Напоминание

"Ракеты и авиамоделизм"


Автор: Корнейчук Игорь Яковлевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО станция юных техников
Населённый пункт: города Пятигорска
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Ракеты и авиамоделизм"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

станция юных техников города Пятигорска

357538, г. Пятигорск, ул. Железнодорожная, 121. Тел. (8793) 98-53-60. e-mail: sut.5gor@mail.

ru

= ПРИНЯТО =

на заседании педагогического

совета МБУ ДО СЮТ

Протокол № __1_____

от « 30 » августа 2017 г.

= УТВЕРЖДЕНО =

Директор МБУ ДО СЮТ

_______________ ___________________

Приказ № 27-т

от « 30 » августа 2017 г

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Ракеты и авиамоделизм»

Срок освоения программы

3 года

Рекомендуемый возраст

12- 17 лет

РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Корнейчук И. Я.,

педагог дополнительного образования

г. Пятигорск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Защита здоровья детей

4

Организация образовательного процесса

5

Ожидаемые результаты обучения

6

Методики отслеживания результатов

7

Условия реализации программы

7

Учебно-тематический план. 1 год обучения

8

Содержание программы. 1 год обучения..

.

9

Критерии диагностики уровня освоения тем

1-го года обучения

(мониторинг качества образования).

.

.

.

10

Учебно-тематический план. 2 год обучения.

.

.

.12

Содержание программы. 2 год обучения.

.

...

.13

Критерии диагностики уровня освоения тем

2-го года обучения (мониторинг качества образования).

14

Учебно-тематический план.

3 год обучения (одаренные учащиеся).

16.

Содержание программы. 3 года обучения

(одаренные учащиеся)..

17

Критерии диагностики уровня освоения тем

3-го года обучения (мониторинг качества образования

).

17

Список литературы

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей является не только как один из

компонентов системы непрерывного образования, а как образование нового

типа,

которое

характеризуется

широтой

личностно

ориентированного

подхода

к

детям

и

выполняет

не

только

развивающую,

обучающую,

воспитывающую,

но

и

социально-педагогическую,

реабилитирующую,

профилактическую функции. Позволяющее человеку приобрести устойчивую

потребность

в

познании

и

творчестве,

максимально

реализовать

себя,

самоопределиться,

социально,

профессионально,

личностно.

Создание

условий

для

свободного

выбора

каждым

ребёнком

видов

деятельности,

удовлетворяющей

самые

разные

интересы,

склонности

и

потребности. В

техническом

творчестве

моделирование

имеет

большое

значение.

Слово

"модель" происходит от слова "modulus", образец. Оно имеет множество

значений и оттенков и используется как в профессиональной и научной

деятельности, так и в обыденной жизни. Исследуя свойства модели, человек

получает

новые

знания.

Изготовление

различных

моделей

активно

способствуют всестороннему гармоничному развитию ребенка. Ручной труд

универсальное

образовательное

средство,

способное

уравновесить

стороннюю интеллектуальную деятельность ученика.

Отличительной

особенностью

данной

программы

я в л я е т с я

последовательность и преемственность.

Настоящая программа является

составительской рабочей программой

кружка «Ракеты и авиамоделизм» и носит вариативный характер. Тематика

программы

может

быть

расширена

и

конкретизирована

с

учетом

возможностей кружка, а также она позволяет педагогу частично изменять

или варьировать отдельные темы. Одна из задач программы сформировать

интерес к творческому труду. Усвоение ребенком новых знаний и умений,

формирование

его

способностей

происходит

не

путем

пассивного

восприятия,

а

в

активной

форме

в

процессе

различных

видов

детской

деятельности. Изготовления моделей, запусков моделей, игры-соревнования

и т. д. Особое место отводится мини соревнованиям и выставкам моделей

самых разных классов и типов, с приглашением родителей и друзей для того

чтобы

дети

могли

почувствовать

общественное

признание.

