Напоминание

"Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин в условиях реализации ФГОС"


Автор: Ганчаев Мансур Салаудинович
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: г.Гудермес
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на

уроках специальных дисциплин в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной

учебной

работой следует

понимать

любую

организованную

преподавателем

(мастером

производственного

обучения)

активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной

дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их

осмысление,

закрепление,

формирование

и

развитие

умений

и

навыков,

обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной

стороны,

учебное

задание,

составленное

для

достижения

определённой

дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей

познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при

выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит

его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к

углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

в

каждой

конкретной

ситуации

усвоения

соответствует

конкретной

дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков

и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе

его движения от незнания к знанию;

вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное

систематическое

пополнение

своих

знаний

и

выработку

умений

ориентироваться

в

потоке

научной

и

общественной

информации

при

решении новых познавательных и профессиональных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления

самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе

профессионального обучения.

1

Самостоятельная работа, наряду с аудиторной,

представляет одну из форм

учебного процесса и является его существенной частью.

Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность

студентов

в

процессе

обучения

и

во внеаудиторное

время,

выполняемая

по

заданию преподавателя, но без непосредственного его участия.

Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях.

Согласно

последним

рекомендациям

по

методике

действенного вовлеченного

обучения, студент должен 70% времени на занятиях

работать самостоятельно.

Самостоятельная работа имеет

целью

проработку

пройденного материала во

время занятий,

пополнение

и

углубление

знаний,

выполнение конкретных

заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение

курсовых

работ и

дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная

и научно-исследовательская работа).

Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и

самостоятельное

изучение,

и

усвоение материала.

Вот

почему

существуют

в

системе профессионального образования такие формы обучения, как экстернат и

заочное обучение, развиваются дистанционные технологии обучения.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет студенту

вырабатывать свои убеждения и взгляды;

позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий

подход к делу,

целеустремленность, силу воли, самостоятельность

мышления и системность в распределении времени;

у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении

знаний;

у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и

методы общения с людьми для достижения поставленной цели.

Правильная

организация

самостоятельной

работы

имеет огромное

образовательное и воспитательное значение. В монографии П.И. Пидкасистого

выделено пять уровней самостоятельной работы.

Первый

уровень -

дословное

и

преобразующее воспроизводство информации.

2

Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень

- реконструктивно-самостоятельная работа (составление

кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).

Четвертый уровень - самостоятельная

эвристическая работа.

Пятый уровень — творческая (исследовательская, опытническая) работа.

Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и

давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен

выполнить – это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии.

При этом основная задача преподавателя - помочь каждому

учащемуся

(студенту)

найти

свое

место

в

жизни.

Это

возможно только

при

развитии

самостоятельной работы студента.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов,

особенно

на

первом

курсе.

На

первом

курсе необходимо их научить правильно ставить

учебные

цели при

самостоятельном

изучении

материала,

учить

анализировать

прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей

формой

учебного

процесса,

преподавателю

следует акцентировать ее преимущества по

формированию

параметров квалификационной характеристики.

При

выдаче

задания

на

самостоятельную

работу

необходимо

четко

поставить

перед

студентами

цель,

актуализировать и мотивировать ее, дать

алгоритм выполнения задания и рекомендовать

литературу,

которая

поможет

выполнить

задание,

установить

форму и сроки

сдачи выполненной работы,

определить

сроки

консультаций

(оказание помощи

в

организации работы),

установить критерии оценки.

Желательно разработать для студентов памятку по самостоятельной работе. В

ней надо указать следующее:

внимательно прочитайте тему;

перечислите ваши действия по выполнению задания;

составьте план работы, выделяя главные разделы;

в каждом разделе наметьте основные положения;

пронумеруйте их;

3

в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.

При выполнении самостоятельной работы студенты проходят

следующие

этапы:

определяют

цель

работы;

конкретизируют

проблемную

ситуацию;

делают

оценку собственных знаний для выполнения задачи;

планируют и выполняют работу.

Дидактические цели самостоятельной работы.

При планировании и организации самостоятельной работы студентов необходимо

помнить, что выбор и формулировка дидактических целей должны соответствовать

видам самостоятельной деятельности студентов как в рамках учебного занятия, так и

внеаудиторной работы.

Систематизация

и

закрепление

полученных

теоретических

знаний

и

практических умений;

Углубление и расширение теоретических знаний;

Формирование умений использовать справочную, правовую, нормативную

документацию и специальную литературу;

Развитие познавательных способностей и активности студентов;

Формирование у студентов самостоятельности мышления, способности к

саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации;

Развитие исследовательских умений.

