Напоминание

"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"


Автор: Федотова Анна Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1363
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цели: освоение приема обозначения безударных гласных звуков на письме с помощью выбора букв.

Планируемые результаты: учащиеся освоят прием обозначения безударных гласных звуков на письме с помощью выбора букв; продолжат

работу над формированием умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки к уроку, индивидуальные карточки для оценивания деятельности.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I этап.

Мотивация

(самоопределение

к учебной

деятельности)

1)

Повторение:

- Какое время года вам больше всего

нравится?

- А как вы думаете, почему за зимой

всегда идет весна, потом лето, осень…

И этот порядок никогда не нарушается.

- А в русском языке есть свои законы?

- Какой закон русского языка мы

знаем?

- К каким частям слова применим этот

закон?

- Про какую часть слова мы еще не

вспомнили?

- Как вы думаете, что нового вы

узнаете сегодня на уроке?

- Какое задание в ходе урока поможет

вам узнать новое?

- Что мы должны сделать перед

пробным действием?

- В природе есть свои законы.

- Да.

- Безударный гласный проверяю

ударным, т.е. слабую позицию

гласного звука проверяю по сильной.

- К приставке, корню, суффиксу.

- Про окончание.

- Можно ли воспользоваться

основным законом русского языка

при выборе буквы в окончании?

- Задание для пробного действия.

- Повторить необходимые умения

для получения новых знаний.

Личностные действия –

направлены на обеспечение значимости

решения учебных задач, на увязывание

их с реальными жизненными целями и

ситуациями.

Коммуникативные действия –

обеспечивают возможность

сотрудничества: умение слышать и

понимать партнера, правильно выражать

свои мысли, оказывать поддержку друг

другу, эффективно сотрудничать с

учителем и со сверстниками.

Регулятивные действия –

обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки

целей, планирования, контроля,

коррекции своих действий.

II этап.

Актуализация

Карточка №1

Выписать слова с безударным

Коммуникативные действия –

знаний и

фиксация

затруднения в

пробном

действии.

Работа в группах.

гласным в приставке, подобрать

проверочное слово, доказать

графически.

Полет, сестра, гвоздик, свисток,

зашла, курочка, липовый, смотреть,

отнес.

- Прочтите задание и определите

позиции, по которым будем оценивать

работу.

- Приступайте к работе.

- Оцените свои действия.

2)-О чем напоминает эта таблица?

1 скл. м.р., ж. р. –а, -я

2 скл. м. р. -…, ср.р. –о, -е

3 скл. ж.р. на ь

-Обобщите, что мы повторили?

- Что предлагаете делать дальше?

-Возьмите карточку №2.

Правильно выбрать слово.

Правильно подобрать проверочное

слово.

Доказать графически.

Оценка работы в группах.

-Имена существительные м.р. и ж.р.,

имеющие окончания –а, -я, относятся

к 1 склонению.

-Имена существительные м.р. с

нулевым окончанием, ср. р. с

окончанием –о, -е относятся ко 2

склонению.

-Существительные ж.р.,

оканчивающиеся на ь, относятся к 3

склонению.

-Три склонения имен

существительных;

Мы делаем выбор букв в слабой

позиции.

-Выполнить задание для пробного

действия.

обеспечивают возможность

сотрудничества: умение слышать и

понимать партнера, правильно выражать

свои мысли, оказывать поддержку друг

другу, эффективно сотрудничать с

учителем и со сверстниками.

Регулятивные действия –

обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки

целей, планирования, контроля,

коррекции своих действий, оценка своих

действий(саморегуляция)

Познавательные –

общеучебные: умение структурировать

знания, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор

оснований для сравнения.

Решите орфографические задачи,

вставляя букву зеленой ручкой,

укажите склонение

существительных.

(выскочил) из дом… из постел…

из квартир…

(подошел) к дом… к постел…

к квартир…

(был) в дом… в постел…

в квартир…

Решите орфографические задачи,

вставляя букву зеленой ручкой;

укажите склонение существительных

и падеж.

-Давайте проверим.

Кто не согласен?

- Почему у нас получился разный

выбор букв в окончаниях одних и тех

же слов?

- В чем трудность?

- Что делать?

Самостоятельная работа. Один

ребенок работает на откидной

доске.

Дети сверяют свою работу с

работой на доске, фиксируют

разный выбор букв.

- Мы не знаем, как поверить букву

гласного звука в окончаниях имен

существительных.

- Не можем доказать, что правильно

выбрали букву.

- Выяснить причину затруднения.

III этап.

Выявление места

и причины

затруднения.

- Какое задание выполняли?

- Мы должны были сделать выбор

букв гласных звуков в окончаниях

имен существительных.

Познавательные – постановка и

формулирование проблемы.

Регулятивные:

Выведение темы

урока.

- Почему мы должны были выбрать

букву гласного звука?

- Почему не смогли правильно

выполнить задание?

- Кто сформулирует тему урока?

- Звук в слабой позиции.

- Не знаем, как проверить

правописание падежных окончаний

имен существительных?

- Правописание падежных окончаний

имен существительных.

саморегуляция – способность к

мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию и преодолению препятствий.

