Напоминание

"Здоровейка"


Автор: Скрыпник Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №22 им. Н.А. Острякова
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Программа по внеурочке
Тема: "Здоровейка"
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности

(спортивно-оздоровительное направление)

курса «Здоровейка»

уровень базовый

учитель: Скрыпник В.А

Количество учебных часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 33 часа

Срок реализации рабочей программы 2016-2017 учебный год

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка»,

спортивно-оздоровительное

направление,

разработана

на

о снове

Федерального государственного стандарта начального общего образования

(ФГОС НОО), Федерального закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации», основной образовательной программы начального

общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 06

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22

сентября 2011 № 2357, постановления Федеральной службы по надзору в свете

защиты

прав

потребителей

и

благополучия

человека,

Главного

государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»,

внеурочная

деятельность

школьников,

в

соответствии

с

учебным планом ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 имени

Н.

А.

Острякова»,

на

основе:

«Комплексная

программа

физического

воспитания

1-11

классы»

авторов

В.И.Лях,

А.А.Зданевич,

издательство

«Просвещение», Москва-2014 год.

Данный курс

построен на основании современных научных

представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого

возраста.

Содержание

курса

раскрывает

особенности

соматического,

психологического

и

социального

здоровья.

Основная

идея

программы

заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в

формировании потребности сохранения физического и психического здоровья

как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному

направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и

направлена на осуществление следующих целей:

1.

формировать

установки

на

ведение

здорового

образа

жизни

и

коммуникативные

навыки,

такие

как,

умение

сотрудничать,

нести

ответственность за принятые решения;

2.

развивать

навыки

самооценки

и

самоконтроля

в

отношении

собственного здоровья;

3.

обучать

способам

и

приемам

сохранения

и

укрепления

собственного здоровья.

Задачи:

1.

Формирование:

1.

представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;

правильное (здоровое) питание и его режим;

2.

рациональная организация режима дня, учёба и отдых; двигательная

активность;

Причины

возникновения

зависимости

от

табака,

алкоголя,

других

психоактивных веществ и их пагубное влияние на здоровье;

основные компоненты культуры здоровья и здорового образа жизни;

влияния эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния

здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2.

Обучение:

1.

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять

и укреплять здоровье;

2.

правилам

личной

гигиены,

готовности

само стоятельно

поддерживать своё здоровье;

3.

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

4.

упражнениям сохранения зрения

Место курса в учебном плане

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 занятие в

неделю.

Формы организации учебного процесса

Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков

основного

расписания,

продолжительность

соответствует

рекомендациям

СанПиН, т. е. 35 минут.

Результаты освоения обучающимися

курса внеурочной деятельности в 1 классе

В

процессе

обучения

и

воспитания

собственных

установок,

потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового

образа

жизни,

культуры

здоровья

у

обучающихся

формируются

познавательные,

лично стные,

регулятивные,

коммуникативные

универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по

спортивно-оздоровительному

направлению

«Здоровейка»

является

формирование следующих умений:

1.

определять

и

высказывать

под

руководством

учителя

самые

простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

(этические нормы);

2.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при

поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности

по

спортивно-оздоровительному

направлению

«Здоровейка»

-

является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.

Регулятивные УУД:

1.

Определять

и

формулировать

цель

деятельности

на

уроке

с

помощью учителя.

2.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.

Учить

высказывать

своё

предположение

(версию)

на

основе

работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

4.

Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

5.

Учиться

совместно

с

учителем

и

другими

учениками

давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

6.

Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

1.

Делать

предварительный

отбор

источников

информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

2.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3.

Перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате совместной работы всего класса.

4.

Преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую:

составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,

схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с

помощью

простейших

моделей

(предметных,

рисунков,

схематических

рисунков).

5.

Средством формирования этих действий служит учебный материал

и

задания

учебника,

ориентированные

на

линии

развития

средствами

предмета.

3. Коммуникативные УУД:

1.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль

в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого

текста).

2.

Слушать и понимать речь других.

3.

Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

4.

Совместно

договариваться

о

правилах

общения

и

поведения

в

школе и следовать им.