Виды самостоятельной работы студентов.

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные

виды самостоятельной активной деятельности студентов, которые используют

преподаватели в системе профессионального обучения:

составление тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной,

справочной и методической литературой;

самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной

литературы;

работа

по

заданию

преподавателя

с

новинками

литературы

по

подготовке материала для опережающего обучения;

4

поиск

практических

примеров

в

обществе, в средствах массовой

информации по изучаемым темам, разделам и дисциплине в целом;

творческие диктанты по новой терминологии;

составление кроссвордов;

ответы на вопросы по самостоятельно изученному студентами материалу;

ответы на вопросы по средствам обучения;

рецензирование работы сокурсников;

решение проблемных ситуаций;

самостоятельное

составление

практических

задач

по

ранее изученному

материалу;

подготовка рефератов, докладов по заданной теме;

самостоятельная работа с нормативно-техническими документами;

подготовка сообщений на конференциях;

выполнение курсовых работ и дипломных проектов:

выполнение лабораторных и практических заданий;

научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа с учебником - это основной источник

знаний

по

дисциплине,

средство

формирования учебных

умений,

овладение

примами

познавательной деятельности.

В

процессе

обучения

учебник

выполняет

информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Перед

выдачей

задания

для

работы

с

учебником необходимо

поставить

перед

студентом

цель.

Целесообразно предлагать

задания

нарастающей

трудности

(пересказать, найти ответ на вопрос, сделать вывод).

Развитие самостоятельной работы позволит уйти от традиционных групповых

занятий. Самостоятельная работа - это, прежде всего, приобретение конкретных

умений и навыков, т.е. применение знаний в работе. Особую роль в развитии

самостоятельной

деятельности будущего

специалиста

играет

научно-

исследовательская работа студентов под руководством преподавателя.

Организация и управление самостоятельной аудиторной работой

студентов.

5

В

условиях

личностно-ориентированного

обучения преподаватель

выступает

в

роли

организатора

самостоятельной активной

познавательной

деятельности учащегося (студента). Он помогает выйти на конечный результат.

Обучение

является

активным

процессом.

Знания

и

навыки

развиваются

в

процессе

проведения

практических

занятий

и лабораторных

работ.

Активное

вовлечение

студентов

в

учебный процесс

дает

им

возможность

применять

полученные знания в профессиональной деятельности. На занятиях желательно

1 0 % времени

отводить

на

обучение,

20%

на

демонстрацию,

а

70% времени

студент должен сам выполнять работу.

Методики активного обучения более эффективны, когда они

используются

в

сочетании

друг

с

другом,

каждый

метод должен использоваться не более 20-

25 минут. Применение нескольких

методов

на

занятии

способствует

меньшей

утомляемости

студентов,

их

большей

с а мо с тояте л ь н о с ти , решению

практических задач при усвоении нового материала, чередованию деятельности

преподавателя и студента, подкреплению словесной информации демонстрацией

(развитие зрительной памяти),

получению

большей

информации

по

изучаемому

вопросу.

К основным методам активного обучения в системе профессионального

образования относятся:

мозговой штурм;

управляемая пленарная дискуссия (громкое обсуждение; тихое обсуждение);

игра;

групповая

деятельность

на

занятиях

(работа

в

парах;

работа

в

малых

группах);

коллективная система обучения:

семинарское занятие;

кейс-стади;

вопрос-ответ и другие.

Применение

данных

методов

обучения

на

занятии

выводит урок за его

традиционные рамки.

Мозговой штурм

6

Мозговой штурм (Brain storm –с английского – совместная выработка идей) –

это способ получения большого количества идей от группы людей по конкретной

теме за короткий период времени. Данный метод представляет собой

один

из эффективных

приемов

продуцирования

идей.

Этот

метод

используется, чтобы:

- переключиться с одной темы и сосредоточиться на следующей теме;

- определить широту изучаемой дисциплины или темы;

- создать живую атмосферу в учебной аудитории;

- быстро получить 30-40 идей.

Существует 2 этапа проведения мозгового штурма:

Совместная выработка идей – 10-15 минут;

Связка – 5-10 минут.

Методика совместной выработки идей заключается в следующем:

напишите на доске короткое название темы. Например, «Менеджер должен

обладать

качествами….»;

«Повар

должен

обладать

знаниями

…..»;

«Официант должен обладать умениями и навыками….»;

попросите коротко высказать мысль в двух-трёх словах;

не обсуждайте то, что предлагается, а только записывайте;

проинструктируйте всех, не спорить ни с какими идеями;

стойте, повернувшись к группе спиной, пишите как можно быстрее;

поощряйте новые идеи;

направляйте процесс в нужное русло, обращая внимание на определённые,

уже написанные слова;

остановитесь,

когда

увидите,

что

у

вас

достаточно

материала

для

обсуждения.

