Автор: Максимова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат № 19 ОАО "Российские Железные Дороги""
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 19 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Система работы со слабоуспевающими
и трудными учениками на уроках
математики
Подготовила:
учитель математики
Максимова Н. В.
г. Новокузнецк, 2017 год
Система работы со слабоуспевающими и трудными
учениками на уроках математики
Не все ученики способны с одинаковой эффективностью осваивать учебную
программу. Слабоуспевающие дети есть в каждом классе.
Соглашусь со многими педагогическими работниками, которые считают, что
полностью побороть плохую успеваемость – утопия. Поэтому стоит
вернуться к основному вопросу: как помочь слабоуспевающему или
неуспевающему учащемуся? Самое важное в работе с таким ребенком –
выявление причин плохой учебы и индивидуальная работа.
Учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную
программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно
причины не успешности учителю и классному руководителю должны помочь
школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и
его одноклассники.
Только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-
психологической службы школы и классного руководителя и
воспитателя способны решить проблему неуспеваемости.
Поделюсь опытом своей педагогической деятельности на уроках математики.
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
-
своевременно
оказывать
помощь
на
дополнительных
занятиях
и
организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть
пассивность
обучающихся
и
превратить
их
в
активный
субъект
деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию
свободного выбора и успеха.
План работы со слабоуспевающими учащимися
№
Мероприятия
Срок
1
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса
по основным разделам учебного материала предыдущих
лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
2
Установление причин отставания слабоуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами:
классным руководителем, воспитателем, психологом,
встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе
беседы с самим ребенком.
Сентябрь
3
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе
контрольных
работ,
после
чего
провести
повторный
контроль знаний.
В течение
учебного
года.
4
Используя дифференцированный подход при
организации самостоятельной работы на уроке, включать
посильные индивидуальные задания слабоуспевающему
ученику, фиксировать это в плане урока.
В течение
учебного
года.
5
Использовать на уроках различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности
результата.
В течение
учебного
года.
6
Регулярно
и
систематически
опрашивать,
выставляя
оценки своевременно, не допуская скопления оценок в
конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности
их исправить.
В течение
учебного
года.
7
Поставить
в
известность
классного
руководителя,
воспитателя или непосредственно родителей ученика о
низкой
успеваемости,
если
наблюдается
скопление
неудовлетворительных оценок.
В течение
учебного
года.
8
Вести обязательный тематический учет знаний
слабоуспевающих учащихся класса, по возможности
вести тематический учет знаний по предмету детей всего
класса.
В течение
учебного
года.
9
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия
для слабоуспевающих учеников.
Учить детей навыкам самостоятельной работы.
В течение
учебного
года.
Для повышения работоспособности на уроке использую разнообразные
виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физминутки, всегда
помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Применению дифференцированный подход в обучении:
1. Вариативные задания по степени трудности – облегченный, средний и
повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы
дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной
подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к
каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей
сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества
задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по
уже решенным задачам и примерам.
Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении
нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я
вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально –
дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2
учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать
технологии, отвечающие потребностям общества.
В своей работе считаю необходимым применение
современной технологии –
технологии «полного усвоения».
Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По
наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей
разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же
учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс
игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь
материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют
выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все.
Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В
результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик
получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью
заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок.
Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю
разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу
пример. Избегать ошибок при раскрытии скобок в 6 классе помогает
опорный сигнал, который основан на том, что слова «плюс» и «перепиши»
начинаются с одной и той же буквы «п». Слова «минус» и «меняй» с буквы
«м».
Также на уроках использую жизненные явления, решаем задачи
прикладного типа. Использую исторический и занимательный
материал. Организовываю практические работы с элементами
исследования.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные
формы обучения:
Решение проблемных ситуаций;
Использование исследовательского подхода при изучении учебного
материала;
Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
Организация сотрудничества, использование командных форм работы
и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической
сменой состава групп;
Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и
групповая работа.
Важным шагом является оказание своевременной помощи
неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
Контроль подготовленности учащихся;
Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение учащимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими
излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью
вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,
к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной
сильным учеником;
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда
простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения
задач, упражнений;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки,
проверка, исправления;
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек –
консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Несколько
рекомендаций
для
учителей,
которые
хотят
помочь
отстающим ученикам:
1.
Используйте современные методы
2.
Вовлекайте в групповую работу
3.
Дайте план ответа, разрешите пользоваться учебником
4.
Будьте доброжелательны
5.
Уделите чуть больше внимания
6.
Не критикуйте
7.
Нужно верить в каждого и стремиться передать эту веру им