Автор: Савельева Любовь Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ Колосовская СШ Населённый пункт: с. Колосовка, Омская область Наименование материала: статья - презентация опыта Тема: "Проектная деятельность младших школьников" Раздел: начальное образование
Что такое проект? Сейчас каждый учитель ответит на этот вопрос, ведь
проектная деятельность – один из способов реализации системно-
деятельностного подхода, один из видов организации внеурочной
работы.
Хочу представить свой опыт «вживания» в проекты.
Начало ему – в 2006 году, когда я в рамках самообразования разработала
и реализовала проект «Формирование самооценки младшего школьника
на основе рефлексии». Конечно же, документальное оформление было
совсем не то, как требуется сейчас, но суть данной методики я начала
понимать именно тогда. Больше всего мне понравилась и запомнилась
именно практическая часть проекта – работа с детьми.
Одним из пунктов нашей совместной работы было оценивание
проведённого мною урока детьми. Командир класса (это был 3 и 4 год
обучения), несколько раз в неделю, безо всякого предупреждения,
раздавал детям «Листы оценивания», на которых каждый ученик
выставлял мне отметки по следующим пунктам:
насколько интересен был урок
отношение учителя ко мне
отношение учителя ко всему классу.
Затем вместе с родителями дети вывели общий балл, и результаты были
представлены на родительском собрании. Данный проект я представляла
на региональной «Ярмарке педагогических инноваций», материал был
опубликован в журнале «Педагогический Благовест».
•
В 2010 году мой класс принял участие в конкурсе «Азбука юного
предпринимателя», проводимого в рамках проекта «Моё дело» и
стали призёрами! Мы были очень рады! Церемония награждения
проходила в г.Омске, где грамоту и призы вручал министр экономики
Омской области. СЛАЙД 6
Заинтересовавшись идеей проектов, среди учеников начальных
классов нашей школы я разработала и провела проекты «Осенние
мотивы», «Цветок для мамы» и «Путь к здоровью». Проект «Путь к
здоровью» был приурочен к «Году здоровья» в Омской области,
объявленному в 2012 г. Этот проект длился весь учебный год и
включал в себя различные мероприятия – познавательные беседы,
викторины, конкурс - дегустация «Вкусно и полезно!», защита
исследовательских работ, «Оранжевая акция» (посещение больных в
ЦРБ), встречи с врачами, спортивные мероприятия.
У меня появилась идея – попробовать самой провести проект для
детей района с использованием возможностей сети интернет.
Интернет создает условия для эффективного сотрудничества учащихся
школ, педагогов, где бы они географически ни находились. Одной из
форм такого сотрудничества и является телекоммуникационный
образовательный проект. Первый мой опыт в данном направлении –
телекоммуникационный проект «Новый Год у ворот».
Затем был проект «ЭКО – школа» СЛАЙД 7 и межрайонный конкурс –
викторина «Наши пернатые друзья», приуроченный ко Дню Птиц.
Всему новому нужно учиться, и поэтому в 2013 г. я приняла участие в
работе семинара «Разработка и проведение телекоммуникационного
проекта» СЛАЙД 8
И результатом стали - СЛАЙД 9 – региональный телекоммуникационный
конкурс с элементами проектной деятельности «Моя конституция» и
СЛАЙД 10 – региональный проект «Пойми меня». Свой опыт
проведения телек.проектов я представила на Всероссийском конкурсе
«Моя пед.инициатива», где стала Лауреатом I степени. СЛАЙД 11
В рамках данного конкурса я также презентовала использование
метода проекта во время урока, СЛАЙД12 и данная работа – урок
лит.чтения – стала победителем конкурса.
О детских проектах: Это проблематично, так как дети ещё слишком
малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить
о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это
будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом
понимании. Существует заблуждение о неэффективности использования
метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные
учениками младших классов не такие грандиозные, информационно
насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут
считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к
самостоятельной поисково-творческой деятельности. Мы участвуем
почти во всех телек.проектах, предлагаемых на Омском обр.портале и
портале Школа, у нас много призовых мест.
•
Как я организовывала работу по детскому проектированию?
•
- работа с серией тетрадей «Учусь создавать проект» СЛАЙД 13
•
- привлечение родителей – совместно с родителями «выпустили» книгу
«Новые приключения Чебурашки», «Лекарственные растения Омской области»
СЛАЙД 14
•
- заинтересованность детей темой проекта – на зимних каникулах совершили
турпоездку в Великий Устюг, и после посещения «Музея новогодней игрушки»
решили создать семейный Мини- музей СЛАЙД 15
•
Что даёт нам метод проектов?
•
Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат.
•
Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между
учителем и учащимися.
•
Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий
познавательный интерес.
•
Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной
стороны.
•
У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые
таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень
существенным для организации процесса обучения в современной школе.
•
В настоящее время я являюсь участником регионального курса
"Дистанционная школа авторов телекоммуникационных проектов", который
проводит наш ИРООО.
•
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
2010 г.
Февраль-март 2012 г.
«ЭКО – школа»
2013 г. - Межрайонный проект
«Наши пернатые друзья»
Обучение на курсах:
Декабрь – 2013 г.
Конкурс с элементами
проектной деятельности –
Апрель 2014 г.
V Всероссийский конкурс
«Моя педагогическая инициатива»
Приме
нение
нового
знания на
практи
ке,включе
ние в
систему
знаний.
МИНИ -
ПРОЕКТ
организовать
выполнение
учащимися
самостоятель
ной работы
(мини –
проекта) на
применение
нового
знания путём
создания
проблемной
ситуации.
Ч то
д л я
ч е л о в е к а
важнее
и
нужнее
–
добро или зло? Значит,
наша
цель
–
сделать
так, чтобы добра стало
больше.
Если
бы
вы
были на месте наших
предков
–
чтобы
Вы
делали, чтобы пришло
добро?
А
существуют
ли
такие
заклички?
Значит,
какую задачу
нам нужно выполнить?
Это будет ваш мини –
проект.
Выполняя проект,
мы
в ы д в и г а е м
гипотезу
–
предположение
.
Сформулируйте
её.
Давайте
повторим
особенности
заклички .
Ищут выход из
проблемной
ситуации
- произнести
заклички –
обращение к
добру
- самим
придумать
заклички
«Вхождение» в
проектную
деятельность
Выполняют
творческую
работу -
сочиняют
закличку.
Прослушива
ние и
взаимооценивани
е закличек.
Коммуникативны
е УУД: умения
оформлять свои
мысли в устной и
письменной
форме.
Инициативное
сотрудничество.
Выполняя
различные роли в
группе,
сотрудничать в
совместном
решении
проблемы;
Регулятивные
УУД: умения
организовывать
свою
деятельность в
соответствии с
поставленной
задачей.
Учет чужой точки
зрения.
•
Проектная деятельность учащихся –