Автор: Бектабанова Анжелика Вячеславовна
Должность: директор
Учебное заведение: МАОУ Красноярская СОШ
Населённый пункт: П.Красноярский
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Основные подходы к организации урочной деятельности в условиях ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
Обобщение педагогического опыта по теме:
Основные подходы к организации урочной деятельности
в условиях ФГОС НОО
С урока начинается учебно-воспитательный
процесс, уроком он и заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и
важную, но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то,что
закладывается в ходе уроков.
Ю.А.Конаржевский.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 27 лет. За это время я
работала
по
традиционной
программе
«Школа
России»,
по
развивающей
системе
Л.В.Занкова,УМК «Гармония»,
За
последние
десятилетия,
на
мой
взгляд,
чётко
обозначилась
тенденция
к
изменению
сущности,
целей
и
приоритетных
ценностей
российского
начального
общего
образования.
В
Федеральном
компоненте
государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой
личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения,
которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие
личностных
качеств
и
способностей
младшего
школьника
опирается
на
приобретение
ими
опыта
разнообразной
деятельности:
учебно-познавательной,
практической,
социальной.
Поэтому
особое
место
отводится
деятельностному,
практическому
содержанию
образования,
конкретным
способам
деятельности,
применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Образовательный
процесс
в
современной
начальной
школе
ориентируется
на
развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к
самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится
формирование
общих
учебных
умений
и
навыков,
уровень
освоения
которых
в
значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя
начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода
обучения,
реализация
которого
способствует
подготовке
к
самообразованию,
самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое
распространение
в
начальной
школе
получают личностно-
ориентированные
педагогические
технологии.
Уходит
в
прошлое
практика,
когда
учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и
групповые
формы
работы
на
уроке.
Постепенно
преодолевается
авторитарный
стиль
общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и
технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются
критерии
оценивания
учебных
достижений
учащихся
в
условиях
безотметочного
обучения.
Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований
ФГОС.
По
словам
Ивановой
Е.О.
и Осмоловской
И.М.,
урок – основная
форма
организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения
задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного
(переменного)
состава,
в
определенный
отрезок
времени,
при
непосредственном
взаимодействии
всех
участников
образовательного
процесса
и
преобладающей
информационной доминанте педагога.
Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной
деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно
должно меняться?
В
соответствии
с
положениями
и
требованиями
нового
образовательного
стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.
Основными результатами начального образования являются:
формирование
опорной
системы
знаний,
предметных
и
универсальных
способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной
школе;
воспитание
умения
учиться
–
способности
к
самоорганизации
с
целью
решения учебных задач;
индивидуальный
прогресс
в
основных
сферах
личностного
развития
–
эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Перед
педагогом
встаёт
новая
цель
обучения
и
воспитания
- формирование
универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные
УУД
(действия
целеполагания,
п л а н и р о ва н и я ,
прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);
познавательные
УУД
(действия
общеучебные,
связанные
с
поиском
информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и
действия постановки и решения проблем);
коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, пла-нирование и
реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);
личностные
УУД
(действия
смыслообразования,
нравственной
и
эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
Происходит смена целевой установки урока «дать образование» на установку
«образование как самореализация».
У
школьника
меняется
мотивация.
Она
направлена
на
саморазвитие.
При
организации
урочной
деятельности
ведущую
роль
играет
системно-деятельностный
подход.
Учитель
моделирует
урок в
соответствии
с новыми требованиями стандарта.
Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной
школы, с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды
деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание,
определяет
виды
деятельности
на
уроке,
формы
организации
учащихся,
отбирает
оптимальные методы, приёмы, технологии. Уроки носят чаще интегрированный характер.
В своей практике я использую такие виды урока, как: урок – исследование: форма
обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования
того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование,
развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам;
классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению
работать в коллективе и средствами коллектива.
Уроки
дифференцированного
обучения: строятся
в
соответствии
с
уровнем
развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения
–
развитие
и
формирование
способностей
каждого
учащегося.
Организация
учебной
деятельности
на
таких
уроках
специфична
и
требует
рассмотрения
индивидуальных
принципов
обучения,
а
также
совершенствования
теоретического
и
практического
материала учебно-воспитательного процесса на уроке.
Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса
отработки
определенных
действий
и
закрепления
учебного
материала.
Цель
этой
технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи
неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая
тренировочная
деятельность
может
быть
как
индивидуальной,
так
и
групповой.
Индивидуальные
уроки-тренинги
отличаются
от
групповых
спецификой
проблем.
На
уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех
участников
учебно-воспитательного
процесса,
на
индивидуальной
–
для
конкретного
учащегося.
Меняется
роль
учителя:
он
играет
роль
наставника,
организует
и
направляет
деятельность учащихся. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог
должен
уметь
выстраивать
алгоритм
учебных
действий
учащихся
для
достижения
поставленных целей.
Важен отбор учебно-методических комплектов. Мы такой выбор сделали: УМК
«Гармония».
В
основе
данного
учебно-методического
комплекта
лежит
системно-
деятельностный подход.
Для реализации ФГОС НОО потребуются различные технологии, в основе которых
лежит деятельностная направленность. В нашей школе накоплен достаточно богатый опыт
в
реализации
инновационных
технологий,
которые
могут
успешно
использоваться
педагогами
в
достижении
целей
нового
стандарта.
Например,
технология
междисциплинарного обучения (МДО). Технология МДО предполагает построение урока
в виде индуктивного или дедуктивного исследования. Технология проведения занятий
междисциплинарного обучения в режиме индуктивного исследования имеет следующую
структуру:
Формы общения на МДО:
Групповая работа
Межгрупповая работа (дискуссия)
Условия эффективной работы в группах на МДО:
Создавать малые группы только на одно исследование (сменный состав
групп)
Распределение ролей в группе
Доброжелательные взаимоотношения в группе
Ответственность каждого за результат работы в группе (отчитываются о
работе все члены группы)
Рефлексия
Итак,
урок,
оставаясь
основным
педагогическим
инструментом
реализации
требований ФГОС, должен формировать универсальные учебные действия. Изменяется
целевая
установка
урока. Мотивация
направлена
на
саморазвитие
ученика.
При
организации
урочной
деятельности
ведущую
роль
играет
системно-деятельностный
подход.