5.

Учиться

выполнять

различные

роли

в

группе

(лидера,

исполнителя, критика).

6.

Средством

формирования

этих

действий

служит

организация

работы

в

парах

и

малых

группах

приложении

представлены

варианты

проведения уроков).

Предметные результаты

1.

сознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и

выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и

здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и

произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные

секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

2.

социальная

адаптация

детей,

расширение

сферы

общения,

приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Планируемые образовательные результаты

Ученик начнёт учиться:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- различать “полезные” и “вредные” продукты;

- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

- заботиться о своем здоровье;

-находить

выход

из

ситуаций,

связанных

с

употреблением

алкоголя,

наркотиков, сигарет;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей

работе;

-

оказывать

первую

медицинскую

помощь

при

кровотечении,

удушении,

утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

-

принимать

разумные

решения

по

поводу

личного

здоровья,

а

также

сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы

внеурочной деятельности по

формированию культуры здоровья обучающиеся должны узнать:

-

основные

вопросы

гигиены,

касающиеся

профилактики

вирусных

заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- основы рационального питания;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- основы развития познавательной сферы;

- свои права и права других людей;

- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте,

общественных учреждениях;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

Учебно-тематический план курса в 1 классе

Тема

Кол-во

часов

I

Введение «Вот мы и в школе».

7

II

Питание и здоровье

3

III

Моё здоровье в моих руках

2

IV

Я в школе и дома

8

V

«Олимпийские игры»

7

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

3

Итого:

33

Содержание курса «Здоровейка» в 1 классе

Программа

внеурочной

деятельности

по

спортивно-оздоровительному

направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:

1.«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для

организма;

2.«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки

культуры

поведения

во

время

приема

пищи,

кулинарные

традиции

современности и прошлого;

3.«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье

человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и

опорно-двигательного аппарата;

4.«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения

обучающихся

в

образовательном

учреждении,

гигиена

одежды,

правила

хорошего тона;

5.«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

6.«Я

и

моё

ближайшее

окружение»:

развитие

познавательных

процессов,

значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

7.«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний

период, опасности летнего периода.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«

Здоровейка»

33 часа в год (1 час в неделю)

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт

I

Введение «Вот мы и в школе».

7

1-2

Страна «Здоровейка»

2

07.09

14.09

3

Здоровье в порядке - спасибо

зарядке

1

21.09

4-5

Игры

2

28.09

05.10

6

День Здоровья

1

12.10

7

«Сильные! Смелые! Ловкие!»

1

19.10

II

Питание и здоровье

3

8

Как и чем мы питаемся. Красный,

желтый, зеленый.

1

26.10

9

Правильно ли мы питаемся.

1

09.11

10

Продукты для здоровья

1

16.11

III

Моё здоровье в моих руках

2

11

Соблюдаем мы режим, быть

здоровыми хотим.

1

23.11

12

Здоровый образ жизни .

Как обезопасить свою жизнь.

1

30.11

IV

Я в школе и дома

8

13

Мои любимые игры.

1

07.12

14 -

15

Академия здоровья - зрение

2

14.12

21.12

16-17

Осанка – это красиво.

2

28.12

18.01

18-19

Новая игра Бадминтон

2

25.01

01.02

20

Закаливание.

1

15.02

V

«Олимпийские игры»

7

21

Олимпийские игры Древней Греции

776 год до н.э.

1

22.02

22-23

Олимпийцы среди нас.

2

01.03

15.03

24

Олимпийские игры современности

1896 год. Пъер де Кубертен

1

22.03

25

Символы, талисманы Олимпийских

игр

1

05.04

26

Быстрее! Выше! Сильнее!

1

12.04

27

Паралимпийские игры

1

19.04

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

28

Вредные и полезные привычки.

1

26.04

29

День здоровья

«Все на старт»

1

03.05

30

Папа, мама, я – спортивная семья

1

10.05

VII

«Вот и стали мы на год взрослей»

3

31

Путешествие по станциям: Красный.

Желтый. Зеленый.

1

17.05

32

Сильные! Смелые! Ловкие!

