Автор: Федотова Анна Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1363
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Цели: освоение приема обозначения безударных гласных звуков на письме с помощью выбора букв.
Планируемые результаты: учащиеся освоят прием обозначения безударных гласных звуков на письме с помощью выбора букв; продолжат
работу над формированием умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки к уроку, индивидуальные карточки для оценивания деятельности.
ХОД УРОКА
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД
I этап.
Мотивация
(самоопределение
к учебной
деятельности)
1)
Повторение:
- Какое время года вам больше всего
нравится?
- А как вы думаете, почему за зимой
всегда идет весна, потом лето, осень…
И этот порядок никогда не нарушается.
- А в русском языке есть свои законы?
- Какой закон русского языка мы
знаем?
- К каким частям слова применим этот
закон?
- Про какую часть слова мы еще не
вспомнили?
- Как вы думаете, что нового вы
узнаете сегодня на уроке?
- Какое задание в ходе урока поможет
вам узнать новое?
- Что мы должны сделать перед
пробным действием?
- В природе есть свои законы.
- Да.
- Безударный гласный проверяю
ударным, т.е. слабую позицию
гласного звука проверяю по сильной.
- К приставке, корню, суффиксу.
- Про окончание.
- Можно ли воспользоваться
основным законом русского языка
при выборе буквы в окончании?
- Задание для пробного действия.
- Повторить необходимые умения
для получения новых знаний.
Личностные действия –
направлены на обеспечение значимости
решения учебных задач, на увязывание
их с реальными жизненными целями и
ситуациями.
Коммуникативные действия –
обеспечивают возможность
сотрудничества: умение слышать и
понимать партнера, правильно выражать
свои мысли, оказывать поддержку друг
другу, эффективно сотрудничать с
учителем и со сверстниками.
Регулятивные действия –
обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий.
II этап.
Актуализация
Карточка №1
Выписать слова с безударным
Коммуникативные действия –
знаний и
фиксация
затруднения в
пробном
действии.
Работа в группах.
гласным в приставке, подобрать
проверочное слово, доказать
графически.
Полет, сестра, гвоздик, свисток,
зашла, курочка, липовый, смотреть,
отнес.
- Прочтите задание и определите
позиции, по которым будем оценивать
работу.
- Приступайте к работе.
- Оцените свои действия.
2)-О чем напоминает эта таблица?
1 скл. м.р., ж. р. –а, -я
2 скл. м. р. -…, ср.р. –о, -е
3 скл. ж.р. на ь
-Обобщите, что мы повторили?
- Что предлагаете делать дальше?
-Возьмите карточку №2.
Правильно выбрать слово.
Правильно подобрать проверочное
слово.
Доказать графически.
Оценка работы в группах.
-Имена существительные м.р. и ж.р.,
имеющие окончания –а, -я, относятся
к 1 склонению.
-Имена существительные м.р. с
нулевым окончанием, ср. р. с
окончанием –о, -е относятся ко 2
склонению.
-Существительные ж.р.,
оканчивающиеся на ь, относятся к 3
склонению.
-Три склонения имен
существительных;
Мы делаем выбор букв в слабой
позиции.
-Выполнить задание для пробного
действия.
обеспечивают возможность
сотрудничества: умение слышать и
понимать партнера, правильно выражать
свои мысли, оказывать поддержку друг
другу, эффективно сотрудничать с
учителем и со сверстниками.
Регулятивные действия –
обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий, оценка своих
действий(саморегуляция)
Познавательные –
общеучебные: умение структурировать
знания, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор
оснований для сравнения.
Решите орфографические задачи,
вставляя букву зеленой ручкой,
укажите склонение
существительных.
(выскочил) из дом… из постел…
из квартир…
(подошел) к дом… к постел…
к квартир…
(был) в дом… в постел…
в квартир…
Решите орфографические задачи,
вставляя букву зеленой ручкой;
укажите склонение существительных
и падеж.
-Давайте проверим.
Кто не согласен?
- Почему у нас получился разный
выбор букв в окончаниях одних и тех
же слов?
- В чем трудность?
- Что делать?
Самостоятельная работа. Один
ребенок работает на откидной
доске.
Дети сверяют свою работу с
работой на доске, фиксируют
разный выбор букв.
- Мы не знаем, как поверить букву
гласного звука в окончаниях имен
существительных.
- Не можем доказать, что правильно
выбрали букву.
- Выяснить причину затруднения.
III этап.
Выявление места
и причины
затруднения.
- Какое задание выполняли?
- Мы должны были сделать выбор
букв гласных звуков в окончаниях
имен существительных.
Познавательные – постановка и
формулирование проблемы.
Регулятивные:
Выведение темы
урока.
- Почему мы должны были выбрать
букву гласного звука?
- Почему не смогли правильно
выполнить задание?
- Кто сформулирует тему урока?
- Звук в слабой позиции.
- Не знаем, как проверить
правописание падежных окончаний
имен существительных?
- Правописание падежных окончаний
имен существительных.
