Автор: Дурсунова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 71"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ как форму поддержки образовательного процесса"
Раздел: полное образование
Использование ИКТ
как форму поддержки образовательного процесса
В современном обществе информационные процессы являются одной из
важнейших
составляющих
жизнедеятельности
человека
и
социума.
Развитие
глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только
новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного
уклада их жизни и профессиональной деятельности.
Информатизация
является
важнейшим
механизмом
реформирования
образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и
эффективности образования.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
учебном
процессе
является
актуальной
проблемой
современного
школьного
образования.
Сегодня
практически
каждый
учитель
по
любой
школьной
дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с
использованием
ИКТ
-
это
наглядно,
красочно,
информативно,
интерактивно,
экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе,
позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает
возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:
1)
как предмет изучения;
2)
как средство обучения;
3)
как инструмент автоматизации учебной деятельности.
Для
педагога
при
использовании
ИКТ
на
уроках
открывается
ряд
возможностей:
компьютер
берет
на
себя
функцию
контроля
знаний,
помогает
сэкономить
время
на
уроке,
богато
иллюстрировать
материал,
трудные
для
понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать
урок
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
каждого ученика.
ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных
материалов;
в
качестве
мультимедийного
сопровождения
урока;
компьютерное
1
тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на
экранах
мониторов,
ноутбуков,
проектора,
телевизора
воспринимают
намного
лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как
правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие
факторы:
уровень
подготовки
класса,
методическую
цель
урока,
тип
урока,
готовность
учащихся
к
виду
учебной
деятельности,
санитарно-гигиенические
требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в
учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в
целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных
ресурсов
в
Интернет,
повысилась
активность
учителей
и
школьников
в
использовании ресурсов и возможностей Интернет.
При использовании Интернет - технологий появляется возможность:
■
развивать навыки работы с информацией;
■
познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала
и наглядного оформления мыслей;
■
научить находить информацию в различных источниках;
■
пользоваться автоматизированными системами поиска;
■
выделять
в
информации
главное
и
второстепенное;
упорядочивать,
систематизировать;
■
развивать критическое мышление учащихся;
■
развивать навыки самообразования;
■
создавать собственные информационные прототипы и продукты.
Образуется
достаточно
широкий
проектируемый
спектр
применения
Интернет-технологий в образовательном процессе:
■
работа с браузерами, поисковыми системами;
■
использование почтовой программы;
■
виртуальное общение;
■
участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;
■
создание Web - сайтов, Web - порталов;
2
■
создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.
Система
компьютерных
телекоммуникаций
-
это
живая
информационная
среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным
информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства
Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.
Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через
Интернет:
■
возможность заниматься в удобное для себя время;
■
одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим
источникам
учебной,
общение
через
сети
друг
с
другом
и
с
преподавателями;
■
использование в образовательном процессе современных информационных
и
телекоммуникационных
технологий,
способствующих
продвижению
человека в мировое информационное пространств»;
■
социальное равноправие (равные возможности получения образования у
всех желающих);
■
стимулирование самостоятельности в обучении.
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои
недостатки:
■
ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к
задержкам в получении и передаче информации; обучения;
■
успешность
обучения
частично
зависит
от
навыков
в
управлении
компьютером, работы в Интернет.
Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного
курса
невозможно
без
достаточной
технической
базы,
соответствующего
программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений
работы с компьютером самого учителя.
Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении,
при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в
которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.
3
Образовательный
процесс
на
современном
этапе
должен
обеспечивать
формирование
творческой
личности,
готовой
к
деятельности
при
широком
распространении
и
внедрении
во
все
сферы
деятельности
ИКТ.
В
процесс
обучения
проникают
и
все
больше
применяются
элементы
дистанционного
обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ
являются инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по
информатике,
но
и
средствами,
усиливающими
творческие
возможности
обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты.
Более
того,
возможность
телекоммуникационного
доступа
к
мировым
информационным
ресурсам
достаточно
эффективно
влияет
на
личностное
восприятие учащимися, обучаемыми окружающей среды.
Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации,
выполнение
проектов,
участие
в
дистанционных
конкурсах,
олимпиадах)
позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как
инструмент
познания
и
саморазвития,
что,
в
свою
очередь,
способствует
проявлению социальной активности учащегося.
Общая
информационная
культура
общества
неразрывно
связана
с
эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения. Использование
Интернет
учителем
ставит
ряд
проблем,
решение
которых
зависит
от
эффективного
взаимодействия
ряда
субъектов
науки
и
практики:
создателей
образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для
организации
образовательной
деятельности
в
условиях
информационного
общества.
Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий
работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано.
ИКТ
следует
использовать
только
тогда,
когда
это
использование
дает
неоспоримый
педагогический
эффект
и
ни
в
коем
случае
нельзя
считать
применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.
4