Авторы: Устинова Светлана Геннадьевна, Лукьянова Лилия Евгеньевна
Должность: учитель - логопед, педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ "НОШ № 238"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Сценарий открытого мероприятия (и использованием сказкотерапии, игротерапии и элементами лого - упражнений)
Тема: "Путешествие в сказочный лес"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий открытого мероприятия
педагога-психолога и учителя-логопеда
в старшей группе МОУ «НОШ № 238»
«Путешествие в сказочный лес»
(с использованием сказкотерапии, игротерапии
и элементов лого-упражнений).
Педагог-психолог: Лукьянова Л.Е.
Учитель-логопед: Устинова С.Г.
Саратов, 2017 г.
«Путешествие в сказочный лес».
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы детей. Развитие психических
функций и познавательных способностей. Активизация словарного запаса в
речи.
Задачи:
1.
Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей,
развивать чувства эмпатии, умение воспринимать свои эмоции и чувства,
понимать эмоциональные состояния других.
2.
Профилактика конфликтного поведения.
3.
Способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения.
4.
Воспитывать у детей чувство товарищества, сотрудничества,
способствовать сплочению детского коллектива.
5.
Совершенствовать умение передавать эмоции и чувства с помощью
мимики, движения тела.
6.
Развивать мышление, память, речь, расширять словарь детей,
активизировать предлоги в речи.
7.
Способствовать физическому развитию, координации движения и
самоконтроля.
8.
Формировать точные движения языка, губ, развивать мелкую моторику
пальцев рук и точность движений.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация
«В гостях у сказки», магнитная доска, плакаты, иллюстрации с изображениями
разных эмоциональных состояний, полотно «Разноцветная полянка», мячики,
кубик эмоций, колокольчик.
Ход занятия:
Выход детей под музыку «Ролик «В гостях у сказки».
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам отправиться в
сказочный лес. А чтобы нам начать наше путешествие, нам надо спеть веселую
звонкую песенку с колокольчиком.
Игра-приветствие «Упражнение с колокольчиком».
Каждый ребенок поет песенку «К нам …(имя) пришел, колокольчик взял,
позвонил, позвонил и (имя) передал» и передает колокольчик.
Педагог-психолог: Ребята, проходите на сказочную полянку (дети садятся на
стульчики полукругом). А как вы думаете, почему наша полянка называется
сказочная?» Ответы детей.
Педагог-психолог: Правильно, потому что на ней можно читать и
рассказывать сказки. И сегодня я вам прочитаю новую сказку про Ойку. Садитесь
красиво, выпрямляйте спинки и слушайте сказку.
СКАЗКА О ВЫСУНУТОМ ЯЗЫЧКЕ
Пошла Ойка в лес, а навстречу ей Медвежонок.
- Здравствуй, Ойка! - сказал Медвежонок.
А Ойка высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Медвежонку.
Заплакал он и ушел за большой куст. Встретила Ойка Зайчонка.
- Здравствуй, Ойка! - сказал Зайчонок.
А Ойка опять высунула язычок и стала его дразнить. Обидно стало Зайчонку.
Заплакал он и ушел за большой куст.
Вот сидят под большим кустом Медвежонок и Зайчонок и оба плачут.
Листочками, как платочками, слезы вытирают. Прилетела Пчела в мохнатой
шубке.
- Что ж-же случилось? Кто ж-же вас обидел? - спросила Пчела.
- Мы Ойке сказали «здравствуй», а она нам язык показала. Нам очень обидно.
Вот мы и плачем.
- Не мож-жет быть! Не мож-жет быть! - прожужжала Пчела. - Покаж-жите
мне эту девчонку!
- Вон она под березой сидит.
Полетела Пчела к Ойке и прожужжала:
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Я – пчела, лечу, лечу. (вращение указательным пальчиком правой руки)
Меда сладкого хочу (вращение указательным пальчиком левой руки)
Я лечу, я жужжу, (вращение указательными пальчиками обеих рук)
Я на клевере сижу. (указательные пальцы соединяются).
- Как ты пож-живаешь, Ойка?
А Ойка и ей язычок показала. Рассердилась Пчела и ужалила Ойку прямо в
язычок. Больно Ойке. Распух язычок. Хочет Ойка рот закрыть и не может.
Так и ходила Ойка до вечера с высунутым язычком.
Ребята, расскажите почему Ойку так стали называть.
За что обиделись на Ойку медвежонок и зайчонок?
Что сделала пчела? Почему?
Что случилось с язычком?
