Автор: Шеркожухова Надежда Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 23
Населённый пункт: Краснодарский край Крымский район хутор Красный
Наименование материала: разработка классного часа,посвящённого 80-летию образования Краснодарского края
Тема: "СЕМЬЯ И ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 23 хутора Красного
муниципального образования Крымский район
Тема: «Семья и
Отечество в моей жизни»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шеркожухова Надежда Петровна
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале
семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего Отечества,
развивать речь, мышление, воображение; прививать понимание «Семья -
ячейка общества, неотъемлемая часть нашей Родины».
Оборудование. Компьютер, доска, презентация, иллюстрации, фото
Эпиграф на доске.
«Любовь к Родине начинается с любви к семье» (Ф.Бэкон)
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Введение в ситуацию.
3.
Беседа «Что такое семья»,
4.
Обсуждение проблемного вопроса.
5.
Задание для микрогрупп
6.
Викторина
7.
Традиции и обычаи семьи
8.
Рефлексия. Самоанализ.
9.
Подведение итогов.
Ход урока:
1.
Организационный момент. Дети рассаживаются по кругу, учитель
делит их на микрогруппы (2-3 человека)
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Обратите
внимание на доску (читает эпиграф), о чем мы будем сегодня говорить? (дети
отвечают)
Учитель знакомит детей с правилами разговора в «кругу».
2.
Введение в ситуацию.
- Учитель:
15 мая -Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей
ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это
«группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение
людей, сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово «семья»?
(дети отвечают поочередно, говорят свою версию)
3. Беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Обсуждение и высказывания групп).
- Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – это ваш дом, ваша семья.
4. Проблемный вопрос: Каждый ли человек в своей жизни имеет и семью, и
Отечество?» (дети отвечают)
Учитель: Человек, который не ценит семью, как правило, не ценит и
Отечество. И есть люди, которым дорога семья, но они особо не
задумываются, что значит для них Родина, и только в сложные моменты в
жизни страны они понимают, как дорого им их Отечество.
5. Задание. Продолжите предложение: « Семья – для человека – это…»
Приведите слова-синонимы к понятию
Учитель рисует на доске солнышко, в центре которого написано слово семья.
Дети говорят, учитель пишет под лучиками ответы детей.
Продолжите предложение: «Отечество для человека – это...» Приведите
слова-синонимы к понятию.
Затем пишет Отечество и также рисует солнышко и пишет под лучиками
ответы детей.
Учитель: Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие
люди, мама, папа, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами,
отношением к жизни. Отечество- это Родина, Держава, Отчизна, государство,
страна, семья тех, кто здесь родился.
- Что сближает, на ваш взгляд, эти два понятия? Работа в микрогруппах
(обсуждение)
- Как вы понимаете поговорку «Крепка семья – крепка Держава»
Задание для микрогрупп: создайте словесный образ хорошей и достойной
семьи. (дети обсуждают)
Учитель: Именно люди, выросшие в такой семье, творят историю своей
семьи, любят Родину, свое Отечество, вкладывают свой труд в доброе
будущее своей семьи и своего государства.
Задание для микрогрупп:
- Каким будет наше Отечество через 25 лет? Попытайтесь создать словесный
образ своей Родины.( обсуждают и отвечают)
- Что надо сделать нам самим, чтобы семья и Родина были нашей гордостью?
(ответы детей по кругу)
6. Викторина
Учитель:
- Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
Викторина «Вопросы о семье».
Вопросы:
Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В
сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В
чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово?
(Родина.)
Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен
глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и
ссоры? (Выносить сор из избы.)
Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся
всю жизнь маяться.)
Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный
круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного
родственника? (Мать-и-мачеха.)
В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить
со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная
Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой
ледяной дворец.)
В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-
Цокотуха».)
Учитель: Молодцы!
- А сейчас замечательное стихотворение о семье нам прочитает Татьяна.
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
7. Обычаи и традиции в семье.
Учитель:
- Возможно, каждый из вас встречал счастливые семьи, в которых уже
несколько поколений существуют свои обычаи и традиции в семье. Одни из
них собирают материалы по истории своего рода и семьи и передают их по
наследству, другие всей семьей собираются за столом по вечерам,
вспоминают интересные случаи, рассказы, третьи по выходным
отправляются на пруд или в лес. Существует множество традиций и обычаев,
они являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.
Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи,
отражая нравственную позицию всех ее членов.
Учитель:
-
Посмотрите
фото
различных
семей,
проанализируйте
их
и
выделите
семейные ценности, которые, на ваш взгляд, проявляются в данных историях.
Учитель:
Каждая семья стремится создать уют, атмосферу гостеприимности,
неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи
понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут
поддержку и помощь в трудную минуту. Кроме того, это особенно важно для
каждого из нас, это помогает ощутить себя значимой частью фамилии,
развивает чувство защищенности и уверенности, а также это ценности, это
неизменно.
Учитель: А теперь я хочу послушать, какие семейные традиции и обычаи
есть в семье у вас. (дети рассказывают)
Учитель:
- Ребята, семья, школа, улица – это маленькое Отечество. Отчий дом- это
ваша квартира, дом, там мама, папа, бабушка, дедушка, родные люди.
Отечество- место, где ты родился. Вы и я родились в районном поселке
Пачелма и мои и ваши родные тоже, это для нас родина, а находится наш
поселок в России, значит Россия - моё Отечество. Отечество, отчий дом, отец
- однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её
надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь. Отец и мать -
два главных человека в жизни каждого человека. Нашу Родину называют
«матушка Россия». Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека.
Место, где ты родился и вырос, где твои корни - это Отечество. Семья - это
малая Родина, наш отчий дом. Родина, Отечество, Отчизна. Эти слова мы
произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.
Учитель:
- Предлагаю вам послушать стихотворение об Отчизне
Отчизна
(читает ученик)
Какое слово светлое – Отчизна.
Оно, как свет, струящийся по листьям.
Оно, как шёпот в травах родника.
Как белые, зимой в полях, снега.
Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.
Какое слово гордое – Отчизна.
Я в нём читаю деда с фронта письма,
Он не пришёл тогда назад с войны,
Его победе – слышишь, нет цены!
Какое слово мудрое – Отчизна.
Оно, как русло бесконечной жизни:
Живая в нём и мёртвая вода
Смешались в сплав единый навсегда.
Всего семь букв – и сколько сразу смысла.
Какое слово ёмкое – Отчизна…
(С. Каргашин)
Учитель: Подумайте, о чем в стихотворении говорится? (ответы детей)
Задание: А сейчас вы побудите в роли журналистов. Каждому из вас
предстоит написать письмо – признание в любви семье, Отечеству. (Дети
пишут). Зачитывают по желанию
8. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Я думаю, что каждый из вас узнал много
интересного, важного.
- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что
интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда.
- Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят,
он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)
- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом
своей страны? Должны ли вы защищать свою Родину?
9.Подведение итогов.
- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным. Закончить наш урок мне хотелось словами В.А.
Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек учится творить Добро»