Программа

предусматривает в течение года постепенное усложнение заданий с учетом

возрастных

возможностей

учащихся,

их

опыта

и

умений.

Такие

занятия

позволяют работать над развитием практического интеллекта: учат детей

анализировать задание, планировать ход его выполнения. Имеет значение и

коллективный труд он оказывает большое влияние на формирование у детей

дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. В

то же время виден вклад каждого из членов группы. Особенно это заметно

при проведении различных соревнований “команда на команду”

Защита здоровья детей

Здоровье

детей

главная

забота,

поэтому

все

предлагаемые

модели

«экологически чистые», у нас нет вредных для здоровья смол, нет «шумных»

двигателей с их вредными для здоровья выхлопными газами и топливом с

наркотическим компонентом эфиром и ядовитым метиловым спиртом! Мы

делаем метательные и катапультные модели вертолетов и самолетов; а также

широко применяем электродвигатели! Наши ракетомоделисгы первые в крае

для

изготовления

ракет

стали

применять

бумагу,

а

не

стеклоткань

и

эпоксидную смолу. Запуски моделей и соревнования

Цель программы

обеспечение необходимых условий для личностного развития, и

профессионального самоопределения, творческого труда детей

создание

условий

для

самореализации,

самопознания,

самоопределения личности

выявление и развитие личностных потенциалов детей

объяснить в общих чертах конструкцию и принцип действия

летательного аппарата

развивать устойчивый и глубокий интерес к самолетостроению

воспитание

у

школьников

интереса

и

любви

к

технике

и

творческому труду

расширение знаний и активизация познавательной деятельности

Обучающие задачи

формирование трудовой мотивации

обучение основным принципам работы с инструментом

применять школьные знаний по физике, математике, черчению,

рисованию в техническом творчестве

работать с различными материалами

самостоятельно, творчески решать технические задачи

работать на сверлильном, токарном, фрезерном станках

привить желание к активному познанию и

самообразованию в любой, умение работать с

информационными системами и находить необходимую

информацию;

уметь реализовывать свои идеи

Развивающие задачи

обеспечение необходимых условий для личностного развития и

профессионального самоопределения, творческого труда детей

адаптация их к жизни в обществе

развивать трудолюбие, порядочность, ответственность,

аккуратность, предприимчивость

развитие нестандартного технического мышления

Воспитательные задачи :

воспитать порядочность, ответственность, аккуратность,

предприимчивость

формирование общей и технической культуры

формирование социальной и коммуникативной компетентности

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

З а н я т и я

п р о в о д я т с я

с

о б у ч а ю щ и м и с я

5 – 1 1

к л а с с о в

общеобразовательной

школы.

Допустимым

является

участие

в

образовательном

процессе

детей

3–4

классов,

при

использовании

индивидуального подхода к учащимся с учетом возраста, знаний, интересов и

психологических

особенностей. Количество

часов

на

каждую

тему

и

очередность

может

меняться

в

зависимости

от

индивидуальных

особенностей детей и наличия материалов.

Группы первого года обучения комплектуются из учащихся 5-7 классов

желающих заняться моделированием. Основной задачей 1-го года обучения

является

закрепление

обучающихся

в

группах,

т.е.

необходимо

глубоко

заинтересовать

учащихся

в

выбранном

виде

творчества.

На

занятиях

обучающиеся

изучают

основы

аэродинамики,

конструкцию

разных

авиамоделей,

учатся

делать

самые

разнообразные

авиамодели,

проводить

сравнительные

испытания

моделей

с

последующим

анализом

результат.

Количество часов в неделю 4 часа (2 занятия по 2 часа, 144 часа в год)

Группы второго года комплектуются из детей, прошедших обучение по

первому году программы и имеющих положительные результаты. Основной

задачей

второго

года

обучения

является

привитие

навыков

технического

мышления, практического моделирования. Дети изучают и конструируют

модели повышенной сложности, работают на станках, проводят занятия на

тренажерах. Количество часов в неделю 6 часов (2 занятия по 3 часа, 216

часов в год).

