Напоминание

"Частные методики в обучении специалистов по адаптивной физической культуры"


Автор: Суслопарова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель спортивных дисциплин
Учебное заведение: Колледж олимпийского резерва Пермского края
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Частные методики в обучении специалистов по адаптивной физической культуры"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




CОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Суслопарова Ольга Николаевна

Преподаватель спортивных дисциплин

г. Пермь

ГБОУ СПО «Колледж олимпийского резерва Пермского края»

При обучении студентов специальности адаптивная физическая культура

нужно учитывать общегосударственные требования к минимуму содержания

подготовки

специалистов,

разработанных

с

учетом

объектов

и

видов

деятельности выпускника. Направляющим положением

данной концепции

подготовки

педагога по специальности «Адаптивная физическая культура»

является

социальный

заказ:

подготовка

интеллектуального,

мыслящего

и

творческого педагога, умеющего сформировать у детей и учащейся молодежи

знания, умения, навыки и убеждения в области

адаптивного физического

воспитания,

ценностные

установки

и

нравственный

мир.

В

связи

с

этим,

появилась необходимость

усовершенствование

системы

подготовки

студентов отделения адаптивной физической культуры. Одним из направлений

реализации совершенствования учебного процесса являлось реформирование и

совершенствование преподавания дисциплины «Частные методики адаптивной

физической

культуры».

Исходя

из

данной

концепции,

«Частные

методики

адаптивной физической культуры» должны ориентировать студентов не только

на общетеоретические знания, но и на интересующую их сферу деятельности.

Для этого были проанализированы рекомендации по совершенствованию и

корректировке

программ

и

разработана

модульная,

личностно-

ориентированная

программа.

Каждый

раздел,

которой

представляет

законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели

обучения; знания и умения, банк информации и методические руководства по

достижению поставленных целей; выдержано структурное единство теории и

практической направленности учебного курса. Следующий этап: разработка

учебно-методического

комплекса

(УМК)

в

текстовом

и

в

электронном

вариантах.

УМК

необходим

для

обеспечения

учебного

процесса

и

организации в дальнейшем личностно-оринтированного обучения, в котором

студент является равноправным участником учебного процесса.

Для развития

индивидуальных способностей и творческого потенциала личности студента

преподавание

дисциплины

«Частные

методики

АФК»

основывается

на

различных

видах

и

формах

обучения,

с

преобладанием

активных

и

интерактивных

методов

обучения

студентов.

Методика

преподавания

обеспечивает реализацию принципов дидактики, а именно: связи теории с

практикой;

систематичности

и

последовательности;

сознательности,

активности

и

самостоятельности

студентов

в

учебе;

соединения

индивидуального

поиска

знаний

с

учебной

работой

в

коллективе.

Теоретический

раздел

модуля

включает

обзорные

лекции,

которые

направлены на восстановление прежних знаний

или знакомство с каким-то

еще не изученным или мало знакомым материалом и создания целостных

знаний. Проблемных лекций, в которых материал подается с разнообразных

точек, при этом готового выхода из проблемы нет, a его находим вместе со

студентами.

Например,

лекция на тему: «Методы

обучения,

коррекции,

развития и использования сохранных анализаторов», в ней рассматриваются

различные технологии и точки зрения на образовательный, коррекционно-

развивающий

процесс.

Предметных

лекций,

состоящих

из

элементов

проблемности и обзорности. Лекции обязательно проводятся с использованием

наглядности и

технических средств.

Они направлены главным образом на

установку к самостоятельной работе, на получение самостоятельных знаний,

их

систематизацию

и

на

основе,

полученной

информации

определение

выводов.

Практический модуль программы состоит из семинаров и практических

занятий, вопросов и тестов для контроля и самоконтроля студентов. Из всех

форм

учебной

работы

семинары

предоставляют

наиболее

благоприятные

возможности

для

углубленного

изучения

дисциплины,

выработки

са-

мостоятельного

творческого

мышления

у

студентов.

В

процессе

изучения

дисциплины

для

этого

применяются

различные

формы

семинаров:

контрольно-обучающий

семинар

в

ходе,

которого

осуществляется

фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы; обучающий

семинар

-

семинар,

расширяющий

и

дополняющий

лекционный

материал,

например:

семинар

на

тему

«Технологии

физкультурно-спортивной

деятельности

в

АФК

детей

с

ДЦП»;

творческий

семинар

-

семинар,

максимально обеспечивающий творческую самостоятельность обучаемых в

форме

дискуссии,

диспута,

публичной

защиты

рефератов

и

презентаций,

например: семинар «Презентация тематических методический рекомендаций».

Практические занятия проводятся по изучению, как конкретной темы, так и в

форме заданий: анализ планов учебно-воспитательной работы, составление

конспектов уроков, составление комплексов упражнений, отбор содержания

для

изложения

отдельных

вопросов

курса,

разработка

и

проведение

разнообразных

форм

опроса

и

диагностики

с

анализом

ответов

и

обоснованием

оценок

с

помощью

и

под

руководством

преподавателя.

Примером

таких

практических

занятий

являются

занятия

на

тему

«Конструирование

уроков

АФК

для

детей

с

и н т е л л е ктуа л ь н о й

недостаточностью», «Методика подбора упражнений для комплексов ЛФК в

зависимости

от

формы

ДЦП»,

«Методика

занятий

на

тренажерах

детей

с

ампутированными конечностями дошкольного и школьного возраста».

Одной из важных составных частей учебного процесса

по дисциплине

является

применение

активных

форм

контроля

и

самоконтроля: текущий

контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на

лекциях, практических и семинарских занятиях; промежуточный контроль по

окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый

студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным

мероприятиям

(участия

в

олимпиаде

по

дисциплине,

научно-практических

конференциях, защите курсовых и проектных работ); итоговый контроль по

дисциплине в форме зачета и экзамена; контроль остаточных знаний и умений

спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Одним из новых направлений учебной работы по дисциплине является

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и обеспечение

учебными

пособиями

и

методическими

разработками

по

организации

самостоятельной работы студентов (СРС), электронными учебными изданиями

и

разработка

индивидуальных

планов

СРС

для

студентов

с

особыми

образовательными потребностями с учетом их возможностей.

Для таких

студентов разработан УМК СРС, в УМК СРС входят лекции, практические,

семинарские задания, вопросы и тесты для контроля и самоконтроля.

Таким

образом,

для

создания

эффективного

процесса

обучения

по

дисциплине «Частные методики АФК» необходима система, обеспечивающая

получение

положительных

результатов.

Составными

элементами

такой

системы являются содержание и структура дисциплины, выбор и обоснование

определенных

методов

обучения

и

контроля,

разработка

и

внедрение

в

учебный процесс различных методик преподнесения учебного материала, т.е.

обеспечение учебного процесса по дисциплине с учетом профессиональной

направленности подготовки будущих специалистов по адаптивной физической

культуре.

Литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2005 г.

2. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 2003г.

3. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига, «Эксперимент», 2003г..

4. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Просвещ., 2006 г- 432 с.

5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский

спорт, 2004г.



В раздел образования