Автор: Вавилина Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №1"
Населённый пункт: с.Елань - Колено Новохоперский район Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Зимующие птицы "
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка конспекта НОД по
окружающему миру для средней группы
«Зимующие птицы нашего края»
Подготовила: воспитатель старшей группы Вавилина Наталья АндреевнаС.
Елань- Колено, Новохоперского района, Воронежской области.
Цель: закрепление знания детей о зимующих птицах, о роли человека в
жизни зимующих птицах;
Задачи:
– расширить знание детей о зимующих птицах нашего края их образе жизни;
-расширять и активизировать речь и словарь детей на тему: «Зимующие птицы»;
- учить находить взаимосвязь между внешним видом, их питанием, движением и
образом жизни;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Демонстрационный материал: карусель снежинок, колокольчик, бубен, посылка,
кормушка, разрезные картинки зимующих птиц, чёрный и белый квадрат,
иллюстрации с хорошими и плохими поступками людей.
Раздаточный материал: пёрышки, набор предметов для аппликации (клеёнки,
салфетки, кисточки, клей, листА4, геометрические фигуры из цветной бумаги).
Предварительная работа: наблюдение за птицами зимой,
рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах,
отгадывание загадок про зимующих птиц, чтение художественной литературы В.
Звяниной” Воробей”, С. А. Есенина “Поёт зима, аукает…”, Т. Евдошенко”
Берегите птиц”, Ю. Никонова “Зимние гости”, просмотр мультфильмов ,
презентации « Зимующие птицы нашего края « , слушание звукозаписи
“Голоса птиц”.
Дидактические игры” Птички на кормушках”, ” Узнай по голосу”, “Четвёртый
лишний”, изготовление масок-ободков для подвижных игр” Птички в гнёздышках”, ”
Воробышки и кот”.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
Вот какая карусель.
Наши милые снежинки
Завертели канитель.
Подвижная игра.
Стали дети, стали в круг,
А теперь присели вдруг.
Дружно сделали прыжок.
Над головкою хлопок.
А теперь все дружно
Мы берём снежок
И бросаем вместе,
Чтобы был сугроб.
Стали дети, стали в круг,
А теперь идут по кругу
Улыбаются, друг другу.
Знакомство с темой занятия.
Воспитатель: Ребята, а теперь проходим к столу. Если услышите, что звучит
колокольчик, садятся девочки, если бубен, садятся мальчики.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Мы с вами читали книги о разных птицах,
рассматривали картинки, наблюдали во время прогулок за птицами, кормили их.
Ребята, сегодня я получила посылку, что в ней мы узнаем, отгадав загадку.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Правильно - это кормушка. А для чего она нужна?
Дети: Кормить птиц зимой.
Воспитатель: А разве не все птицы улетели в тёплые края?
Дети: Нет.
Дидактическая игра “Доскажи словечко”
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отгадаем загадки и узнаем гостей нашей
кормушки.
1. Непоседа птица эта-
Одного с берёзой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её… (Сорока)
2. Найдёшь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка-… (Воробей)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
4. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички- невелички
Называются… (Синички)
5. Окраска сероватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это?. (Ворона)
6. Символ мира - это он,
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет… (Голубь)
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе ещё раз назовём наших гостей.
Хоровые ответы детей.
Воспитатель: Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не
улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Посмотрите повнимательней. Все ли птицы одинаковые?
Игра « Сравни птиц»
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Размером, цветом.
Воспитатель: А чем похожи птицы?
Дети: Они умеют летать, у них есть крылья, хвост, клюв.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
Дети: Перьями.
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сейчас вам встать, образовать круг.
(Детям раздаётся по одному пёрышку.)
Ребята, проведите пёрышком по ладошке. Что вы чувствуете?
Дети: Перо мягкое и тёплое, пушистое.
Воспитатель: А теперь положите пёрышко на ладонь и подуйте на него. Что
произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Какое пёрышко?
Дети: Лёгкое, пушистое.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы грелись на прогулке.
“ Погреемся”
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ-топ.
Мы согреем щёки, шею,
Рукавички мы наденем,
Не боимся мы метели!
Воспитатель: Ребята, а сейчас проходим на свои места. Ребята, а вы знаете,
что птицы наши друзья - это часть нашей природы. А, что такое природа?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, природу надо любить, беречь и охранять. Представьте, если
бы не было птиц?
Ответы детей.
Дидактическая игра « Чем питаются»”
Воспитатель: Ребята, сейчас вам нужно немножко подумать. У меня карточки, на
которых изображены хорошие и плохие поступки людей. Я буду показывать
карточку, а вы должны поставить её на чёрный или белый квадрат. Белый квадрат
обозначает хорошие светлые поступки,а чёрный плохие. (Воспитатель показывает
карточку, обсуждение, вызывает ребёнка и он ставит её на тот или иной квадрат.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Я рада за вас
значит, вы любите свою природу? Вы вырастите хорошими, добрыми людьми.
А что бы вы сказали девочке, которая рвёт цветы, ломает ветки?
Ответы детей.
Воспитатель: А мальчику, который разорил гнездо или обижал маленького
Ответы детей.
Продуктивная деятельность.
Аппликация: ” Домик для птиц”