Чтобы провести связку высказанных идей:

выделите главные идеи, над которыми вы будете работать;

попросите студентов определить пункты списка, относящиеся к каждой из

основных идей;

покажите связь между пунктами;

7

сделайте вывод, который указывает на широту вопроса и необходимость его

глубокого рассмотрения.

Вся работа не должна занимать более 20-25 минут.

Все обучающиеся вовлекаются в работу, стимулируется мыслительный процесс

и,

когда

их

предложения

сводятся

вместе, сразу

становится

ясно,

насколько

широка проблема обсуждения.

Преподаватели

считают

такой

вид

работы

полезным, поскольку

он

дает

представление о глубине обобщенных знаний, характере

опыта

студентов

и

уровне

их

подготовки. Использование

этого

метода

помогает

преподавателю

адаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.

Мозговой штурм - великолепный метод повышения мотивации

студентов

в

процессе занятий и для оживления отдельных занятий.

Данная техника эффективна лишь в том случае, если разрабатывается

конкретная и точная проблема, если же проблема слишком обширна, или сложна,

то мозговой штурм будет менее эффективен.

Для эффективного использования потенциала студентов группы рекомендуется

проводить игровое тестирование (например, на классных часах или во время

кружковой работы), для которого не требуется дополнительной подготовки ни

преподавателя, ни студентов.

Тесты для выбора участников групп генераторов и аналитиков мозгового

штурма:

1.

Тесты для генераторов.

1). Тесты на оригинальность:

а)

предлагается

некоторый

тест,

испытуемый

должен

предложить

как

можно

больше названий к нему;

б)

описывается

несколько

гипотетических

ситуаций,

испытуемого

просят

перечислить все возможные их последствия.

2). Тесты на семантическую гибкость:

8

а)

дано

пять

объектов,

но

только

с

помощью

одного

из

них

можно

решить

поставленную проблему. Например, задание: «Разжечь огонь, объекты – авторучка,

огурец, карманные часы, лампочка, шарик». Ответ: карманные часы, так как для

достижения цели можно использовать их как увеличительное стекло;

б) дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный

третий.

3). Тест на образную адаптивную гибкость: головоломки со спичками, в которых

требуется переместить несколько спичек в исходной конфигурации для получения

заданной формы; возможно одно или несколько решений.

4). Тесты на семантическую спонтанную гибкость:

а) испытуемый должен предложить всевозможные способы применения обычных

вещей (например, кирпича);

б) испытуемый должен перечислить как можно больше объектов, принадлежащих к

назначенному классу.

Тесты для аналитиков.

1).Тест «Спроси и догадайся» состоит из трёх частей:

а) вопросы;

б) предложения причин;

в) предложения последствий.

Общим стержнем для теста служит нейтральный рисунок или словесное

описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой, и

рассматривает своё отражение. В части а) испытуемого просят задать по этой

картинке как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно

больше

причин

этого

события;

в

части

в)

перечислить

все

его

возможные

последствия. На каждую часть теста устанавливается временный лимит, например

5-минутный.

2)

Тест

«Совершенствование

продуктов»

использует

в

качестве

стимула

изображения

или

описания

какого-либо

простого

промышленного

продукта,

например детской игрушки. Испытуемого просят предложить интересные пути

изменения игрушки.

9

3) Тест «Необычное употребление» аналогичен первому тесту на определение

семантической спонтанной гибкости.

4) Тест «Необычные вопросы» предлагает испытуемому задать как можно больше

вопросов, касающихся предложенного ему объекта.

5)

Тест

«Просто

предложи»

использует

в

качестве

стимула

совершенно

неправдоподобную

ситуацию.

Например,

нужно

представить,

что

к

облакам

привязаны верёвки, которые опускаются до земли. Испытуемый должен сказать,

что из этого может получиться.

Управляемая пленарная дискуссия

Открытые

пленарные

дискуссии

обычно

возникают

в

процессе

обмена

мнениями по окончании какой-либо групповой деятельности, и преподаватель может

управлять

возникновением

таких

дискуссий.

Они

могут

рассматриваться

как

дополнительная возможность при планировании учебных занятий.

Основными задачами управляемой пленарной дискуссии являются:

обмен идеями или опытом по каким-либо учебным или профессиональным

вопросам;

повышение у студентов уверенности в себе;

создание или облегчение взаимодействия между студентами.