1

24.05

33

Как сохранить и укрепить свое

здоровье.

1

Итого:

33

Учебно-методическая литература

1.

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.

Режим дня школьника. М.: изд.

Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5

классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

3.

Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих

технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

4.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

5.

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические

разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных

игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская

учителя.

6.

Лях

В.И.,

Зданевич

А.А.

Комплексная

программа

физического

воспитания 1-11 классы. М.: изд. «Просвещение», 2014.

7.

Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - /

Мозаика детского отдыха.

8.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

9.

Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. //

Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

10. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. –

120 с.

Севастополь 2016г.

Приложение 1

Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных

1 упражнение

Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть

воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в

среднем темпе (5 вдохов – 5 выдохов).

2 упражнение

Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать

пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе.

Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой.

Повторить 5 раз в обычном темпе.

3 упражнение

Выполнять

сидя.

Плотно

закрыть

рот

ладонью

правой

руки.

Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать

только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов – 5 выдохов). Затем закрыть

правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов – 5 выдохов).

4 упражнение

Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном

темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз.

5 упражнение

Выполнять

сидя.

Губы

сомкнуть,

щёки

надуть.

Нажимая

на

щёки

ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в

обычном

темпе

через

нос

(можно

переменно

левой

и

правой

ноздрёй).

Повторить упражнение 5 раз.

6 упражнение

Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и

живот. Повторить 5 раз.

7 упражнение

Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с

выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз.

8 упражнение

Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с

выдохом. Повторить 5 раз.

9 упражнение

Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться,

прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом

произносить «ха». Повторить 5 раз.

10 упражнение

Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.

Приложение 2

Комплекс

упражнений

для

профилактики

нарушения

осанки

и

плоскостопия

1. Ходьба. Шаг с правой ноги—хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги

—хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.

2. И. п.—стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 —повернуть

туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом

энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2—вернуться в и, п. На счет

3—4—то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6—8 раз.

Дыхание произвольное.

3.

И.

п.—стоя,

ноги

вместе,

руки

опущены.

Круговые

движения

прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя

круговые

движения

руками

назад.

Повторить

12—16

раз.

Дыхание

произвольное.

4. И. п.—сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1—2, наклоняясь в

сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3—4—

вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Дыхание

произвольное.

5. И. п.—сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута,

левая выпрямлена. На счёт 1—3—вращение ногами вперёд, как при езде на

велосипеде. На счёт 4—6—то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6—

8 раз.

6. И. п.—стоя «в линию» (носок правой ноги—к пятке левой), руки

опущены. Насчёт 1 — подняться на носки, руки в стороны—вдох, на счёт 2—4

присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз—

выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4—

6 раз.

7. И. п.—сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя

плечи назад, прогнуться — вдох; на счет 2—наклониться вперёд поворачивая

туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой— выдох; на счёт

2—вернуться в и. п.—вдох. На счёт 3—4—то же в другую сторону. Ноги в

коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

8.

И.

п.—лёжа

на

спине,

руки

вверху

за

головой.

На

счёт

1—2—

прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3—4

—вернуться в и. п. На счёт 5—8—тоже а другую сторону. Ноги в коленях не

сгибать. Дыхание произвольное.

9. И. п.—лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1—2—

поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3—4

—вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—6 раз.

10. И. п.—стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с

поворотами. На счёт 1—3—прыжки на носках на месте; на счёт 4—поворот на

90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30—40 секунд.

11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание

произвольное.

Приложение 3

Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-

сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.)

Зайцы и собаки (Эстонская игра «Пейде»)

Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх

охотников, остальные игроки – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась

за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя).

Охотники

и

собаки

в

это

время

закрывают

глаза

и

отворачиваются

в

противоположную сторону.

По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски.

Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право

задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда

считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до

тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Ночная охота

В центре игровой площадки находится охотник – выбранный ребёнок,

которому

завязывают

глаза.

Около

охотника

лежит

большое

количество

снежков.

Остальные

дети

различные

звери.

По

сигналу

охотник,

прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает

в

них

снежки.