Группа одаренных детей комплектуется из наиболее подготовленных

учащихся,

прошедших обучение по второму году обучения и имеющих

положительные

результаты.

Основная

задача,

группы

-

работа

по

индивидуальным

творческим

проектам,

изготовление

приспособлений

и

оснастки моделей, консультации. Более сложной становится практическая

работа, так как строят фюзеляжные модели самолетов и планеров. Занятия

строится по следующим направлениям: спортивно-технический моделизм,

э кс п е р и м е н т а л ь н ы е

и с с л ед о ва н и я

з а ко н ом е р н о с т е й

п о л е т а ,

экспериментальные

модели.

Учащиеся,

принимающие

участие

в

соревнованиях получают спортивный разряд. Количество часов в неделю 6

часов (2 занятия по 3 часа, 216 часов в год).

На втором и последующих годах обучения в образовательном процессе

используется

наставнический

принцип

(помощь

старших

младшим)

в

конструировании и изготовлении моделей, работе по методу проектов. Работу

над

моделями

строят

так,

чтобы

у

школьников

р а з в и ва л и с ь

самостоятельность

и

активность.

Работа

каждого

года

завершается

организацией

соревнований,

выставок,

проведением

технической

конференции с приглашением специалистов по авиа и ракетно-космнческой

технике, и спортсменов авиамоделистов. В каждом конкретном случае форма

подведения итогов работы определяется руководителем и советом группы.

Количество обучающихся в группах составляет:

1 год обучения

-

до 8 – 12 человек

2 год обучения

-

до 8 – 10 человек

3 год обучения (спецгруппа)- до 6 – 8 человек

Формы

проведения

занятий:

групповая,

индивидуальная,

секционная.

Групповые

занятия

проводятся

в

объединениях

(группах)

обучающихся,

Индивидуальные занятия проводятся

при необходимости с одним

учащимся с учетом его индивидуальных потребностей (конкретные вопросы

кружковца,

случаи отставания или напротив, подготовки к

конкурсам,

соревнованиям и иным мероприятиям.

Секционные занятия проводятся со всей массой учащихся в кружке:

экскурсии и соревнования, выездные конкурсы за пределами станции, слеты

и т.д..

Помимо

основных

форм

проведения

занятий

в

объединениях,

реализуется клубный вариант посещения, т.е. допустимо как присутствие на

занятиях ребят из других групп, так и работа с детьми

по скользящему

графику и вне расписания.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения программы обучающиеся должны знать и уметь:

1 год обучения.

-технику безопасности при работе в ракето авиамодельном кружке

-нарисовать модель по кардинатной сетке

-вырезать ножницами прямые и кривые линии, фигуры по разметке.

-расположить отдельные детали в рабочем чертеже

-аккуратной работы с клеем.

-точно повторить все этапы изготовления модели по предложенному

образцу.

-доводить начатое дело до конца.

-настроить и запускать модель.

-навыки работы в группе формирование отношений взаимопомощи и

товарищества для достижения общего результата.

2 год обучения

-технику безопасности при работе на станках

-планирование

последовательности

действий

при

изготовлении

поделки.

-умение внести изменения в конструкции и материале предложенного

образца.

-контроль и оценка собственной деятельности.

-навыки

эффективной

работы

в

группе

умение

прогнозировать

конечный результат

-умение совместного выбора лучшего варианта.

3 год обучения.

-умение внести изменения в предложенный проект и обосновать их

необходимость.

-планировать

последовательность

своих

действий

при

работе

над

моделью с учетом внесенных изменений.

-контроль,

оценка

и

анализ

собственной

деятельности

насколько

внесенные изменения улучшили конструкцию, если нет почему?

