Автор: Будникова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГСУВОУ "Кемеровская специальная общеобразовательная школа" имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде
Населённый пункт: с. Верхотомское, Кемеровская область, Кемеровский район
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности(кружок)
Тема: "Смысловое чтение и работа с текстом"
Раздел: среднее образование
Настоящая
программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности (кружок) «Смысловое чтение и работа с
текстом» адресована обучающимся 7-го класса общеобразовательной школы, в том числе
обучающимся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для
детей
с
задержкой
психического
развития.
Коррекционная
составляющая
курса
реализуется
через
использование
специальных
методов,
приёмов
и
средств
обучения
непосредственно на каждом уроке.
Основные
целевые
направления:
поиск
информации
и
понимание
прочитанного,
преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Специфика
данной
программы
определяется
тем,
что
она
представляет
собой
курс,
работающий
прежде
всего
на
метапредметные
результаты,
а
именно:
результаты,
обозначенные
в
междисциплинарной
программе
«Развитие
универсальных
учебных
действий».
Курс рассчитан на 34 ч.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение и работа с текстом», являются:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Метапредметные результаты проявляются в:
умении понимать тему, проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать
аргументы
для
подтверждения
собственной
позиции,
выделять
причинно-следственные
связи
в
устных
и
письменных
высказываниях,
формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
в умении ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
в умении находить в тексте требуемую информацию;
в
умении
решать
учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
требующие полного и критического понимания текста;
в умении структурировать текст;
в умении преобразовывать текст;
в умении интерпретировать текст;
в умении откликаться на содержание текста;
в умении откликаться на форму текста;
в умении в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение в курс « Смысловое чтение и работа с текстом».
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст.
Назначение
текста.
Заглавие
текста.
Тема
и
микротемы
текста.
Идея
текста.
Смысловые части текста. Ключевые слова и их назначение. Логические средства связи в
тексте. План текста. Пересказ. Виды пересказа. Изобразительно-выразительные средства.
Типы речи (виды текста): повествование, описание, рассуждение. Стили речи.
Практическая работа. Определение темы и идеи текста.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структура
текста.
Преобразование
текста.
Приёмы
компрессии
текста:
исключение,
упрощение, обобщение. Использование в тексте графических средств, их назначение.
Аргументация и выводы. Подтекст. Обобщение информации, данной в тексте. Аннотация.
Отзыв. Цитирование. Эпиграф. Составление вопросов по тексту.
Сжатое изложение.
Работа с текстом: оценка информации
Содержание текста. Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного
смысла. Рассуждение в доказательстве
.
Авторская мысль в тексте. Проблема. Учебный
диалог как способ понимания прочитанного. Точка зрения (позиция) автора и читателя.
Дискуссия о прочитанном. Комплексный анализ текста.
Сочинение-рассуждение на свободную тему.
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Введение
1
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
11
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
12
Работа с текстом: оценка информации
10