Напоминание

"Система работы со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики"


Автор: Максимова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ЧОУ "Школа-интернат № 19 ОАО "Российские Железные Дороги""
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система работы со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 19 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Система работы со слабоуспевающими

и трудными учениками на уроках

математики

Подготовила:

учитель математики

Максимова Н. В.

г. Новокузнецк, 2017 год

Система работы со слабоуспевающими и трудными

учениками на уроках математики

Не все ученики способны с одинаковой эффективностью осваивать учебную

программу. Слабоуспевающие дети есть в каждом классе.

Соглашусь со многими педагогическими работниками, которые считают, что

полностью побороть плохую успеваемость – утопия. Поэтому стоит

вернуться к основному вопросу: как помочь слабоуспевающему или

неуспевающему учащемуся? Самое важное в работе с таким ребенком –

выявление причин плохой учебы и индивидуальная работа.

Учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную

программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно

причины не успешности учителю и классному руководителю должны помочь

школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и

его одноклассники.

Только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-

психологической службы школы и классного руководителя и

воспитателя способны решить проблему неуспеваемости.

Поделюсь опытом своей педагогической деятельности на уроках математики.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

-

своевременно

оказывать

помощь

на

дополнительных

занятиях

и

организовать работу консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть

пассивность

обучающихся

и

превратить

их

в

активный

субъект

деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию

свободного выбора и успеха.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса

по основным разделам учебного материала предыдущих

лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые

требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих

учащихся через беседы со школьными специалистами:

классным руководителем, воспитателем, психологом,

встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе

беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе

контрольных

работ,

после

чего

провести

повторный

контроль знаний.

В течение

учебного

года.

4

Используя дифференцированный подход при

организации самостоятельной работы на уроке, включать

посильные индивидуальные задания слабоуспевающему

ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение

учебного

года.

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный,

письменный, индивидуальный и др.) для объективности

результата.

В течение

учебного

года.

6

Регулярно

и

систематически

опрашивать,

выставляя

оценки своевременно, не допуская скопления оценок в

конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности

их исправить.

В течение

учебного

года.

7

Поставить

в

известность

классного

руководителя,

воспитателя или непосредственно родителей ученика о

низкой

успеваемости,

если

наблюдается

скопление

неудовлетворительных оценок.

В течение

учебного

года.

8

Вести обязательный тематический учет знаний

слабоуспевающих учащихся класса, по возможности

вести тематический учет знаний по предмету детей всего

класса.

В течение

учебного

года.

9

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия

для слабоуспевающих учеников.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение

учебного

года.

Для повышения работоспособности на уроке использую разнообразные

виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физминутки, всегда

помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Применению дифференцированный подход в обучении:

1. Вариативные задания по степени трудности – облегченный, средний и

повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

2. Общее для всей группы задание с предложением системы

дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной

подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к

каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей

сложности.

6. Общие практические задания с указанием минимального количества

задач и примеров для обязательного выполнения.

7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по

уже решенным задачам и примерам.

Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении

нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я

вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально –

дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2

учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать

технологии, отвечающие потребностям общества.

В своей работе считаю необходимым применение

современной технологии –

технологии «полного усвоения».

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По

наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей

разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же

учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс

игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь

материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют

выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все.

Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В

результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик

получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью

заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок.

Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю

разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу

пример. Избегать ошибок при раскрытии скобок в 6 классе помогает

опорный сигнал, который основан на том, что слова «плюс» и «перепиши»

начинаются с одной и той же буквы «п». Слова «минус» и «меняй» с буквы

«м».

Также на уроках использую жизненные явления, решаем задачи

прикладного типа. Использую исторический и занимательный

материал. Организовываю практические работы с элементами

исследования.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные

формы обучения:

Решение проблемных ситуаций;

Использование исследовательского подхода при изучении учебного

материала;

Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

Организация сотрудничества, использование командных форм работы

и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической

сменой состава групп;

Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и

групповая работа.

Важным шагом является оказание своевременной помощи

неуспевающему ученику на определенном этапе урока:

Контроль подготовленности учащихся;

Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложение учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими

излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;

Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью

вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,

к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной

сильным учеником;

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда

простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

Напоминание приема и способа выполнения задания;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения

задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,

требованиях к их оформлению;

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки,

проверка, исправления;

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы

упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек –

консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Несколько

рекомендаций

для

учителей,

которые

хотят

помочь

отстающим ученикам:

1.

Используйте современные методы

2.

Вовлекайте в групповую работу

3.

Дайте план ответа, разрешите пользоваться учебником

4.

Будьте доброжелательны

5.

Уделите чуть больше внимания

6.

Не критикуйте

7.

Нужно верить в каждого и стремиться передать эту веру им



В раздел образования