-навыки работы в группе умение планировать свои действия с учетом

общей цели в коллективной работе, умение распределить операции между

членами группы так, чтобы виден вклад каждого ученика.

-навыки контроля и взаимоконтроля, умение высказать свое мнение и

выслушать чужое мнение в том числе критическое.

-умение

реализовать

свои

творческие

способности

в

предложенной

ситуации

-

умение

оказать

помощь

в

выявлении

и

реализации

таких

способностей у членов группы.

-навыки взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения

Методики отслеживания результатов

Отслеживание

степени усвоения учебного материала и возможной

коррекции образовательного процесса проводится следующим образом.

1 .

Входной контроль.

В начале обучения в форме индивидуальной

беседы и практической работы Полученные данные

помогают выявить

уровень подготовки и выбрать направление формы индивидуальной работы.

(сентябрь)

2.

Текущий контроль. В течение учебного года проводится текущий

контроль теоретических знаний, умений и навыков с помощью проведения

выставок и соревнований, разных уровней. (январь)

3 .

Итоговый контроль. В конце учебного года проводится

итоговый контроль

знаний

в

виде

соревнований между учащимися.

Лучшие

ребята

принимают

участие

в

Слете

юных

т ех н и ко в ,

рационализаторов

и

конструкторов

а

также

участвуют

в

соревнованиях

различного уровня (май)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение

Для обеспечения реализации

программы и более полного усвоения

учебного

материала, необходимых знаний, умений и навыков необходимо

следующее методическое обеспечение:

- образовательная программа;

- учебно-тематический план;

- учебные и наглядные пособия;

- специальная литература;

образы моделей

Материально-техническое обеспечение

Для

реализации

программы

необходимо

следующее

материальное

обеспечение:

Наличие

инструментов:

(напильники,

ножницы,

надфили,

лобзики,

рубанки,

сверла,

ножи

различного

назначения,

шлицовки,

отвертки,

плоскогубцы и другой вспомогательной инструмент)

Наличие

канцелярских

товаров

(карандаши,

линейки

треугольники,

бумага, картон)

Наличие материалов (древесина различных видов, фанера, потолочная

плитка, шпон)

Наличие комплектующих (двигатели, винты, радиоуправление, и

другие аксессуар

Учебно-тематический план первого года обучения

наименование темы

теоретические

часы

практические

часы

всего

1 Вводное занятие. Основы

безопасности.

2

2

Модели оригами

2

2

1 Основы полета моделей

2

2

4

2

Бумажные летающие

модели

4

18

22

5 Модели из картона

2

14

16

6

Объемные бумажные

модели

4

28

32

7 Модели из картона и реек

4

20

24

8

Модели из потолочной

плитки

2

20

22

9

Запуски моделей их

настройка и ремонт

20

20

22

122

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

1.

Вводное занятие. Основы безопасности.

теоретические часы. Правила поведения в ракетомодельном кабинете.

Правила

безопасной

работы

инструментом,

на

станках

и

пользования

приборами.

Общее

представление

об

истории

развития

авиации

и

авиамоделизма и их применении.

2.

Модели оригами

теоретические часы. Модели оригами

практические часы. конкурс на лучшую модель

3.

Основы полета моделей

теоретические часы. Дать общее представление об аэродинамике и

теории полета модели и самолета. И способов их управления.

4.

Бумажные летающие модели

теоретические

часы.

Основы

полета

моделей,

их

конструкция

и

основные части.

практические

часы.

Способы

работы

с

бумагой.

Изготовить

бумажные модели самолетов.

5.

Модели из картона

теоретические часы. Способы работы с картоном.

практические часы. Изготовить картонные модели самолетов.

6.

Объемные бумажные модели

теоретические часы. Способы изготовления объемных моделей.

практические часы. Изготовить объемные модели.

7.

Модели из картона и реек

теоретические часы. Способы работы с деревянными рейками

практические часы. Изготовить модели из картона и реек.

