Авторы: Титова Наталья Юрьевна, Пехтерева Елена Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУЛ "ВУВК им.А.П.Киселева"(дошкольное подразделение)
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Роль общения со сверстниками в речевом развитии дошкольников . Формы общения со сверстниками.
Раздел: дошкольное образование
Роль общения со сверстниками в речевом развитии
дошкольников . Формы общения со сверстниками.
Особенности общения дошкольников со сверстниками:
Яркая эмоциональная насыщенность ;
Нестандартность и нерегламентированность ;
Преобладание инициативных действий над ответными.
Проблемные формы отношения к сверстникам
Агрессивные дети
Обидчивые дети
Застенчивые дети
Демонстративные дети
Агрессивные дети :
Исследования и многолетние наблюдения показывают, что
агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой
чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их
отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как
противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно
устранить.
Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что
поступками окружающих руководит враждебность, они
приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к
себе.
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство -
невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать
другого.
Обидчивые дети:
Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после
пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в
признании и уважении - сначала взрослого, а потом и сверстника.
Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает
выступать сверстник, а не взрослый.
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая
установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание
положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как
отрицание себя.
В основе повышенной обидчивости лежит напряженно-
болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, которое
порождает острую и не насыщаемую потребность в признании и
уважении.
Застенчивые дети:
Застенчивость является одной из самых распространенных и
самых сложных проблем межличностных отношений.
Застенчивых детей отличает повышенная чувствительность
ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У
застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и
ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но
малейшее замечание замедляет деятельность и вызывает новый
всплеск робости и смущения.
С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя
самым лучшим, а с другой - сомневается в положительном
отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
Демонстративные дети:
Основным мотивом действий ребенка становится положительная
оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет
собственную потребность в самоутверждении.
Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе
внимание любыми возможными способами.
У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении
с которым можно оценить и утвердить себя. Соотнесение себя с
другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации
на оценку окружающих.