Автор: Эдильхаджиева Хатича Хасмагомедовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: г.Гудермес
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность как способ разви-тия творческих способностей обучающихся на уроках биоло-гии и во внеклассной работе"
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Методическая разработка
на тему: «Исследовательская деятельность
как способ развития творческих способностей
обучающихся на уроках биологии и во вне-
классной работе»
Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требу-
ют от современного человека умения принятия самостоятельных, быстрых и творческих
решений. Образовательные программы насыщаются новой информацией, в результате чего
обучающиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отсле-
живают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодо-
леть этот недостаток призвано обучение, среди основных целей которого — развитие у
обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее
решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения обучающимися ис-
следовательской деятельности, которая способствует развитию творческого мышления,
формированию умений давать объективную оценку действительности и способности ори-
ентироваться в дополнительных источниках знаний.
В
ЕДУЩАЯ
ИДЕЯ
: процесс развития творческих способностей обучающихся осуществляет-
ся успешнее в исследовательской деятельности при условиях реализации личностно - дея-
тельностного
подхода
и
создания
комплекса
условий,
обеспечивающих
творческую
направленность учебного процесса (организация творческой среды, внедрение исследова-
тельских заданий, стимулирующих творческую активность и поиск нестандартных реше-
ний).
Н
ОВИЗНА
ОПЫТА
Систематическое использование личностно-деятельностного подхода на уроках био-
логии и во внеклассной работе, создающего условия для развития творческих способно-
стей обучающихсяв ходе овладения навыками исследовательской деятельности.
О
СНОВНАЯ
ЦЕЛЬ
В рамках методической системы создать условия для приобретения обучающимися
функционального навыка исследования как универсального способа освоения действи-
тельности путем развитиятворческих способностей и активизации личностной позициио-
бучающихся в образовательном процессе.
О
СНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ
1.
формирование
биологической
культуры
на
основе
исследования
основных
закономерностей развития жизни;
2.
формирование
умений
работы
с
учебной
информацией
и
самоорганизации
познавательной деятельности;
3.
развитие комплекса интеллектуальных умений;
4.
развитие опытаисследовательской
деятельности для дальнейшего его развития и
применения;
5.
развитие
умений
защищать
свои
убеждения
и
давать
нравственную
оценку
деятельности человека в природе.
Ф
ОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблемное ведение уроков базисного и регионального компонентов учебного плана
общеобразовательной школы с использованием творческих заданий.
Система интегрированных уроков биологии и информатики (сравнительно-аналити-
ческая
работа
с
предварительно
отобранной
учителем
информацией
средствами
электронного документа MSWORD).
Внеурочная деятельность (факультативы, кружковая работа), которая строится на
основе выполнения исследовательских проектов.
Участие в конференциях и конкурсах как формы презентации исследовательской де-
ятельности.
Большее внимание в работе уделяю решению
ПРОБЛЕМЫЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
на
основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Разработаны система мер по
снятию перегрузок (модернизация урока, в результате которой сокращается время выпол-
нения домашних заданий, эмоционально-смысловые разрядки и физминутки во время за-
нятий), включение вопросов здорового образа жизни в содержательную часть урока.
У
СЛОВИЯМИ
РЕАЛИЗАЦИ
И
разработанной методической системы являются: кабинет,
оборудованный
интерактивной
доской,
позволяющей
оперативно
работать
с
информацией;компьютер с выходом в Интернет; наглядный материал (таблицы); лабора-
торное оборудование (микроскопы, микропрепараты, гербарий, муляжи, коллекции, фикси-
рованные препараты).
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические
предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской дея-
тельности обучающихся.Проблеме изучения посвящены труды многих философов, психо-
логов и педагогов .
Исследовательская деятельность обучающихся - образовательная технология, ис-
пользующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное ис-
следование.
Исследовательская
деятельность
предполагает
выполнение
обучающимися
учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте
или явлении окружающего мира и подразумевает ознакомление обучащихся с различными
методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа по-
лученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и фор-
мулировать результат.
Входе учебного исследования студенты не ограничиваются усвоением новых знаний,
а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источ-
ники информации. Исследования отличаются тематикой, которая определена требования-
ми программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного
результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
Образовательный потенциал исследовательской деятельности обучающихся реализу-
ется, если:
1) исследовательская деятельность обучающегося направлена на реализацию и развитие
его творческих познавательных способностей;
2) организация исследовательской деятельности основана
- на стимулировании интереса обучающихся к самостоятельному поиску нового зна-
ния и осознанию значения этой деятельности для самореализации;
- на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроекти-
рования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
3) формирование исследовательской деятельности строится как поэтапный процесс;
4)
для
стимулирования
исследовательской
деятельности
последовательноиспользуются
действия, требующие постепенного усложнения исследовательских процедур, что позво-
лит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить их к поиску оптимальных
выходов из нестандартных ситуаций.
Формирование исследовательских навыков уобучающихся осуществляется поэтапно.
Элементы исследования на урокахприменяются строго в соответствии с дидактически-
ми принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса:
1.
на этапе первоначального самостоятельного изучения темы;
2.
при закреплении изученного материала;
3.
в качестве самостоятельной работы.
При организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у обучающихся мыс-
лительных и исследовательских умений,необходимо создавать условия для проявления
творческих возможностей:
интеллектуальное творчество - творческие задания с использованием дополнитель-
ныхисточников информации, составление задач самими учащимися, подготовка со-
общений, докладов и т.п.;
социальное творчество -
отношенияобучающихся друг с другом, обучающихся и
учителя на основе взаимного уважения, уверенности в успехе, педагогической под-
держки.
Успешность развития потенциальных возможностей обучающихся и формирование
мировоззрения зависит от сотрудничества.
МОИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ
:
педагогический
гуманизм
(принятие
всех
обучающихся,
уверенность
в
их
способностях, соблюдение их интересов);
эмпатическое понимание обучающихсяв, которое предполагает стремление и
умение «чувствовать другого как себя»;
сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное
превращение обучающихсяв соавторов учебного процесса;
диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести меж-
личностный диалог на основе равноправия и взаимного уважения;
принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивиду-
альности личности обучающихся);
принцип
выбора
(педагогически
целесообразно,
чтобы
обучающийся
жил,
учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).
Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия
достижения положительных результатов возможны лишь при наличии
самообладания, собранности учителя;
спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;
последовательности и постоянства в предъявлении требований;
терпимости;
создания атмосферы сотворчества.
Стремлюсь, чтобы отношения между мной и студентами строились на взаимопони-
мании и взаимоуважении, чтобы обучающийся не боялся высказывать свою точку зрения,
мог самостоятельно открывать новое.
О
ЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
:
повышение мотивации к обучению;
установка на престижность знаний;
развитие творческого подхода к собственной деятельности;
развитие коммуникативной направленности;
освоение новых информационных технологий;
высокая социализация выпускников.
Стратегия современного учителязаключается не только в использовании новых мето-
дик и технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающихся: учение из каж-
додневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окру-
жающим миром. Только в этом случае интеллектуальное напряжение и любая деятель-
ность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразо-
вании и совершенствовании. Но эта цель достижима только при условии активной творче-
ской деятельности самого учителя.