Напоминание

"Исследовательская деятельность как способ разви-тия творческих способностей обучающихся на уроках биоло-гии и во внеклассной работе"


Автор: Эдильхаджиева Хатича Хасмагомедовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: г.Гудермес
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность как способ разви-тия творческих способностей обучающихся на уроках биоло-гии и во внеклассной работе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум"

Методическая разработка

на тему: «Исследовательская деятельность

как способ развития творческих способностей

обучающихся на уроках биологии и во вне-

классной работе»

Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требу-

ют от современного человека умения принятия самостоятельных, быстрых и творческих

решений. Образовательные программы насыщаются новой информацией, в результате чего

обучающиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отсле-

живают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодо-

леть этот недостаток призвано обучение, среди основных целей которого — развитие у

обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее

решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения обучающимися ис-

следовательской деятельности, которая способствует развитию творческого мышления,

формированию умений давать объективную оценку действительности и способности ори-

ентироваться в дополнительных источниках знаний.

В

ЕДУЩАЯ

ИДЕЯ

: процесс развития творческих способностей обучающихся осуществляет-

ся успешнее в исследовательской деятельности при условиях реализации личностно - дея-

тельностного

подхода

и

создания

комплекса

условий,

обеспечивающих

творческую

направленность учебного процесса (организация творческой среды, внедрение исследова-

тельских заданий, стимулирующих творческую активность и поиск нестандартных реше-

ний).

Н

ОВИЗНА

ОПЫТА

Систематическое использование личностно-деятельностного подхода на уроках био-

логии и во внеклассной работе, создающего условия для развития творческих способно-

стей обучающихсяв ходе овладения навыками исследовательской деятельности.

О

СНОВНАЯ

ЦЕЛЬ

В рамках методической системы создать условия для приобретения обучающимися

функционального навыка исследования как универсального способа освоения действи-

тельности путем развитиятворческих способностей и активизации личностной позициио-

бучающихся в образовательном процессе.

О

СНОВНЫЕ

ЗАДАЧИ

1.

формирование

биологической

культуры

на

основе

исследования

основных

закономерностей развития жизни;

2.

формирование

умений

работы

с

учебной

информацией

и

самоорганизации

познавательной деятельности;

3.

развитие комплекса интеллектуальных умений;

4.

развитие опытаисследовательской

деятельности для дальнейшего его развития и

применения;

5.

развитие

умений

защищать

свои

убеждения

и

давать

нравственную

оценку

деятельности человека в природе.

Ф

ОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемное ведение уроков базисного и регионального компонентов учебного плана

общеобразовательной школы с использованием творческих заданий.

Система интегрированных уроков биологии и информатики (сравнительно-аналити-

ческая

работа

с

предварительно

отобранной

учителем

информацией

средствами

электронного документа MSWORD).

Внеурочная деятельность (факультативы, кружковая работа), которая строится на

основе выполнения исследовательских проектов.

Участие в конференциях и конкурсах как формы презентации исследовательской де-

ятельности.

Большее внимание в работе уделяю решению

ПРОБЛЕМЫЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

на

основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Разработаны система мер по

снятию перегрузок (модернизация урока, в результате которой сокращается время выпол-

нения домашних заданий, эмоционально-смысловые разрядки и физминутки во время за-

нятий), включение вопросов здорового образа жизни в содержательную часть урока.

У

СЛОВИЯМИ

РЕАЛИЗАЦИ

И

разработанной методической системы являются: кабинет,

оборудованный

интерактивной

доской,

позволяющей

оперативно

работать

с

информацией;компьютер с выходом в Интернет; наглядный материал (таблицы); лабора-

торное оборудование (микроскопы, микропрепараты, гербарий, муляжи, коллекции, фикси-

рованные препараты).

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические

предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской дея-

тельности обучающихся.Проблеме изучения посвящены труды многих философов, психо-

логов и педагогов .