IV этап.

Целеполагание

Построение

проекта выхода из

затруднения.

- Поставьте цель.

- Вспомните, кому принадлежат эти

строки:

«Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне и в бане, всегда и

везде

Вечная слава воде!»

-Правильно ли действовали ребята,

подбирая проверочные слова?

1 скл.

купаться / /

в чем? в стене - в ванне

2 скл.

купаться / /

в чем? в столе - в ушате

3 скл.

купаться / /

в чем? в печи - в лохани

-Можно ли воспользоваться

основным законом русского языка,

выбирая букву в окончании имен

существительных?

К.И. Чуковский.

Дети пробуют ответить.

Коммуникативные действия –

обеспечивают возможность

сотрудничества: умение слышать и

понимать партнера, правильно выражать

свои мысли, оказывать поддержку друг

другу, эффективно сотрудничать с

учителем и со сверстниками.

Регулятивные действия –

обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной

деятельностью посредством постановки

целей и планирования своих действий.

Последовательный переход к

самоуправлению и саморегуляции в

учебной деятельности.

Познавательные действия–

общеучебные:

Включают действия исследования,

поиска, отбора и структурирования

необходимой информации, логические

действия и операции.

-Вас что-нибудь смущает в поверке?

Вы уже знаете, что у словосочетаний

есть не только смысл, но и форма.

По смыслу словосочетания «купаться

в столе, в окне, в стене» смешны, но по

форме они правильны (купаться где?, в

чем?). Следовательно, ими можно

пользоваться для выяснения

безударного окончания в нужной

форме имен существительных.

-Посмотрите, какие слова предложили

ребята, как проверочные для каждого

склонения.

рука, плечо, грудь

-Почему дети подобрали 3 слова?

-Давайте проверим, правы ли они? Как

это сделать?

- Как мы будем действовать?

Ответы детей.

-Для каждого склонения свое слово.

-Построить способ действия для

преодоления затруднения.

1.Определю склонение имени

существительного.

2.Подберу проверочное слово для

этого склонения.

3.Проверочное слово поставлю в

форму имени существительного,

определю окончание.

4.Напишу окончание.

Зрительная

физминутка

Презентация

V-VI этап.

Реализация

проекта выхода из

затруднения.

Первичное

-Работая в парах, повторите друг другу

способ действия.

- Правило теперь вы знаете, а что

Работа в парах. Дети повторяют

друг другу способ действия.

- Пора потренироваться в его

Регулятивные действия –

обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной

деятельностью посредством коррекции

своих действий.

закрепление с

проговариванием

во внешней речи.

дальше?

-Вернемся к заданию для пробного

действия.

-Вот теперь проверьте, правильно ли

сделан выбор букв, и докажите это.

применении.

Дети доказывают выбор букв,

опираясь на алгоритм способа

действия.

Познавательные действия.

Общеучебные:

включают действия структурирования

необходимой информации;

логические:

построение логической цепи

рассуждений.

Коммуникативные действия –

обеспечивают возможность

сотрудничества: умение слушать,

слышать и понимать партнера,

согласовано выполнять совместную

деятельность, правильно выражать свои

мысли, эффективно сотрудничать как с

учителем, так и со сверстниками.

VII этап.

Самостоятельная

работа с

проверкой по

образцу.

- Каков наш следующий шаг?

-Возьмите карточку №3, сделайте

выбор букв в окончаниях имен

существительных, в скобках запишите

проверочные слова.

Карточка №3.

Решите орфографические задачи, в

скобках запишите проверочное слово,

указать склонение.

сидеть на ( __________) диван…

показалась из (___________) норк…

кататься на (___________) карусел…

купаться в (___________) озер…

бежать по (___________) дорог…

рос перед (___________) дом……

- Выполнить работу самостоятельно.

Дети выполняют задание

самостоятельно.

Регулятивные – контроль в форме

сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном; оценка

– оценивание качества и уровня

усвоения; коррекция.

Коммуникативные действия.

- А теперь проверьте по образцу-

эталону.

-У кого все верно?

У кого задание вызвало затруднения?

- В чем причина затруднения?

- Как устранить ошибки?

Самопроверка и самоанализ.

VIII этап.

Итог урока.

Рефлексия

учебной

деятельности.

- Какую цель ставили на уроке?

-Достигли мы цели?

Докажите.

-А теперь покажите, кто все понял, а у

кого остались вопросы?

-Как же преодолеть оставшиеся

затруднения?

-Потренироваться дома.

Отметьте свои успехи на шкале

достижений.

- Узнать, можно ли применить

основной закон русского языка,

выбирая букву в окончании имен

существительных?

- Цели достигли, т.к. теперь мы

знаем, что в окончании имен

существительных слабую позицию

гласного звука проверяют по

сильной.

- При выполнении дом. задания.

Оценивание своей деятельности.

Личностные действия – направлены на

осознание исследования.

Познавательные –

общенаучные: умение структурировать

знания, оценка процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные –

умение выражать свои мысли.

Регулятивные –

волевая саморегуляция, оценка –

выделение и осознание учащимися того,

что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.



В раздел образования