8.

Модели из потолочной плитки

теоретические

часы.

Способы

работы

с

потолочной

плиткой

и

технику безопасности при резке плитки

практические

часы.

Изготовить

модели

из

потолочной

плитки

различных конструкций.

9.

Запуски моделей их настройка и ремонт

практические

часы.

Выявить

лучшие

летные

качества

моделей.

Научить учащихся регулировать полет моделей и производить их ремонт.

Критерии диагностики уровня освоения тем 1-го года обучения

(мониторинг качества образования)

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Низкий уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасност

и

-не понимает принципов

безопасности работы и

необходимости соблюдения правил

поведения;

-правила поведения и ТБ не

соблюдает;

2

Модели

оригами

-не понимает как сделать модель

-испытывает затруднения при

изготовлении модели

3

Основы

полета

моделей

-затруднено восприятие

информации о понятиях

аэродинамики

-

4

Бумажные

летающие

модели

-не воспринимает конструкцию и

основные части модели

-практические задания

выполнить не может

5

Модели из

картона

-затруднено восприятие

информации о способах работы с

картоном

-испытывает затруднения при

изготовлении модели

6

Объемные

бумажные

модели

-не понимает технику работы с

бумагой

-практические задания

выполнить не может

7

Модели из

картона и

реек

-затруднено восприятие

информации о обработки рейки и

работе с картоном

-испытывает затруднения при

изготовлении модели

8

Модели из

потолочной

плитки

-не понимает как сделать модель

-практические задания

выполнить не может

9

Запуски

моделей их

настройка и

их ремонт

-слабо ориентируется в принципах

настройки и полете модели.

- не способен самостоятельно

настроить и запустить модель

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Средний уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасност

и

-информацию о правилах поведения

и принципы техники безопасности

воспринимает при повторном

объяснении

- правила поведения и ТБ

соблюдает при напоминании

педагога;;

2

Модели

оригами

-понимает как сделать модель при

повторном объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

3

Основы

полета

моделей

-воспринимает информации о

аэродинамики при повторном

объяснении

4

Бумажные

летающие

модели

-воспринимает конструкцию и

основные части модели при

повторном объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

5

Модели из

картона

-восприятие информации о

способах работы с картоном при

повторном объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

6

Объемные

бумажные

модели

-понимает технику работы с

бумагой при повторном объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

7

Модели из

картона и

реек

-информации о обработки рейки и

работе с картоном понимает при

повторном объяснении

-изготовляет модель при

помощи педагога

8

Модели из

потолочной

плитки

-технику изготовления модели

понимает при повторном

объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

9

Запуски

моделей их

настройка и

их ремонт

-ориентируется в принципах

настройки и полете модели при

помощи педагога.

- способен настроить и

запустить модель при помощи

педагога

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Высокий уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасност

и

свободно воспринимает теорию, понимает

и осознанно использует полученную

информацию по технике безопасной

- правила поведения и ТБ соблюдает

самостоятельно, сам напоминает об

их исполнении остальным

кружковцам.

2

Модели

оригами

-понимает как сделать модель

-самостоятельно изготовляет

модель

3

Основы

полета

моделей

-воспринимает информации о

аэродинамики, и принципах полета

4

Бумажные

летающие

модели

-воспринимает конструкцию и

основные части модели

-изготовляет модель

самостоятельно и помогает

другим

5

Модели из

картона

-восприятие информации о

способах работы с картоном

-изготовляет модель

самостоятельно и помогает

другим

6

Объемные

-понимает технику работы с

-изготовляет модель

бумажные

модели

бумагой

самостоятельно и помогает

другим

7

Модели из

картона и

реек

-информации о обработки рейки и

работе с картоном

-изготовляет модель

самостоятельно и помогает

другим

8

Модели из

потолочной

плитки

-технику изготовления модели

понимает

-изготовляет модель

самостоятельно и помогает

другим

9

Запуски

моделей их

настройка и

их ремонт

- ориентируется в принципах

настройки и полете модели

- способен самостоятельно

настроить и запустить модель

Учебно-тематический план второго года обучения

наименование темы

теоретические

часы

практические

часы

всего

1

Вводное занятие. Основы

безопасности.