Одним из эффективных методов организации дискуссии в парах. Он проводится

в три этапа:

дискуссия в парах 5-10 минут;

обратная связь 5-10 минут;

обсуждение 10-20 минут.

Примеры возможных вопросов для дискуссии:

составьте список основных характеристик….;

составьте список преимуществ….;

сформулируйте выгоды для….

Как осуществить обратную связь?:

от каждой пары в аудитории запишите по одной идее;

10

попросите высказать какие-либо другие идеи, которых нет в основном

списке;

дословно запишите их, сведя к конкретному минимуму слов.

Порядок проведения обсуждения:

из числа списка предложенных идей мысленно выбирете самые важные;

укажите идею, которая будет обсуждаться, спросите, кто её предложил;

начните обсуждение вопросом:

что побудило вас сказать это?

что имеется ввиду?

.Приведите пример по обсуждаемой проблеме.

попросите привести другие примеры, точки зрения;

когда

идея

уже

достаточно

рассмотрена,

коротко

подведите

итог

и

укажите следующий пункт для обсуждения;

во

время

и

в

конце

обсуждения

позитивно

свяжите

сказанное

со

следующим видом учебной деятельности.

Рационально проводить обсуждение не более 20 минут.

Игры

Игры

в

нашей

жизни

имеют

весьма

разнообразное

значение.

Всякая

деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение приобретают

игры для профессиональной и учебной деятельности. Осознание первоочередности

гуманистических

целей

обучения

предполагает

существенное

изменение

традиционных форм учебной деятельности.

Игровые

методы

применяются

для

изучения

и закрепления

нового

материала.

Они

позволяют

оценить

текущие знания

студентов,

моделировать

производственные ситуации, дают студентам свободный выбор действий, выясняют

взаимоотношения внутри ученического (студенческого) коллектива.

По

требованиям

они

могут

быть

жесткие,

когда

вся деятельность

обуч аемых

запрограммирована,

но сит имитационный

характер,

ответы

предопределены.

Программы

и сценарии

жестких

игр

разрабатываются

с

целью

активизации учебной

деятельности

и

методической

работы,

с

целью

принятия

управленческих

решений

и

настаивание

коллектива

на творческую работу.

11

И г р ы

м о г у т

б ы т ь

д е л о в ы е ,

р о л е в ы е , организационно-деятельные,

инновационные.

В ролевых играх играют по предлагаемой ситуации.

Организационно

-

деятельностные

игры

являются

гибкой, мобильной

и

открытой

системой.

При

работе

используется коллективная

мыслительная

деятельность. Допускаются любые изменения и корректировки. При организации

данной работы проявляются максимальные возможности студентов.

Инновационная игра – это открытая, саморазвивающаяся, развивающая система

свободного типа. Игра без всяких ограничений, ориентирована на выработку умений

действовать

в

нестандартных

ситуациях,

решения

неизвестны, максимально

используется

потенциал

каждого,

обладает

большой интенсивностью.

В

инновационной

игре

соединяются развивающее

обучение,

исследовательская

работа и решение проблем практической деятельности.

Игра свободного типа - это игра, во время которой могут корректироваться и

меняться правила.

В

качестве

примера

такой

игры

предлагается

игра,

которая

называется:

«Шпаргалка».

Преподаватель:

Любому

студенту

известно,

что,

если

самому

составить

хорошую шпаргалку, можно ею на экзамене и не пользоваться. Процесс составления

шпаргалки в виде конспекта сам по себе даёт возможность усвоить изучаемый

материал. А вы умеете составлять конспекты? Возможно, что вас этому никто

не учил. Так давайте попробуем научиться составлять конспекты в самом разном

виде.

Для

начала

научимся

составлять

план

изучаемого

вами

текста.

Можете

взять ту книгу (учебник, статью), которую вы хотите законспектировать. Итак,

читая

страницу

каждого

текста,

попытайтесь

составить

план

текста

этой

страницы.

Всего

несколько

ключевых

слов.

Условие

одно:

на

чтение

каждой

страницы и её конспектирование отводится всего 30 секунд. За это время больше,

чем несколько слов, и не написать. Итак, пожалуйста, приготовьте книги.

По

моему

сигналу

вы

будете

перелистывать

страницы.

Все

читают

и

конспектируют.

Конспект

каждой

страницы

книги

отделяйте

горизонтальной

12

линией. По моему сигналу переходите к конспектированию следующей страницы.

НАЧАЛИ! Итак, можно заканчивать.

