Автор: Авкельгина Ольга Пятиримовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №7 "Звездочка"
Населённый пункт: республика Саха (Якутия) г. Олекминск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детям о пожарной безопасности"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №7
«ЗВЕЗДОЧКА»г. ОЛЕКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН»РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Методическая разработка « Детям о пожарной безопасности»
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса (мероприятий)
в средней группе «Солнышко» 2016 год
Составила: воспитатель высшей категории
МБДОУ ЦРР д\с№7 «Звездочка» Авкельгина О.П.
Г. Олекминск.
Пояснительная записка:
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в
себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров,
и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство
страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от
опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о
противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально
окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной
информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и
убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить
знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Образовательные:
•Познакомить с историей возникновения огня.
•Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
•Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
•Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
•Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
•Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
•Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
•Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
•Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
•Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
•Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
•Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный
Принципы реализации проекта:
Изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров .
Научить детей применять правила безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Участники проекта: Воспитатели, дети 4-5 лет, родители воспитанников средней группы «Солнышко».
Ожидаемый результат:
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;
Профилактика панического страха перед огнём;
Осознанное выполнение детьми правил противопожарной безопасности;
Изменение отношения родителей к данной проблеме;
Разработка методических пособий по данной тематике:
Комплексно-тематическое планирование по пожарной безопасности:
Консультации для родителей:
Конспекты НОД: беседа «О добром и злом огне»; Викторина «Знатоки»: Развлечение «Юные пожарные»;
Составление свода правил (памятки) по противопожарной безопасности для детей и взрослых: «Чтобы не было беды»
Памятки-буклеты « Это должен знать каждый»
Изготовление и распространение агитплакатов по городу« Чтобы не было беды…»;
Обогащение предметно-развивающей среды в группе: атрибуты сюжетно-ролевым играм «Пожарная часть» «МЧС спешит на
помощь»;Настольно-печатные игры «Пожароопасные предметы» иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения,
дидактические и сюжетные игры).
Выставка рисунков в группе, в детской поликлинике «Осторожно, огонь!». Изготовление книжек-малышек «Человеку друг –огонь
,только зря его не тронь!»
Срок реализации проекта: 26 мая по 19 июня
№
Тематический
блок
Название мероприятия
Образовательные задачи:
Дата
проведе
Продуктивная
деятельность
ния
1
«Пожароопасные
предметы»
Беседа и просмотр презентации
«О добром и злом огне»
-Чтение стихотворений: «Пожар»,
«Детям нужно это знать», «Пожар»,
сказок: «Лес горит», «Сказка о спичке
и добром огне», «Кошкин дом»,
-
Словесные игры «Огонь – друг или
враг? », «Закончи предложение»,
«Найди выход», «Кто кому друг».
-Упражнение «Да и нет»
-
Опытно-экспериментальная
деятельность: «Опыт со свечой,
огнем».
-
Дидактическая игра «Пожароопасные
предметы»
Настольно-печатная игра «Опасные
ситуации в доме», лото «Профессии»,
«Найди хозяина».
-Развивать речь детей, показать роль
огня в жизни человека.
- Поддерживать интерес к литературе,
закрепить знания правил безопасного
поведения с огнем и электроприборами
-
расширять кругозор детей в области
пожарной безопасности, пополнить
словарный запас детей, развивать
связную речь, память
-
Развивать внимание, закрепить
правила безопасного поведения с
огнем
-
показать
детям
как
из
маленького
огонька
разгорается
большое
пламя
-
Развивать аналитические способности
детей, учить играть коллективно.
Стимулировать развитие скорости
26.05
28.05-
30.05
В
течении
месячни
ка
28.05 2
половин
а дня
В
- Рисунок: «Лес – это наше
богатство», «Транспорт для
пожарного».
- Аппликации: «Кошкин
дом», «Пожарная машина».
-
Тематическая выставка
книг в группе «Огонь вокруг
нас» цель:
Привлечь
внимание родителей и
детей к данной проблеме,
увидеть её значимость для
каждого из нас
Фотографии
- Игровая деятельность
Создание
игровых, обучающих ситуаций
«Бабушка забыла выключить утюг»,
«Маша обожглась» «Спички- игрушка»
реакции и внимания
течении
месячни
ка
2
Пожарная
служба
Знакомство с профессией пожарного ,
пожарной машиной
Просмотр презентации
« Пожарный вчера и сегодня»
-
Встреча с интересными людьми :
«Профессия – пожарный»
-
Игра – имитация «Пожарники»
-
Дидактические игры «Что
необходимо пожарному?», «Горит – не
горит», «Предметы-источники
пожара».
