Напоминание

рабочая программа по русскому языку 10-11 классы


Автор: Николаева Рита Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: Город Белебей
Наименование материала: Учебная программа
Тема: рабочая программа по русскому языку 10-11 классы
Раздел: среднее образование





Назад




1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Бе-

лебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

На ШМО

________________

Протокол

№____от______2017г.

Согласовано

Зам. Директора по УВР

__________О.М. Селькина

Протокол

№____от______2017г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №1

г. Белебея

________Г.Р. Гребешкова

Приказ от______2017г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: русский язык

Уровень общего образования/класс: основное общее образование/ 10-11 классы

Срок реализации рабочей программы: 2017-2018 г.

Программу составила:

Р.П. Николаева, учитель

русского языка и литературы

2017г.

2

Пояснительная записка

Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственно -

го стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а

также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена

для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Рабочая про-

грамма составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен

обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать воспри-

ятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А.

Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при под-

готовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому

языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский

язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их вза -

имосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блока-

ми, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами

науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, харак -

тер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достиже -

ние воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандар-

те, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой

компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в

обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для

языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи ис -

пользуются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание

изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разде-

лы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста»,

изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала пер-

воисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение

лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного

подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой си-

стеме и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвисти -

ке как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного

языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершен -

ствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться

различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами ре-

чевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования

языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психо-

логическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культу-

ры, национально- культурной специфики русского языка; расширение знаний взаимосвязи

развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения,

культуры межнационального общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих це -

лей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском

языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание

3

национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнацио-

нального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и со-

циальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорга-

низации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к полу-

чению высшего гуманитарного образования;

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной

развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; язы-

ковой норме, и её функциях; функционально-стилистической системе русского

языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифициро-

вать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необ -

ходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;

оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответ-

ствия в сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые

нарушения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в

том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенство-

вание нормативного и целесообразного использования языка в различных сфе-

рах и ситуациях общения.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены до-

полнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку:

«Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация

ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение

изученного в начале и конце года»

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской

Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в

объеме 140 часов (в 10 классе – 70 часов, в 11 классе – 70 часов). Именно на такое число ча-

сов рассчитана данная программа.

Рабочий учебный план МАОУ СОШ№1 на 2017-2018 учебный год отводит на изучение

русского языка в 10 классе на базовом уровне 2 часа в неделю (70 часов)

Используемый учебно-методический комплект:

1.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник

для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012.

2.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.:

Русское слово, 2007.

3.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское сло-

во, 2007.

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского

языка в развитии русского языка, формах существования русского национального язы -

ка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русско-

го литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным

текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культур-

ной и деловой сферах общения;

уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, до -

пускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения язы-

ковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, раз-

говорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других на-

родов;

аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-рефе-

ративное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек-

стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представлен-

ных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного

текста;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания раз -

личных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучае-

мых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грам-

матические нормы современного русского литературного языка; использовать в соб -

ственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современно-

го русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том

числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-

вседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических

наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

5

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга

используемых

языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоо-

ценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной дея-

тельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных об -

ластях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной

жизни государства.

6

Учебно-тематический план. 10 класс. Базовый уровень. 70 часов

Тема

Кол – во

часов

В том числе

Контроль

ные работы,

практикумы

Развитие речи

1

Введение.

1

-

-

2

Фонетика, графика, орфоэпия

2

1

3

Лексика, фразеология, лексикография

12

1

2

4

Морфемика и словообразование

3

5

Морфология и орфография.

18

3

6

Части речи. Имя существительное

3

7

Имя прилагательное

5

8

Имя числительное

4

1

9

Местоимение

2

1

10

Глагол. Причастие. Деепричастие

6

11

Наречие.

2

1

12

Слова категории состояния

1

13

Служебные части речи. Предлог. Союз.

Частицы. Междометия

8

14

Повторение и обобщение

1

3

Всего часов

70

11

2

Учебно-тематический план. 11 класс. Базовый уровень. 70 часов

Тема

Кол-во ча-

сов

В том числе

Контрольные

работы, тесты,

практикумы

Развитие речи

1

Повторение

и

обобщение

пройденного

по фонетике, графике, орфографии и ор-

фоэпии

6

1

2

Синтаксис и пунктуация

1

3

Словосочетание

3

1

4

Предложение. Простое предложение

2

5

Простое осложнённое предложение

16

3

6

Сложное предложение

9

2

7

Предложения с чужой речью

2

8

Употребление знаков препинания

4

1

9

Культура речи

1

10

Стилистика

9

3

2

11

Подготовка к написанию части С на ЕГЭ

5

2

12

Повторение

12

Всего часов

70

10

5

7

Содержание программы

Базовый уровень

10 КЛАСС

Введение

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение язы -

ков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского на-

ционального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разно-

видности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литера-

турного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художествен -

ной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных

единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные

функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразитель -

ные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.

Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их упо-

требление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотреби-

тельная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей

лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Слова-

ри русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография

1

.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ

2

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков,

чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные пра-

вила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аф-

фиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразова-

тельной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

1

Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и

вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями

должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных сло-

варей дается в конце учебного пособия.

2

См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и тра-

диционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

8

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существитель -

ных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные

общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиа-

туры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание

сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных:

прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и ана -

литические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетиче -

ских) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и упо -

требления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и пол-

ных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притя -

жательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы.

Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

9

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное

(условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор

деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание

наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический

разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, упо-

треблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их зна-

чение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными ча-

стями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стили-

стические особенности употребления

междометий.

10

11 КЛАСС

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные

принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор слово-

сочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусостав-

ные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и

сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены

предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини -

тельное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными члена-

ми. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания

при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,

соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, со-

единенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложе-

ния. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособлен-

ные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоедини -

тельные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетани -

ях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.

Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочи-

ненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксиче-

ский разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Син -

таксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюз -

ном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюз-

ном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при

диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

11

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.

Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и дру -

гие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура

речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм

речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные

качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодо-

ление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культу-

ра публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также

изобразительно-выразительные средства

1

.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Офици -

ально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литера -

турно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повество-

вание,

описание,

рассуждение.

Иинформационная

переработка

текста.

Анализ

текстов

разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В.

Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.

1

См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.

Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и дру -

гие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь.

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основ-

ные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их

предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и

письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура пись-

менной речи.

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также

изобразительно-выразительные средства

1

.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Офици -

ально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литера -

турно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повество-

вание, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных

стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы.

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В.

Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития руси-

стики в наши дни.

1

См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

12

Контроль уровня обученности

В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания

для комплексного анализа текста и диктанты из книг:

1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экза-

мен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, созда-

ние текста. – Челябинск: Взгляд, 2003.

2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справоч-

ные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2004

Литература:

1.

Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н.

Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд,

2003.

2.

Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.

3.

Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. –

М.: Просвещение, 1987.

4.

Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Про-

свещение, 2003.

5.

Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. :

учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..

6.

Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М.,

2001.

7.

Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. –

М. : Экзамен, 2005.

8.

Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений фило-

логического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.

9.

Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому

языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий

центр,2002.

10.

Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.:

Айрис, 1996.

11.

Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Вла-

сенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.

12.

Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грам-

матика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А.

Паюсова. – Курган, 2004.

13.

Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи :

учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..

14.

Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государствен-

ному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.

15.

Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.

13



В раздел образования