Теперь

попробуем

конспектировать

в

виде

тезисов.

Пожалуйста,

опять

откройте текст книги, на первой странице, с которой вы начали конспект-план.

Сейчас вам будет отведена 1 минута на конспектирование каждой страницы.

Постарайтесь

описать

содержание

каждой

страницы

в

виде

тезисов.

Кроме

ключевых

слов,

здесь

могут

быть

и

предложения,

содержащие

суть

каждой

страницы. Итак, описываем суть каждой страницы в виде тезисов в течение 1

минуты. По моему сигналу меняем страницы. Пожалуйста, НАЧАЛИ!

Спасибо, давайте заканчивать. И в заключение нашего занятия попробуем

научиться составлять вопросы по изучаемому тексту. Какой-то философ сказал:

«Об уме человека можно судить не по ответам, которые он даёт, а по вопросам,

которые он задаёт». Давайте ещё раз пролистаем изучаемый текст и попробуем

составить

по

нему

вопросы.

Лучше

занимательные

вопросы

или

те,

которые

остались вам неясные. Или вопросы, которые могут быть предметом диспута и

выяснение которых поможет выявить сущность изучаемого материала.

Итак, просматривайте материал в свободном режиме. В среднем на каждую

страницу

вам

отводится

30-40

секунд.

Составьте

по

тексту

несколько

занимательных вопросов, ответы на которые позволили бы определить сущность

изучаемого материала. Пожалуйста, НАЧАЛИ!

Итак, мы заканчиваем наше занятие.

В заключение давайте оценим, у кого же самые лучшие конспекты и у кого

самые лучшие вопросы?

Для начала предложим всем желающим выступить на конкурсе конспектов и

конкурсе занимательных вопросов. ПОЖАЛУЙСТА!

В

качестве

дополнения

можно

отметить,

что

данном

случае

можно

организовать коллективную оценку работ студентов, используя балльную систему.

На доске записывается балл каждому выступающему. Суммируется и объявляется

итог.

13

В

методической

«копилке»

преподавателей

специальных

дисциплин

и

мастеров производственного обучения имеется немало различных примеров игровых

технологий, которые они успешно используют в своей практической деятельности.

Групповая деятельность на занятиях

Групповая деятельность – это работа большого количества студентов,

разделённых на небольшие группы по выполнению определённых заданий.

Преимущества использования работы в группах :

- позволяет студентам мыслить самостоятельно и вырабатывать собственные

идеи без участия преподавателя;

- развивает навыки самостоятельного решения проблемы;

- развивает коммуникативные навыки;

- позволяет «незаметным» студентам более эффективно участвовать в

занятиях.

Малая численность студентов в рабочей подгруппе - давнее требование при обучении.

Желательно, чтобы подгруппы были численностью от 2 до 7 человек.

Главное в групповой деятельности - развитие познавательной деятельности

участников. Большое значение в подгруппе имеет уровень подготовки лидера. В

подгруппу нельзя включать студентов,

взаимно

отвергающих

друг

друга.

Необходимо научить

взаимодействию

студентов

внутри

группы.

Взаимодействие

влечет

за

собой

оппозицию

различных когнитивных решений и

ответов. По характеру деятельности всех членов подгруппы можно разделить на:

- "ведущих" - они организуют обсуждение вопросов;

- "аналитиков" - они задают вопросы и подвергают сомнению высказываемые

идеи;

- "протоколиста" - он записывает результаты работы подгруппы и готовит

представление позиции подгруппы;

- "наблюдателя" - он оценивает

участие

каждого

члена

подгруппы

в

решении

проблемы на основе критериев преподавателя.

14

Роли студентов в подгруппе не постоянны, они могут меняться. Задания для

подгрупп могут быть одинаковые или дифференцированные. Дифференцированные

задания вносят новые элементы в работу. При защите работы происходит обмен

информацией, повышается работоспособность.

Преподаватель

при

групповой

работе

является консультантом. Групповой способ ведения занятий может применяться

при разнообразных технологиях обучения.

Структура и форма группового занятия

1. Организационный момент: приветствие, постановка целей, деление на малые

группы, (подгруппы) – 1-2 минуты;

2. Обсуждение темы, постановка задач – 3-8 минут;

3. Работа над поставленными задачами, подготовка презентации – 50- 53 минуты;

4. Отчеты подгрупп. Обсуждение отдельных ответов – 18-20 минут;

5. Подведение итогов, рефлексия, задание на дом – 5-7 минут.

Подгруппы можно компоновать по уровню компетентности (развития)

студентов в каждой учебной группе.