3

3

2

Категории и классы спортивных

ракет

3

3

3

Категории и классы авиамоделей

3

3

4

Воздушные змеи

2

16

18

5

Модели ракет

2

22

24

6

Изготовление чертежей

3

11

14

7

Изготовление моделей

2

77

79

8

Авиамодельные двигатели и

винты

6

10

16

9

Тренировочные запуски и

ремонт моделей

56

56

24

192

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения

1.

Вводное занятие. Основы безопасности.

теоретические

часы. Беседа

об

истории

и

развитии

авиации

и

авиамоделизма.

Достижения

спортсменов

авиамоделистов.

Ознакомление

кружковцев с правилами безопасной работы инструментом, на станках и

пользования приборами.

2. Категории и классы спортивных ракет

теоретические

часы.

Общее

представление

о

техниче ских

требованиях к спортивным моделям и их классификации

3. Категории и классы авиамоделей

теоретические

часы.

Общее

представление

о

техниче ских

требованиях к спортивным моделям и их классификации.

4. Воздушные змеи

теоретические часы. Познакомить кружковцев с одним из древнейших

летательных

аппаратов

воздушным

змеем,

историей

его

развития

и

применения.

практические

часы. Изготовить

воздушные

змеи

различных

конструкций.

5. Модели ракет

теоретические часы. Принцип реактивного движения, с условиями

стабильного полета ракеты, рассказать о классах спортивных моделей ракет.

практические часы. Изготовить модель ракеты.

6. Изготовление чертежей

теоретические часы. Чертежные инструменты и рисование чертежей.

практические часы. Нарисовать чертеж модели.

7. Изготовление моделей

теоретические

часы. Обсуждение

трудностей,

которые

могут

возникнуть при изготовлении моделей

практические часы. Изготовление моделей.

8. Авиамодельные двигателей и винты

теоретические часы. Авиамодельные двигатели и винтов

практические

часы. Разборка,

сборка

и

запуски

авиамодельных

двигателей подбор винтов к разным двигателям

9. Тренировочные запуски и ремонт моделей

практические

часы.

Выявить

лучшие

летные

качества

моделей.

Научить учащихся регулировать полет моделей и производить их ремонт.

Критерии диагностики уровня освоения тем 2-го года обучения

(мониторинг качества образования)

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Низкий уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасности.

- не понимает принципов

безопасности работы и

необходимости соблюдения

правил поведения;

- правила поведения и ТБ не

соблюдает;

2

Категории и

классы

спортивных

ракет

- не понимает категории и классы

спортивных ракет

3

Категории и

классы

авиамоделей

- не понимает категории и класс

авиамоделей ы

-

4

Воздушные

змеи

- не воспринимает конструкцию и

основные части воздушного змея

- практические задания

выполнить не может

5

Модели ракет

- затруднено восприятие

информации о способах

изготовления модели ракеты

- испытывает затруднения

при изготовлении модели

6

Изготовление

чертежей

- не понимает технику работы с

чертежным инструментом

- не может сделать чертеж

7

Изготовление

моделей

- затруднено восприятие

информации о постройки модели

- испытывает затруднения

при изготовлении модели

8

Авиамодельные

двигателей и

винты

- не понимает принцип работы

двигателя и подбора винтов

практические задания

выполнить не может

9

Тренировочные

запуски и

ремонт моделей

-слабо ориентируется в принципах

настройки и полете модели.

- не способен

самостоятельно настроить и

запустить модель

Средний уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасности.