саморегуляция – способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и преодолению препятствий.
IV этап.
Целеполагание
Построение
проекта выхода из
затруднения.
- Поставьте цель.
- Вспомните, кому принадлежат эти
строки:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне и в бане, всегда и
везде
Вечная слава воде!»
-Правильно ли действовали ребята,
подбирая проверочные слова?
1 скл.
купаться / /
в чем? в стене - в ванне
2 скл.
купаться / /
в чем? в столе - в ушате
3 скл.
купаться / /
в чем? в печи - в лохани
-Можно ли воспользоваться
основным законом русского языка,
выбирая букву в окончании имен
существительных?
К.И. Чуковский.
Дети пробуют ответить.
Коммуникативные действия –
обеспечивают возможность
сотрудничества: умение слышать и
понимать партнера, правильно выражать
свои мысли, оказывать поддержку друг
другу, эффективно сотрудничать с
учителем и со сверстниками.
Регулятивные действия –
обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной
деятельностью посредством постановки
целей и планирования своих действий.
Последовательный переход к
самоуправлению и саморегуляции в
учебной деятельности.
Познавательные действия–
общеучебные:
Включают действия исследования,
поиска, отбора и структурирования
необходимой информации, логические
действия и операции.
-Вас что-нибудь смущает в поверке?
Вы уже знаете, что у словосочетаний
есть не только смысл, но и форма.
По смыслу словосочетания «купаться
в столе, в окне, в стене» смешны, но по
форме они правильны (купаться где?, в
чем?). Следовательно, ими можно
пользоваться для выяснения
безударного окончания в нужной
форме имен существительных.
-Посмотрите, какие слова предложили
ребята, как проверочные для каждого
склонения.
рука, плечо, грудь
-Почему дети подобрали 3 слова?
-Давайте проверим, правы ли они? Как
это сделать?
- Как мы будем действовать?
Ответы детей.
-Для каждого склонения свое слово.
-Построить способ действия для
преодоления затруднения.
1.Определю склонение имени
существительного.
2.Подберу проверочное слово для
этого склонения.
3.Проверочное слово поставлю в
форму имени существительного,
определю окончание.
4.Напишу окончание.
Зрительная
физминутка
Презентация
V-VI этап.
Реализация
проекта выхода из
затруднения.
Первичное
-Работая в парах, повторите друг другу
способ действия.
- Правило теперь вы знаете, а что
Работа в парах. Дети повторяют
друг другу способ действия.
- Пора потренироваться в его
Регулятивные действия –
обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной
деятельностью посредством коррекции
своих действий.
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
дальше?
-Вернемся к заданию для пробного
действия.
-Вот теперь проверьте, правильно ли
сделан выбор букв, и докажите это.
применении.
Дети доказывают выбор букв,
опираясь на алгоритм способа
действия.
Познавательные действия.
Общеучебные:
включают действия структурирования
необходимой информации;
логические:
построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные действия –
обеспечивают возможность
сотрудничества: умение слушать,
слышать и понимать партнера,
согласовано выполнять совместную
деятельность, правильно выражать свои
мысли, эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками.
VII этап.
Самостоятельная
работа с
проверкой по
образцу.
- Каков наш следующий шаг?
-Возьмите карточку №3, сделайте
выбор букв в окончаниях имен
существительных, в скобках запишите
проверочные слова.
Карточка №3.
Решите орфографические задачи, в
скобках запишите проверочное слово,
указать склонение.
сидеть на ( __________) диван…
показалась из (___________) норк…
кататься на (___________) карусел…
купаться в (___________) озер…
бежать по (___________) дорог…
рос перед (___________) дом……
- Выполнить работу самостоятельно.
Дети выполняют задание
самостоятельно.
Регулятивные – контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценка
– оценивание качества и уровня
усвоения; коррекция.
Коммуникативные действия.
- А теперь проверьте по образцу-
эталону.
-У кого все верно?
У кого задание вызвало затруднения?
- В чем причина затруднения?
- Как устранить ошибки?
Самопроверка и самоанализ.
VIII этап.
Итог урока.
Рефлексия
учебной
деятельности.
- Какую цель ставили на уроке?
-Достигли мы цели?
Докажите.
-А теперь покажите, кто все понял, а у
кого остались вопросы?
-Как же преодолеть оставшиеся
затруднения?
-Потренироваться дома.
Отметьте свои успехи на шкале
достижений.
- Узнать, можно ли применить
основной закон русского языка,
выбирая букву в окончании имен
существительных?
- Цели достигли, т.к. теперь мы
знаем, что в окончании имен
существительных слабую позицию
гласного звука проверяют по
сильной.
- При выполнении дом. задания.
Оценивание своей деятельности.
Личностные действия – направлены на
осознание исследования.
Познавательные –
общенаучные: умение структурировать
знания, оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные –
умение выражать свои мысли.
Регулятивные –
волевая саморегуляция, оценка –
выделение и осознание учащимися того,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, прогнозирование.