Тот,

в

кого

попали,

выбывает

или

меняется

с

охотником

местами.

Выигрывает

охотник,

который

потратил

меньше

снежков

для

попадания.

Рыбки в пруду

Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг.

Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий – щука. Она

находится

в

центре

огороженного

круга

(можно

обозначить

ей

домик).

Остальные игроки – рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им

надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок.

Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки.

Рыбка,

сбившая

палку,

считается

пойманной

и

идёт

в

домик

щуки

(или

выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные

игроки возвращаются в игру.

«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину

круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один

волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу,

стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу,

подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся

попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий

становится в круг.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются

проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий

сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей.

Первый водящий не считается проигравшим.

«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в

4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный

щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и

бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют

остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает

команда, набравшая больше очков.

«Гонка

мячей

над

головой,

сидя

в

колоннах».

Две-

четыре

равные

команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У

первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой

прямыми

руками.

Последний

игрок,

получив

мяч,

встает,

бежит

вперед,

садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки,

начавшие

передачу

первыми,

снова

окажутся

впереди

своих

команд,

они

поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.

«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре

круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги).

Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок.

Попавший игрок становится водящим.

«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от

другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга,

по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг

другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает

игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают

игроков,

которые

лучше

передавали

мяч.

Эту

игру

можно

проводить

в

шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над

головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает

команда, быстрее всех закончившая передачу.

«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед

ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу

капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча):

первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом

обратно

и

принимают

положение

упора

присев.

Затем

следуют

передачи

вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот

поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это

раньше, побеждает.

«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися

4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара,

быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.

«Бросай-беги» . Играющие

стоят

в

двух

разомкнутых

на

3-4

шага

шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на

второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые -

другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут

мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и

сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали

игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч

достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну,

на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали

напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки,

начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это

первой, побеждает.

«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине

круга

два-три

водящих.

Игроки

начинают

передавать

мяч

друг

другу,

а

водящие

пытаются

перехватить

его.

Если

одному

из

них

это

удается,

то

водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.

«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют

два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом.

По

сигналу

игроки

в

центре

поочередно

бросают

мяч

своим

игрокам

и

получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает

его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в

центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение:

игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и

только после этого передать мяч обратно.

«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют

круг.

Перед

ними

проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки»

произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая

мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка

выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное

время.

Затем

играющие

меняются

ролями.

Выигрывает

команда,

которая

быстрее осалила всех уток.

«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга.

Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на

первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая.

Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает

передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи

передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда,

закончившая передачу первой.

«Гонка

мячей

по

рядам».

Все

играющие

в

двух

шеренгах,

стоящих

лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу

передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах,

получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают

передавать мяч своим

соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на

своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше,

побеждает.

«Встречная эстафета с мячом» . Играющих делят на две команды и

выстраивают

в

колоннах.

Каждую колонну делят на две группы, которые

располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух

игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную

группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее

закончившая передачу.

В

этой

игре

возможны

варианты:

после

передачи

бежать

в

противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной

рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после

остановки перед игроком, стоящим напротив.

«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются

параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед

до

противоположной

стороны

(до

отмеченного

места),

останавливаются,

бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На

расстоянии

3-4

м

от

колонны

они

останавливаются,

передают

мяч

двумя

руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны.

Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения

расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.

«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой

половине

поля

параллельно

лицевой

линии

на

расстоянии

2-3

м

от

нее

проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и расставляют их

произвольно

в

своем

городе.

Игроки

размещаются

на

своей

половине

площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по

два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить

булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда

противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда,

сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав

запрещается.

«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м.

Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м

от

них

проводят

линии

«плена»,

образуя

«коридор

плена».

Команды

размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена.

Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из

них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в

противника.

Осаленные

мячом

игроки

идут

за

линию

плена

к

противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не

выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в

свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою

команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого

пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из

команд не пересалит всех игроков противника.



В раздел образования