"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Автор: Горбатенко Жанна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР д/с "Аленка" Населённый пункт: город Абаза, республика Хакасия Наименование материала: Статья, опыт Тема: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
возраста
Горбатенко
Ж
.
М
.
Воспитатель
Учеными
доказано
,
что
развитие
рук
находится
в
тесной
связи
с
состоянием
речи
и
мышления
ребенка
.
Уровень
развития
мелкой
моторики
и
координации
движений
рук
-
один
из
основных
показателей
интеллектуального
развития
и
,
следовательно
,
готовности
к
школьному
обучению
.
Поэтому
в
дошкольном
возрасте
важно
развить
механизмы
,
необходимые
для
овладения
письмом
,
создать
условия
для
накопления
ребенком
практического
двигательного
опыта
,
развития
навыков
ручной
умелости
.
Начинать
работу
по
развитию
мелкой
моторики
нужно
с
самого
раннего
возраста
.
Уже
грудному
младенцу
можно
массировать
пальчики
(
пальчиковая
гимнастика
),
воздействуя
тем
самым
на
активные
точки
,
связанные
с
корой
головного
мозга
.
В
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
нужно
выполнять
простые
упражнения
,
сопровождаемые
стихотворным
текстом
,
не
забывать
о
развитии
элементарных
навыков
самообслуживания
:
застегивать
и
расстегивать
пуговицы
,
завязывать
шнурки
и
т
.
д
.
Почему
так
важно
для
детей
развитие
тонкой
моторики
рук
?
Дело
в
том
,
что
в
головном
мозге
человека
центры
,
отвечающие
за
речь
,
и
движения
пальцев
рук
расположены
очень
близко
.
Стимулируя
тонкую
моторику
и
активизируя
тем
самым
соответствующие
отделы
мозга
,
мы
активизируем
и
соседние
зоны
,
отвечающие
за
речь
.
Сейчас
каждый
родитель
может
самостоятельно
в
домашних
условиях
развивать
мелкую
моторику
малыша
.
А
задача
педагога
донести
до
родителей
значимость
этой
работы
,
взрослые
должны
понять
:
чтобы
заинтересовать
ребенка
и
помочь
ему
овладеть
новой
информацией
,
нужно
превратить
обучение
в
игру
,
не
отступать
.
Если
задания
покажутся
трудными
,
не
забывать
хвалить
ребенка
.
В
продаже
существует
множество
подходящих
по
возрасту
и
развитию
игрушек
,
направленных
на
мелкую
моторику
:
рамки
и
вкладыши
Монтессори
,
игрушки
-«
копилки
»,
шнуровки
,
различные
конструкторы
(
мозаика
,
пазлы
,
кубики
),
всевозможные
наборы
для
рукоделия
(
шитье
,
вышивка
,
бисероплетение
).
Но
даже
без
лишних
трат
можно
устроить
ребенку
необходимое
обучение
.
В
ход
пойдут
все
подручные
средства
:
•
Крупы
(
запускать
ручки
в
таз
с
фасолью
так
приятно
!
А
если
на
дне
малыша
ожидает
какая
-
то
игрушка
–
так
даже
вдвойне
!
Дошкольникам
можно
поручить
сортировку
и
перебирание
различных
круп
)
•
Природные
материалы
:
желуди
,
каштаны
,
шишки
,
камушки
,
ракушки
,
палочки
•
Кухонная
утварь
•
Различные
емкости
,
пузырьки
,
коробочки
•
Молнии
,
шнурки
,
завязки
,
нитки
,
веревочки
,
застежки
,
пуговицы
,
ткани
различных
размеров
,
форм
,
цветов
и
текстуры
.
Бусины
и
кольца
очень
интересно
нанизывать
на
тесьму
Из
спичек
,
ватных
палочек
и
зубочисток
можно
выкладывать
различные
рисунки
(
конечно
же
,
под
присмотром
родителей
)
Мальчики
особенно
оценят
болты
и
гайки
,
а
также
вышедшие
из
строя
технические
приборы
(
телефоны
обычные
и
сотовые
,
калькуляторы
).
А
девочкам
пойдет
на
пользу
одевание
-
раздевание
любимых
кукол
.
Большую
роль
в
развитии
малыша
и
мелкой
моторики
занимают
пальчиковые
игры
.