- информацию о правилах

поведения и принципы техники

безопасности воспринимает при

повторном объяснении

- правила поведения и ТБ

соблюдает при напоминании

педагога;;

2

Категории и

классы

спортивных

ракет

- понимает категории и классы

спортивных ракет при повторном

объяснении

3

Категории и

классы

авиамоделей

- воспринимает информации о

категориях и классы авиамоделей

при повторном объяснении

4

Воздушные

змеи

- воспринимает конструкцию и

основные части воздушного змея

при повторном объяснении

- изготовляет воздушный

змей при помощи педагога

5

Модели ракет

- информацию о способах

изготовления модели ракеты

понимает при повторном

объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

6

Изготовление

чертежей

- понимает технику работы с

чертежным инструментом при

повторном объяснении

- может сделать чертеж при

помощи педагога

7

Изготовление

моделей

- восприятие информации о

постройки модели при повторном

объяснении

- изготовляет модель при

помощи педагога

8

Авиамодельные

двигателей и

винты

- восприятие информации о

принципе работы двигателя и

подбора винтов при повторном

объяснении

- практические задания

выполнить может при

помощи педагога

9

Тренировочные

запуски и

ремонт моделей

- ориентируется в принципах

настройки и полете модели при

помощи педагога.

- способен настроить и

запустить модель при

помощи педагога

Высокий уровень

1

Вводное

занятие.

Основы

безопасности.

свободно воспринимает теорию,

понимает и осознанно использует

полученную информацию по технике

безопасной

- правила поведения и ТБ

соблюдает самостоятельно, сам

напоминает об их исполнении

остальным кружковцам.

2

категории и

классы

спортивных

ракет

- различает категории и классы

спортивных ракет

3

Категории и

классы

авиамоделей

- воспринимает информации о

категориях и классы авиамоделей

4

воздушные

змеи

- знает конструкцию и основные

части воздушного змея

-самостоятельно изготовляет

воздушный змей

5

модели ракет

- информацию о способах

изготовления модели ракеты

понимает

- изготовляет модель ракеты

самостоятельно

6

Изготовление

чертежей

- понимает технику работы с

чертежным инструментом

- может сделать чертеж без

помощи педагога

7

Изготовление

моделей

- в информацию о постройки

модели усвоил

- изготовляет модель

самостоятельно

8

Авиамодельные

двигателей и

винты

- принцип работы двигателя и

подбора винтов понял

- практические задания

выполнил

9

Тренировочные

запуски и

ремонт моделей

- ориентируется в принципах

настройки и полете модели

- способен настроить и

запустить модель

самостоятельно

Учебно-тематический план 3-й дополнительный год обучения

(одаренные учащиеся)

наименование темы

теоретические

часы

практические

часы

всего

1

Вводное занятие. Цели и

задачи 3-го года обучения.

Повторение техники

безопасности труда

3

3

2

Понятие об эксперименте

3

3

3

Разработка и постройка

моделей различных

конструкций

3

90

93

4

Экспериментальные работы

2

55

57

5

Подготовка к соревнованиям,

тренировочные полеты и

участие в соревнованиях

60

60

11

205

216

Примерная тематика

3-й год обучения

Тематика

занятий

охватывает

обширный

круг

вопросов

и

рассчитана на подготовленных кружковцев. Учащиеся работают в

области

спортивного,

и

экспериментального

направления.

Спортивное

направление

авиамоделизма

и

ракетомоделизма

немыслимо без экспериментально-исследовательской работы.

1. Вводное занятие. Цели и задачи 3-го года обучения Повторение

техники безопасности труда

теоретические часы. Правила поведения в ракетомодельном кабинете.

Правила

безопасной

работы

инструментом,

на

станках

и

пользования

приборами.

2. Понятие об эксперименте

теоретические часы.

Понятие об эксперименте как методе научного

познания.

3. Разработка и постройка моделей различных конструкций

теоретические часы. Разработка постройка моделей различных схем.