Исследовательская деятельность обучающихся - образовательная технология, ис-

пользующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное ис-

следование.

Исследовательская

деятельность

предполагает

выполнение

обучающимися

учебных исследовательских задач, направленных на создание представлений об объекте

или явлении окружающего мира и подразумевает ознакомление обучащихся с различными

методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа по-

лученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и фор-

мулировать результат.

Входе учебного исследования студенты не ограничиваются усвоением новых знаний,

а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источ-

ники информации. Исследования отличаются тематикой, которая определена требования-

ми программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного

результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Образовательный потенциал исследовательской деятельности обучающихся реализу-

ется, если:

1) исследовательская деятельность обучающегося направлена на реализацию и развитие

его творческих познавательных способностей;

2) организация исследовательской деятельности основана

- на стимулировании интереса обучающихся к самостоятельному поиску нового зна-

ния и осознанию значения этой деятельности для самореализации;

- на создании ситуаций самоопределения, саморазвития, творческого самопроекти-

рования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

3) формирование исследовательской деятельности строится как поэтапный процесс;

4)

для

стимулирования

исследовательской

деятельности

последовательноиспользуются

действия, требующие постепенного усложнения исследовательских процедур, что позво-

лит повысить продуктивность обучения на уроках и подготовить их к поиску оптимальных

выходов из нестандартных ситуаций.

Формирование исследовательских навыков уобучающихся осуществляется поэтапно.

Элементы исследования на урокахприменяются строго в соответствии с дидактически-

ми принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса:

1.

на этапе первоначального самостоятельного изучения темы;

2.

при закреплении изученного материала;

3.

в качестве самостоятельной работы.

При организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у обучающихся мыс-

лительных и исследовательских умений,необходимо создавать условия для проявления

творческих возможностей:

интеллектуальное творчество - творческие задания с использованием дополнитель-

ныхисточников информации, составление задач самими учащимися, подготовка со-

общений, докладов и т.п.;

социальное творчество -

отношенияобучающихся друг с другом, обучающихся и

учителя на основе взаимного уважения, уверенности в успехе, педагогической под-

держки.

Успешность развития потенциальных возможностей обучающихся и формирование

мировоззрения зависит от сотрудничества.

МОИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРИНЦИПЫ

:

педагогический

гуманизм

(принятие

всех

обучающихся,

уверенность

в

их

способностях, соблюдение их интересов);

эмпатическое понимание обучающихсяв, которое предполагает стремление и

умение «чувствовать другого как себя»;

сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное

превращение обучающихсяв соавторов учебного процесса;

диалогизм - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести меж-

личностный диалог на основе равноправия и взаимного уважения;

принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивиду-

альности личности обучающихся);

принцип

выбора

(педагогически

целесообразно,

чтобы

обучающийся

жил,

учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).

Реализация этих принципов внесла изменения в мой методический стиль. Условия

достижения положительных результатов возможны лишь при наличии

самообладания, собранности учителя;

спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;

последовательности и постоянства в предъявлении требований;

терпимости;

создания атмосферы сотворчества.

Стремлюсь, чтобы отношения между мной и студентами строились на взаимопони-

мании и взаимоуважении, чтобы обучающийся не боялся высказывать свою точку зрения,

мог самостоятельно открывать новое.

О

ЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

:

повышение мотивации к обучению;

установка на престижность знаний;

развитие творческого подхода к собственной деятельности;

развитие коммуникативной направленности;

освоение новых информационных технологий;

высокая социализация выпускников.

Стратегия современного учителязаключается не только в использовании новых мето-

дик и технологий обучения, но и в переориентации сознания обучающихся: учение из каж-

додневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окру-

жающим миром. Только в этом случае интеллектуальное напряжение и любая деятель-

ность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразо-

вании и совершенствовании. Но эта цель достижима только при условии активной творче-

ской деятельности самого учителя.



В раздел образования