Всем
нам
знакомые
с
детства
«
Сорока
-
белобока
»,
«
Коза
рогатая
»
и
многие
другие
.
Регулярные
упражнения
с
пальчиками
помогают
маленьким
ручкам
стать
ловкими
и
умелыми
способствуют
развитию
мышления
,
внимания
и
памяти
малыша
.
Но
так
же
можно
развивать
пальчики
малыша
при
помощи
нетрадиционных
методов
рисования
.
Рисование
нетрадиционными
способами
,
увлекательная
,
завораживающая
деятельность
.
И
я
не
раз
убедилась
в
этом
,
рисуя
с
детьми
младшего
дошкольного
возраста
.
Для
ребенка
привычны
и
знакомы
следы
,
оставляемые
карандашами
,
фломастерами
,
шариковой
ручкой
и
кистью
,
но
остается
удивительным
использование
пальчиков
и
ладошек
для
рисования
штампов
и
трафаретов
.
Во
время
рисования
пальцами
рук
и
ног
ребенок
получает
необыкновенно
чувственное
наслаждение
при
тактильных
контактах
с
краской
,
бумагой
,
водой
.
Нестандартные
подходы
к
организации
изобразительной
деятельности
удивляют
и
восхищают
детей
,
тем
самым
,
вызывая
стремление
заниматься
таким
интересным
делом
.
Оригинальное
рисование
раскрывает
творческие
возможности
ребенка
,
позволяет
почувствовать
краски
,
их
характер
и
настроение
.
И
совсем
не
страшно
,
если
ваш
маленький
художник
перепачкается
,
главное
–
чтобы
он
получал
удовольствие
от
общения
с
красками
и
радовался
результатам
своего
труда
.
Если
смазать
ладошку
краской
,
то
она
оставит
на
бумаге
интересный
отпечаток
,
в
котором
можно
увидеть
различные
удивительные
образы
.
Наши
ладошки
умеют
превращаться
в
солнышко
.
Раскройте
ладонь
,
а
выпрямленные
пальцы
раздвиньте
в
стороны
.
Теперь
соедините
пальцы
вместе
.
Вот
какой
получился
заборчик
!
А
если
чуть
отодвинуть
большой
палец
в
сторону
,
а
остальные
раздвинуть
,
рука
превратится
в
симпатичного
ежика
.
Остается
дорисовать
грибок
,
который
заботливый
папа
тащит
в
норку
,
да
еще
не
забыть
про
лапки
,
глаз
и
носик
зверька
.
И
бабочка
полетит
,
и
цветочек
будет
радовать
своими
лепестками
,
и
слон
,
и
рыбка
,
и
многое
другое
можно
нафантазировать
вместе
с
малышом
.
Но
мы
не
забываем
и
про
пальчики
,
обмакнув
в
красную
краску
,
малыши
рисуют
ягоды
на
веточке
,
оранжевой
краской
осенний
листопад
,
а
набрав
черную
краску
,
оформим
спинку
божьей
коровки
.
При
работе
с
малышами
я
использую
не
только
нетрадиционное
рисование
,
но
и
аппликацию
из
разноцветных
салфеток
.
Цель
этой
работы
,
вызвать
интерес
детей
и
желание
творить
и
при
всем
этом
пальчики
малышей
становятся
более
послушными
,
так
как
при
работе
с
салфетками
дети
много
усилий
прикладывают
,
чтобы
получить
из
кусочка
бумаги
маленький
комочек
,
сминая
её
пальчиками
.
В
начале
учебного
года
дети
учатся
работать
с
салфетками
,
не
у
всех
сразу
все
получается
,
но
они
не
останавливаются
.
Мы
пробуем
простые
композиции
:
тропинка
для
зайки
,
стебелёк
цветка
,
лучики
солнышка
.
Поначалу
не
всем
ребятам
нравиться
пачкать
ручки
,
окуная
полученный
комочек
из
салфетки
в
клей
,
но
со
временем
это
у
них
проходит
,
и
они
с
каждым
занятием
становятся
все
уверение
в
своих
действиях
,
и
готовы
творить
более
сложное
:
цыплята
,
зимнее
дерево
и
т
.
д
.
К
концу
года
я
получаю
положительный
результат
:
мои
малыши
не
только
умело
делают
свои
поделки
,
но
и
речь
малыша
улучшается
.