Автор: Суслопарова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель спортивных дисциплин
Учебное заведение: Колледж олимпийского резерва Пермского края
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Частные методики в обучении специалистов по адаптивной физической культуры"
Раздел: среднее профессиональное
CОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Суслопарова Ольга Николаевна
Преподаватель спортивных дисциплин
г. Пермь
ГБОУ СПО «Колледж олимпийского резерва Пермского края»
При обучении студентов специальности адаптивная физическая культура
нужно учитывать общегосударственные требования к минимуму содержания
подготовки
специалистов,
разработанных
с
учетом
объектов
и
видов
деятельности выпускника. Направляющим положением
данной концепции
подготовки
педагога по специальности «Адаптивная физическая культура»
является
социальный
заказ:
подготовка
интеллектуального,
мыслящего
и
творческого педагога, умеющего сформировать у детей и учащейся молодежи
знания, умения, навыки и убеждения в области
адаптивного физического
воспитания,
ценностные
установки
и
нравственный
мир.
В
связи
с
этим,
появилась необходимость
усовершенствование
системы
подготовки
студентов отделения адаптивной физической культуры. Одним из направлений
реализации совершенствования учебного процесса являлось реформирование и
совершенствование преподавания дисциплины «Частные методики адаптивной
физической
культуры».
Исходя
из
данной
концепции,
«Частные
методики
адаптивной физической культуры» должны ориентировать студентов не только
на общетеоретические знания, но и на интересующую их сферу деятельности.
Для этого были проанализированы рекомендации по совершенствованию и
корректировке
программ
и
разработана
модульная,
личностно-
ориентированная
программа.
Каждый
раздел,
которой
представляет
законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели
обучения; знания и умения, банк информации и методические руководства по
достижению поставленных целей; выдержано структурное единство теории и
практической направленности учебного курса. Следующий этап: разработка
учебно-методического
комплекса
(УМК)
в
текстовом
и
в
электронном
вариантах.
УМК
необходим
для
обеспечения
учебного
процесса
и
организации в дальнейшем личностно-оринтированного обучения, в котором
студент является равноправным участником учебного процесса.
Для развития
индивидуальных способностей и творческого потенциала личности студента
преподавание
дисциплины
«Частные
методики
АФК»
основывается
на
различных
видах
и
формах
обучения,
с
преобладанием
активных
и
интерактивных
методов
обучения
студентов.
Методика
преподавания
обеспечивает реализацию принципов дидактики, а именно: связи теории с
практикой;
систематичности
и
последовательности;
сознательности,
активности
и
самостоятельности
студентов
в
учебе;
соединения
индивидуального
поиска
знаний
с
учебной
работой
в
коллективе.
Теоретический
раздел
модуля
включает
обзорные
лекции,
которые
направлены на восстановление прежних знаний
или знакомство с каким-то
еще не изученным или мало знакомым материалом и создания целостных
знаний. Проблемных лекций, в которых материал подается с разнообразных
точек, при этом готового выхода из проблемы нет, a его находим вместе со
студентами.
Например,
лекция на тему: «Методы
обучения,
коррекции,
развития и использования сохранных анализаторов», в ней рассматриваются
различные технологии и точки зрения на образовательный, коррекционно-
развивающий
процесс.
Предметных
лекций,
состоящих
из
элементов
проблемности и обзорности. Лекции обязательно проводятся с использованием
наглядности и
технических средств.
Они направлены главным образом на
установку к самостоятельной работе, на получение самостоятельных знаний,
их
систематизацию
и
на
основе,
полученной
информации
определение
выводов.
Практический модуль программы состоит из семинаров и практических
занятий, вопросов и тестов для контроля и самоконтроля студентов. Из всех
форм
учебной
работы
семинары
предоставляют
наиболее
благоприятные
возможности
для
углубленного
изучения
дисциплины,
выработки
са-
мостоятельного
творческого
мышления
у
студентов.
В
процессе
изучения
дисциплины
для
этого
применяются
различные
формы
семинаров:
контрольно-обучающий
семинар
в
ходе,
которого
осуществляется
фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы; обучающий
семинар
-
семинар,
расширяющий
и
дополняющий
лекционный
материал,
например:
семинар
на
тему
«Технологии
физкультурно-спортивной
деятельности
в
АФК
детей
с
ДЦП»;
творческий
семинар
-
семинар,
максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в
форме
дискуссии,
диспута,
публичной
защиты
рефератов
и
презентаций,
например: семинар «Презентация тематических методический рекомендаций».
Практические занятия проводятся по изучению, как конкретной темы, так и в
форме заданий: анализ планов учебно-воспитательной работы, составление
конспектов уроков, составление комплексов упражнений, отбор содержания
для
изложения
отдельных
вопросов
курса,
разработка
и
проведение
разнообразных
форм
опроса
и
диагностики
с
анализом
ответов
и
обоснованием
оценок
с
помощью
и
под
руководством
преподавателя.
Примером
таких
практических
занятий
являются
занятия
на
тему
«Конструирование
уроков
АФК
для
детей
с
и н т е л л е ктуа л ь н о й
недостаточностью», «Методика подбора упражнений для комплексов ЛФК в
зависимости
от
формы
ДЦП»,
«Методика
занятий
на
тренажерах
детей
с
ампутированными конечностями дошкольного и школьного возраста».
Одной из важных составных частей учебного процесса
по дисциплине
является
применение
активных
форм
контроля
и
самоконтроля: текущий
контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на
лекциях, практических и семинарских занятиях; промежуточный контроль по
окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый
студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным
мероприятиям
(участия
в
олимпиаде
по
дисциплине,
научно-практических
конференциях, защите курсовых и проектных работ); итоговый контроль по
дисциплине в форме зачета и экзамена; контроль остаточных знаний и умений
спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Одним из новых направлений учебной работы по дисциплине является
методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и обеспечение
учебными
пособиями
и
методическими
разработками
по
организации
самостоятельной работы студентов (СРС), электронными учебными изданиями
и
разработка
индивидуальных
планов
СРС
для
студентов
с
особыми
образовательными потребностями с учетом их возможностей.
Для таких
студентов разработан УМК СРС, в УМК СРС входят лекции, практические,
семинарские задания, вопросы и тесты для контроля и самоконтроля.
Таким
образом,
для
создания
эффективного
процесса
обучения
по
дисциплине «Частные методики АФК» необходима система, обеспечивающая
получение
положительных
результатов.
Составными
элементами
такой
системы являются содержание и структура дисциплины, выбор и обоснование
определенных
методов
обучения
и
контроля,
разработка
и
внедрение
в
учебный процесс различных методик преподнесения учебного материала, т.е.
обеспечение учебного процесса по дисциплине с учетом профессиональной
направленности подготовки будущих специалистов по адаптивной физической
культуре.
Литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2005 г.
2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 2003г.
3. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига, «Эксперимент», 2003г..
4. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещ., 2006 г- 432 с.
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский
спорт, 2004г.