Первый

вариант:

студенты

в

подгруппе

одного

уровня, тогда

задания

выдаются на разные уровни усвояемости учебного материала.

Второй

вариант:

в

подгруппах

студенты

разных

уровней подготовленности.

Тогда

занятия

настраиваются

на выравнивание

уровня

подготовленности

студентов по поставленным вопросам.

Во

время

работы

в

подгруппах

преподаватель

должен следить

за

3

моментами:

достижение

цели,

соблюдение

отведённого

времени

и

подведение

итогов.

Коллективная система обучения

Коллективная

система

обучения

базируется

на

групповом методе ведения

занятий.

Структура

занятия

Организационный момент

2

минуты.

В

начале

урока

проводится

приветствие, проверяется подготовленность аудитории и наличие студентов.

15

Вводная

часть

3 минуты.

Преподаватель

сообщает

и

определяет тему,

цель

занятия,

объясняет

студентам

суть

коллективной системы

обучения

и

особенности проведения занятия.

Тема и план занятий преподаватель записывает на доске, а студенты записывают

в свои тетради.

Работа студентов по коллективной системе обучения (ход урока) – 75

минут.

Студенческая группа делится на малые группы (3-5 человек). Каждой

малой группе предоставляется новый учебный материал, например, конспект одного

из вопросов занятия. Число конспектов соответствует числу студентов.

Студентам

предлагается

само стоятельное

изучение материала

с

последующим конспектированием в своих тетрадях (15 мин.).

Роль

преподавателя

сводится

к

побуждению

всех студентов

на

осмысление

проблемы

и

продуктивную деятельность. Преподаватель наблюдает

за работой и отвечает на вопросы, анализирует качество выданного задания (темп

работы студентов и качество знаний).

По истечению отпущенного времени один из студентов микрогруппы должен

выйти к доске, прочитать вслух вопрос, над которым он работал, и дать ответ. При

этом остальные студенты осмысливают ответ на данный вопрос и могут исправить

или дополнить ответ отвечающего студента, сделать замечание. Подобным образом

защищают свои ответы все участники малых групп.

Если студент слабо ответил на вопрос, но с места внес дополнение к ответам

других студентов, то это учитывается при выставлении

оценок.

Каждый

вопрос

занятия должен быть разобран и ясен для каждого студента.

Данный этап урока можно разнообразить за счет введения игровых моментов.

Заранее подготовить карточки (флажки) разных цветов, которыми

студенты

будут

оценивать

ответы.

Каждый

цвет

символизирует

определенный

уровень

качества

знаний. Так происходит обмен знаниями, в чем и заключается смысл коллективной

системы обучения.

16

Когда

все

изучено

и

законспектировано

студентами

в

своих тетрадях,

преподаватель еще раз предлагает просмотреть весь материал, спрашивает, есть ли

вопросы.

Важным

структурным

элементом

урока

является закрепление изученного

материала (10 мин.).

Преподаватель

раздает

задание

в

виде

вариантов письменного опроса (не

менее

4-х

вариантов).

Студенты

отвечают.

Их

ответы

оценивают

студенты

-

"ассистенты". Оценки согласовываются с преподавателем.

Заключительная

часть

10

минут.

На

доске

проецируется

задание

студентам

на

дом,

которое

подробно

комментируется

преподавателем.

Подводятся

итоги занятия.

Семинарское занятие

С е м и н а р с ко е

з а н я т и е

-

э т о

о д и н

и з

м е т о д о в педагогических

технологий, который учит студента учиться.

Семинарское

занятие

заключается

в

коллективном обсуждении

темы,

которую

студенты

готовили

по

заданию

преподавателя

в

соответствии

с

программой. Студенты могут подготовить доклады, рефераты, которые доводят до

слушателей, а далее начинается обсуждение.

При

проведении

семинара

необходимо

соблюдать следующие правила:

-

говори, а не читай подготовленные материалы;

-

ответ излагай логично;

-

слушай и оценивай ответ товарища;

-

всегда включайся в процесс обсуждения вопроса;

-

свои высказывания аргументируй;

-

излагаемый материал подкрепляй высказываниями из

первоисточника.

Задания

для

семинарского

занятия

выдаются

за

10-15

дней

до даты

проведения.

Задания

должны

включать

в

себя

вопросы, литературу

и

краткие

методические рекомендации для качественной подготовки студентов к семинарскому

занятию.

17

В начале семинара преподавателю необходимо четко поставить цель, на доске

написать тему, потом ее повторить устно. Преподаватель должен обратить внимание

студентов на важность и полезность прослушивания докладов и сообщений. После

каждого

доклада

провести

обсуждение

и

сделать

основные

выводы

по

прослушанному материалу, записывая их в рабочую тетрадь.