-Подвижная игра – эстафета
«Пожарная тревога» «Служба
спасения»
Развивать наблюдательность, закрепить
правила поведения при возникновении
пожароопасной ситуации.
-
развивать кругозор детей,
познакомить с особенностями работы
пожарного.
- продолжать развивать кругозор детей,
познакомить с особенностями работы
пожарного, учить следовать выбранной
роли.
-- продолжать развивать кругозор детей,
познакомить с особенностями работы
пожарного, учить следовать выбранной
роли развивать быстроту реакции,
учить действовать по сигналу.
5.06
10.06
29.05
В
течении
месячни
ка
17.06
Рисование «Пожарная
машина» аппликация
«Транспорт для
пожарного» .цель:
Продолжать учить детей
рисовать транспорт,
передавать характерные
детали пожарной машины,
воспитывать уважение к
труду пожарника
- Изготовление пособий
для сюж.рол игры
«Пожарные»
-
Конструирование из
строительного материала
«Пожарная часть»,
«Пожарный автомобиль».
-Лепка: «Вёдрышко для
курочки», «Огнетушитель –
пожарного друг».
Изготовление настольной
игры «Что необходимо
пожарному?» (родители)
3
Правила
поведения во
время пожара
Сюжетно-ролевая игра «Осторожно,
пожар!», «Мы пожарные».
Игровая ситуация «Пожарная тревога»
«Пожар»
-
Экскурсия по детскому саду
(знакомство с уголком
противопожарной безопасности с
пожарным щитом).
-
Игровая ситуация «Сигнал тревоги»
Просмотр презентации « Если
случилась беда»
-
Игра – эстафета «Потуши огонь»
-
Составление рассказов детьми на
тему «Откуда может прийти беда» или
«Почему это случилось?» .
- Чтение художественной литературы.
- К. И. Чуковский «Путаница»
- Сказка «Как человек подружился с
огнём»
- Андрей Чувилин. «Огонь –опасная
игра»
-
роли развивать быстроту реакции,
учить действовать по сигналу
тревожной кнопки. Познакомить детей
с номером телефона 01, по которому
надо звонить в случае пожара.
-
Учить детей быстро принимать
правильное решение в экстремальной
ситуации
-
развивать быстроту, ловкость;
воспитывать умение работать в команде
4.06
3.06
19.06
27.05
6.06
17.06
В
течении
месячни
ка
Изготовление памяток:
Для детей: Что делать если
случился пожар?»
Для взрослых: « Чтобы не
было беды…»
-
- «Откуда пришла беда»
-составление книжек
малышек из детских
рисунков.
- С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»,
«Рассказ о неизвестном герое»
- Сказка «Кошкин дом»
* Чтение загадок и пословиц об огне
* Заучивание стихотворений про огонь.
* Прослушивание частушек «Азбука
пожарной безопасности»
* Драматизация сказки «Кошкин дом»
19.06
4
Работа с
родителями
Консультации: «Правила поведения
при пожароопасной ситуации».
«Предупредите беду» «Спички детям
не игрушка» «Ребенок и огонь:
обеспечим безопасность».
Совместные рисунки по теме
«Пожарная безопасность
Публикации в СМИ «Расскажите
детям о пожарной
безопасности»,«Если в доме пожар»
«Ребенок и огонь: обеспечим
безопасность».
Оказание помощи в создании
развивающей среды (иллюстрации,
предметы быта, средства
пожаротушения, дидактические и
сюжетные игры).
Участие в создании игры «Служба
спасения».
Способствовать обогащению
совместного с детьми досуга; развитию
у детей умений безопасного поведения
с огнем, пожароопасными предметами,
ориентировать родителей на тесное
взаимодействие с детским садом.
В
течении
месячни
ка
18.06
Изготовление и
распространение
агитплакатов по городу
«Человеку друг огонь,
только зря его не тронь!»;
. Книжная выставка «Огонь вокруг
нас»;
Совместная постановка спектакля
«Кошкин дом» (педагоги-дети-
родители).
Методическая база :
Газета "Дошкольное образование" № 15 - 2002г., с. 22
Газета "Дошкольное образование" № 13 - 2008г., с. 2
Журнал "Дошкольное воспитание" №5 - 2006г., с. 39
Журнал "Дошкольное воспитание" №4 -2007г., с.114
Журнал "Ребёнок в детском саду" № 6 - 2003г., с. 40
К.Нефёдова Бытовые электроприборы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., издательство ГНОМ и Д, 2006 - 64с.
Т.В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях - М.ТЦ Сфера 2003 - 64с.
Т.А.Шорыгина Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., Издательство ГНОМ и Д, 2006 - 96с.