Автор: Горбунова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 168
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Актуальность:
Процесс
познания
маленького
человека
отличается
от
процесса
познания
взрослого.
Взрослые
познают
мир
умом,
маленькие
дети
–
эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде
всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления
и
осмысленной
предметной
деятельности.
Проект
актуален,
т.к.
его
реализация
позволяет
расширить
кругозор
каждого
ребенка
на
базе
ближайшего
окружения, создать условия для развития самостоятельной
познавательной активности.
Цель:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Задачи:
1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,
зелёный, синий); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус),
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету,
величине.
3.
Воспитывать
любознательность,
расширять
опыт
ориентировки
в
окружающем
пространстве,
обогащая
детей
разнообразными
сенсорными
впечатлениями.
4. Развивать мелкую моторику.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-
3
лет
средствами
дидактических
игр
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета,
и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и
основных приемах игры на них.
-
Сотрудничество
ДОУ
и
семьи
по
проблеме
формирования
и
развития
сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
-
У
родителей
вырос
уровень
по
сенсорному
развитию.
Они
научились
создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего
возраста
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и,
прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время
для
сенсорного
воспитания,
без
которого
невозможно
нормальное
формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное
развитие
ребенка
–
это
развитие
его
восприятия
и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение
сенсорного
развития
в
раннем
и
дошкольном
возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений
об окружающем мире.
Сенсорное
воспитание
означает
целенаправленное
совершенствование,
развитие
у
детей
сенсорных
процессов
(ощущений,
восприятий,
представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится
он
и
с
произведениями
искусства
–
музыкой,
живописью,
скульптурой.
И
конечно,
каждый
ребенок,
даже
без
целенаправленного
воспитания,
так
или
иначе,
воспринимает
все
это.
Но
если
усвоение
происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых,
оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит
на
помощь
сенсорное
воспитание
–
последовательное,
планомерное
ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Разные
ученые
по-разному
определяют,
что
такое
сенсорное
воспитание.
Например,
по.
Под
Дьякову
сенсорное
воспитание
означает
целенаправленное
совершенствование,
развитие
у
детей
сенсорных
способностей
(ощущений,
восприятий,
представлений).
Венгер
Л.
А.
понимает
под
сенсорным
воспитанием
последовательное,
планомерное
ознакомление
ребенка
с
сенсорной
культурой
человека.
Таким
образом,
проанализировав
указанные
выше
определения,
можно
сказать,
что
сенсорное
воспитание
–
это
целенаправленные,
последовательные
и
планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у
ребенка
чувственного
познания,
развитие
у
него
сенсорных
процессов
(ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с
сенсорной культурой человека.
Сенсорное
развитие
ребенка
буквально
с
первых
дней
его
жизни
является
залогом
успешного
осуществления
разных
видов
деятельности,
формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному
обучению.
Успешность
умственного,
физического,
эстетического
воспитания
в
значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно
поэтому
так
важно,
чтобы
сенсорное
воспитание
планомерно
и
систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в
процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является
приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует
пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей
является
игра,
игра
-
самая
любимая
и
естественная
деятельность
дошкольников.
«Для
детей
дошкольного
возраста
игры
имеют
исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания
окружающего», - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные
эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности,
принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Основная часть
Работу
по
данному
направлению
начала
с
того,
что
изучила
педагогическую
литературу,
проанализировала
исследования
ученых
по
сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своего проекта разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений.
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим
образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном
этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной
проблеме
2 этап – проектировочный.
3
этап
–
творческий.
Приобретение
и
создание
дидактических
игр
на
развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление
картотеки.
План по самообразованию по теме: Сенсорное воспитание детей
младшего дошкольного возраста
Месяц
Методическая
работа
Работа с
детьми
Работа с
родителями
Сентябрь
Создать
учебную
программу,
изучение
литературы
Диагностика
Консультация
для родителей
на тему «С чего
начинать
обучение
цветам
ребенка»
Октябрь
Оформить в
группе уголок
«Сенсорика»
Знакомство с
дидактическим
и
и г р а м и
п о
сенсорному
развитию
Оформление
папки
передвижки на
тему:
«Дидактически
е игры по
сенсорике»
Ноябрь
Разработка
НОД по
сенсорному
развитию
Работа по
плану
Открытый
показ НОД по
теме «В гости к
нам пришла
кукла Маша»
Декабрь
Изучение
периодической
печати по
данной теме
Работа по
плану
Анкетирование
родителей на
тему «Для чего
нужна
сенсорика»
Январь
Пополнение
уголка
«Сенсорика»
Работа по
плану
Консультация
для родителей
на тему «Какие
игрушки
необходимы
детям»
Февраль
Изготовление
пособий по
Работа по плану
Конкурс
«Мамины
сенсорике
игрушки» -
пособия,
изготовленные
родителями
Март
Посещение
методических
объединений
Работа по плану
Консультация
для родителей
на тему
«Хотите ли вы
умного
ребенка?»
