Напоминание

"Смысловое чтение и работа с текстом"


Автор: Будникова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГСУВОУ "Кемеровская специальная общеобразовательная школа" имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде
Населённый пункт: с. Верхотомское, Кемеровская область, Кемеровский район
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности(кружок)
Тема: "Смысловое чтение и работа с текстом"
Раздел: среднее образование





Назад




Настоящая

программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом основного общего образования.

Программа курса внеурочной деятельности (кружок) «Смысловое чтение и работа с

текстом» адресована обучающимся 7-го класса общеобразовательной школы, в том числе

обучающимся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для

детей

с

задержкой

психического

развития.

Коррекционная

составляющая

курса

реализуется

через

использование

специальных

методов,

приёмов

и

средств

обучения

непосредственно на каждом уроке.

Основные

целевые

направления:

поиск

информации

и

понимание

прочитанного,

преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Специфика

данной

программы

определяется

тем,

что

она

представляет

собой

курс,

работающий

прежде

всего

на

метапредметные

результаты,

а

именно:

результаты,

обозначенные

в

междисциплинарной

программе

«Развитие

универсальных

учебных

действий».

Курс рассчитан на 34 ч.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении

курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение и работа с текстом», являются:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и

принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции

познавательного мотива.

Метапредметные результаты проявляются в:

умении понимать тему, проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать

аргументы

для

подтверждения

собственной

позиции,

выделять

причинно-следственные

связи

в

устных

и

письменных

высказываниях,

формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

в умении ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

в умении находить в тексте требуемую информацию;

в

умении

решать

учебно-познавательные

и

учебно-практические

задачи,

требующие полного и критического понимания текста;

в умении структурировать текст;

в умении преобразовывать текст;

в умении интерпретировать текст;

в умении откликаться на содержание текста;

в умении откликаться на форму текста;

в умении в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять

содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение в курс « Смысловое чтение и работа с текстом».

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Текст.

Назначение

текста.

Заглавие

текста.

Тема

и

микротемы

текста.

Идея

текста.

Смысловые части текста. Ключевые слова и их назначение. Логические средства связи в

тексте. План текста. Пересказ. Виды пересказа. Изобразительно-выразительные средства.

Типы речи (виды текста): повествование, описание, рассуждение. Стили речи.

Практическая работа. Определение темы и идеи текста.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Структура

текста.

Преобразование

текста.

Приёмы

компрессии

текста:

исключение,

упрощение, обобщение. Использование в тексте графических средств, их назначение.

Аргументация и выводы. Подтекст. Обобщение информации, данной в тексте. Аннотация.

Отзыв. Цитирование. Эпиграф. Составление вопросов по тексту.

Сжатое изложение.

Работа с текстом: оценка информации

Содержание текста. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного

смысла. Рассуждение в доказательстве

.

Авторская мысль в тексте. Проблема. Учебный

диалог как способ понимания прочитанного. Точка зрения (позиция) автора и читателя.

Дискуссия о прочитанном. Комплексный анализ текста.

Сочинение-рассуждение на свободную тему.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

11

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

12

Работа с текстом: оценка информации

10



В раздел образования