Напоминание

"Использование ИКТ как форму поддержки образовательного процесса"


Автор: Дурсунова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 71"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ как форму поддержки образовательного процесса"
Раздел: полное образование





Назад




Использование ИКТ

как форму поддержки образовательного процесса

В современном обществе информационные процессы являются одной из

важнейших

составляющих

жизнедеятельности

человека

и

социума.

Развитие

глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только

новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного

уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информатизация

является

важнейшим

механизмом

реформирования

образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и

эффективности образования.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

учебном

процессе

является

актуальной

проблемой

современного

школьного

образования.

Сегодня

практически

каждый

учитель

по

любой

школьной

дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с

использованием

ИКТ

-

это

наглядно,

красочно,

информативно,

интерактивно,

экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе,

позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает

возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

1)

как предмет изучения;

2)

как средство обучения;

3)

как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для

педагога

при

использовании

ИКТ

на

уроках

открывается

ряд

возможностей:

компьютер

берет

на

себя

функцию

контроля

знаний,

помогает

сэкономить

время

на

уроке,

богато

иллюстрировать

материал,

трудные

для

понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения,

дифференцировать

урок

в

соответствии

с

индивидуальными

особенностями

каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных

материалов;

в

качестве

мультимедийного

сопровождения

урока;

компьютерное

1

тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на

экранах

мониторов,

ноутбуков,

проектора,

телевизора

воспринимают

намного

лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как

правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие

факторы:

уровень

подготовки

класса,

методическую

цель

урока,

тип

урока,

готовность

учащихся

к

виду

учебной

деятельности,

санитарно-гигиенические

требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в

учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в

целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных

ресурсов

в

Интернет,

повысилась

активность

учителей

и

школьников

в

использовании ресурсов и возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

развивать навыки работы с информацией;

познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала

и наглядного оформления мыслей;

научить находить информацию в различных источниках;

пользоваться автоматизированными системами поиска;

выделять

в

информации

главное

и

второстепенное;

упорядочивать,

систематизировать;

развивать критическое мышление учащихся;

развивать навыки самообразования;

создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется

достаточно

широкий

проектируемый

спектр

применения

Интернет-технологий в образовательном процессе:

работа с браузерами, поисковыми системами;

использование почтовой программы;

виртуальное общение;

участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

создание Web - сайтов, Web - порталов;

2

создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система

компьютерных

телекоммуникаций

-

это

живая

информационная

среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным

информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства

Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через

Интернет:

возможность заниматься в удобное для себя время;

одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим

источникам

учебной,

общение

через

сети

друг

с

другом

и

с

преподавателями;

использование в образовательном процессе современных информационных

и

телекоммуникационных

технологий,

способствующих

продвижению

человека в мировое информационное пространств»;

социальное равноправие (равные возможности получения образования у

всех желающих);

стимулирование самостоятельности в обучении.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои

недостатки:

ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к

задержкам в получении и передаче информации; обучения;

успешность

обучения

частично

зависит

от

навыков

в

управлении

компьютером, работы в Интернет.

Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного

курса

невозможно

без

достаточной

технической

базы,

соответствующего

программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений

работы с компьютером самого учителя.

Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении,

при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах, в процессе участия в

которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

3

Образовательный

процесс

на

современном

этапе

должен

обеспечивать

формирование

творческой

личности,

готовой

к

деятельности

при

широком

распространении

и

внедрении

во

все

сферы

деятельности

ИКТ.

В

процесс

обучения

проникают

и

все

больше

применяются

элементы

дистанционного

обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ

являются инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по

информатике,

но

и

средствами,

усиливающими

творческие

возможности

обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты.

Более

того,

возможность

телекоммуникационного

доступа

к

мировым

информационным

ресурсам

достаточно

эффективно

влияет

на

личностное

восприятие учащимися, обучаемыми окружающей среды.

Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации,

выполнение

проектов,

участие

в

дистанционных

конкурсах,

олимпиадах)

позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как

инструмент

познания

и

саморазвития,

что,

в

свою

очередь,

способствует

проявлению социальной активности учащегося.

Общая

информационная

культура

общества

неразрывно

связана

с

эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения. Использование

Интернет

учителем

ставит

ряд

проблем,

решение

которых

зависит

от

эффективного

взаимодействия

ряда

субъектов

науки

и

практики:

создателей

образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для

организации

образовательной

деятельности

в

условиях

информационного

общества.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий

работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано.

ИКТ

следует

использовать

только

тогда,

когда

это

использование

дает

неоспоримый

педагогический

эффект

и

ни

в

коем

случае

нельзя

считать

применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

4



В раздел образования