Автор: Воронина Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2 Им. В. А. Коха
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа над крупной формой"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИМЕНИ В. А. КОХА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Работа над крупной формой».
Докладчик: преподаватель по
классу домры Ворониной Е.А.
Ноябрьск 2016г.
Введение.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего
человека».
В
последнее
время
эти
слова
Сухомлинского
стали,
скорее
украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки.
Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским,
актуальная и ныне: «… ввести учащихся в мир большого искусства, научить
их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе
говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной
культуры».
Особенно это проблема касается музыкальных произведений крупной
формы. Нельзя всерьез говорить об освоении учащихся духовных богатств
наиболее развитых форм и жанров музыки, если к окончанию школы ученик
не прослушал целиком ни одной оперы, концерта, в лучшем случае «прошел»
одну симфонию, одну-две сонаты. Нельзя также научить ребенка любить и
понимать музыку без взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения
ее как живого искусства.
Первые опыты работы с учащимися ДМШ над произведениями крупной
формы
представляют
серьезные
трудности.
Их
успешное
преодоление
обеспечивается лишь в том случае, если к моменту изучения крупной формы
проделана большая методическая работа:
Прежде,
чем
приступить
к
разучиванию
музыкального
произведения, преподаватель должен определить, соответствует ли
подготовленность
ученика
к
выполнению
определенных
задач
в
выбранном
произведении.
Нельзя
брать
для
разучивания
пьесы,
которые превышают возможности ученика. Надо иметь в виду, что
неудача
в
работе
над
непосильным
произведением
может
убить
желание ребенка, с которым он приступает к работе. И, наоборот,
правильно выбранное произведение рождает веру в свои силы, в
успех,
а
это,
несомненно,
пробуждает
еще
больший
интерес
к
дальнейшим занятиям.
Сложность изучения в музыкальной школе произведений крупной
формы заключается в том, что учащиеся не всегда могут осмыслить
целостность формы значительного по объему сочинения.
Однако в детском сознании крупная форма - концерт, соната, таит в
себе притягательную силу. Необходимо чтобы выбор того или иного
произведения
соответствовал
уровню
технического
развития
учащегося.
При
исполнении
крупной
формы
часто
обнаруживается
неравномерность
развития
различных
видов
техники.
Например,
страдает качество звукоизвлечения, штрихов, акцентов, смены струн
-
задача
при
этом:
мягкое
звучание,
ровность
и
незаметность
переходов, логичная нюансировка, фразировка.
1.1 Периоды работы над крупной формой.
Весь
период
работы
делится
на
предварительное
ознакомление.
Приступая
к
изучению
целесообразно
рассказать
ученику
о
личности
композитора. Объяснить характер произведения и основных тем. Какими
приемами и штрихами необходимо пользоваться для исполнения той или
иной темы. Предварительный обзор музыкального развития от начала до
конца. На этом этапе очень важно эмоциональное восприятие, постижение
от целого к частному. Всё это можно дополнить словами профессора Д.
Ойстраха:
«До
подлинного
изучения
музыкального
произведения
необходимо
его
некоторое
время
поиграть,
чтобы
в
общих
чертах
ознакомиться
с
его
сущностью.
И
когда
музыка
станет
близкой
исполнителю,
тогда
он
может
приступить
к
углубленной
работе
над
данным произведением».
Проанализировав
структуру
произведения,
нужно
составить
исполнительский
план,
приступить
к
тщательному
изучению
нотного
текста. Здесь надо следить за характером звука, ритмом, фразировкой. Над
наиболее
трудными
эпизодами
следует
работать
отдельно,
чтобы
у
ученика не притуплялось чувство целого, не появлялось безразличного
отношения к произведению от бесконечного проигрывания от начала до
конца.
Далее, ученик должен хорошо слушать самого себя, уметь вовремя
подмечать отрицательные стороны своей игры и находить нужные приемы
исполнения. Для этого следует разучивать произведение, его части или
эпизоды в сдержанном темпе. Игра в медленном темпе дает возможность
проконтролировать
мельчайшие
технические
детали,
понять
исполнительские задачи, найти правильные решения этих задач и овладеть
необходимыми для исполнения навыками.
1.2 Аппликатура.
От характера музыки, музыкальной фразировки зависит и прием
соединения звуков, который обязательно обусловливает аппликатуру.