Работу студентов следует оценивать по рейтингу, учитывая

разнообразные стороны деятельности на данном занятии.

В

конце

занятия

подвести

итоги

работы

студентов, произвести

рефлексию

работы преподавателя и студентов, дать задание на дом.

Задание

может

быть

в

форме

изложения

на

более понравившееся

выступление.

В

начале

следующего

занятия

можно

провести индивидуальный

или

фронтальный опрос по изученной на семинаре теме.

Кейс-стади

Кейс-стади («case stady» - с англ.- «учебный портфель») является учебным

методом,

который разрабатывается

для

определенных

целей.

Кейс-стади

является

одним

из

разновидностей

кейс-технологий.

Он

сочетает

в

себе

решение

конкретных

проблем,

связанных

с

различными

а с п е к т а м и

профессиональной

деятельности

выпускника

учебного

заведения.

Этот метод

может использоваться в различных учебных дисциплинах. Особенно полезен

этот

метод,

когда

преподаватель

работает

со студентами

по

ситуации.

Работая

по

ситуации,

студенты делают

анализ,

решают

проблему,

обсуждают,

высказывают

свои мнения, основанные на своих знаниях и опыте реальной жизни.

Типы «кейс стати» (КС)

В зависимости от содержания и специфических целей обучения «кейс стадии»

делятся на:

КС, обучающие анализу и оценке;

КС, обучающие решению проблем и принятию решений;

18

КС, посвящённые истории предмета (дисциплины);

КС, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Конкретные ситуации для КС могут различаться по методу их подготовки:

- «библиотечные» КС – в них широко используется информация о деятельности

предприятий (организаций), опубликованная в средствах массовой информации

(включая

телевидение)

и

органах

государственного

управления

(статистических, контрольных, судебных и т.п.);

- «кабинетные» КС – строятся на богатом опыте преподавателя в области его

интеллектуально-предметной деятельности. Такие КС должны быть короткими и

лаконичными и направлены на использование их в пределах конкретной лекции.

Чтобы

сделать

короткую

КС

эффективной,

необходимо

максимально

приблизить её к практике, теснее «привязать» её к цели обучения и обогатить

данными из собственного опыта.

В

качестве

примера

предлагается

ситуация

для

КС

«кабинетного»

типа

«Помогите своим приятелям»,

используемая на занятиях при изучении темы:

«Позиционирование товара» по учебной дисциплине «Маркетинг».

Описание ситуации: Ваши приятели – Иван и Алёна – создали небольшое

предприятие по звукозаписи. Всё началось с того, что они обнаружили

неожиданно

большое

количество

желающих

переписать

у

них

модную

молодёжную музыку с аудиокассет, которые давно коллекционируют. Дальше

больше – они купили качественную записывающую аппаратуру и стали

продавать кассеты с музыкой, подобранной по их вкусу. От продаж через

знакомых они решили перейти к розничной торговле и открыть свою точку –

небольшой,

уютный

магазинчик.

Но

знаний

и

практического

опыта

по

деятельности, связанной с позиционированием товара у них не было. Иван и

Алёна обратились к вам за помощью, зная, что вы в настоящее время

обучаетесь

в

колледже

разным

премудростям.

Вам

предстоит

проконсультировать их, подготовив ответы на следующие их вопросы:

19

2.

Посоветуйте, какие сегменты рынка в нашем городе и регионе могут

быть

наиболее

перспективными

для

бизнеса

Ивана

и

Алёны.

Дайте

краткую характеристику этих сегментов рынка, аргументируйте, почему

вы считаете их наиболее перспективными;

3.

Какие методы стимулирования сбыта эффективнее им использовать для

каждого сегмента рынка, дайте грамотное обоснование;

Разработайте рекламное обращение с целью активизации покупательского

поведения и формирования предпочтений к предлагаемому товару приятелями,

представьте его.

Сущность практического применения данного метода состоит в следующем:

- обучающиеся делятся на необходимые рабочие группы;

-преподаватель даёт студентам написанную рабочую ситуацию или «кейс –

историю»;

-студенты анализируют ситуацию с использованием уже полученных знаний о

методах анализа;

- студенты рекомендуют план действий, который должен разрешить обозначенную

проблему;

- они докладывают свои данные всем в аудитории;

- вся аудитория обсуждает доклад.

Структура и содержание кейса:

1.

Формулировка проблем, тем, заданий;

2.

Подробное описание практической ситуации;

3.

