Автор: Исламова Альфия Ахтямовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 75
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Нахождение неизвестного числа в равенстве"
Раздел: начальное образование
Тема: «Нахождение неизвестного числа в равенстве»
Тип урока: урок решения учебной задачи
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение (мотивация) к деятельности
- Возьмите рамочки настроений
и выберите своё настроение.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- К сегодняшнему уроку у нас такое стихотворение:
Как же это интересно
Знать про то,
Что неизвестно!
- Неизвестно?
- Почему?
- Постараюсь и пойму!
- Чем будем заниматься сегодня на уроке?
(Узнавать что-то новое, находить неизвестное.)
- Кто готов приобрести новые знания, найти неизвестное?
Актуализация знаний
и фиксация затруднений
в деятельности
76 - 7 = 59
100 - = 50
350 + 50 > 90
+ 10 = 310
- 20 = 70
- Какая запись лишняя? ( № 3) Почему? ( Неравенство, остальные –
равенства.)
- А теперь какая? Почему? (Остаются уравнения)
- Что такое уравнение?
(Равенство с неизвестным.)
- Давайте решим эти уравнения, т. е. найдем неизвестное в них.
(Решаем устно.)
- Ну, что же вы легко справились с этим заданием, и я вам предлагаю решить
еще одно уравнение:
- 543 = 68
(Получаются разные результаты.)
- Задание было одно? А результаты какие? Почему разные?
( Не получается решить устно, не знаем, как, невозможно угадать, подобрать
нужное число)
Постановка учебной задачи
- У нас получились разные результаты. А какая задача стояла перед нами?
(Решить уравнение, найти неизвестное число.)
- Какова тема урока?
(Нахождение неизвестного числа в равенстве.)
- Знаем, как это делается? (Нет.) Какова цель?
(Научиться находить неизвестное число…)
- Посмотрите подсказку:
с помощью вычислений;
с помощью правил;
с помощью схем.
- Итак, какова же цель?
(Научиться находить неизвестное число с помощью правил. Сформулировать
эти правила. Использовать правила в практической деятельности.)
Построение проекта выхода из затруднения
- Как же нам найти нужные правила?
1. Повторить названия компонентов и результатов действий сложения и
вычитания.
2. Выполнить задания по учебнику, которые помогут сформулировать
правила нахождения неизвестных компонентов.
3. Решение задач с применением полученных правил для закрепления.)
Повторение названий компонентов и результатов действий сложения и
вычитания (разборная схема на доске, дети работают цепочкой).
Реализация построенного проекта
- Теперь можем начинать работу над составлением правил
(учебник, стр. 10, № 1-4):
чтение всех задач;
листки со схемами всех задач – закрасить самое большое число на схеме,
решение задач с ответом на вопрос: «Какой компонент находили? Как? Каким
действием?»
Работа в группах (№5, стр. 11):
1-я группа – выписывают равенства, в которых неизвестно уменьшаемое,
формулируют правило его нахождения;
2-я группа - выписывают равенства, в которых неизвестно вычитаемое,
формулируют правило его нахождения;
3-я группа – выписывают равенства,
в которых неизвестно слагаемое, формулируют правило его нахождения
Представление работ групп – формулирование правил.
Работа с маршрутным листом: дополняются записи выводами детей – (слайд)
Первичное закрепление .
Решение задачи способом составления уравнений – стр. 11, № 7( б) –
коллективно с проговариванием алгоритма решения вслух
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Самостоятельное выполнение задания
№ 7 (б) с самопроверкой по эталону ; организация исполнительской
рефлексии хода реализации построенного проекта учебных действий и
контрольных процедур. Организация ситуации успеха, по возможности, для
каждого ученика, мотивирующей его к включению в дальнейшую
познавательную деятельность.
Включение в систему знаний и повторение
- Где мы можем применить полученные знания?
Выполнение заданий
по выбору, № 8 – в паре. Подобрать числа и поставить их в круг и в
треугольник. Записать уравнения и предложить товарищу найти неизвестные
числа.
Домашнее задание
Придумать задачу на нахождение одного из компонентов сложения или
вычитания. Решить ее с помощью составления уравнения.
Рефлексия деятельности
- Какова была цель урока?
- Достигли мы ее?
- В чем было затруднение? С помощью чего оно было снято?
- Договорите фразы
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Я научился …
Я смогу научить …