Напоминание

"Словарная работа, как фундамент для последующей работы по обучению детей связной речи".


Автор: Казак Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ№58
Населённый пункт: г.Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Словарная работа, как фундамент для последующей работы по обучению детей связной речи".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Словарная работа, как фундамент для последующей работы по обучению детей связной речи.

Автор: Казак Ольга Владимировна

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная

педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава

родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного

накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения

использовать их в конкретных условиях общения.

Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с

детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением

представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.

В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное

преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Л.С. Выгодский, исследуя проблемы обучения писал: «Если школьник обучается по программе,

предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она

станет его собственной. Для того чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей,

необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его

возрасту.»

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает

важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет

большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием

умственного развития ребенка.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения понятий, развития содержательной

стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны

мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций

анализа, синтеза, общения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого

уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному

обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие

трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Заниматься

словарной работой необходимо с детьми, начиная с раннего возраста. Если же в первые три года

речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий,

чтобы наверстать упущенное.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического

воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей

воспитательно - образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в

процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности,

повседневной жизни, общения. Работа над словарем уточняет представление ребенка, углубляет

его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте,

поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит

становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значения в психическом

развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи

детей в детском саду. Словарная работа является фундаментом для последующей работы по

обучению детей связной речи.



В раздел образования