Инструкция по работе с практической ситуацией;

4.

Учебно-методическое оснащение (литература, наглядность,

раздаточный материал,

методические рекомендации);

5.

Режим работы (распределение времени

по этапам разрабатывается

20

преподавателем и зависит от объема ситуации, сложности, расписания и т.д.);

6.

Критерии оценки.

Этапы кейс-метода:

1. Подготовительный этап для преподавателя и студентов.

2.

Самостоятельная работа студентов с кейсом.

3.

Работа в малых группах.

4.

Дискуссия - проводится по итогам работы в малых

группах.

Преподаватель должен помнить, что «кейс-стади» - это комплексная форма

обучения. Такая форма организации учебного занятия может проводиться только с

подготовленной аудиторией, так как он призван соединить различные обучающие

курсы, практически все которые предусмотрены ГОС НПО и ГОС СПО, поэтому этот

метод целесообразно использовать в конце обучающего курса.

Вопрос-ответ

В вовлеченном обучении широко используется методика "вопрос-ответ".

Цели:

1) Актуализировать тему.

2) Мотивировать поставленную тематику.

3)

Сфокусировать внимание судентов на тему.

4)

Оценить знания студентов.

Данная технология позволяет:

- помочь нерешительным студентам принять участие в работе;

- вовлечь в работу большое количество студентов;

- снизить напряжение в группе;

- почерпнуть опыт отдельных членов группы.

Подготовка

к

проведению

занятий

по

данной

методике включает

составление плана занятия и формулировку вопросов, с помощью которых можно

получить желаемый ответ.

21

П о

а д р е с н о с т и

в о п р о с ы могут

б ы т ь

р а з н о й направленности.

Например:

1.

Конкретно адресованные вопросы тому студенту, который может

ответить на заданный вопрос, и преподаватель об этом знает. В начале следует

назвать имя или фамилию студента, а потом попросить высказаться по

поставленному вопросу.

2.

Вопрос ко всем. Он концентрирует внимание всех студентов.

По внешней реакции можно определить, кто знает правильный ответ (этого

студента и пригласить ответить на поставленный вопрос).

3.

Вопрос с задержкой указанного адресата. Такой вопрос

заставляет работать всю группу. После паузы обозначить, кто

будет отвечать

Вопросы

могут

быть:

-

"закрытые"

предполагают

ответы

студентов,

которые

они

выбирают

из

предлагаемых

преподавателем

в

карточке

задания

или

его

устного

комментария;

-

"открытые"

ст авит ся

вопро с

бе з

заранее

з а го т о в л е н н ы х

преподавателем

ответов,

студенту

приходится

самому

предлагать

ответ

в

свободной

форме.

С помощью студентов ответы можно обозначить на доске, ранжировать и

использовать в дальнейшей работе.

ЛИТЕРАТУРА

1.

1.Барабанщиков

А.В., .Корочкин

Б.П.

Научно

педагогические

основы

повышения

эффективности

самостоятельной

работы//

Организация

и

методика

самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской

научно-практической

конференции,

проведённой

16-17

мая

1998г.

В

г.

Новосибирске. – М.: 1998.

2.

Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

22

3.

Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения /Новые ценности

образования:Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. -

М.:Инноватор, 1996.

4.

Дистанционное образование, журнал N° 5,1998.

5.

Долгоруков А.М. Методы эффективного самообразования или как правильно

учиться// Проект «Профессиональное образование ХХ1 века».- М.: Центр

интенсивных технологий, 2000.

6.

Жаркой ЭФ. Технология обучения. Пособие для преподавателей. - СПб.:

ВВМИУ, 1994.

7.

.Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее

образование в России №1, 2000.

8.

Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного

обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. – М.:

Альфа-М,2005.

9.

Педагогика.

Учебное

пособие

для

студентов

педагогических

вузов

и

педагогических

колледжей.

Под

ред.

П.И.Пидкасистого.-М.,

Российское

педагогическое агентство. 1996.

10.Система

дистанционного

образования,

сборник

материалов

6

международной

конференции

по

дистанционному

образованию

(Россия,

Москва, 25-27 ноября 1998г.). - М., 1998.

11.Трайнев В.А., Матросова Л.В., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и

интенсивные игровые процессы, М., 2003.

12. Шамова Т.Н. Методическое пособие «Управление' процессом

формирования системы качества знаний учащимися». - М., 1990.

13. Ярмоленко А.В. и др. Современные педагогические технологии /

Под ред. Б.А. Лопова. - СПб.: ВВМУ, 1996.

23

24



В раздел образования