Как вы думаете ребята, Ойка будет еще показывать свой язык?
Учитель-логопед: Ребята, давайте поможем Ойке сделать ее язычок опять
маленьким, ловким и послушным, а для этого нам вместе с ней надо сделать
артикуляционную гимнастику.
Горка.
Кончик языка в зубки упирается.
Спинку выгибаем, горка получается.
Грибок.
Наша Ойка в лес пошла, под сосною гриб нашла.
Подними вверх язычок, покажи, как рос грибок.
Часики.
Язык Ойкин потянулся, влево-вправо повернулся.
Вот так: тик-так, тик-так.
Маятник туда-сюда
Делаем вот так раз-два.
Лопатка.
Язык широкий покажи и лопатку подержи.
Чашечка.
Язычок наш поумнел, чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить и с конфетами попить.
Учитель-логопед: Молодцы ребята, вы все правильно делали
артикуляционную гимнастику. Ваши язычки стали ловкими и подвижными. И
Ойкин язычок снова стал маленьким, и Ойка закрыла рот. Больше Ойка никому
язычок свой показывать не будет.
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какое чувство испытывает Ойка?
Ойка опустила голову, ей стыдно.
Педагог-психолог: А наше путешествие продолжается, мы отправляемся в
лес. А чтобы не потеряться в лесу мы все будем держаться за ленточку. (музыка
из к/ф «Красная Шапочка»)
Лого-пауза «Кто в лесочке живет?»
Учитель-логопед:
Кто в лесочке живет? Под корягой - старый крот,
За горой – лисенок, в ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка, на сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, будем мы зверей считать!
Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим на картинку и назовем каких
еще животных мы видим, и где они спрятались.
Педагог-психолог: Ребята, а как вы думаете, у леса могут быть эмоции?
Каким может быть лес? ( Просмотр картинок с изображением леса.) Вот мы и
попали в сказочный лес, где могут происходить разные чудеса. И мы с вами
сейчас превратимся в деревья. Наше тело будет ствол дерева, ноги – крепкие
корни, руки-ветки, а пальцы – листья.
Игра «Лес волнуется» (с кубиком эмоций).
Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Лес волнуется раз, лес волнуется два,
лес волнуется три: деревья радости (страха, грусти, обиды, удивления и злости)
на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую
заданное эмоциональное состояние.
Педагог-психолог: А мы отправляемся дальше в наше путешествие, и нас
ждет разноцветная полянка.
Сюрпризный момент «Разноцветная полянка».
Педагог-психолог: Дети, а вы любите играть? В какие игры? Мы сегодня с
вами поиграем на разноцветной полянке.
Полотно - «разноцветную полянку» раскладывают на полу, дети подходят и
выбирают себе цвет, берут за петли и одновременно поднимают его. Педагог
предлагает то поднять, то опустить полотно.
Игра с мячом. Дети перекатывают мяч на полотне, стараясь не
уронить его.
Останови мяч на заданном цвете.
По сигналу скати мяч в заданном направлении.
Закати мячики в лунку.
Перебежки по цветам. Дети одного цвета меняются местами,
перебегая под парашютом.
Все игры проходят под веселую задорную музыку.
Педагог-психолог: Как мы весело играли, но немножко мы устали. Я
предлагаю вам отдохнуть и расслабиться.
Дети кладут полотно на пол и ложатся на свой цветной сектор головами в
центр на спину.
Упражнение «Поза покоя».
Педагог-психолог:
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно -
Расслабление приятно!
Релаксация. Видеоролик «Весна».
Рефлексия с мячом. Ребята, поделитесь, что вам больше всего запомнилось и
понравилось в нашем путешествии? Что нового вы узнали?
Рефлексия настроения.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (плакат
«Хмурая тучка и веселое солнышко»). Если вам что-то не понравилось и вы
уходите с плохим настроением прикрепляйте синие капельки к тучке, а если
вам все понравилось и у вас хорошее и веселое настроение прикрепляйте
желтые лучики к солнышку.
Веселая бодрая музыка.
Прощание.
До свидания, до свидания!
Приходите к нам опять.
До свидания, до свидания!
Будем вместе мы играть!
Используемая методическая литература:
1.
Психолого-педагогическая
программа
«Ранняя
профилактика
социальной
дезадаптации
и
эмоциональных
нарушений
у
детей»
Балова Ж.И.
2.
Развивающая
программа
на
основе
сказок
Софьи
Прокофьевой
«Машины сказки» Г.Г.Сенник-Ортис, Е.В.Куличковская.