Напоминание

"СЕМЬЯ И ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ"


Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 23
Населённый пункт: Краснодарский край Крымский район хутор Красный
Наименование материала: разработка классного часа,посвящённого 80-летию образования Краснодарского края
Тема: "СЕМЬЯ И ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 23 хутора Красного

муниципального образования Крымский район

Тема: «Семья и

Отечество в моей жизни»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шеркожухова Надежда Петровна

Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале

семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего Отечества,

развивать речь, мышление, воображение; прививать понимание «Семья -

ячейка общества, неотъемлемая часть нашей Родины».

Оборудование. Компьютер, доска, презентация, иллюстрации, фото

Эпиграф на доске.

«Любовь к Родине начинается с любви к семье» (Ф.Бэкон)

Ход урока.

1.

Организационный момент.

2.

Введение в ситуацию.

3.

Беседа «Что такое семья»,

4.

Обсуждение проблемного вопроса.

5.

Задание для микрогрупп

6.

Викторина

7.

Традиции и обычаи семьи

8.

Рефлексия. Самоанализ.

9.

Подведение итогов.

Ход урока:

1.

Организационный момент. Дети рассаживаются по кругу, учитель

делит их на микрогруппы (2-3 человека)

Учитель:

- Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Обратите

внимание на доску (читает эпиграф), о чем мы будем сегодня говорить? (дети

отвечают)

Учитель знакомит детей с правилами разговора в «кругу».

2.

Введение в ситуацию.

- Учитель:

15 мая -Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей

ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это

«группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение

людей, сплоченных общими интересами».

- А как вы понимаете это слово «семья»?

(дети отвечают поочередно, говорят свою версию)

3. Беседа «Что такое семья»?

Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

(Обсуждение и высказывания групп).

- Семья – это великий дар.

Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя

дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где

тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

Такое место – это ваш дом, ваша семья.

4. Проблемный вопрос: Каждый ли человек в своей жизни имеет и семью, и

Отечество?» (дети отвечают)

Учитель: Человек, который не ценит семью, как правило, не ценит и

Отечество. И есть люди, которым дорога семья, но они особо не

задумываются, что значит для них Родина, и только в сложные моменты в

жизни страны они понимают, как дорого им их Отечество.

5. Задание. Продолжите предложение: « Семья – для человека – это…»

Приведите слова-синонимы к понятию

Учитель рисует на доске солнышко, в центре которого написано слово семья.

Дети говорят, учитель пишет под лучиками ответы детей.

Продолжите предложение: «Отечество для человека – это...» Приведите

слова-синонимы к понятию.

Затем пишет Отечество и также рисует солнышко и пишет под лучиками

ответы детей.

Учитель: Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие

люди, мама, папа, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами,

отношением к жизни. Отечество- это Родина, Держава, Отчизна, государство,

страна, семья тех, кто здесь родился.

- Что сближает, на ваш взгляд, эти два понятия? Работа в микрогруппах

(обсуждение)

- Как вы понимаете поговорку «Крепка семья – крепка Держава»

Задание для микрогрупп: создайте словесный образ хорошей и достойной

семьи. (дети обсуждают)

Учитель: Именно люди, выросшие в такой семье, творят историю своей

семьи, любят Родину, свое Отечество, вкладывают свой труд в доброе

будущее своей семьи и своего государства.

Задание для микрогрупп:

- Каким будет наше Отечество через 25 лет? Попытайтесь создать словесный

образ своей Родины.( обсуждают и отвечают)

- Что надо сделать нам самим, чтобы семья и Родина были нашей гордостью?

(ответы детей по кругу)

6. Викторина

Учитель:

- Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

Викторина «Вопросы о семье».

Вопросы:

Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В

сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В

чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово?

(Родина.)

Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен

глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и

ссоры? (Выносить сор из избы.)

Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся

всю жизнь маяться.)

Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный

круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного

родственника? (Мать-и-мачеха.)

В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае

В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить

со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная

Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой

ледяной дворец.)

В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-

Цокотуха».)

Учитель: Молодцы!

- А сейчас замечательное стихотворение о семье нам прочитает Татьяна.

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

7. Обычаи и традиции в семье.

Учитель:

- Возможно, каждый из вас встречал счастливые семьи, в которых уже

несколько поколений существуют свои обычаи и традиции в семье. Одни из

них собирают материалы по истории своего рода и семьи и передают их по

наследству, другие всей семьей собираются за столом по вечерам,

вспоминают интересные случаи, рассказы, третьи по выходным

отправляются на пруд или в лес. Существует множество традиций и обычаев,

они являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.

Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи,

отражая нравственную позицию всех ее членов.

Учитель:

-

Посмотрите

фото

различных

семей,

проанализируйте

их

и

выделите

семейные ценности, которые, на ваш взгляд, проявляются в данных историях.

Учитель:

Каждая семья стремится создать уют, атмосферу гостеприимности,

неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи

понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут

поддержку и помощь в трудную минуту. Кроме того, это особенно важно для

каждого из нас, это помогает ощутить себя значимой частью фамилии,

развивает чувство защищенности и уверенности, а также это ценности, это

неизменно.

Учитель: А теперь я хочу послушать, какие семейные традиции и обычаи

есть в семье у вас. (дети рассказывают)

Учитель:

- Ребята, семья, школа, улица – это маленькое Отечество. Отчий дом- это

ваша квартира, дом, там мама, папа, бабушка, дедушка, родные люди.

Отечество- место, где ты родился. Вы и я родились в районном поселке

Пачелма и мои и ваши родные тоже, это для нас родина, а находится наш

поселок в России, значит Россия - моё Отечество. Отечество, отчий дом, отец

- однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её

надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь. Отец и мать -

два главных человека в жизни каждого человека. Нашу Родину называют

«матушка Россия». Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека.

Место, где ты родился и вырос, где твои корни - это Отечество. Семья - это

малая Родина, наш отчий дом. Родина, Отечество, Отчизна. Эти слова мы

произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.

Учитель:

- Предлагаю вам послушать стихотворение об Отчизне

Отчизна

(читает ученик)

Какое слово светлое – Отчизна.

Оно, как свет, струящийся по листьям.

Оно, как шёпот в травах родника.

Как белые, зимой в полях, снега.

Какое слово тёплое – Отчизна.

Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.

Как детский сон под маминым крылом.

Как трель скворца весною за окном.

Какое слово гордое – Отчизна.

Я в нём читаю деда с фронта письма,

Он не пришёл тогда назад с войны,

Его победе – слышишь, нет цены!

Какое слово мудрое – Отчизна.

Оно, как русло бесконечной жизни:

Живая в нём и мёртвая вода

Смешались в сплав единый навсегда.

Всего семь букв – и сколько сразу смысла.

Какое слово ёмкое – Отчизна…

(С. Каргашин)

Учитель: Подумайте, о чем в стихотворении говорится? (ответы детей)

Задание: А сейчас вы побудите в роли журналистов. Каждому из вас

предстоит написать письмо – признание в любви семье, Отечеству. (Дети

пишут). Зачитывают по желанию

8. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Я думаю, что каждый из вас узнал много

интересного, важного.

- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что

интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда.

- Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят,

он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)

- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом

своей страны? Должны ли вы защищать свою Родину?

9.Подведение итогов.

- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было

приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом

был радостным и уютным. Закончить наш урок мне хотелось словами В.А.

Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек учится творить Добро»



В раздел образования