Если
музыкальную
фразу
надо
исполнить legato,
то
зде сь
аппликатура особенно важна, так как неудобная аппликатура
мешает
связности
исполнения.
Чтобы
соединение
звуков
было
плавным,
необходимо
стремиться
исполнить
то
или
иное
музыкальное построение в одной позиции. Полезно для этой цели
шире
расположить
пальцы
в
позиции.
Расширение
диапазона
позиции применяется еще и для того, чтобы избежать частой смены
позиции, что, кстати сказать, иногда бывает сделать труднее, нежели
применить расширенную аппликатуру расширенной позиции.
Решение
самых
разнообразных
художественных
задач,
преодоление многих трудностей при игре на домре, так же, как и на
любом другом инструменте, во многом зависит от целесообразного
выбора аппликатуры. Кроме того, правильно выбранная аппликатура
позволяет
ярче
раскрыть
художественные
о с обе нно с т и
п р о и звед е н и я .
П р и
в ы б о р е
ап п л и кату р ы
н е о бход и м о
руководствоваться задачами художественной выразительности.
Так, повторяющиеся одинаковые мелкие построения, которые
начинаются от разных нот и идут в восходящем или нисходящем
движении
(так
называемые
секвенции),
целесообразно
играть
одинаково, то есть одними и теми же пальцами и делать одинаковые
переходы из позиции в позицию.
1.3 Мелодия.
В мелодии, как правило, заключается основная тема – главный
материал
произведения,
который
потом
разрабатывается,
варьируется. Этот простой, но наиболее выразительный материал,
является стержнем всего произведения. Он требует особого подхода,
глубокого
понимания,
тонкой
детальной
отработки.
Поэтому
и
работа над главным тематическим материалом произведения
особенно важна.
Н.Г. Чернышевский говорил, что артист заслуживает величайшей
похвалы, если «…в звуках его инструмента слышится человеческий
голос».
«Петь»
на
домре
очень
трудно.
Тем
большая
ответственность
возникает перед исполнением кантилены. Чтобы добиться хорошего
«пения» мелодии на домре, нужно продумать мельчайшие детали
игры,
подчинить
все
движения
исполнительского
аппарата
этой
главной задаче. Следует помнить, прежде всего, о распределении
мышечных
усилий,
особенно
правой
руки.
Только
правильное
распределение мышечных усилий правой и левой рук, сделает и все
другие
моменты
игры
логически
понятными,
движения
рук
необходимыми, а извлекаемый звук содержательным.
Заключение.
Когда все детали игры, в том числе и трудные пассажи, будут
отработаны, произведение выучивают наизусть. Хорошо выученное
произведение,
даже
когда
оно
твердо
усвоено
наизусть,
иногда
следует проигрывать по нотам, чтобы освежить в памяти текст.
Возможно,
при
этом
выявятся
некоторые
искажения,
которые
необходимо исправить. После того, как произведение целиком будет
выучено
наизусть,
следует
поработать
над
более
утонченной
нюансировкой,
красивым
звуком,
совершенствуя
одновременно
художественный образ произведения. Полезно в это время играть
произведение
целиком
в
сопровождении
аккомпанирующего
инструмента
–
фортепиано.
На
завершающем
этапе
работы
над
произведением исполнитель должен стремиться соединить в одно
художественное
целое
все
частности,
все
детали,
подчинив
их
единой
цели
–
созданию
яркого
художественного
образа,
творческому воплощению музыкального содержания исполняемого
произведения.
Список использованной литературы:
1. Гинзбург Л. О работе над музыкальными произведениями. 4-е изд.
М., 1981.
2. Очертовская Н. Содержание и форма в музыке. – Л., 1985.
3.
Либерман
Е.Я.
Работа
над
фортепианной
техникой.
-
М.:
Классика- XXI, 2003. - 148 с., ил.
4. Перельман, Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения Текст. /
Н.Е. Перельман. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 152 с.
5.
Пуриц
И.
Методические
статьи
по
обучению
игре
на
баяне:
Учебное
пособие
для
музыкальных
училищ,
вузов.
МГИМ
им.
А.Г.Шнитке. – М., 2009. - 145 с.
6.
Смирнова,
Т.И.
Интенсивный
курс
по
фортепиано.
Учебное
пособие
ALLEGRO.
Методические
рекомендации
Текст.
/
Т.И.
Смирнова. 4-е изд., испр. и доп. - М., 2003. - 75 с.
7. Попова Г.В. О музыкальных жанрах. – М., 1981.