Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"


Автор: Горбатенко Жанна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР д/с "Аленка"
Населённый пункт: город Абаза, республика Хакасия
Наименование материала: Статья, опыт
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие

мелкой

моторики

у

детей

раннего

возраста
Горбатенко Ж . М . Воспитатель Учеными доказано , что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка . Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и , следовательно , готовности к школьному обучению . Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы , необходимые для овладения письмом , создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта , развития навыков ручной умелости . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста . Уже грудному младенцу можно массировать пальчики ( пальчиковая гимнастика ), воздействуя тем самым на активные точки , связанные с корой головного мозга . В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения , сопровождаемые стихотворным текстом , не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы , завязывать шнурки и т . д . Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук ? Дело в том , что в головном мозге человека центры , отвечающие за речь , и движения пальцев рук расположены очень близко . Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга , мы активизируем и соседние зоны , отвечающие за речь . Сейчас каждый родитель может самостоятельно в домашних условиях развивать мелкую моторику малыша . А задача педагога донести до родителей значимость этой работы , взрослые должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией , нужно превратить обучение в игру , не отступать . Если задания покажутся трудными , не забывать хвалить ребенка . В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек , направленных на мелкую моторику : рамки и вкладыши Монтессори , игрушки -« копилки », шнуровки , различные конструкторы ( мозаика , пазлы , кубики ), всевозможные наборы для рукоделия ( шитье , вышивка , бисероплетение ). Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение . В ход пойдут все подручные средства : • Крупы ( запускать ручки в таз с фасолью так приятно !
А если на дне малыша ожидает какая - то игрушка – так даже вдвойне ! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп ) • Природные материалы : желуди , каштаны , шишки , камушки , ракушки , палочки • Кухонная утварь • Различные емкости , пузырьки , коробочки • Молнии , шнурки , завязки , нитки , веревочки , застежки , пуговицы , ткани различных размеров , форм , цветов и текстуры . Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму Из спичек , ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки ( конечно же , под присмотром родителей ) Мальчики особенно оценят болты и гайки , а также вышедшие из строя технические приборы ( телефоны обычные и сотовые , калькуляторы ). А девочкам пойдет на пользу одевание - раздевание любимых кукол . Большую роль в развитии малыша и мелкой моторики занимают пальчиковые игры . Всем нам знакомые с детства « Сорока - белобока », « Коза рогатая » и многие другие . Регулярные упражнения с пальчиками помогают маленьким ручкам стать ловкими и умелыми способствуют развитию мышления , внимания и памяти малыша . Но так же можно развивать пальчики малыша при помощи нетрадиционных методов рисования . Рисование нетрадиционными способами , увлекательная , завораживающая деятельность . И я не раз убедилась в этом , рисуя с детьми младшего дошкольного возраста . Для ребенка привычны и знакомы следы , оставляемые карандашами , фломастерами , шариковой ручкой и кистью , но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов . Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской , бумагой , водой . Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей , тем самым , вызывая стремление заниматься таким интересным делом . Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка , позволяет почувствовать краски , их характер и настроение . И совсем не страшно , если ваш маленький художник перепачкается , главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда . Если смазать ладошку краской , то она оставит на бумаге интересный отпечаток , в котором можно увидеть различные удивительные образы . Наши ладошки умеют превращаться в солнышко . Раскройте ладонь , а выпрямленные пальцы раздвиньте в
стороны . Теперь соедините пальцы вместе . Вот какой получился заборчик ! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону , а остальные раздвинуть , рука превратится в симпатичного ежика . Остается дорисовать грибок , который заботливый папа тащит в норку , да еще не забыть про лапки , глаз и носик зверька . И бабочка полетит , и цветочек будет радовать своими лепестками , и слон , и рыбка , и многое другое можно нафантазировать вместе с малышом . Но мы не забываем и про пальчики , обмакнув в красную краску , малыши рисуют ягоды на веточке , оранжевой краской осенний листопад , а набрав черную краску , оформим спинку божьей коровки . При работе с малышами я использую не только нетрадиционное рисование , но и аппликацию из разноцветных салфеток . Цель этой работы , вызвать интерес детей и желание творить и при всем этом пальчики малышей становятся более послушными , так как при работе с салфетками дети много усилий прикладывают , чтобы получить из кусочка бумаги маленький комочек , сминая её пальчиками . В начале учебного года дети учатся работать с салфетками , не у всех сразу все получается , но они не останавливаются . Мы пробуем простые композиции : тропинка для зайки , стебелёк цветка , лучики солнышка . Поначалу не всем ребятам нравиться пачкать ручки , окуная полученный комочек из салфетки в клей , но со временем это у них проходит , и они с каждым занятием становятся все уверение в своих действиях , и готовы творить более сложное : цыплята , зимнее дерево и т . д . К концу года я получаю положительный результат : мои малыши не только умело делают свои поделки , но и речь малыша улучшается .


В раздел образования