Апрель
Изготовление
п о с о б и й
п о
сенсорике
Работа по плану
Консультация
для родителей
«Как
развивать
мелкую
моторику дома»
Май
Самоанализ
деятельности
Диагностика
Фотовыставка
« Ч е м у
м ы
научились
з а
учебный год»
План работы с детьми по сенсорному развитию
«Разноцветный мир»
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь
1. Диагностика
2. «Назови геометрическую
фигуру»
1. Выявить знания детей в
области сенсорных
эталонов цвета, формы,
величины посредством
дидактического материала
на начало года.
2. Учить детей узнавать и
правильно называть
плоскостные
геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник).
Октябрь
1. «Пересыпание ложкой»
2. «Прыг – скок по
дорожке»
1. Учить ребенка
пересыпать зерна ложкой,
запоминать
последовательность
действий, развивать
самостоятельность.
2. Учить детей узнавать и
правильно называть
цвета: красный, желтый,
синий, зеленый.
Ноябрь
1. «Подбери игрушки
маленькому зайке и
большому мишке»
2. «Шумящие коробочки»
1. Закрепление умения
группировать и соотносить
однородные предметы по
величине.
2. Развивать слуховое
восприятие, учить
составлять пары
одинаковых шумов
Декабрь
Январь
1. «Играем с бумажными
шариками»
2. «Волшебный поднос»
1. «Подбери по форме»
2. Игры с прищепками:
выкладывание предметов
1. Развивать у детей мелкую
моторику рук.
2. Учить детей выполнять
задание правильно,
развивать мелкую моторику
рук.
1. Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
по образцу (солнышко,
елка, ежик)
квадрат, треугольник.
2. Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Февраль
1. «Кто скорее соберет
игрушки»
2. «Золушка»
1. Учить детей
группировать объекты,
отличающиеся по форме,
величине, назначению, но
имеющий одинаковый цвет.
2. Учить детей сортировать
предметы (фасоль) по цвету,
развивать мелкую моторику
рук.
Март
1. «Воздушные шары»
2. «Поможем мишке
разложить игрушки»
1. Закрепление знания
цветов: красный, желтый,
синий, зеленый.
2. Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник.
Апрель
1. «Ткани»
2. «Что лежит в мешочке?»
1. Развивать у детей
осязание, учить составлять
пары одинаковых на ощупь
тканей.
2. Закрепить знания детей о
форме, упражнять в
правильном соотнесении
нескольких предметов с
одним и тем же
геометрическими
образцами.
Май
1. «Сделаем куклам бусы»
2. Диагностика
1. Закреплять умение
группировать предметы по
цвету, учить нанизывать
бусы на нитку.
2. Выявить знания детей в
области сенсорных
эталонов цвета, формы,
величины посредством
дидактического материала
на конец года.
Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – М.: Медицина, 1977
2. Варатян В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования-
М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
4.
Венгер
Л,А,
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию дошкольников – М.: Просвещение, 1988.
5.
Венгер
Л.А.,
Пилюгтна
Э.Г.
Венгер
Н.Б.
Под
ред.
Венгера
Л.А.
Воспитания сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для
воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные
учреждения – М.: Просвещение, 1972.
7. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй
младшей группе детского сада – М.: Просвещение, 1981.
8.
Мусейбова Т. Генезис отражение пространства и пространственной
ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - №3,
1970.
9. Мушина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология:
учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Венгер Л.А. – 2-е издание
перераб.. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
10. Павлова Л.Н. Развивающие игры занятия с детьми от рождения до трех
лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в
дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 1986.
12. Пилюгина Э.Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста. Пособие для воспитателя детского сада – М.: 1983.
13. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду:
Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
14. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать
их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. - №10, 2002.
15.
Усова
А.П.,
Запорожец
А.В.
Педагогика
и
психология
сенсорного
развития
и
воспитания
дошкольника.
Теория
и
практика
сенсорного
воспитания в детском саду – М.: 1965.
.