – «Why should we study English?» Ученики выражают свое
мнение, даже если оно кажется абсурдным. Самые лучшие ответы проходят
корректировку всем классом и визуализируются (схема, рисунок).
Таким
образом,
иноязычная
коммуникативная
компетентность
выступает интегральной характеристикой профессиональной деятельности и
предусмат ривает
как
деятельно стную
со ст авляющую,
т ак
и
коммуникативную [1, с. 16-17]. Развитие коммуникативной компетенции на
уроках английского языка является одним из условий свободного владения
иностранным
языком.
Выполняя
упражнения
и
задания,
формирующие
коммуникативную
компетенцию,
ученики
развивают
познавательную
деятельность, учатся самостоятельно мыслить – и учитель лишь управляет
учебным процессом. Разнообразие речевых ситуаций, которые могут быть
созданы
в
классе,
способствуют
формированию
в
учащихся
устойчивого
интереса к изучению английского языка, внутренней мотивации к овладению
данным языком. В конечном итоге активизируется творческая деятельность
школьников, развивается культура речи, мышления, общения.
6
Список использованной литературы
1.
Выготский
Л.С.
Психология
/
Л.С.
Выготский.
-
М.:
Изд-во
ЕКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2.
Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект
зарубежных методических исследований / Н.И. Гез // Иностранные языки в
школе. – 1985. – №2. – C. 17-24.
3.
Harner Jeremy. The practice of English language teaching. L. – New
York, 1991. – 296 p.
4.
Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride
and J. Holmes (eds.). – New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 269-293.
5.
Savignon
S.J.
Communicative
Competence:
Theory
and
Classroom
Practice. New York: McGraw-Hill. – 1997. – 2nd edition. – 352 p.