Расширение знаний в области аэродинамики, Изучение новых материалов для

постройки моделей и приемов работы сними.

практические часы.

Постройка моделей различных конструкций по

выбору учащихся.

4. Экспериментальные работы

теоретические

часы.

Понятие

об

экспериментальной

работе.

Техника безопасности в эксперименте.

Законы авиа- и ракетостроения в

моделях.

практические

часы. Постройка

и

проведение

экспериментальных

работ

по

улучшению

летных

характеристик

моделей.

Разработка

и

изготовление

приборов

и

приспособлений

для

постройки

моделей

и

проведения

экспериментов

в

условиях

работы

кружка.

Работа

над

совершенствованием

технологии

изготовления

моделей.

Работа

над

сложными

моделями

-

копиями.

Проектирование

и

изготовление

радиоуправляемых моделей.

5. Подготовка к соревнованиям, тренировочные полеты и участие

в соревнованиях

практические

часы.

Самостоятельные

работы

с

изготовлением,

настройкой и запуском модели, доведение моделей до соревновательного

уровня. Участие в соревнованиях различного уровня.

.

Критерии диагностики уровня освоения тем 3-го года обучения

(мониторинг качества образования)

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Низкий уровень

Все кружковцы и одаренные ребята, обучающиеся по программе 3-го года обучения

(дополнительного) показывают средний и высокий уровень освоения материала.

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Средний уровень

1

Вводное занятие.

Цели и задачи 3-го

года обучения.

Повторение техни-

ки безопасности

- информацию о правилах поведения и

принципы техники безопасности

воспринимает при повторном

объяснении

;

- правила поведения и ТБ

соблюдает при

напоминании педагога;;

2

Понятие об

эксперименте

Есть понятие о эксперименте

3

Разработка и

постройка моделей

различных

конструкций

Нужна помощь в усвоении

теории

-Делает разработку и

постройку модели при

помощи педагога

4

Экспериментальные

работы

Есть недопонимание в

некоторых вопросах

проводит работы при

помощи педагога

5

Подготовка к

соревнованиям,

тренировочные

полеты и участие в

соревнованиях

- испытывает затруднения

при самостоятельной

работе с моделю

Темы

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Высокий уровень

1

Вводное занятие.

Цели и задачи 3-го

года обучения.

Повторение техни-

ки безопасности

.

-понимает и осознанно использует

полученную информацию

;

правила поведения и ТБ

соблюдает самостоятельно, сам

напоминает об их исполнении

остальным кружковцам.

2

Понятие об

эксперименте

Есть понятие о эксперименте

3

Разработка и

постройка моделей

различных

конструкций

Самостоятельно выбрана

конструкция модели

- изготовляет модель

самостоятельно

4

Экспериментальные

работы

Есть идеи по экспериментам

проводит эксперименты

самостоятельно и помогает

другим

5

Подготовка к

соревнованиям,

тренировочные

полеты и участие в

соревнованиях

- способен настроить и

запустить модель

самостоятельно

Список литературы:

В.С.Рожков

Авиамодельный

кружок.

Издательство

Москва

«просвещение» 1990г.

Ю.С.Столяров Развитие технического творчества школьников: опыт и

перспективы. Издательство Москва «просвещение»1983г.

Техническое моделирование и конструирование. Под общей редакцией

кандидата

педагогических

наук

В.В,

Колотилова.

Издательство

Москва

«просвещение»1985г.

В.Агорский Техническое творчество школьников. Издательство Москва

«просвещение»1986г.

В.Агорский

Техническое

творчество

юных

конструкторов.

Издательство Москва «просвещение»1984г.

Ю.С.Столяров Уроки творчества. Москва «просвещение»1985г

Журналы:

Моделист-конструктор,

Юный

техник,

Крылья

родины,

Авиамодельный спорт, Моделизм спорт-хобби



В раздел образования